Научная статья на тему 'Моделирование институциональной основы государственной политики противодействия теневой экономике и коррупции'

Моделирование институциональной основы государственной политики противодействия теневой экономике и коррупции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / SHADOW ECONOMY / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ГОСУДАРСТВО / STATE / ПОЛИТИКА / POLICY / ЦЕЛИ / GOALS / ОРИЕНТИРЫ / GUIDELINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головко М. В.

В данной статье представлена возможная структура государственной политики противодействия теневой экономики и коррупции. В основу положен междисциплинарный подход. Это позволило интегрировать инструментарий различных отраслей научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE INSTITUTIONAL BASES OF STATE POLICY OPPOSITION TO SHADOW ECONOMY AND CORRUPTION

This article reveals the potential structure of state policy opposition to shadow economy and corruption. It’s based of multidisciplinary approach. It makes possible to integrate tools of different branch of science.

Текст научной работы на тему «Моделирование институциональной основы государственной политики противодействия теневой экономике и коррупции»

УДК 338.24

М.В. Головко

канд. экон. наук, доцент, кафедра «Экономика и социально-гуманитарные дисциплины»,

Волгодонский инженерно-технический институт -филиал ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ И КОРРУПЦИИ

Аннотация. В данной статье представлена возможная структура государственной политики противодействия теневой экономики и коррупции. В основу положен междисциплинарный подход. Это позволило интегрировать инструментарий различных отраслей научного знания.

Ключевые слова: теневая экономика, коррупция, государство, политика, цели, ориентиры.

M.V. Golovko, Volgodonsk engineering and technical institute - branch of National Research Nuclear University MEPhI

MODELING OF THE INSTITUTIONAL BASES OF STATE POLICY OPPOSITION TO SHADOW

ECONOMY AND CORRUPTION

Abstract. This article reveals the potential structure of state policy opposition to shadow economy and corruption. It's based of multidisciplinary approach. It makes possible to integrate tools of different branch of science.

Keywords: shadow economy, corruption, state, policy, goals, guidelines.

Острота проблемы противодействия развитию теневой экономики как одной из важнейших угроз кумулятивного характера предопределила множество направлений и механизмов государственной политики в данном направлении. В частности, в рамках налоговой, финансовой, образовательной политики, политики занятости и т.п. прописаны способы преодоления нарушений законодательства в каждой конкретной сфере. Однако следует отметить аспектность существующих мер противодействия, отсутствие их единства и соподчинения в достижении общей цели - сокращения роста масштабов теневого сектора и минимизации отрицательного воздействия на развитие национальной экономики. Применение мультидисциплинарного подхода к анализу феномена теневой экономики позволило выявить ее всеобъемлющий характер, проявляющийся в охвате всех сфер жизнедеятельности общества [1]. Устранение возможностей для субъектов теневой экономики в отдельно взятой сфере, например в торговле путем ужесточения контроля за соблюдением законности предпринимательской деятельности органами власти без соответствующих адаптационных мероприятий в сфере налогообложения, в секторе закупок для государственных и муниципальных нужд без обеспечения необходимого уровня транспарентности процессов управления и прочих мер, не принесет ожидаемых результатов. Это связано с системным, сетевым характером распространения теневых отношений. Их реализация на конкретном участке экономической системы зависит от возможностей и условий, сложившихся на других участках этой системы, вне зависимости от их принадлежности управляющей или управляемой подсистемам.

Государственное противодействие теневой экономике не может являться от-

дельным направлением в совокупности регулятивных мер государства. Оно должно представлять собой совокупность специфических направлений в рамках экономической, социальной, культурно-образовательной политик государства. Сведение их воедино позволяет говорить об особом виде государственной политики - «антитеневой» политике. Этот термин не содержит отраслевой специфики, что качественно отличает его от ранее используемых «антитеневая экономическая политика», «государственная антикоррупционная политика», политика «противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем» и т.п., и придает системный характер. Государственная антитеневая политика может иметь следующий вид (см. рис.1).

Рисунок 1 - Направления государственной антитеневой политики

Низкая эффективность существующих методов борьбы с теневой экономикой и коррупцией, приобретающих форму различных программных документов, концепций, нормативно-правовых актов, обусловлена тем, что это явление не ограничено временными рамками, а постоянно воспроизводится под воздействием определенных факторов в больших или меньших масштабах. Поэтому противодействие должно иметь непрерывный характер, стать особой функцией государства, определяющей отдельное направление его политики. В этом случае необходим мониторинг, анализ и оценка силы воздействия факторов роста для составления прогнозов и планирования мероприятий по противодействию распространения теневой экономики. Оценка эффективности

предпринимаемых действий может быть произведена с помощью анализа тех же самых факторов в разрезе их количественно-качественной динамики.

Функционирование различных сфер жизнедеятельности общества основано на формировании соответствующих условий, обеспечивающих безопасность их субъектов в направлении движения к поставленной частной цели, и ограничивающих последних в выборе средств и способов их достижения соответствующими законодательными рамками.

В рамках перечисленных выше направлений государственной антитеневой политики, дифференцированных по основным сферам жизнедеятельности общества, следует аккумулировать информацию о зафиксированных правонарушениях в каждой из сфер. Этот является необходимым условием для эффективного мониторинга ситуации в теневом секторе национальной экономики и ее сопредельных сфер.

Далее рассмотрим сущность, субъекты контроля, количественно-качественные и ценностные ориентиры противодействия теневой экономике и коррупции в следующих сферах: экономической, социальной, политической, духовно-нравственной (их структура представлена на рисунке 1).

Как было отмечено на вышеприведенном рисунке 1, антитеневая компонента экономической политики государства базируется на таких составляющих, как налоговая, таможенная, денежно-кредитная политика, политика поддержки предпринимательства. Ее ценностными ориентирами являются: адекватный уровень налогообложения, доступность кредитов, низкий уровень инфляции, эффективная и доступная государственная поддержка бизнеса, положительное сальдо внешнеторгового баланса, превышение доли наукоемкой продукции в экспорте над ресурсоемкой, повышение рентабельности деятельности предприятий.

Субъекты контроля в сфере экономики: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Банк России, Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), федеральные, региональные, местные органы власти, обеспечивающие распределение финансово-организационной поддержки предпринимателям.

Количественно-качественными ориентирами для мониторинга развития теневого сектора в сфере экономики должны стать:

1. В рамках налоговой политики: факты уклонения от уплаты различных видов налогов, в том числе деятельность подставных организаций или фирм-«однодневок», факты уменьшения размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы; факты необоснованно полученных налоговых вычетов, налоговых льгот, применения низкой ставки; получение права на возврат или возмещение налога из бюджета (например, НДС при отсутствии фактического вывоза товаров); нарушения валютного законодательства; нарушения требований экспортного контроля в части налогов.

2. В рамках таможенной политики: факты недостоверного декларирования товаров; контрабандный ввоз/вывоз товаров; занижение таможенной стоимости; ввоз/вывоз контрафактной продукции; факты возврата НДС при отсутствии фактического вывоза товаров.

3. В рамках денежно-кредитной политики: доля наличных средств в обороте; объем выводимых за рубеж капиталов; отмывание денежных средств, полученных незаконным путем с помощью оффшорных технологий; нарушения законодательства в

ходе предоставления кредитов; обналичивание материнского капитала; несоблюдение требований об обязательной продаже части валютной выручки.

4. В рамках государственной поддержки предпринимательства: факты необоснованного предоставления поддержки предпринимателям, нарушение конкурсного отбора; факты выявления аффилированных органам власти предприятий; время, затрачиваемое на регистрацию бизнеса; уровень (индекс) экономической свободы.

Основными результатами государственной антитеневой политики в сфере экономики должны стать:

• повышение собираемости налогов, в том числе таможенных платежей, на фоне сокращения налоговых ставок посредством устранений возможностей и мотивации нарушения налогового законодательства;

• рациональная структура таможенного тарифа, способствующая наполнению и ассортиментной дифференциации национального потребительского рынка с одной стороны, и сдерживанию угроз развития отечественного предпринимательства, с другой стороны;

• оптимизация внешнеторгового оборота путем наращивания объемов экспорта наукоемкой продукции, сокращение масштабов вывоза сырьевых ресурсов (как наиболее привлекательного товара для теневых экономических субъектов);

• усиление контроля законности за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу на фоне либерализации внешней торговли путем выбора оптимальных средств контроля, излишне не дискриминирующих участников внешнеэкономической деятельности;

• положительная динамика эффективности государственных программ финансово-организационной поддержки бизнеса, рассчитываемая как отношение прироста налоговых платежей (федеральных, региональных, местных) предприятий-получателей поддержки к затраченным средствам из бюджетов соответствующего уровня;

• активизация производственных и торговых процессов посредством обеспечения доступности и снижения стоимости кредитных ресурсов бизнесу и населению на фоне сокращения числа заведомо невозвратных кредитов и сдерживания оттока капиталов за рубеж.

Ценностные ориентиры социальной политики, связанные с сокращением теневых трансакций в социальной сфере, могут быть определены следующим образом: высокий уровень реальных доходов населения, снижение коэффициента Джини, высокое качество и доступность услуг в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, справедливость соотношения продолжительности/интенсивности рабочего дня и заработной платы, достижение компромисса между работодателем и работником, максимально возможная обеспеченность населения жильем, прозрачность и целевое использование бюджетных средств в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, на транспорте, оптимальные миграционные потоки, способствующие развитию национальной экономики и межнациональному сотрудничеству, активная гражданская позиция молодежи как ресурса будущего развития государства, отсутствия социальной напряженности в стране.

Субъекты контроля в социальной сфере: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная миграционная служба,

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Количественно-качественными ориентирами для мониторинга развития теневого сектора в социальной сфере должны стать:

1. В сфере здравоохранения и медицинского страхования: количество лицензиатов, получивших лицензии в нарушение требований лицензирования; количество незаконно амнистированных при выявлении нарушений законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; количество случаев требования представления документов, не предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; нарушения законности процедуры организации государственных закупок медикаментов и оборудования, выявление ее коррупцио-генности; факты несоблюдения аптечными организациями предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты; факты установления препятствий к лекарственной помощи, в том числе льготным категориям граждан, проживающим в сельской местности.

2. В рамках миграционной политики: доля нелегальных мигрантов; факты принудительного труда мигрантов; факты фиктивной регистрации мигрантов на ограниченной жилплощади; нелегальная занятость мигрантов.

3. В сфере образования: факты нецелевого использования бюджетных средств; нарушения в сфере лицензирования, например, в случае превышения предельно установленной численности обучающихся или не отмеченной в лицензии деятельности (кружков, секций, репетиторства); нецелевое использование объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий); взятки при аккредитации учебных учреждений; незаконное получение свидетельств и документов об образовании; неправомерное зачисление в учебное заведение без учета результатов конкурса; вымогательство преподавателей во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов и зачетов); давление студентов, не желающих учить предмет, на преподавателей (навязывание взятки); давление на преподавателей со стороны коллег или руководства с целью сдачи студентами экзамена или получения зачета и др.

4. В сфере регулирования занятости и доходов населения: занятость без регистрации трудовых отношений; доля «теневых» доходов в их общей структуре; соотношение официальной и «серой» заработной платы; превышение расходов над официальными доходами; соотношение заработной платы в бюджетном и частном секторах.

5. В рамках молодежной политики: динамика и структура образования и занятости молодежи; уровень распространения асоциальных привычек среди молодежи; преступность среди молодежи; уровень доходов молодежи; результаты предоставления финансовой помощи молодым семьям, молодым предпринимателям; отношение молодежи к действующей власти на различных уровнях.

Основными результатами государственной антитеневой политики в социальной сфере должны стать:

• повышение качества предоставления услуг в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства на фоне снижения их стоимости посредством сокращения градиента коррупциогенности использования бюджетных средств и исключения нарушений законодательства;

• повышение минимального размера оплаты труда, являющегося базой исчисления различных социальных выплат, и защищенность наемных работников от произвола работодателей, как в вопросах оплаты труда, так и социальных гарантий;

• оптимальная структура миграционных потоков, позволяющая решать проблему демографического кризиса и кадрового голода в стране с одной стороны, и не угрожающая потере конкурентоспособности российских человеческих ресурсов - с другой;

• наличие системы эффективных социально-экономических стимулов, обеспечивающих репатриацию российских граждан;

• повышение уровня реальных располагаемых доходов населения;

• сокращение возможностей работодателей для нарушения трудового законодательства и сокрытия средств, направляемых на оплату труда, путем установления экономически обоснованного межотраслевого соотношения в оплате труда, при котором заработная плата бюджетников будет сопоставима с заработной платой частного сектора экономики, что снизит спрос на рабочие места в последнем;

• сокращение разрыва в уровнях доходов населения и снижение социальной напряженности, снижение «классовой неприязни».

Функционирование политической сферы жизнедеятельности общества является одной из наиболее важных проблем, являющейся во многом источником развития угроз экономической и социальной безопасности государства. Это связано с развитием коррупционных отношений в органах власти. Именно поэтому в качестве ценностных ориентиров государственной антитеневой политики, затрагивающей сферу государственного и муниципального управления, могут быть обозначены следующие: отсутствие коррупциогенных нормативно-правовых актов, регламентирующих как профессиональную деятельность чиновников разного уровня, так и социально-экономические процессы в обществе; прозрачная и эффективная система кадрового обеспечения органов государственного и муниципального управления; приоритетность и конкурсность предоставления финансовой и организационной поддержки экономическим субъектом, исключающая патрон-клиентские отношения между представителями власти и бизнеса; высокая эффективность функционирования системы государственного и муниципального контроля за деятельностью экономических субъектов; высокий уровень защиты прав собственности, правовых гарантий исполнения контрактов; эффективная работа системы правоохранительных органов.

Субъекты контроля в политической сфере: Генеральная прокуратура РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Следственный комитет РФ.

Количественно-качественными ориентирами для мониторинга развития теневого сектора в политической сфере должны стать:

1. В антикоррупционной деятельности государства: доля нормативно-правовых актов, признанных коррупциогенными в процессе антикоррупционной экспертизы; количество лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности за коррупционные деяния; уровень материального вреда по расследованным коррупционным преступлениям; факты выявления конфликта интересов; индекс восприятия коррупции.

2. В системе кадрового обеспечения органов государственного и муниципального управления: факты нарушения конкурсной процедуры отбора из числа претендентов на вакантную должность; подлог сведений о результатах конкурсов, аттестации; прием на службу лиц, ранее осужденных, в том числе за коррупционные правонарушения.

3. В сфере государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности: факты необоснованного предоставления преимущественных прав на ведение деятельности отдельным предпринимателям; факты искусственного создания препятствий для развития бизнеса в целях создания благоприятных условий «своим» предприятиям; факты установления коррупционных приоритетов в процессе конкурсного отбора в рамках государственных закупок и поставок; нарушения законодательства в ходе проведения проверок; вымогательство взяток за сокрытие фактов нарушения предпринимателями законодательства; нарушения законодательства при выдаче или отказе в выдаче лицензии, сертификата.

4. В рамках защиты прав собственности: факты недобросовестного поглощения, слияния (рейдерство); нарушения законодательства в процессе приватизации собственности.

Основными результатами государственной антитеневой политики в сфере политики и управления должны стать:

• снижение уровня давления на бизнес на фоне роста эффективности всех форм государственного и муниципального контроля за его функционированием, что становится возможным путем устранения коррупциогенности законодательства и коррупционных устремлений отдельных чиновников;

• повышение качества кадрового состава органов государственного и муниципального управления путем роста образовательного уровня и формирования профессиональной этики;

• ориентация представителей бизнес-сообщества на стратегическое планирование, инвестирование в развитие, рост уверенности в завтрашнем дне, что обусловлено высоким уровнем защиты прав собственности и контрактных отношений.

Учитывая проблему интериоризации теневых норм в социально-экономическое поведение индивидов, необходимо отметить значимость духовно-нравственной компоненты государственной антитеневой политики, позволяющей использовать преимущества аксиологического подхода к ее разработке. Ценностными ориентирами государственной антитеневой политики в этой сфере будут: «нравственная» экономика; высокий уровень предпринимательской этики, действенность деловых обычаев и правил в обеспечении добросовестного исполнения контрактов; высокий уровень взаимного доверия бизнеса и власти; единая национальная идеология как система общенациональных моральных ценностей и приоритетов.

Количественно-качественными ориентирами для мониторинга развития теневого сектора в духовно-нравственной сфере должны стать:

1. В сфере мониторинга уровня доверия предпринимателей органам власти: уровень доверия местным, региональным, федеральным органам власти и их отдельным представителям; доля населения, не разделяющего выбранный курс государственной социально-экономической политики; оценка уровня коррумпированности чиновников различных уровней; неготовность инвестировать в развитие своего предприятия, ориентация на текущее потребление; отсутствие опасений рейдерских захватов с участием представителей органов власти.

2. В сфере формирования предпринимательской этики: взаимное доверие предпринимателей в ходе исполнения контрактных обязательств; готовность нарушать

требования контракта в целях максимизации личной выгоды.

3. В рамках формирования «антикоррупционного», «антитеневого» правосознания: готовность принимать за основу теневые схемы предпринимательской деятельности; лояльность населения коррупции как способу минимизации временных и материальных затрат; уровень оценки эффективности предпринимательской деятельности в рамках закона.

Основными результатами государственной антитеневой политики в духовно-нравственной сфере должны стать: высокий уровень взаимного доверия бизнеса и власти как залог эффективности реализации мер государственной антитеневой политики; развитая культура хозяйственного поведения; негативное отношение общества к использованию теневых схем бизнеса и коррупции.

Вышеуказанные направления государственной антитеневой политики, разграниченные по сферам общественной жизнедеятельности, необходимо реализовать с помощью двух групп методов:

- экономических, призванных сформировать благоприятные (безопасные) институциональные условия для развития национальной экономики, при которых теневой сектор станет «нерентабельным»;

- административных, направленных на сдерживание угроз экономической безопасности, обусловленных активностью теневых экономических субъектов, на контроль, предупреждение и пресечение нарушений законодательства.

На рисунке 2 представлен пример дифференциации мер государственной антитеневой политики в экономической сфере в разрезе основных субъектов ее реализации.

Реализация комплексной государственной антитеневой политики должна иметь устойчивую и единую нормативно-правовую основу. Однако, несмотря на очевидную актуальность и глобальный характер проблемы распространения теневых отношений в российской экономике, сколько-нибудь определенного программного документа не существует. Отдельным концептуализированным направлением выступает борьба с коррупцией, но это не позволяет учесть угрозы экономической сфере, синтезируемые в процессе нарушений действующего законодательства.

Поскольку общемировое видение проблемы национальной безопасности в целом имеет доктринальный характер (Доктрина национальной безопасности США, Франции, Японии, Доктрина информационной безопасности РФ, Военная доктрина РФ, Доктрина продовольственной безопасности РФ), постольку в такой же форме необходимо представлять политику противодействия теневой экономике.

Необходимость использования доктринальной формы управленческого государственного документа высшего уровня обусловлена тем, что обеспечение экономической безопасности и безопасности бизнес-среды требует от государства активного поступательного движения к оптимизации формально-институциональной среды социально-экономического развития общества.

Качественным прорывом в институционализации государственной политики противодействий теневой экономике является, на наш взгляд, разработанный коллективом ученых и экспертов Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН в 2009г. проект Федерального закона «О Доктрине государственной политики противодействия

коррупции и теневой экономике в Российской Федерации» [2]. Эта Доктрина может стать концептуальной основой современной государственной антитеневой политики.

Рисунок 2 - Дифференциация мер государственной антитеневой политики в экономической сфере

Функции разработки и реализации государственной антитеневой политики, ба-

зирующейся на принципах и алгоритмах Доктрины, должны осуществляться единым органом исполнительной власти, созданным для осуществления управленческих функций, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере противодействия правонарушениям, отнесенным к теневой экономике и коррупции. Орган исполнительной власти может быть создан в форме Комитета, подчиненного Государственной Думе Российской Федерации. Возможна реорганизация и корректировка функций действующего Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции. Наряду с обозначенными в Положении о Комитете по безопасности и противодействии коррупции [3], функциями Комитета по противодействию теневой экономике и коррупции будут следующие:

- мониторинг угроз национальной безопасности, источником которых является теневой сектор экономики и коррупция, и формирование базы данных правонарушений;

- определение приоритетов и направлений преодоления и предупреждения реальных и потенциальных угроз на основе полученной в ходе мониторинга информации;

- выдвижение предложений по корректировке законодательства на основе выявленных пробелов, позволяющих обходить закон, угроз экономической свободе, проявляющихся в излишней обременительности норм и т.п.

С целью мониторинга законности функционирования экономической, социальной и политической сфер жизнедеятельности общества, указанная структура будет аккумулировать сведения, собираемые в настоящее время различными органами государственной власти. На основе этих данных, в Комитете по противодействию теневой экономике и коррупции, должна производиться аналитическая работа в направлении:

- создания базы данных о структуре и динамике нарушений законодательства, отнесенных к теневой экономике и коррупции;

- выявления схем теневых трансакций, их субъектов, объектов, а также задействованных в них представителей органов власти («опекунов»);

- определение вероятностных сценариев возникновения или развития теневых трансакций на основе имеющихся данных путем ревизии направлений и алгоритма экономической деятельности субъектов, обвиняемых в нарушении законодательства;

- разработка рекомендаций по корректировке направлений и алгоритма мониторинга законности экономической деятельности, осуществляемого указанными выше государственными структурами;

- ведение рейтингов основных угроз экономической безопасности, экономической свободы, восприятия коррупции и прочих качественных параметров, характеризующих качество и безопасность институциональной среды, с целью формирования альтернативных показателей индексам, рассчитываемым иностранными организациями.

Алгоритм формирования информационной базы разработки государственной политики противодействия теневой экономике и коррупции, осуществляемого Комитетом, представлен на рисунке 3.

Например, выявление факта уклонения от налогов какого-либо предприятия и отражение его в общей налоговой статистике будет локальным проявлением теневой операции. В то же время есть возможность связать этот факт с информацией, полученной сотрудниками Следственного комитета РФ или Прокуратуры РФ о коррупционной деятельности должностного лица, контролирующего территорию или сферу дея-

тельности, которой принадлежит указанное предприятие. Следовательно, появляется возможность выявить, являлось ли должностное лицо, обвиняемое в коррупции инициатором или участником теневых трансакций предприятия.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Основные мониторируемые показатели состояния законности контролируемой

сферы, отрасли

КОМИТЕТ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И КОРРУПЦИИ

Интеграция сведений, показателей, формирование базы данных нарушений в разрезе субъектов, объектов, направлений, интегрированная информационная база государственной антитеневой политики

Аналитическая работа по выявлению:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. взаимосвязей между теневыми экономическими субъектами, теневыми экономическими субъектами и чиновниками, обвиненными в коррупции

2. алгоритмов и направлений теневых трансакций

3. потенциальных участников незаконных сделок как среди предпринимателей, так и среди чиновников, их «опекающих»

4. пробелов в законодательстве, формирующих возможности уклонения от соблюдения норм и правил

5. расхождения между размерами материального ущерба по выявленным экономическим правонарушениям с оценкой количественных параметров (в % от ВВП) теневого сектора на основе существующих методик

• Формирование рейтинга угроз экономической безопасности, качества институциональной среды на основе установленных пороговых значений

• Разработка рекомендаций по мониторингу дополнительно выявленных фактов или контролю вероятностей

• Внесение предложений по корректировке действующего законодательства и/или принятию новых нормативно-правовых актов

Рисунок 3 - Алгоритм формирования информационной базы разработки государственной политики противодействия теневой экономике и коррупции

Предпринимательская деятельность экономического субъекта, нарушившего законодательство, должна подвергаться тотальной ревизии, т.е. проверке законности ранее заключенных сделок (особенно на крупные суммы, выделяемые для исполнения государственного или муниципального заказов), проверке законности получения им

необходимых лицензий и сертификатов, выявлению источника административного ресурса, если таковой имеется, и неформальных связей с представителями власти (например, муниципальных органов власти, контролирующих организаций, правоохранительных органов), анализу ранее совершенных правонарушений и их сущности и пра-воотраслевой принадлежности.

Помимо возможности обнаружения дополнительных фактов или вероятности совершения нарушения законодательства, данная мера будет иметь пролонгированный эффект, поскольку подобные ревизии не только будут отвлекать значительное время у проверяемого экономического субъекта, но и существенным образом повлияют на формирование негативного имиджа предприятия в деловых кругах.

Предложенная институциональная основа государственной политики противодействия позволит интегрировать усилия различных государственных структур, обозначенных в статье в качестве субъектов контроля, для формирования мощного барьера теневым трансакциям хозяйствующих субъектов. Ее отличительной особенностью является вовлечение идеологического аспекта, призванного повышать уровень взаимного доверия власти и бизнеса, предпринимательской этики, общественного неприятия нарушений законодательства. Комплексный характер антитеневой политики даст возможность свести к минимуму недостатки локальных ведомственных программ по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями.

Список литературы:

1. Головко М.В. Теневая экономика как индикатор безопасности институциональной среды. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2012.

2. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: монография в 2 т. / Сулакшин С.С. [и др.]. - М.: Научный эксперт, 2009. - Т. 2.

3. Положение о Комитете Государственной Думы по безопасности и противодействии коррупции: утверждено решением Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции (протокол № 4 от 9 февраля 2012 г.)

4. Головко М.В. Безопасность национально-экономической системы: сущность, особенности, противоречия // Проблемы экономики и менеджмента. - 2011. - № 1. -С. 58-65.

List of references:

1. Golovko M.V. Shadow Economy as an indicator of institutional environments safety. - Rostov-on-Don: NCSC HS, 2012.

2. State policy of opposition to corruption and shadow economy in Russia: monograph in 2 vol. / Sulakshin S.S. [et al.]. - M.: Nauchny expert, 2009. - Vol. 2.

3. Regulation on State Duma committee on security and opposition to corruption. Approved by State Duma committee on security and opposition to corruption (protocol #4, 9 Feb., 2012)

4. Golovko M.V. National security and economic system: the nature, characteristics and contradictions // Problems of Economics and Management. - 2011. - № 1. - P. 58-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.