Научная статья на тему 'Моделирование инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса'

Моделирование инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
675
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОГО СПРОСА / MODELING / INNOVATIVE ACTIVITY / FUNCTIONING IN THE CONDITIONS OF ASTABLE DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меньшиков И. П.

Рассмотрены теоретико-методологические основы моделирования инновационной деятельности в экономических системах. Проведен анализ особенностей инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса. Описаны направления совершенствования методов моделирования инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Меньшиков И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING INNOVATION ACTIVITIES OF ENTERPRISES OPERATING IN AN UNCERTAIN DEMAND

Theoretic-methodological bases of modeling of innovative activity in economic systems Are considered. The analysis of features of innovative activity of the enterprises functioning in the conditions of astable demand is carried out. Directions of perfection of methods of modeling of innovative activity of the enterprises functioning in the conditions of astable demand are described.

Текст научной работы на тему «Моделирование инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса»

Должны быть проработаны такие позиции как:

- Возраст целевой аудитории

- Пол - женский/ мужской/не имеет значения

- Образование

- Профессиональный статус: руководитель/ специалист/ служащий/ рабочий.

- Социальное положение: владелец бизнеса/ работающий/ безработный/ учащийся/ пенсионер/ домохозяйка

- Уровень доходов (в среднем на каждого члена семьи)

- Наиболее распространенные профессии представителей целевой аудитории

- Мотивация целевой аудитории (что потребитель хочет получить от Вашего товара/услуги, зачем он ему)

- Поводы покупки (какие события в жизни покупателей вызывают необходимость воспользоваться данным товаром/услугой?)

Данный подход к подготовке исследования позволит Компании - Исполнителю подобрать таинственных покупателей максимально

соответствующих необходимой целевой аудитории. Это позволит Таинственным покупателям не быть распознанными в лице сотрудников проверяемой компании.

Выделение различных форм проведения исследований по технологии «Mystery Shopping» позволиет Компании - Исполнителю достигнуть цели, поставленной заказчиком, максимально точно. Конкретизируя объект, цель и виды технических средств, исследователь выберет форму, которая наиболее точно позволит выполнить поставленные задачи.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОГО СПРОСА

Меньшиков И.П., аспирант ГАСИС

Рассмотрены теоретико-методологические основы моделирования инновационной деятельности в экономических системах. Проведен анализ особенностей инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса. Описаны направления совершенствования методов моделирования инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса.

Ключевые слова: моделирование, инновационная деятельность, функционирование в условиях нестабильного спроса.

MODELING INNOVATION ACTIVITIES OF ENTERPRISES OPERATING IN AN UNCERTAIN DEMAND

Menshikov I., The post-graduate student, GASIS

Theoretic-methodological bases of modeling of innovative activity in economic systems Are considered. The analysis of features of innovative activity of the enterprises functioning in the conditions of astable demand is carried out. Directions ofperfection of methods of modeling of innovative activity of the enterprises functioning in the conditions of astable demand are described.

Keywords: modeling, innovative activity, functioning in the conditions of astable demand.

Переход мирового экономического развития от индустриальной к постиндустриальной фазе ознаменовался значительным ростом насыщенности рынков товаров и услуг, что ужесточило конкуренцию экономических систем, поставив многие из них на грань выживания. Проблема выживания экономических систем в условиях современного экономического кризиса приобрела особую актуальность и в нашей стране.

С одной стороны, проблема выживания экономических систем на отечественном рынке это во многом традиционная борьба за сокращение зависимости отечественной экономики от импортных поставок. С другой стороны, в условиях мирового экономического кризиса эта проблема приобретает социально-экономических характер, поскольку наличие рабочих мест определяет уровень доходов населения, которые, в свою очередь, определяют уровень спроса на товары и услуги, стимулируя тем самым развитие отечественной экономики.

Пути укрепления и развития национальной экономики, в том числе в период преодоления последствий мирового экономического кризиса связаны, в первую очередь, с активизацией инновационной деятельности. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и дальнейшую перспективу определена стратегическая цель перехода отечественной экономики от экспортно-сырьевой модели к социально ориентированной инновационной модели экономического роста.

Необходимо отметить, что осуществление инновационной деятельности в условиях насыщенного рынке неизменно связано с понятием стабильности спроса, поскольку далеко не каждая инновация сразу получает признание рынка. Кроме того, в современных условиях насыщенного рынка нарождается новый слой предприятий, которые изначально создаются для выполнения работ и предоставления услуг временного характера, на которые отсутствует постоянный спрос, но успешное функционирование которых также неразрывно связано с осуществлением инновационной деятельности.

В целом для эффективного осуществления инновационной деятельности в экономических системах, функционирующих в условиях нестабильного спроса, необходимо иметь четкую программу развития, базирующуюся на понимании динамики внедрения инноваций в хозяйственную деятельность и получения отдачи от инвестиционных вложений в инновации. Такую программу невозможно создать без соответствующего инструментария анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности.

Таким образом, развитие методологических аспектов моделирования инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса, является актуальной научной задачей имеющей важное народно-хозяйственное значение.

В процессе исследования теоретико-методологических основ моделирования инновационной деятельности в экономических системах на первом этапе были определены содержание и сущность инновационной деятельности экономических систем.

В данной работе под инновационной деятельностью понимается комплекс системных мероприятий, направленных на поиск и эффективную реализацию инноваций, включая создание новой продукции, использование нового сырья, применение новых технологий, освоение новых организационных структур (включая совершенствование организации производства), освоение новых рынков.

Основной предпосылкой инновационной деятельности предприятий является моральное устаревание во времени предлагаемой на рынок продукции (товаров, работ, услуг), а также форм, методов и условий ее предложения.

Рассматривая инновационную деятельность как комплекс мероприятий, представим ее в виде системы в координатах «иерархический уровень деятельности на предприятии - функции инновационного менеджмента» (табл.1). Табл.1 наглядно демонстрирует, что моделирование является неотъемлемой частью (функциональной составляющей) инновационной деятельности экономических систем, на любом этапе ее осуществления начиная от маркетинга,

фундаментальных, прикладных исследований и конструкторско-технологических разработок и заканчивая процессами производства и сбыта.

Исследования содержания и тенденций развития методов моделирования инновационной деятельности в экономических системах показали, что, рассматривая моделирование как исследование объектов познания на их моделях, применительно к инновационной деятельности мы имеем дело не с уже реально существующими, а с создаваемыми объектами - инновациями. Это накладывает определеннее особенности на содержание методов моделирования инновационной деятельности.

Если моделирование бизнес-процессов предприятия в целом позволяет проанализировать функционирование предприятия в целом, начиная от его взаимодействия с внешней средой и заканчивая вопросами организации деятельности на каждом рабочем месте, и направлено поиска возможностей повышения эффективности деятельности предприятия, включая все доступные инструменты (преимущественно традиционные), то моделирование инновационной деятельности представляет собой динамический процесс формирования целостного образа, отражающего сущностные характеристики моделируемой инновационной идеи, которая призвана стать реальностью. При этом вариативность моделируемых схем осуществления инновационной деятельности и отдельных ее элементов позволяет найти рациональный вариант воплощения инновационной идеи в реальность.

Несмотря на существующие различия в моделировании инновационной деятельности и бизнес-процессов в целом, с точки зрения теоретико-методологических основ моделирования инновационной деятельности в экономических системах, мы вправе рассматривать в качестве базы методологию моделирования бизнес-процессов, эволюция которой приведена в табл.2. Опираясь на методологию моделирования бизнес-процессов, в основе вариантов которой лежит методология структурного анализа и проектирования (Structured Analysis and Design Technique - SADT) в работе выявлены возможные области использования различных вариантов методологии для моделирования инновационной деятельности в экономических системах. Выявленные Область возможного использования методологий моделирования бизнес-процессов при моде-

лировании инновационной деятельности приведены в правой колонке табл.2.

Проведенные исследования показали, что для моделирования инновационной деятельности в экономических системах в той или иной степени применимы все варианты методологий моделирования бизнес-процессов (ГОEF0,.. .,ГОEF5).

При этом вариант методологии динамического моделирования развития систем IDEF2, который оказался сложен с точки зрения стандартизации и не нашел распространения для моделирования традиционных бизнес-процессов, для моделирования инновационной деятельности является наиболее предпочтительным. Это обусловлено тем, что инновационная деятельность в современных условиях характеризуется:

- усложнением в связи с ростом конкурентной борьбы на рынке,

- ростом вариативности в связи с увеличением неопределенности и риска реализации,

- необходимостью ускорения процессов создания и внедрения инноваций в связи с сокращением их жизненного цикла в условиях развития научно-технического прогресса.

Перечисленные обстоятельства нашли отражение в тенденциях развития методов моделирования инновационной деятельности в экономических системах, позволяющих, в том числе, изменять параметры моделирования уже в ходе создания инновация (в том числе в ходе реализации инновационных проектов).

В процессе проведенных исследований, на фоне определения общих подходов к моделированию инновационной деятельности в экономических системах были выявлены проблемы развития инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса.

Установлено, что инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса, соответствует следующим типам условий.

Первый тип ситуаций ^1) связан с тем, что неотработанные должным образом инновации предприятия (на начальной стадии их реализации), издержки на которые перенесены на продукцию предприятия, формируют цену, не отвечающую рыночным ожиданиям, что и обуславливает нестабильность спроса.

Таблица 1. Система инновационной деятельности в координатах «иерархический уровень деятельности на предприятии -функции инновационного менеджмента»

Иерархический уровень деятельности на предприятии Функции инновационного менеджмента Стратегический Оперативный Тактический

Анализ внешней среды Анализ состояния и тенденций рынка исходя из макроэкономических и политических событий Анализ емкости рынка, ожидаемых объемов продаж и т.д. Анализ рыночной конъюнктуры и поведения конкурентов

Анализ внутренних факторов Анализ конкурентного потенциала предприятия Анализ факторов эффективности производства Анализ возможностей конкретных инноваций

Моделирование Моделирование вариантов стратегического развития предприятия Моделирование технологий реализации вариантов стратегического развития Моделирование вариантов реализации конкретных инноваций

Принятие решений Стратегические решения по целям развития предприятия Оперативные решения по организации хозяйственной деятельности Тактические решения по внедрению конкретных инноваций

Планирование Планирование программы осуществления инновационной деятельности Планирование осуществления текущих инновационных процессов Планирование реализации конкретных инноваций

Организация Организация инновационной деятельности на предприятии в целом Организация инновационной деятельности по направлениям хозяйственной деятельности Организация внедрения конкретных инноваций

Контроль Контроль эффективности осуществления инновационной деятельности на предприятии и соответствия ее целям предприятия Контроль эффективности осуществления инновационной деятельности по направлениям хозяйственной деятельности Контроль эффективности внедрения конкретных инноваций

Мотивация Обеспечение позитивной динамики роста конкурентоспособности предприятия Обеспечение высокого качества продукции Обеспечение высокой производительности труда

40 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

Таблица 2. Методологии моделирования бизнес-процессов и возможности их использования для моделирования инновационной деятельности

№ Вид методологии Содержание методологии Область общего использования Область возможного использования при моделировании инновационной деятельности

1 IDEFO - методология С помощью наглядного Моделирование средствами Применима для

функционального графического языка ГОЕРО, ШЕБО является первым этапом моделирования всех

моделирования изучаемая система предстает перед разработчиками и аналитиками в виде набора взаимосвязанных функций изучения любой системы видов инноваций

2 IDEF1 - методология Позволяет отображать и Ограничивается Применима для

моделирования анализировать структуру и информационными моделирования

информационных взаимосвязи информационных подсистемами организационных

потоков внутри системы потоков внутри системы инноваций

3 IDEF1X (IDEF1 Относится к типу методологий Используется для моделирования Применима для

Extended) - методология “сущность явлений - их реляционных баз данных моделирования

построения взаимосвязь” рыночных инноваций

реляционных структур

4 IDEF2 - методология Предназначена для сложного В связи с весьма серьезными Применима для

динамического анализа динамических систем сложностями анализа моделирования

моделирования динамических систем от этого продуктовых,

развития систем стандарта практически отказались. технологических, организационных и рыночных инноваций

5 IDEF3 - методология Используется при исследовании ШЕБЗ имеет прямую Применима для

документирования технологических процессов на взаимосвязь с методологией моделирования

процессов, предприятиях. С помощью ШЕБЗ ШЕБО - каждая функция может технологических

происходящих в описываются сценарий и быть представлена в виде инноваций и

системе последовательность операций для каждого процесса. отдельного процесса организационных инноваций

6 IDEF4 - методология Средства ШЕР4 позволяют Позволяют анализировать и Применима для

построения объектно- наглядно отображать структуру оптимизировать сложные моделирования

ориентированных объектов и заложенные принципы объектно-ориентированные продуктовых, сырьевых и

систем их взаимодействия системы организационных инноваций

7 IDEF5 - методология Предназначена для построения Обеспечивает анализ Применима для

исследования сложных систем, характеризующихся множественных связей между моделирования

систем большим количеством элементами системы, ее продуктовых,

иерархических уровней и функциональными блоками, технологических,

функциональных звеньев иерархическими уровнями, а также системы с внешней средой организационных и рыночных инноваций

Второй тип ситуаций (82) связан с моральным устареванием инноваций, когда рыночный спрос на них становится нестабильным, а поддержание его за счет модернизационных инноваций, как правило, носит кратковременный эффект.

Третий тип ситуаций (83) связан с сезонным характером рыночного спроса, проявляющимся в его нестабильности, и вынуждающий предприятия, функционирующие на рынках сезонного характера, фокусировать инновационную деятельность таким образом, чтобы получить конкурентные преимущества к моменту открытия сезона.

Четвертый тип ситуаций (84) связан с рыночным спросом, возникающим только в период наступления определенных событий краткосрочного характера (выставки, ярмарки, соревнования, культурно-развлекательные мероприятия). Эти ситуации сопряжены с дискретным спросом на работы и услуги в сфере доставки, строительства, монтажа, клиринга, торговли и сервиса, информационных технологий, транспортировки и т.д.

Первые два типа ситуаций (когда нестабильность спроса носит субъективный характер) характеризуются традиционным поиском вариантов совершенствования инновационной деятельности, когда:

в первой ситуации принимаются меры по сокращению периода внедрения инноваций и ускорению процесса возврата инвестированных в инновации средств,

а во второй ситуации принимаются меры по поиску эффективных вариантов модернизации, либо перехода на кардинально новые инновационные решения.

В третьей и четвертой ситуациях (когда нестабильность спроса носит объективный характер) возникает необходимость в поиске нетрадиционных решений, обеспечивающих стабилизацию хозяйственной деятельности предприятий за счет повышения эффективности инновационной деятельности.

Для предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса объективного характера (третья и четвертая ситуации),

риск инновационной деятельности многократно возрастает, что и предопределяет увеличение роли моделирования инновационной деятельности для указанных ситуаций.

При анализе особенностей инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса, на первом этапе было проведено исследование влияния факторов внешней среды на инновационную деятельность этих предприятий.

Исследования влияния факторов внешней среды на инновационную деятельность предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса, показали, что в общем случае, характерном для всех четырех вариантов возникновения нестабильного спроса (81,...,84), можно выделить:

макроэконокические неуправляемые факторы, включая состояние политики и экономики, законодательство и право, социальную и культурную среду, а также географические, климатические и экологические условия;

мезо- и микроэкономические частично управляемые факторы, включая рыночных контрагентов и конкурентов, инвесторов, органы местного самоуправления, состояние промышленной и транспортной инфраструктуры, кадровые агентства, отношение потребительских союзов, оценка органов по сертификации и т.д.

Поскольку первые два типа ситуаций возникновения нестабильного спроса носят субъективный характер и решаются традиционными способами, в работе основное внимание было уделено третьему и четвертому типам ситуаций, при которых нестабильность спроса носит объективный рыночный характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование влияния факторов внешней среды на инновационную деятельность показали, что для предприятий, функционирующих в условиях, связанных с сезонным характером рыночного спроса (ситуация 83), решающее значение приобретают: климатические условия из неуправляемых факторов, и состояние конкурентной среды - из частично управляемых факторов.

Для предприятий, функционирующих в условиях формирования спроса, возникающего только в период наступления опреде-

ленных событий краткосрочного характера (ситуация 84), решающее значение имеют: социально-экономическая политика, реализуемая на конкретном рынке, а также социальная и культурная среда из неуправляемых факторов, а также наличие и качество рабочей силы, и доступность внешних инвестиционных ресурсов - из частично управляемых факторов.

Исследование влияния внутренних факторов на инновационную деятельность предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса, проведенные с использованием диаграмм связи показали (рис.1), что:

- на продуктовые (ПИ) инновации (блок 5) наибольшее влияние оказывают кадровые (блок 7), производственные (блок 8), инфраструктурные (блок 9) и финансовые (блок 3) возможности предприятия;

- на сырьевые (СИ) инновации (блок 5) наибольшее влияние оказывают снабженческие (блок 4) и производственные (блок 8) возможности предприятия;

- на технологические (ТИ) инновации (блок 5) наибольшее влияние оказывают кадровые (блок 7), инфраструктурные (блок 9) возможности и возможности системы качества предприятия (блок 1);

- на организационные (ОИ) инновации (блок 5) наибольшее влияние оказывают возможности системы управления (блок 2) и финансовые возможности предприятия (блок 3);

- на рыночные (РИ) инновации (блок 5) наибольшее влияние оказывают сбытовые возможности (блок 6).

На основе исследования влияния факторов внешнего и внутреннего характера в работе был сформирован алгоритм осуществления инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса, и прогнозирования ее результатов.

Сформированный алгоритм (рис.2) предполагает, что потенциально предприятия, функционирующие в условиях нестабильного спроса, могут осуществлять инновационную деятельность в рамках комбинаций возможных ситуаций возникновения нестабильного спроса 81,...,84. На основе вариантов реализуемых инноваций (ПИ, СИ, ТИ, ОИ, РИ) с учетом сформированной целевой функции эффективности осуществления инновационной деятельности предприятия, функционирующего в условиях нестабильного спроса (посредством варьирования значений полностью управляемых внутренних параметров предприятия, частично управляемых параметров внешней среды при заданных значения неуправляемых параметров внешней среды) определяются рациональные варианты повышения стабильности и роста эффективности хозяйственной деятельности предприятия, функционирующего в условиях нестабильного спроса, за счет осуществления инновационной деятельности.

В процессе совершенствования методов моделирования инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса, на первом этапе была сформирована система критериев эффективности инновационной деятельности указанных предприятий.

Сформированная система критериев эффективности инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса, для различных ситуаций возникновения

нестабильного спроса (81,...,84) и их комбинаций приведена в табл.3.

Для первой ситуации нестабильного спроса 81 в качестве критериев эффективности выступают:

- индекс рентабельности Р1, рассчитываемый по значениям чистого денежного потока Рк за к-ый период времени с учетом капитальных вложений в инновацию 1С при ставке дисконтирования г;

- соотношение временных интервалов с положительным и отрицательным значениями чистой текущей стоимости (№У) на всем временном интервале создания, внедрения и использования инновации;

- относительное приращение объема реализации 1-го предприятия при внедрении инновации (Д(^|/(^) на фоне относительного приращения емкости рынка (Д(^8/(^8) за тот же период времени к.

Для второй ситуации нестабильного спроса 82 в качестве критериев эффективности выступают:

- индекс рентабельности Р1;

- соотношение временных интервалов с положительным и отрицательным значениями приращений (скоростей изменения) чистой текущей стоимости (КРУ) на всем временном интервале создания, внедрения и использования инновации;

- коэффициент вариации чистого денежного потока Рк от инновации за к-ый период времени.

Для третьей ситуации нестабильного спроса 83 в качестве критериев эффективности выступают:

- индекс рентабельности Р1;

- соотношение временных интервалов с положительным и отрицательным значениями чистой текущей стоимости (КРУ) на всем временном интервале создания, внедрения и использования инновации;

- коэффициент вариации чистого денежного потока Рк от инновации за к-ый период времени.

Для четвертой ситуации нестабильного спроса 84 в качестве критериев эффективности выступают:

- индекс рентабельности Р1;

- доля времени активного функционирования предприятия при краткосрочном рыночном спросе;

- соотношение текущих доходов к текущим издержкам деятельности предприятия.

Сформированная система критериев эффективности инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса позволила осуществить разработку рациональной схемы моделирования процессов повышения эффективности инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса.

Разработанная рациональная схема моделирования процессов повышения эффективности инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса, представлена на рис.3.

Разработанная рациональная схема моделирования процессов повышения эффективности инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса, направлена на максимизацию отношения обобщенных критериев эффективности инновационной деятельности после и до внедрения инноваций на предприятии.

Рис.1. Влияние внутренних факторов на инновационную деятельность предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса.

1. Анализ общих причин возникновения нестабильного спроса

-О- -О- Ли -О-

2.1. Выявление 2.2, Выявление 2.3. Выявление 2.4. Выявление факторов факторов факторов факторов

возникновения возникновения возникновения возникновения

ситуации 81 ситуации 82 ситуации 83 ситуации 84

-ли -О- -О- -О-

3. Выбор вариантов и содержания осуществления инновационной деятельности на стратегическом, оперативном и тактическом уровне

управления

4. Определение вариантов реализуемых инноваций (продуктовых,

сырьевых, технологических, организационных, рыночных)

5. Выбор методологий моделирования инновационной деятельности

(ШЕГ0,...,ШЕР5) соответствующих вариантам реализуемых инноваций

Л^

6. Формирование целевой функции эффективности осуществления инновационной деятельности предприятия, функционирующего в

условиях нестабильного спроса

ли

7.2. Задание диапазонов значений частично управляемых параметров внешней среды

7.1. Определение значений неуправляемых параметров внешней среды

-J3L

7.3. Задание диапазонов значений полностью управляемых внутренних параметров предприятия

8. Моделирование вариантов повышения стабильности и роста эффективности хозяйственной деятельности предприятия, функционирующего в условиях нестабильного спроса, за счет осуществления инновационной деятельности

ювацио

ли

9. Оценка эффективности инновационной деятельности предприятия, функционирующего в условиях нестабильного спроса

10. Корректировка содержания осуществления инновационной деятельности на стратегическом, оперативном и тактическом уровне

управления

Рис.2. Алгоритм моделирования инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса.

Таблица 3. Система критериев эффективности инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса № Ситуация Критерии эффективности инновационной

нестабильного спроса деятельности 1 в! - неотработанные = Шах

Б1 - неотработанные должным образом инновации

предприятия на

начальной стадии их реализации

Б2 - моральное

устаревание

инноваций

'(1 + r)k

К12 =£Arf(jW>0)/£Az-f(ArPF<0)->max

^ Aô,/ô,

К„ = 1 —» max

Aß,/&

к21=рі=і;

(1 + r)k

-+IC

^Едг,да<0)/Едгда>0)

K23 = ^Umin

БЗ

характер

спроса

сезонный

рыночного

-Ч-/С

*’(1 + гУ

К32 = ^ДгXNPV > 0)/^ДгXNPV < 0) -> max

К» =

_ a(Rk)

-» тт

Rk

-ь/С —» max

Б4 - наступления к = р1 = у Рк определенных событий 41 к (1 + г)к

краткосрочного К42 = ^Ати/Т -» тах

характера

К„ =

1*.

Рис.3. Рациональная схема моделирования процессов повышения эффективности инновационной деятельности предприятий,

функционирующих в условиях нестабильного спроса.

Таблица 4. Результаты апробации предложенного методического подхода при осуществлении инновационной деятельности предприятия, функционирующего в ситуации нестабильного спроса S4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тип инновации ПИ ти ОИ РИ

Значения критериев эффективности

К*41/К41 1,21 1,07 1,03 1,04

К 42/К42 1,00 1,14 1,47 1,21

К*43/К43 1,43 1,25 1,15 1,19

К*1У/К1У 1,73 1,52 1,74 1,50

При реализации рациональной схемы моделирования процессов повышения эффективности инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса, предлагаются следующие варианты расчета обобщенного критерия эффективности инновационной деятельности предприятия Km=f(Кij):

- для ситуаций, вызванной неотработанной должным образом инновацией на начальной стадии ее реализации (Б1): К1=КП^К12^К13;

- для ситуации, вызванной моральным устареванием инновации, подрывающим стабильность спроса (Б2): К^^Д^^^);

- для ситуации, вызванной сезонным характером рыночного

спроса (в3): КШ=К31^К32/К33;

- для ситуации, вызванной наступлением определенных событий краткосрочного характера (Б4): К^К^К^К^.

На заключительном этапе исследований был разработан комплекс методических рекомендаций по реализации методов моделирования инновационной деятельности предприятий, функционирующих в условиях нестабильного спроса, включающий: рекомендации по выбору критериев оценки эффективности инновационной деятельности предприятий, исходя из типа ситуации, вызвавшей

нестабильность рыночного спроса; рекомендации по выбору для осуществления моделирования типов инноваций, определяющих инновационную деятельность в условиях нестабильного спроса; рекомендации по выбору методологии моделирования инновационной деятельности исходя из выбранных типов инноваций; рекомендации по оценки эффективности инновационной деятельности предприятий.

Апробация предложенного методического подхода при осуществлении инновационной деятельности предприятия, функционирующего в ситуации нестабильного спроса Б4, результаты которой приведены в табл.4, показала, что наибольшую эффективность обеспечивают организационные и продуктовые инновации. При этом очевидно, что дополнительный (синергетический) эффект можно получить от их объединения.

Таким образом, проведенные исследования представляют новый методический подход к моделированию инновационной деятельности в экономических системах, функционирующих в условиях нестабильного спроса, в условиях насыщенного рынка и различного уровня стабильности экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.