УДК 316.61 Чанкова Елена Вадимовна
кандидат педагогических наук, доцент Российского государственного социального университета
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация:
В статье представлены основные результаты эмпирической апробации модели коммуникативной компетентности личности в современном российском обществе. В соответствии с полученными данными, не обеспеченная социальными институтами ретиальная коммуникация в интернет-пространстве приводит к коммуникативной компетентности личности рефлексивного типа, при котором отношение к норме взаимодействия становится подвижным.
Ключевые слова:
коммуникативная компетентность личности, апробация модели коммуникативной компетентности личности, целевая выборка респондентов, метод письменного опроса.
Chankova Elena Vadimovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Russian State Social University
COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A PERSON IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY
Summary:
The article presents the main results of the empirical testing of the model of personal communicative competence in the modern Russian society. In accordance with the obtained data, the reteal (from Latin "rete" -"net") Internet communication, unsupported by social institutions, leads to the formation of the communicative competence of reflective type, which supposes mobile attitude to the communication norm.
Keywords:
communicative competence of a person, testing of the model of personal communicative competence, purposive sampling of respondents, written survey method.
Настоящая статья завершает цикл публикаций, представляющих результаты социологического исследования коммуникативной компетентности личности. Представлены теоретические и методологические основы исследования («Исследование коммуникативной компетентности в формате типов общественного развития») [1], основные результаты теоретического моделирования для выявления особенностей коммуникативной компетентности личности в индустриальном и постндустриальном обществе («Моделирование коммуникативной компетентности личности в формате типов общественного развития») [2], методологическое обоснование операционализации теоретической модели в эмпирическую с целью апробации полученного модельного знания («Аб-дуктивная стратегия апробации модели коммуникативной компетентности личности») [3].
Статья посвящена основным результатам эмпирической проверки теоретической модели коммуникативной компетентности личности в современном российском обществе.
В ходе апробации модели были использованы методы: письменный опрос (анкетирование), психосемантический эксперимент - в соответствии с нисходящей индуктивной исследовательской логикой, исследование случая - в соответствии с восходящей дедуктивной исследовательской логикой, что позволяет говорить об абдуктивной стратегии исследования.
В настоящей статье отражены результаты письменного опроса.
Опрос проводился в столичном регионе в течение марта - мая 2014 г., были опрошены 300 респондентов. Выборка - целевая, так как генеральная совокупность, в соответствии с целью исследования, различалась только по одному признаку - пользование Интернетом. Таким образом, были выделены две подгруппы респондентов - пользующиеся сетью Интернет и не пользующиеся ею. Как указывает В.А. Ядов, «...численность (объем) выборки зависит от уровня однородности или разнородности изучаемых объектов. Чем более они однородны, тем меньшая численность может обеспечить статистически достоверные выводы» [4].
Напомним, что гипотеза исследования была сформулирована следующим образом:
1) представления о коммуникативной компетентности личности отражены адекватно в сознании современного россиянина;
2) элементом, определяющим изменение коммуникативной компетентности в период трансформации современного общества, является «отношение к коммуникативной норме» в структуре личности, которое становится рефлексивным в постиндустриальном социуме;
3) в современном российском обществе функционируют два типа коммуникативной компетентности, характерных для трансформационного периода общественного развития: институциональный и рефлексивный.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 21)
По данным опроса, 82,7 % опрошенных респондентов отмечают уровень своей коммуникативной компетентности как удовлетворительный, то есть они ощущают себя вполне вписанными в общество, социальными, и лишь 13,4 % сомневаются или считают себя некомпетентными. На этом фоне интересна оценка себя респондентов глазами окружающих:
1) 26,9 % считают, что выглядят коммуникабельно в глазах окружающих;
2) 46,2 % считают с небольшой долей сомнения, что выглядят коммуникабельно в глазах окружающих;
3) 10,4 % видят себя глазами окружающих некоммуникабельными;
4) 16,5 % не задумывались над этим вопросом.
Таким образом, 68,1 % респондентов отмечают уровень своей коммуникативной компетентности в глазах окружающих как удовлетворительный. Эти данные свидетельствуют об общей благополучной самооценке россиянами своей коммуникативной компетентности. То есть россияне - это люди, интегрированные в свое сообщество, представления о коммуникативной компетентности в сознании отражены адекватно.
Выявление представлений респондентов о различиях в нормах в Интернете и в реальности дало следующие результаты (отметим, что в гипотезе заложены коммуникации ретиального [5], то есть не иерархического характера, основанные на всеобщем доступе, не обслуживающиеся институционально):
- 73,6 % респондентов согласны с утверждением, что общение в Интернете отличается от реального;
- 23 % респондентов согласны с утверждением, что приходится «додумывать» правила общения в Интернете;
- 37,7 % респондентов согласны с утверждением, что в Интернете есть возможность экспериментировать с нормами.
Для интерпретации полученных результатов значимыми представляются результаты обработки полученных данных методами математической статистики, в частности был использован тест Фишера.
Тест Фишера подтвердил надежность связи между показателями вопросов анкеты («Общение в Интернете отличается от реального» и «Необходимость изменять правила общения в Интернете», рис. 1).
Рисунок 1 - Доказательство надежности связи между показателями вопросов анкеты («Общение в Интернете отличается от реального» и «Необходимость изменять правила общения в Интернете»)
Данное распределение указывает на надежную связь между вышеназванными показателями: чем ближе показатели друг к другу и дальше от центра, тем надежней зависимость. Таковы недифференцированные результаты.
Кроме того, на основе рассчитанных В.А. Ядовым показателей существенных различий в результатах разных однородных выборок, была определена разница в ответах респондентов-пользователей Интернет и респондентов, не пользующихся сетью Интернет. Так, 28 % в подгруппе (150 чел.) не использующих Интернет считают, что нормы взаимодействия изменяются в Интернете, в подгруппе пользователей Интернет (150 чел.) на данный вопрос ответили положительно 59 %. Разность в численности положительных ответов составляет 59 - 28 = 31 (%). Отметим, что В.А. Ядовым оговаривается значимость величины разности между показателями разных однородных подгрупп [6]. Для объема подвыборки в 150 чел. значимой разностью является 11,5 %. Таким образом, полученный результат является значимой величиной.
Более 50 % респондентов-пользователей сети Интернет продемонстрировали склонность к изменению нормы взаимодействия.
Гипотеза об изменении отношения к норме коммуникации как основного фактора, отличающего коммуникативную компетентность в индустриальном обществе от коммуникативной компетентности в постиндустриальном обществе, получила подтверждение. Таким образом, индустриальное общество воспроизводится посредством институционального типа коммуникативной компетентности личности; постиндустриальное общество воспроизводится посредством рефлексивного типа коммуникативной компетентности личности, и современное российское общество включено в данный процесс перехода мирового сообщества из индустриального в постиндустриальное.
Ссылки:
1. Чанкова Е.В. Исследование коммуникативной компетентности личности в формате типов общественного развития [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2014. № 18. URL: http://teoria-prac-tica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/18/sociology/chankova.pdf (дата обращения: 12.12.2014).
2. Чанкова Е.В. Моделирование коммуникативной компетентности личности в формате типов общественного развития [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. URL: http://teoria-prac-tica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/19/sociology/chankova.pdf (дата обращения: 12.12.2014).
3. Чанкова Е.В. Исследование коммуникативной компетентности личности в формате типов общественного развития [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2014. № 20. URL: http://teoria-prac-tica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/20/sociology/chankova.pdf (дата обращения: 12.12.2014).
4. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы [Электронный ресурс]. URL: http://soci-oline.ru/pages/yadov-va-sotsiologicheskoe-issledovanie-metodologiya-programmametody (дата обращения: 25.12.2014).
5. Социологическая энциклопедия / рук. проекта Т.Ю. Семигин, гл. ред. В.Н. Иванов. Т. 2. М., 2003.
6. Ядов В.А. Указ. соч.