Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инженерное образование дошкольников / инженерное мышление / моделирование / engineering education of preschool children / engineering thinking / modeling

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мякишева Мария Владимировна

В статье обосновывается необходимость инженерного образования дошкольников. Раскрывается значимость использования моделирования в формировании инженерного мышления ребенка, представленного комплексом умений. Для обоснования потребности и возможности использования моделирования в работе проанализированы основные теоретические и методические аспекты введения моделирования в образование дошкольников. Представлен анализ педагогических исследований, позволяющий констатировать наличие большого интереса ученых и педагогов к проблеме инженерного образования дошкольников. Разработка данной проблематики в педагогической науке вызвана осознанием стратегической важности решения объективно существующих вызовов, проблем в области разработки и внедрения технологий, наличием детерминированной связи объема и качества появляющихся технологических инноваций с уровнем инженерного образования в стране. В статье использованы ключевые понятия и предоставлено аргументированное их содержание. Проведен анализ категориальных аспектов термина «моделирование», раскрывающий его сущность в трех важных аспектах. Моделирование рассмотрено как процесс построения, реализации и исследования модели; как вид знаково-символической деятельности; как метод, предполагающий организацию совместной деятельности педагога и ребенка по созданию образа изучаемого объекта или явления. В статье приводится описание системы работы по знакомству ребенка-дошкольника с моделированием, предполагающей постепенное овладение ребенком приемами схематизации, замещения, кодирования и декодирования. В статье обосновывается необходимость использования моделирования как ключевого метода инженерного образования в дошкольном возрасте, способствующего формированию у детей моделирующих, конструкторских, графических, исследовательских умений. Автор в статье отмечает, что данная работа будет содействовать формированию у ребенка способности оперировать моделями в уме, что обеспечит создание в представлениях ребенка стройной картины мира с пониманием отдельных явлений и существующих между ними связей и отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мякишева Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article grounds the necessity of engineering education of preschool children. It reveals the significance of using modeling in the formation of engineering thinking of a child represented by a set of skills. In order to ground the need and possibility of using modeling, the main theoretical and methodological aspects of introducing modeling in preschool children's education are analyzed. The analysis of pedagogical research is presented, which allows us to state that there is a great interest of scientists and teachers to the problem of engineering education of preschool children. The development of this problematic in pedagogical science is caused by the realization of strategic importance of solving objectively existing challenges, problems in the field of technology development and implementation, the existence of deterministic relationship between the volume and quality of emerging technological innovations and the level of engineering education in the country. The article uses key concepts and provides a reasoned argumentation of their content. The analysis of categorical aspects of the term "modeling" has been carried out, revealing its essence in three important aspects. Modeling is considered as a process of construction, implementation and research of a model; as a type of sign-symbolic activity; as a method involving the organization of joint activities of a teacher and a child to create an image of the studied object or phenomenon. The article describes the system of work on acquaintance of a preschool child with modeling, assuming gradual mastering by the child of schematization, substitution, coding and decoding techniques. The article grounds the necessity of using modeling as a key method of engineering education in preschool age, contributing to the formation of children's modeling, design, graphical, and research skills. The author in the article notes that this work will contribute to the formation of the child's ability to operate models in the mind, which will ensure the creation of a coherent picture of the world in the child's mind with an understanding of individual phenomena and the existing links and relationships between them.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Выводы. По результатам проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы. Во-первых, при работе с детьми с ЗПР важно оценивать не только их умственные способности, но и предпочитаемые формы работы в классе -групповые, творческие задания с применением игровых технологий - что значительно влияет на повышение мотивации к обучению, а также положительно влияет на продуктивность обучения. Во-вторых, связанность лексического материала с реальными интересами детей также имеет значительный положительный эффект: дети меньше отвлекаются на задачу «вызубрить слов» и больше обращают внимание на себя и свои интересы, взаимодействуя с одноклассниками, тем самым процесс обучения становится легче. В-третьих, помимо развития лексического навыка, у детей развиваются творческие способности, так как все упражнения из этапов «отработка» и «применение» сфокусированы на творческом подходе к выполнению поставленных задач. Наконец, разработанный комплекс упражнений и предлагаемые компенсаторные приемы является универсальным для изучения любой лексической темы, так как творческий наглядный подход и игровые формы работы могут быть универсально применимы.

Литература:

1. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.:Изд-во Академии педагогических наук, 1958. - 370 с.

2. Лапшин, В.А. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. -М.: Просвещение, 1991. - 143 с.

3. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №1. -URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2 (дата обращения: 10.10.2023)

4. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. -Москва: Педагогика, 1990. - 96 с.

5. Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста (Избранные главы) / Г.Е. Сухарева. - М.: Медицина, 1974. 320 с.

6. Ульенкова, У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова // Дефектология: научно-методический журнал под ред. В.И. Лубовский. - 1997. - №4. - С. 26-32

7. Федотова, Г.А. Дидактические игры как фактор развития координации подростков с задержкой психического развития / Г.А. Федотова, В. Яковлева // Глобус: психология и педагогика. - 2019. - №5 (33). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/didakticheskie-igry-kak-faktor-razvitiya-koordinatsii-podrostkov-s-zaderzhkoy-psihicheskogO" razvitiya (дата обращения: 22.03.2023)

8. Conditions of vocabulary acquisition. In R. Barr, M. L. Kamil, P. Mosenthal, and P.D. Pearson (Eds.) II Handbook of reading research (Vol. 2, pp. 789-814). - New York: Eongman.

9. Cummins, J. Linguistic interdependence and the educational development of bilingual children / J. Cummis 11 Review of Educational Research. - 1979. - Vol. 2, № 49(2). - Pp. 222-251

10. Downey, D.M. Curricular accommodations for college students with language learning disabilities / D.M. Downey, L.E. Synder 11 Topics in Language Disorders. - 2001. - № 21(2). - Pp. 55-67.

11. Dziorny, M. Digital game-based learning and dyslexia in higher education / M. Dziorny 11 Proceedings of Society for Information Technology and Teacher Education International Conference. - Association for the Advancement of Computing in Education, USA, 2007. - URL: Digital Game-based Learning and dyslexia in higher education - Learning & Technology Library (LearnTechLib) (дата обращения: 22.10.2023)

12. Kaplan, H.I. Kaplan and Sadock's synopsis of psychiatry: behavioral sciences/ clinical psychiatry / H.I. Kaplan, B.J. Sadock.-Lippincott Williams and Wilkins, 2003. - 1480 p.

13. Ke, F. Games for engaged learning of middle school children with special learning needs / F. Ke, T. Abrams. - British Journal of Educational Technology, 2013. - P. 225-242

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук Мякишева Мария Владимировна

Омский государственный педагогический университет (г. Омск)

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость инженерного образования дошкольников. Раскрывается значимость использования моделирования в формировании инженерного мышления ребенка, представленного комплексом умений. Для обоснования потребности и возможности использования моделирования в работе проанализированы основные теоретические и методические аспекты введения моделирования в образование дошкольников. Представлен анализ педагогических исследований, позволяющий констатировать наличие большого интереса ученых и педагогов к проблеме инженерного образования дошкольников. Разработка данной проблематики в педагогической науке вызвана осознанием стратегической важности решения объективно существующих вызовов, проблем в области разработки и внедрения технологий, наличием детерминированной связи объема и качества появляющихся технологических инноваций с уровнем инженерного образования в стране. В статье использованы ключевые понятия и предоставлено аргументированное их содержание. Проведен анализ категориальных аспектов термина «моделирование», раскрывающий его сущность в трех важных аспектах. Моделирование рассмотрено как процесс построения, реализации и исследования модели; как вид знаково-символической деятельности; как метод, предполагающий организацию совместной деятельности педагога и ребенка по созданию образа изучаемого объекта или явления. В статье приводится описание системы работы по знакомству ребенка-дошкольника с моделированием, предполагающей постепенное овладение ребенком приемами схематизации, замещения, кодирования и декодирования. В статье обосновывается необходимость использования моделирования как ключевого метода инженерного образования в дошкольном возрасте, способствующего формированию у детей моделирующих, конструкторских, графических, исследовательских умений. Автор в статье отмечает, что данная работа будет содействовать формированию у ребенка способности оперировать моделями в уме, что обеспечит создание в представлениях ребенка стройной картины мира с пониманием отдельных явлений и существующих между ними связей и отношений.

Ключевые слова: инженерное образование дошкольников, инженерное мышление, моделирование.

Annotation. The article grounds the necessity of engineering education of preschool children. It reveals the significance of using modeling in the formation of engineering thinking of a child represented by a set of skills. In order to ground the need and possibility

of using modeling, the main theoretical and methodological aspects of introducing modeling in preschool children's education are analyzed. The analysis of pedagogical research is presented, which allows us to state that there is a great interest of scientists and teachers to the problem of engineering education of preschool children. The development of this problematic in pedagogical science is caused by the realization of strategic importance of solving objectively existing challenges, problems in the field of technology development and implementation, the existence of deterministic relationship between the volume and quality of emerging technological innovations and the level of engineering education in the country. The article uses key concepts and provides a reasoned argumentation of their content. The analysis of categorical aspects of the term "modeling" has been carried out, revealing its essence in three important aspects. Modeling is considered as a process of construction, implementation and research of a model; as a type of sign-symbolic activity; as a method involving the organization ofjoint activities of a teacher and a child to create an image of the studied object or phenomenon. The article describes the system of work on acquaintance of a preschool child with modeling, assuming gradual mastering by the child of schematization, substitution, coding and decoding techniques. The article grounds the necessity of using modeling as a key method of engineering education in preschool age, contributing to the formation of children's modeling, design, graphical, and research skills. The author in the article notes that this work will contribute to the formation of the child's ability to operate models in the mind, which will ensure the creation of a coherent picture of the world in the child's mind with an understanding of individual phenomena and the existing links and relationships between them.

Key words: engineering education of preschool children, engineering thinking, modeling.

Введение. Первые десятилетия XXI века характеризуются серьезными высокотехнологическими открытиями, многие из которых для человечества являются революционными. Этот процесс сопровождается и в полной мере обусловлен развитием науки.

Понимание стратегической важности решения объективно существующих вызовов, проблем в области разработки и внедрения технологий привело к принятию правительством нашей страны концепции технологического развития на период до 2030 года. При этом одной из важнейших задач, обозначенной в Концепции, определяется подъем на новый уровень кадрового потенциала нашей страны, что ведет за собой необходимость осуществления качественных изменений в системе инженерного образования, популяризации инженерных профессий среди молодежи, поскольку наличие детерминированной связи объема и качества появляющихся технологических инноваций с уровнем инженерного образования не вызывает сомнений.

В современном понимании инженерное образование предполагает подготовку специалиста, обладающего не только набором определенных знаний и умений в области организации современного производства, знакомого с современными орудиями труда, но характеризующегося стремлением к развитию инженерного мышления, креативности в технической сфере, самосовершенствованию в профессии. Именно в этом будет проявляться универсальность данного специалиста [1, С. 8].

Таким образом, инженер - это специалист, обладающий особым видом мышления, предполагающим сочетание научного, технического, логического, эстетического, практического, творческого мышления [4, С. 4].

Однако, формирование мышления, в том числе инженерного мышления, как высшего познавательного процесса, начинается не с момента поступления в профессиональное образовательное учреждение. Именно поэтому вопрос, с какого возраста необходимо вводить ребенка в профессию инженера, остается открытым.

В последние годы в современных исследованиях все чаще встречается термин «ранее инженерное образование», объясняющий необходимость введения в старших классах школы инженерной подготовки школьников. Кроме того, разрабатываются различные образовательные курсы, предполагающие погружение ребенка в техническую деятельность уже с первого класса (например, STEM-образование) [5, С. 180].

Анализ современных исследований демонстрирует возросшее внимание ученых и педагогов к инженерному образованию дошкольников. Данный интерес обусловлен пониманием специфики формирования познавательных процессов у человека, онтогенезом развития мышления, поскольку первые представления о том, как устроен мир, первые попытки понять его через созидание нового происходят именно в период дошкольного детства.

Изложение основного материала статьи. Результатом развития инженерного мышления становятся такие группы инженерных умений, как: конструктивно-технические, представленные исследовательскими, моделирующими и конструкторскими умениями; организационно-технологические, объединяющие графические, вычислительные, измерительные умения; операционно-технологические, включающие сборочные умения, выполнение операций; операционно-контрольные, содержащие диагностические умения и навыки контроля и самоконтроля.

При этом в каждой группе представлены умения, необходимость формирования которых у дошкольников уже определено содержанием федеральной образовательной программы дошкольного образования, предполагающим развитие сенсорных способностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, выдвижения и реализации творческих идей в области освоения элементарной техники и простейших механизмов. Поэтому можно утверждать, что инженерное образование дошкольников предполагает не введение ребенка в профессию инженера, а формирование у него инженерных умений.

Успешность реализации данной цели в дошкольном образовании достигается путем специальной организации предметно-пространственной среды, за счет использования специальных технологий.

Одним из ключевых методов инженерного образования в дошкольном возрасте является моделирование, предполагающий организацию совместной деятельности педагога и ребенка по созданию образа изучаемого объекта или явления.

Моделирование - процесс построения, реализации и исследования модели.

Модель - это своеобразная система, представляющая схематическое упрощенное отражение изучаемого объекта.

Согласно классификации моделей, предложенной В.А. Штоффом, в зависимости от способа и средств, с помощью которых создается модель изучаемого объекта, все существующие модели объединяются в два класса: материальные -модели реально существующие, вещественные, и идеальные - модели, существующие только в воображении человека, мысленные модели. При этом автор утверждает, что модели являются специфической формой отражения мира. Специфика эта проявляется в том, что модель, как форма абстрагирования, способствуют процессу познания человеком окружающих его явлений, установлению связей между этими явлениями [6, С. 34].

Абстрагирование - метод научного познания, позволяющий изучать определенные стороны объекта, благодаря отвлечению от других свойств этого объекта. При этом моделирование позволяет визуализировать абстрактные образы, заключенные в материальной или идеальной модели, что дает возможность вводить ребенка в мир науки, знакомя его с простейшими явлениями, обнаруживая основные связи между ними и закономерности. Созданные модели позволяют ребенку лучше понимать и запоминать информацию.

Основной смысл использования метода моделирования в дошкольном возрасте, по мнению Л.А. Венгера, состоит в том, чтобы процесс создания моделей окружающих реальных предметов (внешних форм) стимулировал формирование у ребенка способности оперировать моделями в уме. То есть картина мира у ребенка во всех ее связях и отношениях является результатом тех внутренних, мысленных моделей, которые построены на основе восприятия реальных моделей [2, С. 48].

Моделирование, как вид знаково-символической деятельности, предполагает овладение ребенком приемами схематизации, замещения, кодирования и декодирования. Однако само действие моделирования предполагает определенную готовность ребенка к анализу, сравнению, обобщению, активным познавательным действиям.

Анализ психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста показывает, что в этом возрасте дети уже способны не только выделять у предмета различные его свойства (цвет, форму, размер), но и сравнивать предметы по одному из признаков, абстрагируясь от всех других (например, выбрать из разных геометрических фигур только заданного цвета) [3, С. 53].

Основы моделирования закладываются в младшем дошкольном возрасте (3-4 года), когда ребенок, впервые погружаясь в процесс моделирования, осваивает его первый этап - действие замещения. С этой целью выбираются некоторые свойства замещаемого предмета (цвет, форма, размер) или отношения. Основная задача - научить ребенка соотносить объект и предмет заместитель (модель) по выбранному свойству. Ведущая роль на этом этапе принадлежит взрослому. Именно взрослый демонстрирует ребенку, как происходит замещение, как соотносятся предметы по выбранному свойству. Например, в игре палочка становится ложкой для кормления куклы, а картонка - билетом в цирк. В дальнейшем задача в игре усложняется и ребенку необходимо придумать, чем выбранный предмет может стать в игре (например, круг может стать тарелочкой, зеркальцем, подушкой и т.д.). Важно при этом обращать внимание ребенка на сходство выбранного предмета с реальным объектом по какому-то свойству.

Для освоения приема замещения ребенку необходимо осознать наличие у предметов схожих свойств. С этой целью взрослый демонстрирует ребенку такие способы познания свойств, как сравнение, используя приемы непосредственного сравнения - наложения и приложения (например, найти правильную тень у предмета), а также классификацию, как способ познания, позволяющий выделять у предметов определенное свойство, абстрагируясь от всех остальных (например, находя предметы синего цвета, ребенку приходится не замечать (абстрагироваться) от формы и размеров этих предметов).

Большие возможности по введению ребенка в действие моделирование принадлежит такой игре, как кукольный домик, в процессе которой ребенок осваивает все действия моделирования. Так, геометрические фигуры становятся моделями, замещая собой реальную кукольную мебель, и занимают свое место сначала на схеме комнаты, а затем в реальной кукольной комнате. Важным условием успешности данной деятельности является не использование готовых планов, а создание с детьми собственных планов. Как считает Л.А. Венгер, готовый план затрудняет восприятие ребенком отношений между предметами, поскольку предлагает ему решение сразу двух задач - соотнесение реального предмета и его заместителя по форме и нахождение его в пространстве [2, С. 50].

Благодаря такой работе у детей формируется опыт замещения некоторых свойств предметов при абстрагировании от других свойств этого предмета.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) моделирование становится средством познания, что предполагает использование готовых моделей. На этом этапе вводятся первые схемы-модели времени, которые служат наглядной опорой для восприятия временных понятий и отношений. Как отмечают исследователи, одной из причин существующих затруднений в познании дошкольниками временных отношений является отсутствие у времени наглядных форм. Модели суток, дней недели, времен года позволяют наглядно представить детям соотношение разных временных отрезков.

Ребенок продолжает работать с предложенными ему схемами - на этом этапе также активно используется кукольный домик. Дети выполняют многочисленные упражнения, помогая кукле расставить мебель по имеющейся схеме, найти потерявшуюся игрушку, обозначенную только на схеме, найти место для нового предмета мебели. Одним из самых сложных заданий становится соотнесение схемы комнаты с ее изображением на картинке, когда отличия между картинками становятся незначительными.

Такой дидактический материал как «Блоки Дьенеша» позволяет детям освоить моделирование как особый вид знаково-символической деятельности. Именно через этот материал происходит знакомство ребенка с символами различных свойств блоков, с помощью которых осваиваются в дальнейшем такие приемы моделирования, как кодирование, предполагающего воспроизведение определенного содержания с помощью символов, и декодирование - распознание содержание за символами.

Овладение элементами моделирования в среднем дошкольном возрасте способствует введению ребенка в процесс измерения длины предмета через создание модели измеряемого предмета из более мелких одинаковых частей. Ребенку, например, предлагается собрать второй мостик через реку такой же длины как первый из трех одинаковых по длине досточек-полосок. Перед глазами детей предстает модель первого мостика. Благодаря такой деятельности в сознании ребенка появляется ясное представление о мерке, о тех отношениях, в которые она вступает с измеряемым объектом. Благодаря моделированию детей подводят к возможности измерения длины предмета путем последовательного укладывания и последующего подсчитывания мерок. При этом для точного подсчета мерок ребенку будет предложено использовать предметы-заместители.

В старшем дошкольном возрасте используется большое количество разнообразных игр, упражнений и заданий на кодировку. Так, ребенку предлагается на календаре природы обозначить погодные явления, сделать зарядку, читая схемы с человечками, придумать свои шифры для игры, составлять загадки про предметы, используя карточки символы свойств и др. Для того чтобы избежать стереотипов в использовании моделей, постепенно увеличивается количество свойств, кодируемых ребенком - к цвету, форме, размеру добавляется количество, назначение, свойства материала (прозрачность, плотность и др.).

На данном этапе усложняются и задачи, связанные с освоением моделирования, основой которой становится развитие умения создавать собственные модели (составлять планы комнат, участков, работать по ним, придумывая задания для сверстников).

Для старших дошкольников модель становится опорой для выделения, удерживания основания группировки предметов, для установления связей между ними. Так, например, выполняя задание на классификацию зимней и летней одежды, изображенной на карточках, ребенок основание для классификации самостоятельно обозначает этими же карточками, а дальше, устанавливая между ними связи по выделенным признакам, присоединяет к ним все остальные. Поэтому можно утверждать, что к старшему дошкольному возрасту моделирование становится способом познания, ребенок готов создавать собственные модели [2, С. 46].

Для активизации работы детей в этом направлении им предлагаются различные жизненные практические ситуации, требующие создания моделей, применения моделирования как способа решения создавшейся проблемы. Так, например, в группу передали детские диван и кресло. Обсуждение всех предложений по размещению этой мебели приводит детей к

пониманию необходимости создания плана групповой комнаты, на котором можно было бы смоделировать варианты перестановки. Или желание создать удобный снежный городок на территории участка вынуждает детей к предварительному прорисовыванию плана участка и моделированию на нем возможных конструкций. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте дети способны использовать моделирование как прием, позволяющий решить сложные интеллектуальные задачи.

Особое значение в развитии моделирования у дошкольников являются задания, связанные с возведением конструкций из различных деталей. При этом начинается работа с плоскостного конструирования. Важным условием является работа с моделями будущих конструкций. На сегодняшний день имеется большое количество разнообразных материалов, технологий, решающих эти задачи. Примером могут быть «Танграм», «Уникуб», «Уголки», «Чудо-крестики», «Колумбово яйцо», различные конструкторы. Все эти игры предполагают проведение ребенком предварительного анализа, «чтения» имеющейся модели (схемы) будущей фигурки. Однако в старшем дошкольном возрасте детей необходимо ориентировать на создание собственных моделей, предлагая взглянуть на будущую конструкцию с разных сторон - сверху, сбоку. Ребенок может экспериментировать с различными формами, размерами, структурой, чтобы создать свою уникальную модель.

Моделирование как метод формирования инженерных умений активно применяется и в организации продуктивной деятельности детей - лепке, рисовании, оригами.

Выводы. Таким образом, инженерное образование в дошкольном возрасте предполагает, прежде всего, не введение ребенка в профессию инженера, а формирование у него комплекса инженерных умений (конструктивно-технических, организационно-технологических, операционно-технологических и операционно-контрольных умений), который отражен и в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Моделирование, являясь одним из ключевых методов инженерного образования в дошкольном возрасте, способствует формированию у детей моделирующих, конструкторских, графических, исследовательских умений через познание и присвоение приемов замещения, схематизации, кодирования и декодирования. При этом обучение ребенка построению моделей реальных предметов является не самоцелью, а стимулом к формированию у ребенка способности оперировать моделями в уме, что способствует созданию в представлении ребенка стройной картины мира с пониманием отдельных явлений и существующих между ними связей и отношений.

Литература:

1. Александров, A.A. МГТУ им. Н.Э. Баумана: опыт, традиции и инновации в подготовке инженерных и научных кадров / A.A. Александров // Инженерное образование. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - URL: https://aeer.ru/files/io/mlO/art_l.pdf (дата обращения: 28.11.2023)

2. Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 9. - С. 46-52

3. Корепанова, М.В. Наглядное моделирование как метод математического развития дошкольников / М.В. Корепанова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - Волгоград: Изд-во ВГПУ,

2020. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/naglyadnoe-modelirovanie-kak-metod-matematicheskogo-razvitiya-doshkolnikov (дата обращения: 28.11.2023)

4. Лебедева, Т.Н. Инженерное мышление: определение и состав его компонентов / Т.Н. Лебедева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М: Изд-во ООО «Институт стратегических исследований», 2015. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/inzhenernoe-myshlenie-opredelenie-i-sostav-ego-komponentov (дата обращения: 28.11.2023)

5. Устинов, В.Ю. Фактологические основания к получению раннего инженерного образования / В.Ю. Устинов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - М: Изд-во МГПУ,

2021. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/faktologicheskie-osnovaniya-k-polucheniyu-rannego-inzhenernogo-obrazovaniya (дата обращения: 28.11.2023)

6. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. - Москва-Ленинград: Наука, 1966. - 302 с.

Педагогика

УДК 378.046.4

кандидат педагогических наук, доцент Намсинк Екатерина Викторовна

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

«МЯГКАЯ ПЕДАГОГИКА» В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития особых «мягких» компетенций воспитателей детей раннего возраста, которые отражают их возможности и поведенческий репертуар в работе с детьми, находящимися в условиях временной материнской депривации. Описываются профессиональные проблемы педагогов, которые варьируются от необходимости расслабить и успокоить напряженного, испытывающего страх и стресс ребёнка, до потребности организовать такое пространство его жизнедеятельности в группе, которое создаёт у маленького ребёнка ощущение уюта, гармонии и безопасности. Автором представлены результаты исследования «мягких» компетенций воспитателей, работающих с детьми в возрасте от одного года до трёх лет. Раскрываются полученные данные относительно степени владения педагогами базовыми техниками мягкой педагогики, наличия у них профессиональных затруднений в освоении и применении названных техник. Определены основные способы развития и саморазвития педагогами данных компетенций. Сформулированы выводы об основных проблемах педагогов, необходимости поддержки профессиональных компетенций, а также возможностях коррекции и расширения поведенческого репертуара педагогов.

Ключевые слова, воспитатели, ясельная группа, дети раннего возраста, «мягкая» педагогика, техники, поведенческий репертуар.

Annotation. The article is devoted to the development of special "soft" competencies of early childhood educators, which reflect their capabilities and behavioral repertoire in working with children under conditions of temporary maternal deprivation. The professional problems of teachers are described, which range from the need to relax and calm a tense, fearful and stressed child, to the need to organize such a space for his life in a group that creates a feeling of comfort, harmony and safety in a small child. The author presents the results of a study of the "soft" competencies of educators working with children aged from one to three years. The data obtained regarding the degree of teachers' knowledge of basic soft pedagogy techniques and the presence of professional difficulties in mastering and applying these techniques are revealed. The main ways for teachers to develop and self-develop these competencies have been identified. Conclusions are formulated about the main problems of teachers, the need to support professional competencies, as well as the possibilities for correcting and expanding the behavioral repertoire of teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.