Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ЗАДАЧ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
267
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ / EXTREME SITUATIONS / COMBAT TECHNIQUES / PHYSICAL TRAINING / TRAINING OF OFFICERS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куров Альберт Иванович, Клименко Андрей Александрович

В статье рассматривается проблема моделирования экстремальных ситуаций служебной деятельности для обучения и совершенствования применения сотрудниками правоохранительных органов физической силы и боевых приемов, борьбы в ходе выполнения оперативных задач, а также выявляются наиболее оптимальные направления решения проблем, возникающих в данном направлении. Активное внедрение в практику обучения элементов опасности и риска предполагает четкую организацию занятий и точное соблюдение всеми сотрудниками установленных правил и мер безопасности. Тренировочный процесс направлен, прежде всего, на формирование психологической и физической готовности к действиям в экстремальной обстановке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куров Альберт Иванович, Клименко Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF EXTREME SITUATIONS OF SERVICE ACTIVITY FOR TRAINING, IMPROVING OF THE USE OF PHYSICAL FORCE AND COMBAT TECHNIQUES BY LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN THE PERFORMANCE OF OPERATIONAL TASKS

In the article considered the problem of modeling of extreme situations of service activity for training, improving the use of physical force and combat techniques by law enforcement officers, fighting during the performance of operational tasks, and also identifies the most optimal ways of solving the problems arising in this direction. Actively introducing into the practice of teaching elements of danger and risk involves a clear organization of classes and accurate adherence by all employees to established rules and safety measures. The training process is aimed primarily at the formation of psychological and physical readiness for action in an extreme situation.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ЗАДАЧ»

References and Sources

1. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya 16.02.2019.

2. Gataev A.S.-A. Zadachi, soderzhanie i formy vneauditornoj vospitatel'noj deyatel'nosti v vuze nacional'noj respubliki. Diss. ... kand. ped. nauk. M., 2017. 207 s.

3. Fomina L.YU. K voprosu o professional'noj roli kuratora v vuze // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2012. T. 1. №> 3. S. 88-91.

4. Gataev A.S-A. Osobennosti vospitatel'noj sredy vuza v usloviyah nacional'nogo regiona // Srednee professional'noe obrazovanie. 2017. N°3. S. 5357.

5. Talapin A.N. Opyt raboty kuratorom v gosudarstvennom vuze // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2013. N° 6-2 (13). S. 19-20.

6. Borodina E.S. Organizaciya raboty kuratora studencheskoj gruppy v vuze // Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2013. T. 5. N° 3. S. 77-80.

7. Vospitatel'naya sreda universiteta: tradicii i innovacii: monografiya / A. V. Ponomarev [i dr.]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2015. 408 s.

8. Muskhanova I.V. Lichnost' kuratora v vospitatel'nom processe // Vestnik AN CHechenskoj Respubliki: zhurnal. Grozny), 2009. №1 (9). S.68-74.

ГАТАЕВ АНЗОР САЙД-АЛЬВИЕВИЧ - кандидат педагогических наук, проректор Чеченского государственного педагогического университета (anzor-74@mail.ru).

GATAEV, ANZOR S-A. - Ph.D. in Pedagogy, Vice-Rector of Chechen State Pedagogical University (anzor-74@mail.ru).

УДК 371.31:351.74

КУРОВ А.И., КЛИМЕНКО А.А. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ЗАДАЧ

Ключевые слова: экстремальные ситуации, боевые приемы, физическая подготовка, подготовка сотрудников МВД России.

В статье рассматривается проблема моделирования экстремальных ситуаций служебной деятельности для обучения и совершенствования применения сотрудниками правоохранительных органов физической силы и боевых приемов, борьбы в ходе выполнения оперативных задач, а также выявляются наиболее оптимальные направления решения проблем, возникающих в данном направлении. Активное внедрение в практику обучения элементов опасности и риска предполагает четкую организацию занятий и точное соблюдение всеми сотрудниками установленных правил и мер безопасности. Тренировочный процесс направлен, прежде всего, на формирование психологической и физической готовности к действиям в экстремальной обстановке.

KUROV, A.I., KLIMENKO, A.A. MODELING OF EXTREME SITUATIONS OF SERVICE ACTIVITY FOR TRAINING, IMPROVING OF THE USE OF PHYSICAL FORCE AND COMBAT TECHNIQUES BY LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN THE PERFORMANCE

OF OPERATIONAL TASKS

Keywords: extreme situations, combat techniques, physical training, training of officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

In the article considered the problem of modeling of extreme situations of service activity for training, improving the use of physical force and combat techniques by law enforcement officers, fighting during the performance of operational tasks, and also identifies the most optimal ways of solving the problems arising in this direction. Actively introducing into the practice of teaching elements of danger and risk involves a clear organization of classes and accurate adherence by all employees to established rules and safety measures. The training process is aimed primarily at the formation of psychological and physical readiness for action in an extreme situation.

Деятельность сотрудников правоохранительных органов зависит от постоянного воздействия целого комплекса факторов. Часто они попадают в ситуации, опасные для их жизни и жизни окружающих. Наличие таких ситуаций обуславливает необходимость получения навыков боевых приемов борьбы, использования специальных средств и огнестрельного оружия. Применение силы в отношении к нарушителям правопорядка сотрудниками при исполнении служебных обязанностей является законодательно обоснованным и зачастую является неотъемлемой частью правоохранительной деятельности. Сотрудники, которые исполняют обязанности по охране общественного порядка, применяют меры по задержанию преступника в качестве служебного долга, выполняемого ими в любом случае, несмотря на определенные риски. Формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач и умелому применению физической силы, в том числе и приемов боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности являются основной целью физической подготовки в системе МВД РФ [1].

Разностороннее физическое развитие способствует лучшей приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды. Расширение двигательных и функциональных возможностей организма обеспечивается использованием в тренировочном процессе упражнений из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, рукопашного боя, борьбы и разнообразных игр. Особое значение при этом приобретает моделирование экстремальных ситуаций служебной деятельности для обучения сотрудников правоохранительных органов и навыкам применения физической силы, и боевым приемам борьбы в ходе выполнения оперативных задач.

По мнению специалистов, максимально сложными условиями в ходе выполнения служебных обязанностей являются:

- групповое и вооруженное нападение на сотрудников правоохранительных органов при их работе на месте происшествия;

- задержание и сопровождение задержанных лиц;

- несение службы на автодорогах и путепроводах;

- проверка подозрительных лиц.

Именно в этих случаях велика вероятность получения сотрудником травмы и повреждения различной тяжести.

Важнейшей задачей профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов становится постоянная психологическая готовность к неожиданному столкновению с правонарушителями или разыскиваемыми преступниками. Помимо этого, сотрудникам необходимо овладеть умением в совершенстве владеть табельным оружием и научится правильно применять боевой прием борьбы в сложнейших условиях деятельности [4].

Необходимость моделирования ситуаций важно еще потому, что ожидание нападения со стороны правонарушителей является неотъемлемой частью профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Именно моделирование ситуации способствует повышению уровня психологической подготовки и тренирует навык оперативности. С помощью такой тренировки сотрудник осознает существующую угрозу, может правильно оценить конкретную ситуацию и совершить адекватные действия с помощью накопленного практического опыта. Помимо этого, возможности его нервной системы и преобразование возникающих в случае опасности импульсов в разумные решения станет постоянным навыком сотрудника.

Статистика гибели и ранений сотрудников правоохранительных органов при выполнении оперативных утверждает, что 13% погибших и раненых сотрудников приходится на долю нарушителей, которые применили подручные средства: топоры, палки различной длины, камни, бутылки, стулья [6].

Помимо этого, в ходе анализа уголовных дел, которые связаны с гибелью и травматизмом сотрудников, выявлены основные причины, которые привели к таким последствиям:

- неуверенность во владении табельным оружием и неумелое использование штатного оружия в случаях рукопашной схватки;

- несвоевременность применения боевых приемов борьбы (на поражение, задержание, сдерживание);

- неумелое использование при задержании правонарушителей подручных средств;

- невысокий уровень психологической подготовки во время столкновения с преступниками и правонарушителями.

На практике можно убедиться, что с заданием по задержанию вооруженных преступников могут справиться сотрудники, которые имеют эффективную морально-психологическую подготовку, физическую развитость, навыки владения оружием, специальными средствами, а также высокую психологическую устойчивость. Причем последняя как раз и формируется приемами рукопашного боя в ходе моделирования экстремальных ситуаций служебной деятельности с численно превосходящими противниками [2].

Ведущим компонентом физической подготовки сотрудников должна являться технико-тактическая подготовка. Качество этой подготовки проверяется на учебе и на практике. Поэтому сотрудник должен знать обстоятельство и закономерность применения действий борьбы и уметь правильно применять теоретическую базу в управлении технико-тактической подготовкой.

Структурно-функциональный анализ ситуаций противоборства, которые характерны для служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, показывает, что важнейшим структурным компонентом деятельности становится именно внешняя среда. Здесь подразумеваются существенные для этой деятельности аспекты. Для служебно-боевого противоборства в качестве таких условий выступают рост и вес задерживаемого лица, наличие у него оружия, характер противодействия и пр.

В отличие от спортивных и учебных противоборств, в практических противоборствах для одной стороны момент нападения часто бывает неочевидным. Из-за маскировки (мимики, жестов, не напряженности позы, ровного голоса и дыхания и т.д.) момент начала атакующих действий неявен, что лишает сторону, которая подверглась нападению, возможности подготовиться к отражению действий и защите. Именно поэтому необходимо во время учебы овладеть навыком быстрого реагирования и овладения преимуществом в начале нападения [5].

Моделирование экстремальных ситуаций служебной деятельности сотрудников полиции ставит целью обучить их уверенно определять характер конфликта, идентифицировать степень противодействия со стороны нарушителя и обосновывать правомерность мер физического воздействия. При этом важнейшим показателем профессионализма сотрудника является применение менее серьезных мер физического воздействия по пресечению преступления (при условии достижения поставленных целей).

Сотрудникам правоохранительных органов необходимо иметь надежную теоретическую подготовку, которая может позволить им правильно идентифицировать деяние и проработать соответствующую тактику действий. Использование полученной теоретической базы на практике будет проходить легко, если обучение происходит в условиях, максимально схожих с реальностью. Именно поэтому необходимо разработать различные организационные и методические формы проведения комплексного учебного направления, которое должно включать в себя различные модельные ситуации ведения рукопашного боя в условиях, которые максимально приближенны к реальному выполнению оперативно-служебных задач.

При моделировании экстремальных ситуаций служебной деятельности особое значение приобретают следующие факторы подготовки:

1. Отличное знание особенностей и трудностей, которые влияют на решение оперативно-служебной задачи.

2. Натренированность в выполнении приемов рукопашного боя с количественно превосходящем противником;

3. Решительность действий в психологически напряженных условиях[3].

Таким образом, использование при проведении занятий по физической подготовке метода моделирования условий и ситуаций профессиональной деятельности, позволят сформировать надежные профессионально-прикладные двигательные навыки в сочетании с высокой морально-психологической готовностью их применения в повседневной правоохранительной деятельности. Все это способствует выработке у обучаемых определенного автоматизма поведения в любой критической ситуации. Благодаря этому можно избежать неоправданных потерь личного состава.

Конечно, одной работы профессорско-преподавательского состава с личным составом будет не достаточно для достижения необходимого результата. Прежде всего, каждый сотрудник обязан лично изъявить желание, направленное на саморазвитие, в приобретении новых навыков и умений, в совершенствовании изучаемого материала. Важность осознания своих непосредственных служебных обязанностей, желание добросовестно и качественно нести службу должно быть в приоритете у каждого сотрудника органов внутренних дел. Результативность многих видов профессионального мастерства сотрудников правоохранительных органов существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемая предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым функциональным возможностям организмов профессиональной деятельностью и ее условиями. Это зависимость, получаемая научное объяснение в свете углубляющегося представления о закономерности взаимодействии различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности.

Поиск пути повышения эффективности процесса физической подготовки в системе МВД России должен вестись в существующих организационных и временных рамках подготовки специалиста. При этом необходимо особое внимание обратить на начальный этап становления (специальная первоначальная подготовка, обучение в образовательном учреждении МВД) и процедуру профессионального отбора, в том числе средствами физического воспитания. Уровень физической подготовки кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД России и службу в органы внутренних дел должен рассматриваться с позиции физических способностей, как вида общих способностей человека.

Активное внедрение в практику обучения элементов опасности и риска предполагает четкую организацию занятий и точное соблюдение всеми сотрудниками установленных правил и мер безопасности. Формирование механизмов долговременной адаптации к физической нагрузке включает в себя:

- преодоление препятствий с применением имитационных средств;

- элементы акробатических упражнений в полной экипировке;

- выполнение боевых приемов борьбы с различными статистами на фоне усталости. Тренировка направлена, прежде всего, на формирование психологической и физической

готовности к действиям в экстремальной обстановке. В результате ее применения необходимо достоверное улучшение у сотрудников правоохранительных органов показателей силы, ловкости, быстроты в экстремальных условиях, а также развитие волевых качеств.

Литература и источники

1. Приказ МВД РФ от 01.07.2017 M 450 «Об утверждении Наставления но организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»

2. Волков А.Н.. Кузнецов СВ., Данилов М.Г. Физическая подготовка. Альбом схем. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013. 37 с.

3. Макеева В.С, Баркалов C.K, Cтепанюк В.И. Научно-методические аспекты физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: монография. Орел: ОрЮИ МВД России, 2016. C.46-48.

4. Постановление пленума Верховного Cуда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г. M 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление».

5. Cтепанюк В.И. К вопросу применения специальных мер пресечения сотрудниками ДЛЕ ГИБДД // Cовершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. C6. мат. XIX всероссийской науч.-практ. конф. Орел: ОрЮИ МВД России, 2016. C. 115-118.

6. Уголовное нраво России. Части Общая и Особенная: учеб. / Под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010. 1232 с.

References and Sources

1. Prikaz MVD RF ot 01.07.2017 N° 450 «Ob utverzhdenii Nastavleniya po organizacii fizicheskoj podgotovki v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii»

2. Volkov A.N.. Kuznecov S.V., Danilov M.G. Fizicheskaya podgotovka. Al'bom skhem. N. Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2013. 37 s.

3. Makeeva V.S., Barkalov S.N., Stepanyuk V.I. Nauchno-metodicheskie aspekty fizicheskoj podgotovki kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii: monografiya. Orel: OrYUI MVD Rossii, 2016. S.46-48.

4. Postanovlenie plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 27 sentyabrya 2012 g. M 19 «O primenenii sudami zakonodatel'stva o neobhodimoj oborone i prichinenii vreda pri zaderzhanii lica, sovershivshego prestuplenie».

5. Stepanyuk V.I. K voprosu primeneniya special'nyh mer presecheniya sotrudnikami DPS GIBDD // Sovershenstvovanie fizicheskoj, ognevoj i taktiko-special'noj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Sb. mat. XIX vserossijskoj nauch.-prakt. konf. Orel: OrYUI MVD Rossii, 2016. S.115-118.

6. Ugolovnoe pravo Rossii. CHasti Obshchaya i Osobennaya: ucheb. / Pod red. A.V. Brilliantova. M.: Prospekt, 2010. 1232 s.

КУРОВ АЛЬБЕРТ ИВАНОВИЧ - старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета (albert.kurov.69@mail.ru).

КЛИМЕНКО АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина (klimenkoa71@mail.ru»). KUROV, ALBERT I. - Senior Lecturer, Department of physical training and sports Krasnodar University.

KLIMENKO, ANDREY A. - Ph.D. in Pedagogy, Head of the Department of Physical Education, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.