Научная статья на тему 'Рефлексивность коммуникативной компетентности личности в современном постиндустриальном обществе'

Рефлексивность коммуникативной компетентности личности в современном постиндустриальном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
333
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / РЕФЛЕКСИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КОММУНИКАТИВНОЙ НОРМЕ / ИЗМЕНЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАСТНИКОВ КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A PERSON / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / REFLEXIVE ATTITUDE TOWARDS THE COMMUNICATIVE NORM / CHANGE OF IDENTITY OF COMMUNICATION PARTICIPANTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ахмедова Муслимат Газиевна, Чанкова Елена Вадимовна

Статья посвящена описанию коммуникативной компетентности личности в условиях становления постиндустриального общества, когда происходит изменение структуры общества, функций социальных институтов, места и роли личности в социальных процессах, в том числе в коммуникации. Объясняется сущность рефлексивной коммуникации и коммуникативной компетентности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFLEXIVITY OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF AN INDIVIDUAL IN THE MODERN POSTINDUSTRIAL SOCIETY

The article describes the communicative competence of an individual in the conditions of developing postindustrial society, when there is a change of the society structure, social institutions, place and role of an individual in the social processes, including communication. The authors explain the nature of the reflexive communication and communicative competence of a person.

Текст научной работы на тему «Рефлексивность коммуникативной компетентности личности в современном постиндустриальном обществе»

УДК 316.61

Ахмедова Муслимат Газиевна

доктор философских наук, профессор, профессор Российского государственного социального университета

Чанкова Елена Вадимовна

Akhmedova Muslimat Gazievna

D.Phil. (Philosophy), Professor, Russian State Social University

Chankova Elena Vadimovna

кандидат педагогических наук, доцент, доцент Российского государственного социального университета

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

PhD in Education Science, Assistant Professor, Russian State Social University

THE REFLEXIVITY OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF AN INDIVIDUAL IN THE MODERN POSTINDUSTRIAL SOCIETY

Аннотация:

Статья посвящена описанию коммуникативной компетентности личности в условиях становления постиндустриального общества, когда происходит изменение структуры общества, функций социальных институтов, места и роли личности в социальных процессах, в том числе в коммуникации. Объясняется сущность рефлексивной коммуникации и коммуникативной компетентности личности.

Ключевые слова:

коммуникативная компетентность личности, постиндустриальное общество, рефлексивное отношение к коммуникативной норме, изменение идентичности участников коммуникации.

Summary:

The article describes the communicative competence of an individual in the conditions of developing postindustrial society, when there is a change of the society structure, social institutions, place and role of an individual in the social processes, including communication. The authors explain the nature of the reflexive communication and communicative competence of a person.

Keywords:

communicative competence of a person, postindustrial society, reflexive attitude towards the communicative norm, change of identity of communication participants.

В настоящей статье, содержательно связанной с публикацией «Моделирование коммуникативной компетентности личности в формате типов общественного развития» (№ 19, 2014 г.), более детально раскрыты позиции, характеризующие особенности коммуникативной компетентности личности в постиндустриальном обществе. Представлен анализ элементов модели коммуникативной компетентности личности для постиндустриального общества.

1. Ситуация коммуникации отражает свойства общественной структуры, в которой происходит взаимодействие. Наиболее существенной для построения модели чертой является тенденция к размыванию социальной структуры, которая сложилась в индустриальном обществе. Глобальная компьютеризация ведет к замене традиционных институтов и социальных связей новыми сетевыми организациями. Так, в экономической сфере такая трансформация связана с появлением «сетевого предприятия» и «сетевого работника», в сфере культуры - с разрушением традиционных патриархальных институтов в повседневной коммуникации и формированием новых, альтернативных сетевых отношений (М. Кастельс, Д. Белл, Ю. Хаяши, Т. Умесао, М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоунер, Р. Карц). Знания, выступая организующим принципом всего общества, трансформируют его таким образом, что неизбежно возникает кризис всех институтов господства, которые обеспечивали социальный порядок в индустриальном обществе. Таким образом, характерной чертой ситуации коммуникации в постиндустриальном обществе является неопределенность норм взаимодействия.

2. «Жизненный мир» личности. Анализ данного элемента позволяет проследить последствия рефлексивного отношения к ситуации коммуникации в динамично изменяющемся мире.

Заметим, что в институциональной стороне модели нами были введены как значимый элемент «внешняя - статусно-ролевая сторона и внутренняя - диспозиционная сторона» структуры личности, где диспозиция формируется под влиянием легитимизированных культурой общества норм коммуникации, под влиянием существующих в коллективном сознании соответствующих норм ценностей и является устойчивой характеристикой личности.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 3)

На наш взгляд, рефлексивные возможности личности лежат в другой зоне - в ее «жизненном мире» (термин Ю. Хабермаса). Ю. Хабермас выделяет в структуре жизненного мира культуру, личность и общество [1], причем по своим свойствам «жизненный мир» личности таков, что способен автономизироваться от культуры как общественной структуры и консолидироваться с партнером по ситуации, исходя из специфики ситуации. Такое понимание действий индивида мы считаем принципиальным для объяснения рефлексивности коммуникативной компетентности личности. То есть индивид, рефлексивно относясь к динамично меняющимся условиям жизни, способен изменить существующую в культуре норму коммуникации - в соответствии со спецификой ситуации коммуникации. Это становится возможным в ходе согласования действий между участниками ситуации коммуникации.

Именно субъективный способ существования жизненного мира способен к преобразованию культурной нормы коммуникации в индивидуальную. Такая потребность в преобразовании нормы возникает вследствие затруднений, которые испытывает актор в ситуации постиндустриального взаимодействия - в силу снижения роли или полного отсутствия социальных институтов как элемента социальной структуры в Интернете. Это означает, что в Интернете может отсутствовать статусно-ролевой механизм регулирования взаимодействия. То есть рефлексия востребована в связи с необходимостью реагирования индивида на затруднение в ситуации, когда отсутствуют привычные механизмы регулирования этой ситуации. На наш взгляд, преобразование закрепленной в культуре нормы коммуникации в индивидуальную при помощи имеющегося опыта, хранящегося в жизненном мире личности, лаконично может быть описано при помощи методики рефлексии, разработанной российской методологической школой Г.П. Щедровицкого [2]. Так, следующие этапы в рефлексии, ведущие к появлению индивидуальной нормы коммуникации: 1) обращение к ценностям коммуникации; 2) проверка значимости ценностей в концепции жизненного мира; 3) осознание разрыва между ценностями коммуникации и старой нормой как проблемы; 4) преобразование нормы в соответствии с ценностями жизненного мира для данной ситуации - в индивидуальную; 5) использование новой индивидуальной нормы в ситуации коммуникации - разработаны О.С. Анисимовым.

3. Коммуникативная компетентность личности. Таким образом, данный элемент имеет в своей структуре знания коммуникации, ценности коммуникации и преобразованную норму коммуникации - что существенно отличает подобный элемент в институциональной стороне модели. На наш взгляд, норма коммуникации является наиболее подверженным изменениям элементом в структуре личности - по сравнению с ценностями коммуникации как более устойчивым образованием [3]. Данное различение принципиально и порождает другой тип коммуникативной компетентности личности - рефлексивный.

В связи со сменой механизма функционирования коммуникативной компетентности личности в постиндустриальном обществе возникает вопрос способа идентификации актора в ситуации. Видимо, в постиндустриальном взаимодействии личность строит свою идентичность в соответствии со своим субъективным замыслом присутствия в ситуации - в отличие от индустриального взаимодействия, где актор определяет свою идентичность по статусу, который ему предлагает занять ситуация коммуникации. В целом идентичность индивида в постиндустриальном обществе отличается неопределенностью, размытостью, множественностью, частой сменой идентичностей.

4. Новая норма коммуникации участников взаимодействия. Поскольку в постиндустриальной ситуации коммуникации каждый из участников в результате рефлексивного отношения к ситуации выработал свою индивидуальную норму коммуникации, возникает проблема согласования этих норм (ситуация, которая отсутствует в индустриальном взаимодействии, поскольку решена на уровне социальных институтов). Данная проблема разрешается путем согласования - достижения консенсуса (по Ю. Хабермасу), интерсубъективности (по А. Шюцу, Э. Гуссерлю). Заслуживающим внимания представляется рассмотрение вопроса преобразования нормы и ее согласования с позиции феноменологической герменевтики П. Рикера, который перевел герменевтику в онтологическую плоскость, разработав своего рода обобщенную концепцию человека XX в. Понимание П. Рикером личности основано на деятельностном подходе -целостность, автономность, творческая сущность человека рассматриваются им как «повествовательная идентичность», благодаря которой осуществляется связь времен. Человеческая самость сохраняется, если она основана на временной структуре, соответствующей модели динамической идентичности, которую содержит в себе поэтика повествовательного текста, то есть связывает человека с самим собой, вписывает его в память и проецирует вперед. Таков механизм интеграции человека в целостный контекст культуры. Идея модели динамической идентичности представляется перспективной, поскольку в ситуации размывания институциональной идентичности человек сохраняет свою самость в социальных отношениях через обращение к своей концепции жизненного мира, не разрушая прежнюю идентичность, а проецируя ее в будущее.

На наш взгляд, рефлексивность коммуникативной компетентности личности отражает теорию габитуса П. Бурдье с позиции ее функции [4], теорию интерсубъективной идеальности А. Шюца - с позиции идеологии построения социальности [5], теорию структурации Э. Гидденса - с позиции возможности классифицировать типы рефлексивной коммуникативной компетентности в постиндустриальном обществе [6].

Построение идентичности, согласование нормы взаимодействия являются основаниями для сохранения личностью своей социальности в постиндустриальном обществе.

4. Сообщения отправляемые и получаемые, их интерпретация. В ситуации интернет-коммуникации сообщения играют выраженную специфическую роль, так как зачастую являются единственным способом презентации актора в ситуации коммуникации - коммуникация проходит путем обмена письменными сообщениями. По этой причине на сообщение ложится дополнительная нагрузка - оно является заместителем актора, способом выражения его идентичности. У получателя сообщения усложняется задача интерпретации сообщения - только по письменному тексту по этой причине могут возникать искажения контекста.

Таким образом, изменения современного общества непосредственно влияют на становление нового содержания и проявлений коммуникативной компетентности личности, ориентированной на обеспечение целостности становящегося типа общественного развития, что подтверждают современные социологические исследования [7; 8]. Рефлексивность коммуникативной компетентности личности в современном обществе как преобразует норму коммуникации, так и порождает новую идентичность участников коммуникации.

Ссылки:

1. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2001. 377 с.

2. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия / ред.-сост. А.А. Пископпель, В.Р. Рокитянский, Л.П. Щедро-вицкий. М., 1980. 800 с.

3. Ахмедова М.Г. Методологический и гносеологический плюрализм в современной социологической теории // Социология и социальная политика. 2012. № 11 (89).

4. Бурдье П. Структуры, habitus, практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.

5. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2.

6. Гидденс Э. Устроение общества. М., 2003.

7. Макарова Л.В. Социологическое значение понятия личности в социально-гуманитарном православном дискурсе // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 1. С. 51.

8. Осипова Е.А. Эволюция связей с общественностью в социальной сфере в условиях глобализации // Социальная политика и социология. 2011. № 4 (70). С. 174-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.