МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОКБ «МИКРОН»
В СРЕДЕ ARIS
А. В. Рябова, А. Н. Чурилова, А. А. Матюхина, А. В. Соинов Научный руководитель - И. А. Панфилов
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: anya_ryabova2499@mail.ru
Описывается и моделируется в ARIS бизнес-процессы «как есть» и «как будет» для входящих документов организации ОКБ «Микрон». Выясняются проблемы с входящей документацией, и предлагается путь для ее решения: внедрение информационной системы.
Ключевые слова: моделирование, бизнес-процессы, документооборот, модель ARIS EPC.
MODELING AND ANALYSIS OF EDB «MICRON» BUSINESS PROCESSES
IN THE ARIS ENVIRONMENT
A. V. Ryabova, A. N. Churilova, A. A. Matyukhina, A. V. Soinov Scientific supervisor - I. A. Panfilov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: anya_ryabova2499@mail.ru
Business processes "as is" and "as will be" are described and modeled in ARIS for incoming documents of the EDB «Mikron» organization. Problems with incoming documentation are clarified, and a way to solve it is proposed: the introduction of an information system.
Keywords: modeling, business processes, document flow, ARIS EPC model.
По мере развития представлений об автоматизации информационного обеспечения предприятий и организаций становится очевидным, что для функционирования и управления предприятием нужен широкий спектр информационного обеспечения. Информационная система предназначена для автоматизации сбора информации, ее хранения, накопления, поиска, анализа и передачи данных.
Организация ООО «ОКБ Микрон» активно растет и развивается, но текущая информационная система сдерживает ее рост и развитие. Это происходит по следующим причинам:
- информационная система сильно отстает от современных информационных систем (по наличию функционала в базе);
- низкая скорость доработок и разработок необходимого функционала (на рынке недостаточно разработчиков способных развивать текущую ИС; архитектура текущей ИС содержит критические недостатки).
Все процессы организации находятся в постоянном взаимодействии и к каждому процессу прилагаются информационные системы. Для описания текущей и будущей схем функционирования документооборота использовано моделирование в Aris по уровням бизнес-процессов и предложено внедрение программы «1С: Документооборот 8 КОРП».
ARIS - архитектура интегрированных информационных систем, методология и тиражируемый программный продукт для моделирования бизнес-процессов организаций.
ARIS представляет собой векторный редактор, предназначенный для моделирования бизнес-процессов, в т.ч. для создания функциональных и поведенческих моделей ИС [3]. В таблице 1 представлены уровни описания бизнес-процессов ARIS.
Таблица 1
Уровни описания бизнес-процессов в АШЗ_
Уровни описани я БП Диаграмма Содержит Основные и дополнительные объекты модели
1 УЛБ Бизнес-процесс верхнего уровня Функции
2 УЛБ Группа бизнес-процессов 2-го уровня + цикл управления процессом (РБСЛ) Функции, цели, владелец, продукты, продукт/услуга
3 ЕРС Сценарий бизнес-процесса 2-го уровня Функции, события, показатели, слабые места, возможности, продукт/услуга, владелец
4 ЕРС Процедура выполнения БП 3-го уровня Функции, события, документы, ответственность, ПО, продукты, слабые места
Модель ARIS EPC предназначена для описания алгоритма выполнения бизнес-процесса в виде последовательности функций, управляемых событиями. В модели ARIS EPC главное внимание уделяется последовательности выполнения функций, а для описания условий в модели бизнес-процесса используются события и правила, которые могут описывать сложные алгоритмы выполнения бизнес-процесса [1].
Более подробное описание бизнес-процесса «Управление входящими документами» можно рассмотреть на 4 уровне основного процесса ДОУ. На рис. 1 и рис. 2 представлена EPC-модель 4-го уровня «как есть».
Входящие документы - это документы, которые поступают в организацию из других организаций по разным каналам связи. Входящие документы можно получить в отделении связи ФГУП «Почта России», курьером или по электронной почте [2].
К входящим документам можно отнести получение входящих писем, уведомлений, заявок, претензий. Заявка может содержать обращения клиентов. Например, заявка на изготовление детали, запрос о стоимости изделия, чертежа, сроках изготовления детали.
Рис. 1. ЕРС-модель 4-ого уровня процесса по входящим документам «как есть» (начало)
Рис. 2. ЕРС-модель 4-ого уровня процесса по входящим документам «как есть» (окончание)
Рис. 3. ЕРС-модель 4-ого уровня процесса по входящим документам «как будет» (начало)
Рис. 4. ЕРС-модель 4-ого уровня процесса по входящим документам «как будет» (окончание)
Процесс управления входящими документами наглядно показывает общую работу и порядок документооборота «как есть». В модели ЕРС 4-го уровня наблюдается множество проблем ведения документооборота. Отсутствуют единые правила по оформлению и хранению документов. Некоторые документы неправильно регистрируются. Так, входящие документы приходят в структурные подразделения и не регистрируются, во входящих документах отсутствует процедура согласования, что нарушает порядок ведения делопроизводства. Чтобы избежать данных проблем, предложено внедрить в организацию «1С: Документооборот 8 КОРП». Благодаря внедрению данной программы документооборот будет упорядочен. В АШБ необходимо построить ЕРС-модель входящих документов «как будет» и наглядно посмотреть изменения (рис. 3, рис. 4).
Таким образом, после анализа текущей и будущей схемы функционирования входящих документов выяснилось, что с внедрением программы «1 С: Документооборот 8 КОРП» организация ООО «ОКБ Микрон» будет работать эффективней. Данная программа упрощает и автоматизирует ведение документооборота. Хочется отметить, что исчезли все проблемы, которые были в текущей работе входящих документов. Стало организовано архивное хранение организационно-нормативной документации, процесс документооборота стал регламентирован, определены владельцы процесса, появилось логическое начало (планирование работ) и завершение (контроль) процесса. Программа АШБ помогла наглядно представить и смоделировать процесс работы с входящими документами в организации.
Библиографические ссылки
1. Методы и средства моделирования бизнес-процессов: методология АШБ : учеб.-метод. пособие / сост. С. В. Рындина. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2018. - 52 с.
2. Входящая корреспонденция: Регистрация и обработка // Сайт «Справочник секретаря и офис-менеджера» - 2019.
3. Шкода Д. А. Моделирование бизнес-процессов с использованием методологии АШБ -2018.
© Рябова А. В., Чурилова А. Н., Матюхина А. А., Соинов А. В. 2022