Научная статья на тему 'Моделирование эффективного распределения инвестиционных потоков среднего города'

Моделирование эффективного распределения инвестиционных потоков среднего города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Л.Н.

Статья продолжает серию публикаций о проблемах функционирования средних городов, начатую в шестом и седьмом номерах журнала за прошлый год. Следует констатировать, что к настоящему времени оформилось несколько подходов для определения сущности города, основными из которых принято считать количественный, функциональный, законодательный, экономический, социальный, градостроительный. Однако критерии, предлагаемые сторонниками каждого из названных подходов, не позволяют получить комплексную и емкую характеристику города, если используются автономно от других подходов…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование эффективного распределения инвестиционных потоков среднего города»

моделирование эффективного распределения инвестиционных потоков среднего города

л. н. Медведева,

кандидат экономических наук, доцент Волжский политехнический институт

Продолжая серию публикаций о проблемах функционирования средних городов, начатую в шестом и седьмом номерах журнала за прошлый год, следует констатировать, что к настоящему времени оформилось несколько подходов для определения сущности города, основными из которых принято считать количественный, функциональный, законодательный, экономический, социальный, градостроительный. Однако критерии, предлагаемые сторонниками каждого из названных подходов, не позволяют получить комплексную и емкую характеристику города, если используются автономно от других подходов.

В середине 1990-х гг. В. И Ресиным и Ю. С. Попковым, другими учеными Института системного анализа РАН были сформулированы базовые положения концепции системного регулирования городского развития1, которые получили оригинальную дальнейшую интерпретацию в трудах С. С. Бачуриной2. С позиций рассмотрении города как объекта регулирования он представляет собой совокупность размещенных на некоторой территории материально-технических объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения.

Городская система может быть определена как относительно обособленная функционально связанная область организованной человеком пространственной среды, в пределах которой реализуется комплекс основных видов социальной активности населения, обусловленных достигнутым уровнем развития общества. Внутренняя це-

1 Ресин В. И., Попков Ю. С. Развитие больших городов в условиях переходной экономики (системный подход). — М.: УРСС, 2000.

2 Бачурина С. С. Концепция системного регулирования городского развития и ее модификация применительно к комплексной реконструкции сложившейся застройки //В кн. «Экономика и управление преобразованиями сложных социально-экономических систем» / Сборник научных трудов Института системного анализа РАН. Под ред. А. Н. Швецова. — М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 4 - 18.

лостность позволяет выделить городскую систему в самостоятельный объект и обусловлена устойчивостью социально-функциональных связей, осуществляемых на ее территории с помощью развитой коммуникационной сети3.

Города как элементы концентрации трудового, финансового, научного и инновационного потенциала национальной экономики в современных условиях обладают рядом типологических признаков: город — промышленный центр, город — финансово-торговый центр, город — порт, город — курорт, город — административный центр, город — наукоград и т. д., что и определяет доминирование в городской экономике характерных для этого признака развитых и развивающихся отраслей.

Институционально-экономическая организация города представлена структурированным по различным критериям множеством градообразующих и градообслуживающих предприятий и организаций, играющих непосредственную роль в ее функционировании, и включает целый ряд взаимосвязанных подсистем: экономическую, социальную, административную, пространственную, экологическую. Определяющими звеньями городской экономики выступают городская собственность и земельные ресурсы, которые при условии рационального использования становятся основным источником собственных доходов городского бюджета. Инфраструктурный комплекс экономики города представлен транспортным, финансовым, информационным, торговым и производственно-хозяйственными блоками, в комплексе обеспечивающими ее устойчивее и эффективное функционирование4.

3 Там же. С. 9.

4 Гонтарева Д. Н. Модернизация городской экономики в современной России: концепции, институционально-экономическая

организация, стратегии //Автореферат на соиск. уч. ст. к. э. н. —

Ростов-на-Дону, 2008. С. 7.

В современных условиях гармоничное развитие городов все в большей степени требует реализации принципа природной целесообразности, гармоничной коэволюции развития человека и природы. При этом обязательно должны учитываться местная специфика, основанная на реальных процессах, протекающих в конкретной городской среде, в том числе в образе жизни, в процессах производства и перераспределения, в организации социальных связей, в территориальной и ландшафтной обустроенности.

Типология современных городов требует комплексного анализа хозяйственной структуры города и его функций. Эндогенные функции (градооб-служивающие), имеют значение скорее для самого города. Экзогенные функции (градообразующие), обращенные вовне, позволяют рассматривать город как элемент системы городов. Кроме того, каждому городу присущ набор определенных черт, таких как историзм, уникальность, нерасторжимая связь с территорией, интегральность, международная специализация5.

Кризис больших городов как следствие субурбанизации привел к обострению многих социальных и экономических проблем. Общемировой тенденцией стало все более активное перемещение части жителей городских агломераций в малые и средние города, в пригородные зоны с менее безопасными условиями для жизни.

Понятие «среднего города» до сих пор остается недостаточно выверенной дефиницией как в научном, так и в практическом плане. Анализируя различные исследовательские попытки и традиции идентификации среднего города, выяснения его функциональной роли в системе городов, автором было предложено определять современный средний город как устойчивый тип городского поселения с численностью населения от 50 до 500 тыс. чел., достаточно целостную территориальную единицу местного самоуправления, характеризующуюся разносторонней хозяйственной специализацией: многофункциональностью, наличием рыночной инфраструктуры, учреждений культуры, образования, здравоохранения, а также лучшей, по сравнению с малыми городами, транспортной инфраструктурой6.

Необходимость активного внедрения в средних городах стратегического подхода к управлению с использованием инновационного управленческого

5 См.: Старовойтов М.К., Медведева Л.Н. Типология городов: эволюция и многогранность подходов //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 6.

6 См. ранее: Старовойтов М. К., Медведева Л. Н. Средний город: проблемы идентификации и управления //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 7.

инструментария становится в современных условиях требованием императивного порядка7. Средние города обычно многофункциональны и многоукладны, сориентированы на налаживание связей как внутри системы городов по всей России, так и с окружающей территорией, между различными отраслями хозяйства, расположенного в субъектах Федерации. Между тем реальная повседневная практика управления в средних городах накапливает приемы, формы и методы! управления. Это привело к формированию новых научных направлений — территориальный менеджмент и маркетинг территорий8.

Стратегия города рождается на основе системного, многоуровневого, детального анализа состояния и внешних условий его существования, позволяя не только оценить условия развития городской социоприродохозяйственной системы, ее преимущества и недостатки, чтобы минимизировать отрицательные эффекты и максимизировать возможности, положительные внутренние и внешние экстерналии и интерналии в рамках SWOT-анализа, но и четко определить согласованные в территориальном сообществе общие цели, позиционировать город по ключевым направлениям; оптимально сочетать политику продукта с политикой «цены и продвижения территории», распределения ресурсов; скоординировать программы городского развития; получить ориентиры и инструменты для измерения и оценки результатов стратегического развития9.

Системное регулирование взаимодействия функционально-отраслевых блоков города представляет собой организуемую совокупность идеологических, политико-правовых и экономических воздействий на условия, приоритеты и ограничения преобразований отдельных элементов территориальных систем, взаимосвязей между ними для разрешения территориально-хозяйственных, административно-территориальных и прочих возможных противоречий, а также обеспечения на этой основе комплексного и сбалансированного воспроизводства территориального потенциала10.

7 Стратегическое управление: регион, город, предприятие /Под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А. П. Егоршина; ООН РАН, НИМБ. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. С. 335 - 444; Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона //В кн. «Стратегическое управление» /А. Л. Гапо-ненко, А. П. Панкрухин. 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2008. С. 367 - 393.

8 См. там же.

9 Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. 2-е издание. — Спб: Питер, 2006. С. 325- 326.

10 Бачурина С. С. Концепция системного регулирования городского развития и ее модификация применительно к комплексной реконструкции сложившейся застройки //В кн. «Экономика и управление преобразованиями сложных социально-экономических систем» / Сборник научных трудов Института системного анализа РАН. Под ред. А. Н. Швецова. — М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 11 - 12.

Таблица 1

МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА

Материальная группа Фондообразующая группа Потребительская группа

Добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия, металлообработка, промышленная химия и нефтехимия, производство сельхозпродукции и морепродуктов, лесозаготовка, промышленность стройматериалов, стекольная и фарфоро-во-фаянсовая промышленность для производственных целей, грузовой транспорт, служебная связь, оптовая торговля средствами производства Производственное машиностроение, производственное строительство Потребительское машиностроение, гражданское строительство, производство вооружения, переработка сельхозпродукции и морепродуктов (легкая и пищевая промышленность), деревообработка, бытовая химия, стекольная и фарфорово-фаянсо-вая промышленность для бытовых целей, пассажирский транспорт, гражданская связь, торговля предметами потребления

Перечень таких регуляторов широк и включает, в первую очередь, административно-правовые регуляторы — меры правового, экономического, финансового и иного характера, регламентирующие деятельность инвестиционно-строительного комплекса и связанных с ним функционально-отраслевых блоков социально-экономической структуры города.

Город Волжский Волгоградской области является типичным средним городом, занимает территорию в 14493 га, стоит на 2-м месте в области по численности населения (более 320тыс. чел. живут в городе постоянно), объему выпускаемой продукции, розничному товарообороту, объему капитальных вложений, подрядных работ, объему реализации платных и бытовых услуг населению. В г. Волжский зарегистрировано 581 промышленное предприятие при общем количестве зарегистрированных предприятий разной формы собственности более 3 тысяч11.

Как и другие средние города России, город Волжский постоянно испытывают на себе воздействие многочисленных факторов внешней и внутренней среды. Внутреннее развитие города диктует необходимость дальнейшего развития экономики, формирование оптимальных границ города и обеспечение новых функций по организации жизнедеятельности горожан. Реализация проводимой в стране административной реформы во многом зависит от деятельности местных властей, от их умения выстроить работу по развитию местных инициатив, привлечению инвестиций, установлению партнерских связей с крупным капиталом и способствовать развитию малого предпринимательства.

Дальнейшее развитие города Волжского связано с созданием муниципальных полисов; обеспечением условий для развития «интеллекта»; оптимизацией использования городской территории через реализацию инвестиционных проектов стра-

11 Подробнее см.: Информационный сайт города Волжский: http://www. уо^ку. ги/

тегического характера, масштабов и значимости; повышением конкурентоспособности предприятий и организаций, расположенных в черте города; реализацией современных инвестиционно-инновационных проектов типа Международного интермодального бизнес-комплекса.

Одним из главных условий эффективного функционирования города является грамотное стратегическое планирование. При разработке планов развития города основной акцент делается на прогнозирование событий в экономике и промышленности. Перед властями города встает достаточно сложная задача по своей реализации — увеличение валового городского продукта через рациональное распределение инвестиционных потоков по отраслям экономики (формирование инвестиционной модели города).

Для решения данной задачи может быть предложена математическая модель развития городской экономики (табл. 1) на основе использования упреждающего распознавания периода экономического цикла. В данной модели экономика подразделяется на три группы: материальная (нулевая), фондообразующая (первая) и потребительская (вторая).

При реализации модели предполагается, что за каждой группой среднего города (табл. 2) закреплены основные производственные фонды, в то время как трудовые ресурсы и инвестиции могут свободно перемещаться между предприятиями.

Производственные возможности каждой группы заданы в форме линейно-однородных производственных функций:

X = ъ (К,, L), г = 0, 1, 2,

где X, К, Li I. — соответственно выпуск продукции, основные производственные фонды, число занятых в г-й группе предприятий, инвестиции в г-ю группу предприятий (табл. 2).

В построении трехгрупповой модели функционирования экономики среднего города (см. рисунок) использованы следующие допущения:

- 75

Таблица 2

Группировка предприятий г. Волжского

Нулевая группа Первая группа Вторая группа

Трубный завод Волжский механический завод Завод синтетического каучука

Абразивный завод БРЗ ОАО Флагман

Азотно-кислородный завод Подшипниковый завод Дом-инвест

ОАО Волжский Оргсинтез Завод «Волжанин» ЮТК — связь

ОАО Сибур-Волжский Завод «Метеор» Автоколонна 1732

ОАО Волтайр-Пром Объекты торговли и службы быта

ТЭЦ-1, ТЭЦ-2

Волжская ГЭС

1. Технологический уклад в данном временном периоде считается постоянным и определяется: X. = Ft (К, L¡), где. = 0, 1, 2.

2. Общее число занятых в производственной сфере предприятий L изменяется с постоянным темпом прироста V.

3. Лаг капиталовложений отсутствует.

4. Коэффициенты износа основных производственных фондов ц1 и прямых материальных затрат а1 секторов постоянны.

5. Экономика замкнутая, т. е. внешняя торговля напрямую не рассматривается.

6. Время Т изменяется непрерывно.

Данная модель экономики задается следующими уравнениями:

I = 1(о)е *

ШК - и к + т

~~7Г-~^гКг + Тг' Ш

X = То + т +12 = т, Х0 = а0 Х0 + а\Х\ + а2 Х2 ■

Рассмотрим преобразования:

— = —0 + — + —2 ^ 1 = ©0 +01 +02, где0, = —— доля числа занятых в г'-й группе предприятий.

I = 10 +11 +12 ^ 1= ^0 + 5 + ^ , 5,- = ^ -доля инвестиций в '-ю группу предприятий.

Структурная схема трехгрупповой модели функционирования экономики среднего города

X

/¡(к,) = ~т~ — производительность труда в г'-й

—,

группе. ,

Тогда в относительных показателях модель выглядит следующим образом:

[©0 +©! +©2 = 1,

So + S + = 1,

dt

fi k k,( 0) = k,o,k, =

K

\ i /

(1 - ao )©ofo (ko ) = al®1f1 (k1) + a2®2 f2 (k2 )

Xо = a0 Xо + a Хг + a2 X2 ^

(1 - a0 )XоL0 = alXlLl + a2X2L2 ^

о

i

2

(1 - a0 )Эоf0 (k0 )= al&1f1 (k1 )+ a2® 2 f2 (k2 ),

Для нахождения оптимального распределения инвестиций между группами предприятий экономики была записана и решена задача оптимизации, которая имела вид 0а01,-"2ф"2)х(l-aiS2a2 ^ max при ограничениях:

|©о +01 +0 2 = 1, ^о + S + S2 = 1,

0,,S, > о.

L

В процессе решения этой задачи были рассчитаны производственные функции (Кобба-Дугласа):

X = ^ (КР Ь) = Л,К,аЦ1'* (; = 0, 1, 2), где Лг — параметры производственной функции, числовые значения которых определяются на основе статистических данных с помощью корреляционных методов.

Для материальной группы предприятий: Х0 = 4,54К0 °-73 Ь°'21.

Для фондосоздающей группы предприятий:

XI = 932,6К1 0-22

Для потребительской группы предприятий: Х2 = 827,7К2 0-29 Ь071.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате проведенного исследования получены следующие данные: наибольший эффект от инвестиций будет достигнут, если в материальную группу предприятий г. Волжского будет направлено 42 %, в фондосоздающую — 47 % и в потребительскую — 11 % инвестиций. Данное распределение инвестиционных потоков должно привести к увеличению темпов роста валового городского продукта на 8,8 %.

и полиграфические работы

ф

Тел.:8-499-166-61-80

Издания любой сложности

• книги • журналы

• проспекты • буклеты

• рекламная продукция

Товаросопроводительная, деловая и представительская документация

Оперативность Высокое качество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.