Научная статья на тему 'Городская инвестиционная политика'

Городская инвестиционная политика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старовойтов М.К., Медведева Л.Н., Александров А.В.

В условиях кризиса городские власти вынуждены искать новые модели регулирования инвестиционных потоков. В статье на примере инвестиционной политики г. Волгограда показана значимость эффективного распределения ресурсов между объектами социально-экономической сферы. Предложенная трехфазная модель развития экономики города логически вписывается в современные стратегии развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Старовойтов М.К., Медведева Л.Н., Александров А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Городская инвестиционная политика»

В условиях кризиса городские власти вынуждены искать новые модели регулирования инвестиционных потоков. В статье на примере инвестиционной политики г. Волгограда показана значимость эффективного распределения ресурсов между объектами социально-экономической сферы. Предложенная трехфазная модель развития экономики города логически вписывается в современные стратегии развития.

Городская инвестиционная политика

М. К. СТАРОВОЙТОВ,

доктор экономических наук,

президент ЗАО «Волгоградский завод оросительной техники и ЖКХ»,

Л. Н. МЕДВЕДЕВА,

кандидат экономических наук, А. В. АЛЕКСАНДРОВ,

Волжский политехнический институт (филиал ВолГТУ) E-mail: ortech@mail.ru

Инвестиционный климат

Мировой финансовый кризис создал трудности в работе предприятий, организаций, органов городского и муниципального управления, нанеся серьезный урон сложившимся представлениям о привлечении инвестиций для укрепления и расширения социально-экономической сферы городов. Их комплексное социально-экономическое развитие опирается на определенный объем и структуру ресурсов (основные фонды городов, земельно-имущественный комплекс, трудовые, финансовые и информационные ресурсы), взаимодействие которых приводит как к укреплению традиционных видов деятельности, так и к возникновению инновационных направлений.

Инвестиционно-инновационная политика администрации города Волгограда направлена на обеспечение экономического подъема в конкурентных экологически безопасных производствах и видах деятельности. Для реализации данного направления совершенствуется нормативно-правовая база,

© ЭКО 2009 г.

создается информационная база инвестиционных проектов предприятий города, формируется механизм их поддержки за счет привлечения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов, обеспечивается участие в реализации целевых федеральных и областных программ, национальных проектов.

Состояние инвестиционного климата в городе - один из важнейших общеэкономических показателей, который обеспечивается рядом факторов: наличием высококвалифицированных кадров, общим образовательным уровнем населения, передовым опытом внедрения НИОКР, развитием основных институтов рыночной экономики, достаточно высокой потребительской способностью населения.

На этом фоне важнейшей задачей органов государственной власти и местного самоуправления является создание целостной концепции инвестиционной политики, предусматривающей практику налогового стимулирования крупных инвесторов, предоставления им гарантий от некоммерческих рисков, формирования необходимой инфраструктуры.

С целью привлечения инвесторов в экономику города в 2008 г. был подготовлен «Инвестиционный паспорт Волгограда», в материалах которого размещена информация о приоритетных инвестиционных и инновационных программах, а также программа: «Инвестиционно-градостроительный потенциал», в которой показаны инвестиционная привлекательность и стратегические ориентиры градостроительного развития.

В «Концепции развития Волгограда до 2025 г.» целевые установки и ориентиры устойчивого развития в области инвестиционной политики представлены комплексом мероприятий, увязанных с основными бюджетными параметрами.

Бюджетные инвестиции в экономику города осуществляются, в основном, через реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», а также через федеральные и областные целевые программы, направленные на развитие жилищного строительства, производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование и инвестиционной активности горожан.

В докризисный период в городе наблюдался динамичный рост объемов инвестиций крупных и средних организаций в развитие экономики и социальной сферы. Например, в 2008 г. их объем составил 27,4 млрд руб., что на 19,7% больше показателя 2007 г. Общий объем иностранного капитала, поступившего в экономику города, достиг 61,4 млн дол. (75% от всех иностранных инвестиций области) - 35% к уровню 2007 г.

На территории города реализуется шесть федеральных и областных целевых программ. Объем освоенных средств составил 654,4 млн руб., в том числе средства федерального бюджета - 464,5 млн руб., бюджета Волгоградской области -20,1 млн руб., бюджета Волгограда - 169,9 млн руб. Таким образом, на 1 рубль средств бюджета города было привлечено 2,8 руб. средств вышестоящих бюджетов.

Распределение инвестиций

Органы управления административных территорий стоят перед дилеммой: как увеличить валовой городской продукт без повышения налогового бремени для инвесторов. Ее можно решить путем сбалансирования инвестиционных потоков, распределяемых по отраслям городской экономики. Для этого необходимо разделить имеющиеся предприятия и организации на следующие группы:

• материальная (нулевая): предприятия добывающей промышленности, электроэнергетики, металлургии, металлообработки, химии и нефтехимии, агропромышленного комплекса, лесозаготовки, стройиндустрии, грузового транспорта, связи, оптовой торговли (Волгоградский тракторный завод, Алюминиевый завод, Металлургический завод «Красный Октябрь», ПО «Баррикады», ОАО «Химпром», ОАО «Волгоградский завод буровой техники», Волжская ГЭС);

• фондосоздающая (первая): предприятия производственного машиностроения и строительства (Волгоградский моторный завод, «Ремстроймаш», ПО «Ахтуба», ЗАО «ОРТЕХ», ЗАО «Конфил», ООО «Нептун»);

• потребительская (вторая): предприятия потребительского машиностроения, гражданского строительства, переработки

сельхозпродукции и морепродуктов (легкая и пищевая промышленность), деревообработки, бытовой химии, пассажирский транспорт, связь, общественного питания и розничной торговли (фабрика «Царица», ПО «ЖБИ-1», объекты торговли и службы быта, «ЮТК-связь», ЗАО «Автоколонна 1513», ЗАО «РЕАЛ», ЗАО «Парк-Хаус»).

Результаты проведенных расчетов показали, что наибольший эффект от вложений будет достигнут, если в материальную группу предприятий будет направлено 47% инвестиций, в фондосоздающую - 38%, в потребительскую - 15%. Данное распределение финансовых потоков должно привести к увеличению темпов роста валового продукта в городе на 8,8%.

В Волгограде в 2008 г. инвестиции между группами предприятий распределились следующим образом: в металлургию, строительство зданий и сооружений, добычу полезных ископаемых было направлено 46,9%, на приобретение машин, оборудования, транспортных средств - 39,3%, в потребительский рынок и приобретение жилья - 12,8%. Такая структура инвестиций способствует динамичному развитию городской экономики.

Социально-экономическое развитие

Многочисленные исследования социально-экономической сферы городов показали необходимость выработки модели «оптимального города»* - городского поселения, в котором размещение промышленных предприятий, жилья, общественных и культурных учреждений, объектов коммунальной сферы согласуется с требованиями экологии и обеспечивает достойный уровень жизни человечества. На практике формирование «оптимального города» происходит через моделирование его пространственной структуры, воспроизводящей универсальные, устойчивые связи между элементами города, не зависящие от специфики его конфигурации, климата, ландшафта, региональных, демографических и других особенностей.

* Теоретические модели пространственной организации города и возможные стратегии развития городов в современных условиях (по материалам «круглого стола») //Городское управление. 1998. № 2. С. 27.

Часто оценка состояния городской среды производится через оценку состояния её социальной эколого-экономической системы. Основные ориентиры в управлении данной системой направлены, в первую очередь, на снижение нагрузки предприятий на окружающую среду.

Как известно, индустриальное развитие никогда не осуществлялось с целью создания сбалансированных экономико-экологических систем. О необходимости изменения сложившейся ситуации стали усиленно говорить во второй половине ХХ в., поскольку в этот период в большинстве развитых стран мира стали вводиться в действие регламенты хозяйственной деятельности с предполагаемой оценкой негативного воздействия на окружающую среду. Многочисленные расчеты подтверждают тот факт, что затраты в размере 1-2% от общего объема инвестиций на природоохранные действия позволяют предотвратить потери валового национального продукта на 3-5%.

Зачастую городские власти покровительствуют предприятиям, исправно перечисляющим платежи за негативное воздействие на окружающую среду, и, кроме того, осуществляющим расширение производства с созданием дополнительных рабочих мест - то есть, входящим в разряд социально ответственных.

Для исключения необъективной оценки властей предприятия стали разрабатывать балансы с отражением экологических расходов и доходов, выбирать свои сценарии расчетов с бюджетом.

Социальная эколого-экономическая система включает в себя несколько различных по уровню устойчивости подсистем. Наибольшей устойчивостью обладает экологическая, наименьшей - экономическая. Когда власти городов при разработке стратегии отдают приоритет лишь экономическим целям, они заведомо переводят систему в неустойчивое состояние. Чтобы добиться равновесия всех систем и определить меры регулирования и координации социально-экономического развития, необходимо ввести в практику органов городского управления постоянный мониторинг, обеспечивающий оперативный анализ положения дел в сферах экологии, экономики и в обществе.

Модель распределения инвестиционных потоков и результаты мониторинга состояния социальной эколого-экономичес-кой системы могут достаточно эффективно использоваться при разработке программ социально-экономического развития городов.

Алгоритм разработки программы социально-экономического развития города должен включать в себя следующие этапы:

1) анализ социально-экономической ситуации, ресурсного потенциала и определение ключевых проблем развития;

2) выделение отраслей специализации экономики города: определение доли экспортно-импортных операций, расчет численности занятого трудоспособного населения по отраслям, анализ уровня развития специализации и состояния рыночной инфраструктуры, выявление степени зависимости экономики города от отраслей специализации территории;

3) выбор приоритетных и системообразующих видов деятельности: исследование инновационного потенциала территории, анализ возможностей и угроз внешней среды, определение конкурентных преимуществ экономики города и точек роста;

4) диверсификация отраслевой структуры: расширение сфер деятельности на рынках новой продукции, освоение новых производств, создание новых отраслей, внедрение инновационных производств;

5) определение механизма реализации программы и его коррекционных возможностей: согласование целей, задач, сроков и результатов, расчет объемов и определение источников финансирования, разработка оперативного плана мероприятий, построение трехфазной модели инвестирования в экономику, мониторинг и оценка достижения и выполнения программных мероприятий и их корректировка, выявление причин отклонений в выполнении программных мероприятий, оценка результатов реализации (социальный, экономический, экологический и другое эффекты).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.