Научная статья на тему 'Моделирование как метод изучения социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования'

Моделирование как метод изучения социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
517
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / SOCIAL EMOTIONS / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / SOCIAL HEALTH / СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / SOCIAL AND EMOTIONAL INTELLIGENCE / НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / MORAL SPHERE OF PERSONALITY / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SOCIAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Татьяна Васильевна, Моисеева Алена Андреевна

В статье на основе системного подхода рассматривается структурно-функциональная модель процесса изучения социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования. Дается анализ диагностического инструментария для изучения социальных эмоций детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Захарова Татьяна Васильевна, Моисеева Алена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование как метод изучения социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования»

УДК 376.37

Т.В. Захарова, А.А. Моисеева

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье на основе системного подхода рассматривается структурно-функциональная модель процесса изучения социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования. Дается анализ диагностического инструментария для изучения социальных эмоций детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Социальные эмоции, структурно-функциональная модель, социальное здоровье, социальный и эмоциональный интеллект, нравственная сфера личности, социальное поведение.

The article considers the structural-functional model of studying social emotions of senior preschool children with speech disorders in the conditions of inclusive education based on the systematic approach. Analysis of the diagnostic toolkit for the study of social emotions of preschool children with speech disorders is given in the paper.

Social emotions, structurally functional model, social health, social and emotional intelligence, moral sphere of personality, social behavior.

Формирование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессу социализации человека, становлению его отношений с окружающими, становится стержневой проблемой современных педагогических, психологических, социальных наук. Обращение к изучению сущности, механизмов, условий становления социальных эмоций особенно актуально в связи с тем, что категория детей с нарушениями речи имеет специфические особенности эмоциональной сферы, у них возникает ряд трудностей в понимании, интерпретации и выражении эмоций.

На современном этапе развития отечественной науки в психолого-педагогических исследованиях не наблюдается значительных расхождений в определении, типологизации, выделении структурных составляющих социальных эмоций. По мнению А.В. Запорожца, социальные эмоции - это эмоции, которые приобрели устойчивость и социальную направленность и отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для окружающих взрослых или сверстников [7]. А.А. Реан дополняет данное определение положением о том, что социальные эмоции связаны с переживанием человеком своего отношения к окружающим людям и возникают, формируются и проявляются в системе межличностных взаимоотношений [6].

Эмоции как объект изучения могут быть представлены с разных позиций в зависимости от выбора методов естественнонаучного познания: общих (общефилософских) и/или особенных (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование и др.) методов.

Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Термин «модель» широко используется в различных сферах человече-

ской деятельности и имеет множество смысловых значений. Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. Под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей. В настоящее время существует несколько классификаций используемых моделей: по функциональному признаку (описательные, объяснительные и прогностические); концептуальные (логико-семантические, структурно-функциональные и причинно-следственные) (Ю.М. Плотинский) [5]. В истории психологии делались попытки использовать моделирование для описания и анализа психических процессов, в частности эмоций (Д.В. Сочивко, В.А. Якунин) [9].

Рассмотрим принципы, на которых базируется процесс изучения социальных эмоций: организаци-онно-деятельностный, личностно-ориентированный, социально-синергетический, принцип системного подхода.

Организационно-деятельностный принцип

предполагает при изучении социальных эмоций раскрытие перед педагогом всего спектра возможностей использования различных видов деятельности ребенка, создание у педагога установки на свободный, но ответственный выбор той или иной методики исследования.

Личностно-ориентированный принцип в педагогических исследованиях основывается на различных философских и психологических теориях личности, которая рассматривается как объект социальной среды, порожденный определенными историческими и общественными условиями. При этом индивид рассматривается как активный субъект отношений педагога и ребенка.

Социально-синергетический принцип предполагает организацию условий для получения синергети-ческого эффекта, обеспечивающего создание цело-

стной картины социальных эмоций в процессе их изучения, и ускоряющего процессы взаимообогащения знаниями об особенностях каждого из компонентов социальных эмоций как системы за счет их продуктивного взаимодействия.

Принцип системного подхода позволяет рассмотреть социальные эмоции как сложное структурное образование (систему), включающее в себя различные типы (нравственные (моральные), эстетические, интеллектуальные эмоции и чувства) и компоненты (аффекты, собственно эмоции, чувства) (подсистему). Кроме того, социальные эмоции одновременно входят в состав более сложных образований (надсистем), таких как:

1) социальное здоровье;

2) социальный и эмоциональный интеллект;

3) нравственная сфера личности;

4) социальное поведение.

В связи с этим изучение социальных эмоций должно осуществляться на основе понимания их сложной иерархии с учетом эмерджентности (Т.В. Захарова, А.А. Моисеева) [3]. Таким образом, результаты теоретико-методологического анализа позволили сконструировать структурно-функциональную модель социальных эмоций, позволяющую создать необходимые предпосылки для организации опытно-экспериментального исследования. Данная модель представлена в таблице.

Исходя из того, что социальные эмоции являются компонентом социального здоровья, необходимо осуществить выбор из банка имеющихся диагностических методик те, которые позволят наиболее полно и точно оценить данный аспект эмоциональных проявлений. На наш взгляд, это могут быть исследования индивидуальных факторов риска и внутрилично-стных ресурсов социального здоровья детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), мониторинговые исследования социальной микросреды жизнедеятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях промышленного города, систематизированные О. А. Денисовой и О. Л. Лехановой [2]. Из всего многообразия предло-

женных авторами методик для оценки эмоционального аспекта социального здоровья можно использовать тест цветовых отношений для диагностики преобладающего настроения, методику исследования эмоционального состояния Э.Т. Дорофеевой, метод экспертных оценок эмпатийных тенденций детей, опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой.

Изучение социальных эмоций как компонента эмоционального и социального интеллекта направлено на выявление способностей к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями, к достижению высокой эффективности в решении задач за счет использования различных стратегий мыслительной деятельности. А.И. Савенков выделяет эмоциональный и социальный интеллект в качестве предикторов жизненного успеха личности, связывая их с психологией одаренности и высоких достижений. Модель А.И. Савенкова и предлагаемый им способ диагностики эмоционального интеллекта как составляющей интеллекта социального убеждают нас в том, что речь идет именно об интеллектуальных способностях, способностях к установлению эмоциональных связей, умениях понимать людей и себя, ставить себя на место другого, распознавать эмоции и чувства, объяснять и убеждать других [8]. Для оценки знания специальных правил и понимания других людей автор предлагает следующие задания: дать характеристики сказочным героям, нарисовать на основе кружков портреты разных людей с отражением характеристик и личностных качеств, сделать небольшие рисунки с отражением эмоциональных состояний. Оценивание социальной интуиции включает оценку понимания эмоций других людей. Первоначально используются фотографии людей, выражающих базовые эмоции, впоследствии предлагается тест Н.Я. Семаго «Эмоциональные лица». Для диагностики понимания эмоционального состояния другого человека предъявляется ряд незавершенных рассказов (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс).

Таблица

Структурно-функциональная модель социальных эмоций

Надсистемы Социальное здоровье Социальный и эмоциональный интеллект Нравственная сфера личности Социальное поведение

Система Социальные эмоции

Подсистема Типы Нравственные (моральные) Эстетические Интеллектуальные

Компоненты Аффекты Собственно эмоции Чувства

Компоненты эмоционального процесса - эмоциональное возбуждение, - знак эмоции, - степень контроля эмоции

Регуляторные функции эмоций - отражательная (оценочная), - побуждающая, - подкрепляющая, - переключательная, - коммуникативная

Чувства и переживания самого ребенка при освоении нравственного опыта, нравственной культуры общества, при формировании у него правилосо-образного нормативного поведения являются своеобразным средством интериоризации позитивных нравственных образцов и нравственных ценностей. По мнению Н.В. Мельниковой, проблема повышения эффективности нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую социальную значимость. В связи с этим диагностика нравственного развития должна быть комплексной и основанной на единстве нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний детей [4]. Для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам могут быть рекомендованы методика «Сюжетные картинки» И.Б. Дермановой, цветовой тест отношений А. Эт-кинда в обработке Р.Р. Калининой, проективный рисуночный тест В.С. Мухиной «Доброе - злое», методика Р.Н. Ибрагимовой «Изучение проявлений чувства долга», проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой.

Не менее важным является и изучение социальных эмоций как аффективного компонента механизма осуществления социально-адаптивного поведения. С этой целью могут быть использованы изучение мотивации и эмоциональной регуляции поведения по А.В. Запорожцу, методика изучения личностного поведения ребенка (Т.В. Сенько), шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) А.М. Щетининой, Л.В. Кирс, методика «Изучение морального поведения» С.Г. Якобсон, Г.И. Моревой.

Очень важной для общего и специального образования является разработка единых подходов к диагностике возникающих проблем формирования социальных эмоций. Этими подходами должны достаточно квалифицированно владеть специалисты общеобразовательных и специальных дошкольных учреждений.

Несмотря на серьезные позитивные изменения в политической, экономической и культурной жизни нашей страны, интенсивный процесс реформирования и реорганизации образовательной системы, создание культуросообразной среды образования, существующая система специального образования не всегда может охватить всех детей, нуждающихся в помощи специалистов. Поэтому дети с речевой патологией очень часто оказываются в общеобразовательных дошкольных учреждениях (Ж.В. Антипова) [1].

С целью изучения особенностей проявления социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи планируется

проведение сравнительного экспериментального исследования в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида.

Осуществленный нами подбор и анализ диагностических методик, направленных на изучение социальных эмоций у детей с речевыми нарушениями, поможет глубоко и всесторонне оценить уровень их сформированности. Классификация диагностического инструментария в рамках системного подхода, его модульное построение и комплексная оценка степени выраженности индивидуально-личностных проявлений социальных эмоций позволят получить достоверные данные о состоянии эмоционального развития детей с нарушениями речи, осуществить его разносторонний качественный анализ и разработать индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка с речевыми нарушениями.

Литература

1. Антипова, Ж.В. Условия включения детей с нарушениями речи в дошкольное образовательное учреждение / Ж.В. Антипова // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы Международной научно-практической конференции 20 - 22 июня 2011. -М., 2011. - С. 117.

2. Виноградова, М.А. Проектирование образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования в сфере сохранения социального здоровья детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ / [М.А. Виноградова и др.]. - Череповец, 2012.

3. Захарова, Т.В. Социальные эмоции у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования / Т.В. Захарова, А.А. Моисеева // Специальное образование: Материалы IX междунар. науч. конф. 24 - 25 апр. 2013 ; под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб., 2013. - Т. 1 - С. 78 - 83.

4. Мельникова, Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.В. Мельникова. - Казань, 2009.

5. Плотинский, Ю.М. Теоритические и эмпирические модели социальных процессов / Ю.М. Плотинский. - М., 1998.

6. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб., 2002.

7. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.3. Неверович. - М., 1986.

8. Савенков, А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха / А.И. Савенков // Вестник практической психологии образования. -2006. - № 1(6). - С. 30 - 39.

9. Сочивко, Д.В. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях / Д.В. Сочивко, В.А. Якунин. - Л., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.