Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ'

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
245
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мелкова К.Г., Гагарина С.Н.

В статье обоснована значимость разработки и реализации государственной информационной политики, отвечающей потребностям и интересам общества, как комплексной проблемы управления современным государством. Показано, что в условиях санкционного давления, «гибридной войны» в отношении Российской Федерации недопустимо несоблюдение национальных интересов в информационной сфере. Проанализированы существующие модели взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации, как инструментом реализации государственной информационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF INTERACTION OF MASS MEDIA WITH PUBLIC AUTHORITIES TO ENSURE STATE INFORMATION POLICY

The article substantiates the importance of developing and implementing a state information policy that meets the needs and interests of society as a complex problem of modern state management. It is shown that in the conditions of sanctions pressure, a "hybrid war" against the Russian Federation, non-compliance with national interests in the information sphere is unacceptable. The existing models of interaction of state authorities with mass media as a tool for the implementation of state information policy are analyzed.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

К.Г. Мелкова, студент С.Н. Гагарина, канд. экон. наук

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-3-187-190

Аннотация. В статье обоснована значимость разработки и реализации государственной информационной политики, отвечающей потребностям и интересам общества, как комплексной проблемы управления современным государством. Показано, что в условиях санкционного давления, «гибридной войны» в отношении Российской Федерации недопустимо несоблюдение национальных интересов в информационной сфере. Проанализированы существующие модели взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации, как инструментом реализации государственной информационной политики.

Ключевые слова: органы публичной власти, средства массовой информации, информационная революция, государственная информационная политика, модели взаимодействия.

Вся история долгосрочного технико-экономического развития представляет собой смену технологических укладов (ТУ). Начиная с Английской промышленной революции (XVIII в.) в мировом технико-экономическом развитии выделяют пять последовательно сменявших друг друга технологических укладов [1]. В настоящее время, по оценкам экспертов, пятый ТУ достиг пределов своего роста и начинается процесс его замещения новым (шестым) ТУ, который выходит из эмбриональной фазы развития. Зарождение пятого технологического уклада, ключевыми факторами которого являются микроэлектроника и программное обеспечение, положило начало четвертой информационной революции.

В настоящее время в связи с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, мировое сообщество переживает пятую информационную революцию, результатом которой является Интернет. По сути, в мировом масштабе сформирована информационно-телекоммуникационная инфраструктура, в которой активно функционируют

органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что основой социо-эколого-экономического, политического и культурного развития страны является формирование открытого информационного общества, являющегося результатом реализации государственной информационной политики.

Реалии сегодняшнего дня (санкционная политика, «гибридная война» в отношении России, переход к многополярному миру и др.) убедительно демонстрируют недопустимость полного или частичного отказа от национального информационного суверенитета [2], частичного или полного несоблюдения национальных интересов в информационной сфере, поскольку неизбежно ведут к потере контроля над национальным суверенитетом в целом.

Органы государственной власти являются не только субъектом, но и объектом государственной информационной политики, а инструментом её реализации -средства массовой информации (СМИ). Следствием стремительного роста интернет-пользователей является менее актив-

ное использование традиционных каналов общения между органами публичной власти и институтами гражданского общества (печатные СМИ, телевидение, радио, личные встречи, публичные мероприятия) и упрочение позиций интернет-коммуникаций, в том числе и социальных сетей [3].

Способ взаимодействия между органами публичной власти и СМИ зависит от выбранного государством политического режима и способа (модели) распространения информации. По мнению современных исследователей, в отношениях между органами власти и СМИ следует разделять следующие модели взаимодействия [4]:

1) тоталитарная модель заключается в жестком диктате со стороны государства. При этом, контроль и надзор осуществляются наиболее серьезно и распространяется на все объекты информационной сферы;

2) плюралистическая модель взаимодействия предполагает наличие разнонаправленных, но равноправных и независимых друг от друга органов власти, оппозиционных и частных структур;

3) олигархическая-плюралистическая модель заключается в распространении возможности отстаивания интересов бизнес-элит и частных корпораций, исключая интересы государства и общества, сохраняя видимость функционирования институтов демократии. Другими словами, преобладает правление небольшой группы социальных бизнес-элит или корпораций, которые распоряжаются информационными каналами связи в своих целях, а государство не может осуществлять контроль в данной сфере.

Вышеприведенная классификация описывает лишь общий контекст реализации государственной информационной политики. Как показывают результаты исследования, в Российской Федерации применяется плюралистическая модель, которая связана с преобразованием российского общества и СМИ.

Анализ научной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что, в соответствии с концепцией Ф. Зиберта, которая основывается на зарубежном опыте, выделяют следующие модели взаимо-

действия между органами власти и СМИ [5]:

1) либертарианская модель (теория свободной прессы), распространенная в Швеции и Швейцарии, предполагает полное отсутствие цензуры и контроля с стороны государства;

2) модель социальной ответственности нашла свое применение в США и заключается в правильном построении системы контроля со стороны общественности и возможности вмешательства государства в случае необходимости обеспечения общественной безопасности;

3) советская модель, получившая широкое распространение в Китае, обеспечивает полное подчинение СМИ государству, а также решение задач правящей партии;

4) авторитарная модель обеспечивает жесткую цензуру в СМИ и уголовные преследования за инакомыслие. Такая модель обеспечивает полный контроль государства над средствами массовой информации и применяется в Северной Корее.

По мнению многих исследователей несмотря на то, что четыре вышеприведенные классические теории используются для классификации национальных ме-диасистем, не обладают достаточной гибкостью, необходимой для должного описания и анализа всех все вариантов функционирования средств массовой информации. Этим объясняется появление новых моделей, предложенных Маккуйэлом [5]:

- модель развивающихся стран, используемая в Бразилии, предполагает наличие некоторых ограничений и цензуры, связанных с приоритетами развития экономики государства и общества в определенный период времени;

- модель демократического участия (партиципаторная) предполагается отсутствие цензуры и одновременный контроль за средствами массовой информации с помощью вовлеченности большого числа населения и организаций в информационные процессы. Данная модель распространена во Франции и Германии и связана с обеспечением населения возможностью контроля за СМИ.

Выделение единой модели для Российской Федерации в настоящий момент не-

возможно, так как каждая из них является идеальной, а функционирование системы взаимодействия СМИ и органов власти построено на синтезе нескольких моделей. Черты, которые присущи России, предполагают существование цензуры, основанной на приоритетах социально-экономического развития и поддержке государственной власти в стране. Одновременно можно наблюдать большое количество свободных СМИ и закрепление отсутствия цензуры, направленное на привлечение населения к социальной ответственности.

Наряду с этим, в России сохранились черты советской модели, которые определяются такими признаками, как наличие СМИ, сосредоточенных на внешнеполитической повестке и замалчивающих внутриполитические проблемы. Поэтому, с точки зрения экспертов, исследующих проблему взаимодействия органов публичной власти со средствами массовой информации, для Российской Федерации характерна модель развивающихся стран, позволяющая обеспечить развитие общества и экономики.

Результаты анализа действующей нормативной базы в Российской Федерации позволяют утверждать, что в деятельности СМИ существуют ограничения, связанные с обеспечением общественной безопасности. К таким ограничениям относятся: пропаганда терроризма, экстремизма; недопустимость распространения информации о пострадавших несовершеннолетних; использование нецензурной лексики и др.

Механизмы управления средствами массовой информации также имеют свою

классификацию и подразделяются на две группы.

Первая группа, административно-правовых механизмов, включает в себя механизмы регистрации средств массовой информации, получение лицензий на вещание, осуществление правового регулирования информации и контроля экономической деятельности СМИ, как субъекта бизнеса.

Ко второй группе, информационных механизмов, относится доступ к оперативной информации и информации о текущей деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, присутствие сотрудников СМИ на официальных мероприятиях, возможность получения комментариев и интервью по интересующим вопросам от первого лица, осуществление отбора и анализа полученной информации для качественного ее оформления и транслирования в СМИ для доведения до широкого круга общественности.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что на современном этапе ключевым системообразующим фактором функционирования общества и государства является развитие информационной сферы. Органы государственной власти и управления осуществляют регулирование информационной сферы посредством разработки и реализации государственной информационной политики, отвечающей интересам и потребностям общества. В свою очередь, СМИ выступают в качестве каналов массовой коммуникации, важным механизмом выражения государственного и обще-

ственного мнения.

Библиографический список

1. Глазьев, С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. - М.: Вла-Дар, 1993. - 310 с.

2. Указ Президента РФ от 12.04.2021 N 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381999/

3. Гагарина, С.Н. Организация интернет-коммуникаций в сфере государственного управления / С.Н. Гагарина, Д.А. Маухин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 6-1 (57). - С. 182-187. - DOI 10.24412/2500-1000-2021-6-1182-187. - EDN QHWCMH.

4. Юдин, И.В. Развитие государственной информационной политики России в условиях цифровой экономики // Государство, власть, управление и право: история и современ-

ность: материалы 9-й Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 28 ноября 2018 года / Государственный университет управления. - Москва: Государственный университет управления, 2018. - С. 352-354. - ББК ШМАУУ.

5. Нормативные теории массовой коммуникации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/library/articles/264

MODELS OF INTERACTION OF MASS MEDIA WITH PUBLIC AUTHORITIES TO

ENSURE STATE INFORMATION POLICY

K.G. Melkova, Student

S.N. Gagarina, Candidate of Economic Sciences Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article substantiates the importance of developing and implementing a state information policy that meets the needs and interests of society as a complex problem of modern state management. It is shown that in the conditions of sanctions pressure, a "hybrid war" against the Russian Federation, non-compliance with national interests in the information sphere is unacceptable. The existing models of interaction of state authorities with mass media as a tool for the implementation of state information policy are analyzed.

Keywords: public authorities, mass media, information revolution, state information policy, interaction models.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.