Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ГРУЗОВОГО ТАРИФА НА КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РФ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ГРУЗОВОГО ТАРИФА НА КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТАРИФ / КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ ГРУЗА / ЗАТРАТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Ю. В.

Цель: Разработка предложений по совершенствованию тарифов на контейнерные перевозки грузовым железнодорожным транспортом в РФ в современных условиях. Методы: Применялись сравнительный метод, анализ, синтез, статистический метод, системный подход. Результаты: Разработаны многофакторные комплексные цифровые модели тарифа за вагон с контейнерами и за контейнерный поезд. Предложен один из вариантов алгоритма оценки отдельных составляющих данных моделей, сформулированы дополнительные комментарии к представленным моделям. Практическая значимость: Полученные результаты могут использоваться для совершенствования тарифов на контейнерные перевозки грузовым железнодорожным транспортом в РФ в современных условиях, а также для дальнейших исследований в области ценообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE FREIGHT RATE FOR CONTAINER TRANSPORTATION BY RAIL IN THE RUSSIAN FEDERATION

Objective: To develop proposals for improving freight rates for container transportation by rail in the Russian Federation in the current context. Methods: Comparative method, analysis, synthesis, statistical method, and system approach have been applied. Results: Multi-factor complex digital models of rates per wagon with containers and per container train have been developed. One of the options for the algorithm for evaluating individual components of these models is proposed, additional comments to the presented models are provided. Practical importance: The findings can be used to improve freight rates for container transportation by rail in the Russian Federation in the current context, as well as for further research in the field of pricing

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ГРУЗОВОГО ТАРИФА НА КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РФ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.47

Моделирование грузового тарифа на контейнерные перевозки железнодорожным транспортом в РФ

Ю. В. Егоров

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Для цитирования: Егоров Ю. В. Моделирование грузового тарифа на контейнерные перевозки железнодорожным транспортом в РФ // Бюллетень результатов научных исследований. -2021. - Вып. 4. - С. 114-124. DOI: 10.20295/2223-9987-2021-4-114-124

Аннотация

Цель: Разработка предложений по совершенствованию тарифов на контейнерные перевозки грузовым железнодорожным транспортом в РФ в современных условиях. Методы: Применялись сравнительный метод, анализ, синтез, статистический метод, системный подход. Результаты: Разработаны многофакторные комплексные цифровые модели тарифа за вагон с контейнерами и за контейнерный поезд. Предложен один из вариантов алгоритма оценки отдельных составляющих данных моделей, сформулированы дополнительные комментарии к представленным моделям. Практическая значимость: Полученные результаты могут использоваться для совершенствования тарифов на контейнерные перевозки грузовым железнодорожным транспортом в РФ в современных условиях, а также для дальнейших исследований в области ценообразования.

Ключевые слова: Грузовой железнодорожный тариф, контейнерные перевозки, платежеспособность груза, затратное ценообразование, конкуренция.

Введение

С начала контейнерной революции в 1956 г. перевозки грузов контейнерами прошли ряд этапов в своем развитии и к началу XXI в. прочно закрепились в мировой транспортной системе как один из важнейших способов транспортировки грузов. Этому способствовал ряд факторов. Несмотря на значительные начальные капитальные вложения в развитие контейнерной транспортной системы и высокий уровень специализации по-

следней, контейнерные перевозки обладают несомненными преимуществами, такими как возможность транспортировки грузов «от двери до двери» на расстояния в тысячи километров, возможность широкомасштабного использования специализированных транспортных средств и перегрузочного оборудования, снижение риска утраты и порчи груза, устранение необходимости промежуточной перевалки грузов, минимизация затрат на складскую логистику в условиях стандартизации и создания автоматизированных перегрузочных систем и др. [1].

Контейнерные перевозки грузовым железнодорожным транспортом в РФ в начале XXI в. также заняли одно из важнейших мест в работе железнодорожной отрасли, и их значение с развитием международных транспортных коридоров продолжает расти. Согласно данным ОАО «РЖД», с 2015 по 2020 г. объем железнодорожных контейнерных перевозок в РФ по видам сообщения вырос почти в 2 раза и достиг 5,8 млн ДФЭ (при этом 90 % из данного объема пришлось на универсальные контейнеры). Доля перевозок контейнеров в грузообороте ОАО «РЖД» за тот же период времени увеличилась с 5,1 до 8,6 %, доля доходов в общем объеме доходов компании - с 4,9 до 10,8 %, а доля перевозок контейнеров в составе контейнерных поездов - с 46,4 до 64,2 %. При этом с 2005 по 2020 г. объем перевозок грузов II и III тарифных классов в вагонах снизился с 288,2 до 256,2 млн т, а в контейнерах за это же время вырос в 2,7 раза - с 16,9 до 45,1 млн т. ОАО «РЖД» ожидает роста объема железнодорожных контейнерных перевозок по итогам 2021 г. на 10 %. Самым большим рыночным сегментом является маршрут «Китай - Европа - Китай», однако существует потенциал развития и других направлений - во Вьетнам, Корею и Японию через дальневосточные порты. Также у российских компаний появился интерес к перевозкам сырьевых грузов (I тарифного класса) в контейнерах по железной дороге: в феврале 2021 г. ОАО «РЖД» осуществила перевозку в контейнерах 65 000 т угля [2].

К направлениям дальнейшего формирования железнодорожных контейнерных перевозок относятся: развитие терминально-складской инфраструктуры (в настоящее время ОАО «РЖД» реализует соответствующие программы), трансформация сервисов и совершенствование тарифов, которые сейчас не являются оптимальными [3, 4].

Совершенствованию тарифов на контейнерные перевозки железнодорожным транспортом посвящены работы С. М. Резера [5], В. Б. Савчука и А. А. Поликарпова [6], В. А. Вознесенского [7], И. Ю. Литвина [8] и др. ОАО «РЖД» представила ФАС РФ свои предложения по данной проблеме, включающие новую модель тарифной формулы цены за вагон с контейнерами и трехставочную модель формулы цены за контейнерный поезд (контейнерные поезда предлагается перевозить по пассажирским ниткам гра-

фика для повышения скорости доставки) [2, 3]. Косвенно данную проблему также рассматривают Н. А. Журавлева [9], И. М. Гулый [10], Е. М. Волкова и М. А. Лякина [11], Л. М. Чеченова [12].

Несмотря на глубину и тщательность проведенных исследований, отметим их некоторые недостатки:

• в части совершенствования тарифов на перевозки контейнеров железнодорожным транспортом не всегда принимается во внимание многофакторная природа цены грузовой железнодорожной перевозки;

• модели тарифов, предлагаемые ОАО «РЖД» [2, 3], по-прежнему в основном основаны на принципах затратного ценообразования и не учитывают платежеспособность грузов и межвидовую конкуренцию;

• модели ОАО «РЖД» [2, 3] не гибкие с точки зрения реакции на изменение затрат на перевозку, которые не позволяют менять тариф динамично по мере изменения рыночной конъюнктуры.

Вышесказанное обосновывает актуальность данного исследования.

Методология исследования

Методологически предложения по совершенствованию тарифов на контейнерные перевозки грузовым железнодорожным транспортом в РФ в современных условиях основываются на использовании сравнительного метода, анализа, синтеза, статистического метода, а также системного подхода.

Анализ, сравнительный и статистический методы применялись при обобщении центральных положений основных опубликованных работ по рассматриваемой проблеме, а также при обосновании актуальности цели исследования, синтез и системный подход - для разработки многофакторных комплексных цифровых моделей тарифа за вагон с контейнерами и за контейнерный поезд, алгоритма оценки отдельных компонент предлагаемых моделей тарифов, дополнительных комментариев к этим моделям тарифов.

Результаты исследования

По нашему мнению, в целях совершенствования тарифов на контейнерные перевозки грузовым железнодорожным транспортом в РФ можно предложить многофакторные комплексные цифровые модели тарифа за вагон с контейнерами (рис. 1) и за контейнерный поезд (рис. 2).

Данные модели отражают инфраструктурную и локомотивную составляющие платы за транспортировку вагона с контейнерами или контей-

нерного поезда железнодорожным транспортом (тариф ОАО «РЖД») и основаны на:

• предложенных ОАО «РЖД» тарифной формуле цены за вагон с контейнерами и трехставочной модели формулы цены за контейнерный поезд (в части фактора затрат) [2, 3];

• положениях цифровой тарифной системы, ранее разработанной в [4], с учетом многофакторной модели цены 4C (спрос и платежеспособность груза, затраты, конкуренция, влияние государства).

раг.= тСунваг^ р + Ср + Q.

где Раг, -тариф за вагон с контейнерами по Аму маршруту, руб. 7Сун ваг _ затратная часть тарифа по Аму маршруту, руб.; Dj- часть тарифа, основанная на онлайн оценке платежеспособности груза по /-му маршруту, руб.; Ср,- часть тарифа, основанная на онлайн оценке межвидовой конкуренции по перевозке груза по

/-му маршруту, руб.; G,— часть тарифа, основанная на онлайн оценке государственных ограничений по установлению тарифа на перевозку груза по Аму маршруту, руб.

ТСучваг - Суч х Ктех.х (1 + Я),

где Суч, - поучастковая себестоимость перевозки вагона с контейнерами по /-му маршруту, руб.; Ктех- система технологических коэффициентов (учитывает онлайн длину, массу тары вагона, технологические особенности перевозок - опасность, негабарит, скорость) по /-му маршруту; - целевая норма рентабельности перевозок, доли

Суч, - Cнкo¡ + (Сбюи, + С/июи, * (р + Р( + д()) * ¡.¡, где Сжо, - онлайн оценка себестоимости НКО за вагон на станциях по /-му маршруту (до 71 усл. ваг.), руб./ваг.; СвкМр Сткм - онлайн оценка себестоимости ДО по

/-му маршруту (до 71 усл. ваг.), руб./вкм, руб./ткм; р + Р, + д,- онлайн расчетная масса брутто вагона с контейнерами по Аму маршруту, т; расстояние перевозки по Аму маршруту, км

Рис. 1. Многофакторная комплексная цифровая модель тарифа за вагон с контейнерами (разработка автора на основе источников [2-4]): НКО - начально-конечные операции; ДО - движенческие операции; усл. ваг. - условный вагон

Оценка четырех компонентов обеих моделей (7Суч вагь Di, Cpi, Gi для рис. 1 и ТСуч поезд., Du Cpi, Gi для рис. 2) производится в соответствующих модулях оценки факторов 4С цифровой тарифной системы в режиме реального времени на основе информации из баз данных ОАО «РЖД», перевозчика, ФАС России, иных баз данных с использованием технологий Big Data, интернет вещей [4].

Полученные величины тарифов за вагон с контейнерами и за контейнерный поезд могут использоваться для окончательных управленческих решений по установлению конкретных тарифов ОАО «РЖД» на перевозку контейнеров по определенным маршрутам.

7™езду= 7"Суч поезд.+ 0.+ Ср.+

где 7Т10езД) - тариф за контейнерный поезд по /-му маршруту, руб.; 7-суч поезд _ затратная часть тарифа по /-му маршруту, руб.; О, -часть тарифа, основанная на онлайн оценке платежеспособности груза по /-му маршруту, руб.; Ср- часть тарифа, основанная на онлайн оценке межвидовой конкуренции по перевозке груза по /-му маршруту, руб.;

в,-часть тарифа, основанная на онлайн оценке государственных ограничений по установлению тарифа на перевозку груза по /-му маршруту, руб.

ТСуч поезд. = 7у_п поезд. + Тось1 X П + Тбр, X 1рк(, где Ту-п поезд- онлайн оценка затратной ставки за поезд (до 71 усл. ваг., компенсация условно-постоянных затрат) по /-му маршруту, руб./поезд; Тось, - онлайн оценка затратной ставки за ось по /-му маршруту, руб./ось; п- количество осей вагонов в поезде, ед.; Гбр, - онлайн оценка затратной ставки за тонну брутто

поезда по /-му маршруту, руб./т; Iрк, - онлайн расчетная масса брутто контейнерного _поезда, т_^у

Рис. 2. Многофакторная комплексная цифровая модель тарифа за контейнерный поезд (разработка автора на основе источников [2-4])

Обсуждение результатов

Оценки D, Срг, Ог моделей на рис. 1 и 2 могут быть как положительными, так и отрицательными. Так, высокая платежеспособность перевозимого на г-м маршруте груза может дать положительные значения Di в моделях рис. 1 и 2, увеличивая общую величину тарифов Твягг для вагонов

и тпоезд. для контейнерных поездов соответственно. Низкая платежеспособность перевозимого на ¡-м маршруте груза, наоборот, даст отрицательные или нулевые значения Di в моделях рис. 1 и 2, уменьшая общие величины соответствующих тарифов. Аналогично положительные/нулевые Ср' могут быть результатом отсутствия конкуренции/низкой конкуренции по перевозке груза на ¡-м маршруте, отрицательное значение Ср1 - результатом высокой конкуренции по перевозке груза на ¡-м маршруте. Ограничения, накладываемые государством на установление тарифа на перевозку груза по ¡-му маршруту, могут привести к отрицательным О, отсутствие таких ограничений - к нулевым или положительным значениям О

Следует отметить касательно конкретных алгоритмов оценки значений Di, Сри О1 в моделях рис. 1 и 2, что здесь могут использоваться различные решения. Еще в 1839 г. Ч. Эллетом были предложены первые подобные алгоритмы для Di, Сри О, а позже этот вопрос затрагивали исследователи XIX - начала XXI вв., такие как Д. Ларднер, Д. Журавский, С. Витте, К. Винстон, В. Ротенгаттер, К. Нэш, Д. Гордеев, Г. Идрисов и др.

Например, в простейшем случае, по нашему мнению, оценка Di, Ср¡, О1 в моделях рис. 1, 2 может быть проведена согласно следующему алгоритму.

1. Случай, когда при перевозке вагона с контейнерами/контейнерного поезда на ¡-м маршруте присутствует конкуренция со стороны других видов транспорта и соответственно Ср1 < 0. Примем, что минимальный тариф конкурентов со стороны автотранспорта равен Тавтомин ¡, минимальный тариф конкурентов со стороны водного транспорта равен Тводнмин ¡, минимальный тариф оператора подвижного состава (вагонная составляющая общей величины тарифа - ставка оператора за вагон с контейнерами/контейнерный поезд) равен Топермин ¡, = 0 при первоначальной оценке значений D, Ср'. Тогда максимально возможное значение суммы + Ср' для модели на рис. 1 составляет

гп + ср 1 = т1'п1Тавто — топер — тСуч ваг. тводи _ топер _ тСуч ваг } 1ЛЛ ^Уи макс ¡' мин i 1 мин i 1 Ь 1 мин i 1 мин i 1 ¡):>

а максимально возможное значение суммы П' + Ср' для модели на рис. 2 -

гп + ср 1 = т1'п1Тавто - Т°пер - тСуч поезд. тБодн - т°пер -^Уи макс ¡' ПШ1д 1 мин ' 1 мин ' 1 Ь 1 мин ' 1 мин '

у-Суч поезд }

2. Случай, когда при перевозке вагона с контейнерами/контейнерного поезда на ¡-м маршруте отсутствует конкуренция со стороны других видов транспорта и соответственно Ср1 > 0. Примем, что стоимость груза в вагоне с контейнерами/контейнерном поезде в пункте отправления равна Р0', в пункте назначения - минимальный тариф оператора подвижного состава (ставка оператора за вагон с контейнерами/контейнерный поезд) ра-

вен Гопермин ь Ог = 0 при первоначальной оценке значений Di, Срг. Тогда максимально возможное значение суммы Di + Срг для модели на рис. 1 составляет

П + СР ] = Р1 - Р° - Т°пер - ТСуч ваг

макс 1 1 i 1 i 1 мин г ^ Ь

а максимально возможное значение суммы Пг + Срг для модели на рис. 2 -

П + СР ] = Р1 - Р0 - Т°пер - ТСуч поезд

~ ^уЦ макс i 1 i 1 i 1 мин г 1 г-

3. В случаях 1 и 2 величина [Пг + Срг]макс г может быть по расчету положительной, тогда суммарная ставка Пг + Срг в моделях на рис. 1, 2 должна быть принята на несколько более низком уровне (с премией покупателю) для привлечения грузоотправителей. Если сумма [Пг + Срг]макс г по расчету отрицательна или равна нулю, то общий тариф Тватг для клиента должен быть установлен не ниже Снког х Ктехг (условно-постоянные затраты при перевозке вагона с контейнерами), а общий тариф Тпоездг - не ниже Ту-п поездг без учета целевой нормы рентабельности R (условно-постоянные затраты при перевозке контейнерного поезда).

4. Далее может быть оценена величина Ог с учетом текущих государственных ограничений на перевозку груза по г-му маршруту и принято

окончательное управленческое решение по общим тарифным ставкам Твагг, Тпоезд .

Приведем дополнительные комментарии к разработанным моделям (см. рис. 1, 2):

1) при оценке значений ТСуч вагг, ТСуч поездг не используется деление перевозимых грузов на тарифные классы, так как при расчете Пг производится оценка платежеспособности каждого груза по конкретному г-му маршруту;

2) в модели рис. 1, 2 может быть введена компонента овеществленной стоимости времени доставки для потребителя. Тогда сравнение с конкурирующими видами транспорта на маршруте может быть произведено не только на основе значений тарифных ставок, но и с учетом скорости доставки контейнеров;

3) целевая норма рентабельности R может быть исключена из моделей рис. 1, 2 с целью «чистой» оценки затратных компонент ТСуч вагь ТСуч поездг и усилению роли платежеспособности грузов и межвидовой конкуренции в формировании тарифов ОАО «РЖД». Однако в этом случае рентабельность деятельности ОАО «РЖД» может стать малопредсказуемой величиной, что может негативно сказаться на стабильности функционирования железнодорожной отрасти РФ в целом;

4) должен проводиться регулярный мониторинг совокупного финансового результата перевозок вагонов с контейнерами/контейнерных поездов за некоторый период (к примеру, неделя, месяц) на всей сети ОАО

«РЖД» в рамках цифровой тарифной системы [4] для сравнения с целевой рентабельностью перевозок ОАО «РЖД» (с возможными управленческими решениями по корректировке тарифов);

5) применение цифровой тарифной системы с использованием технологий Big Data, интернет вещей [4] позволит преодолеть существующие ограничения по сбору и обработке больших объемов разнообразных данных в режиме реального времени для оперативной оценки отдельных компонентов тарифов;

6) предлагаемый подход к построению тарифов на перевозку вагонов с контейнерами и контейнерных поездов может быть постепенно распространен и на другие виды перевозок на железнодорожном транспорте РФ (прежде всего на перевозки грузов повагонными отправками, поездными формированиями не в контейнерах).

Заключение

В настоящей статье были разработаны многофакторные комплексные цифровые модели тарифов за вагон с контейнерами и за контейнерный поезд. Также был предложен один из вариантов алгоритма оценки отдельных составляющих данных моделей, сформулированы дополнительные комментарии к этим моделям.

Полученные результаты могут использоваться для совершенствования тарифов на контейнерные перевозки грузовым железнодорожным транспортом в РФ в современных условиях, а также для дальнейших исследований в области ценообразования на грузовом железнодорожном транспорте.

Библиографический список

1. Кузнецов А. Л. Контейнеризация: история и тенденции развития / А. Л. Кузнецов, В. А. Погодин, И. В. Серова // Контейнерный бизнес. - 2005. - № 2 (2). - С. 48-53.

2. Варгунин В. Н. Тарифное регулирование контейнерных перевозок / В. Н. Вар-гунин // Материалы онлайн-конференции «Контейнеры-2021. Foresight рынка». 2 марта 2021 г. - URL: https://espconf.ru/#translation (дата обращения: 28.09.2021).

3. РЖД предлагают трехставочную модель тарификации за контейнерный поезд. -URL: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/rzhd-predlagaet-trekhstavochnuyu-model-tarifikatsii-za-konteynernyy-poezd/ (дата обращения: 28.09.2021).

4. Егоров Ю. В. Влияние цифровизации на развитие тарифных систем на железнодорожном транспорте / Ю. В. Егоров // Сб. науч. статей VII Междунар. науч.-прак-тич. конференции «Развитие экономической науки на транспорте: экономическая основа будущего транспортных систем». 19 декабря 2019 г.; под ред. Н. А. Журавлевой. -СПб.: ООО «Институт независимых социально-экономических исследований - оценка», 2019. - С. 280-286.

5. Резер С. М. Разработка системы дерегулированных тарифов на железнодорожные транзитные контейнерные перевозки / С. М. Резер // Интегрированная логистика. -2011. - № 2. - С. 36-40.

6. Савчук В. Б. Модель динамического тарифообразования железнодорожного транспорта в условиях конкуренции между видами транспорта / В. Б. Савчук, А. А. Поликарпов // Экономика железных дорог. - 2013. - № 12. - С. 31-38.

7. Вознесенский В. А. К развитию электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» / В. А. Вознесенский // Бюллетень транспортной информации. - 2017. -№ 5 (263). - С. 18-22.

8. Литвин И. Ю. Формирование механизмов повышения конкурентоспособности контейнерных железнодорожных грузоперевозок по транспортным коридорам Российской Федерации / И. Ю. Литвин // Самоуправление. - 2021. - № 1 (123). - С. 67-71.

9. Grey-Hawkins M. Real-time process monitoring in industry 4.0 manufacturing systems: sensing, smart, and sustainable technologies / M. Grey-Hawkins, L. Michalkova, P. Su-ler, N. A. Zhuravleva // Economics, management, and financial markets. - 2019. - Vol. 14. -N 4. - P. 30-36.

10. Zhuravleva N. A. Mathematical description and modelling of transportation of cargoes on the base digital railway / N. A. Zhuravleva, I. M. Gulyi, M. A. Polyanichko // Technologies. - 2019. - Vol. 20. - N 2. - P. 175-176.

11. Волкова Е. М. Проблемы оценки экономических эффектов от использования цифровых технологий в городских транспортных системах / Е. М. Волкова, М. А. Ля-кина, А. В. Стримовская // Бюллетень результатов научных исследований. - 2019. -Вып. 1. - С. 59-68.

12. Чеченова Л. М. Интеллектуализация железнодорожного транспорта как фактор развития транспортной отрасли / Л. М. Чеченова // Вестн. транспорта Поволжья. -2021. - № 2(86). - С. 78-85.

Дата поступления: 30.09.2021 Решение о публикации: 22.10.2021

Контактная информация:

ЕГОРОВ Юрий Владимирович - канд. экон. наук, доц.; [email protected]

Modeling the freight rate for container transportation by rail in the Russian Federation

Yu. V. Egorov

Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation

For citation: Egorov Yu. V. Modeling the freight rate for container transportation by rail in the Russian Federation. Bulletin of scientific research results, 2021, iss. 4, pp. 114-124. (In Russian) DOI: 10.20295/2223-9987-2021-4-114-124

Summary

Objective: To develop proposals for improving freight rates for container transportation by rail in the Russian Federation in the current context. Methods: Comparative method, analysis, synthesis, statistical method, and system approach have been applied. Results: Multi-factor complex digital models of rates per wagon with containers and per container train have been developed. One of the options for the algorithm for evaluating individual components of these models is proposed, additional comments to the presented models are provided. Practical importance: The findings can be used to improve freight rates for container transportation by rail in the Russian Federation in the current context, as well as for further research in the field of pricing.

Keywords: Rail freight tariff, container transportation, cargo solvency, costly pricing, competition.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kuznetsov A. L., Pogodin V. A. & Serova I. V. Konteynerizatsiya: istoriya i ten-dentsii razvitiya [Containerization: history and development trends]. Konteynernyy biznes [Container business], 2005, no. 2 (2), pp. 48-53. (In Russian)

2. Vargunin V. N. Tarifnoye regulirovaniye konteynernykh perevozok [Tariff regulation of container transportation]. Materialy onlayn-konferentsii "Konteynery-2021. Foresight ryn-ka" [Proceedings of the "Containers-2021. Market Foresight" online conference]. March 02, 2021. Available at: https://espconf.ru/#translation (accessed: September 28, 2021).

3. RZhD predlagayut trekhstavochnuyu model' tarifikatsii za konteynernyy poyezd [Russian Railways proposes a three-rate tariff model for a container train]. Available at: https:// www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/rzhd-predlagaet-trekhstavochnuyu-model-tarifikatsii-za-konteynernyy-poezd/ (accessed: September 28, 2021).

4. Egorov Yu. V. Vliyaniye tsifrovizatsii na razvitiye tarifnykh sistem na zhelez-nodorozhnom transporte [Impact of digitalization on the development of tariff systems in railway transport]. Sbornik nauchnyh statey VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Razvitiye ekonomicheskoy nauki na transporte: ekonomicheskaya osnova bu-dushchego transportnykh sistem" [Coll. of scientific articles of the VII International Scientific and Practical Conference "Development of economic science in transport: the economic basis for the future of transport systems"]. December 19, 2019. Ed. by N. A. Zhuravleva. Saint Petersburg, Institute of Independent Social and Economic Research LLC Publ., 2019, pp. 280286. (In Russian)

5. Rezer S. M. Razrabotka sistemy deregulirovannykh tarifov na zheleznodorozhnyye tranzitnyye konteynernyye perevozki [Development of a system of deregulated tariffs for railway transit container transportation]. Integrirovannaya logistika [Integrated Logistics], 2011, no. 2, pp. 36-40. (In Russian)

6. Savchuk V. B. & Polikarpov A. A. Model' dinamicheskogo tarifoobrazovaniya zheleznodorozhnogo transporta v usloviyakh konkurentsii mezhdu vidami transporta [Dynamic tariff-making model for railway transport in the context of competition between modes of transport]. Ekonomika zheleznykh dorog [Railway Economy], 2013, no. 12, pp. 31-38. (In Russian)

7. Voznesenskiy V. A. K razvitiyu elektronnoy torgovoy ploshchadki "Gruzovyye Perevozki" [On the development of the electronic trading platform "Cargo Transportation"]. Byulleten' transportnoy informatsii [Bulletin of transport information], 2017, no. 5 (263), pp. 18-22. (In Russian)

8. Litvin I. Yu. Formirovaniye mekhanizmov povysheniya konkurentosposobnosti kon-teynernykh zheleznodorozhnykh gruzoperevozok po transportnym koridoram Rossiyskoy Federatsii [Formation of mechanisms for increasing the competitiveness of container railway freight traffic along the transport corridors of the Russian Federation]. Samoupravleniye [Self-government], 2021, no. 1 (123), pp. 67-71. (In Russian)

9. Grey-Hawkins M., Michalkova L., Suler P. & Zhuravleva N. A. Real-time process monitoring in industry 4.0 manufacturing systems: sensing, smart, and sustainable technologies. Economics, management, and financial markets, 2019, vol. 14, no. 4, pp. 30-36.

10. Zhuravleva N. A., Gulyi I. M. & Polyanichko M. A. Mathematical description and modelling of transportation of cargoes on the base digital railway. Technologies, 2019, vol. 20, no. 2, pp. 175-176.

11. Volkova E. M., Lyakina M. A. & Strimovskaya A. V. Problemy otsenki ekonomi-cheskikh effektov ot ispol'zovaniya tsifrovykh tekhnologiy v gorodskikh transportnykh si-stemakh [Problems of economic effects assessment from digital technologies applying in urban transport systems]. Bulleten' rezultatov nauchnykh issledovaniy [Bulletin of scientific research results], 2019, iss. 1, pp. 59-68. (In Russian)

12. Chechenova L. M. Intellektualizatsiya zheleznodorozhnogo transporta kak faktor razvitiya transportnoy otrasli [Intellectualization of railway transport as a transport industry development factor]. Vestnik transporta Povolzh'ya [Transport Bulletin of the Volga region], 2021, no. 2(86), p. 78-85. (In Russian).

Received: September 30, 2021 Accepted: October 22, 2021

Author's information:

Yuri V. EGOROV - PhD in Economics, Associate Professor; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.