Научная статья на тему 'Информационная политика как способ управления информацией в регионе'

Информационная политика как способ управления информацией в регионе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
794
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная политика / информация / информационное пространство / пресс-служба / региональные СМИ / сетевые СМИ. / information policy / information / information space / press service / regional media / Internet media.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Меркушина Елена Анатольевна

В статье поднимается проблема влияния власти на формирование повестки дня через региональные сетевые СМИ, которые являются наиболее оперативными и популярными каналами передачи новостной информации. Цель работы – рассмотреть механизм реализации информационной политики официальных органов власти и раскрыть факторы манипулирования информацией. В результате исследования обнаружены дисфункциональные моменты в распространении информации, снижение уровня доверия к СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION POLICY AS A METHOD FOR MANAGING INFORMATION IN THE REGION

The article talks about regional information policy. The purpose of the work is to consider the mechanism for implementing the information policy of official authorities and to reveal the factors of information manipulation. The implementation of the information policy implies close cooperation between regional authorities and their representatives and the media, including Internet media. Information relevant to the tasks of information policy does not always reflect the real picture of the world. The information space on the Internet is less manageable, but Internet media also participate in the implementation of information policy tasks. In the process of creating information content in Internet media, the demand for information creates an offer. In this study, it seems important to us to determine the role of regional authorities in shaping the content of regional Internet media. The Internet and network media are becoming increasingly important, as they are intermediaries between authorities and a significant part of the audience. The concept of information policy combines two important elements: information and management. To solve this problem, it is necessary to strike a balance between image-forming messages and really relevant informative news. As a result of the study, dysfunctional moments in the dissemination of information, a decrease in the role of the media and the degree of trust in them were found

Текст научной работы на тему «Информационная политика как способ управления информацией в регионе»

УДК 070

Б01: 10.24411/2070-0695-2020-10215

Е. А. Меркушина

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, Тамбов

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ

В РЕГИОНЕ

В статье поднимается проблема влияния власти на формирование повестки дня через региональные сетевые СМИ, которые являются наиболее оперативными и популярными каналами передачи новостного информации. Цель работы - рассмотреть механизм реализации информационной политики официальных органов власти и раскрыть факторы манипулирования информацией. В результате исследования обнаружены дисфункциональные моменты в распространении информации, снижение уровня доверия к СМИ.

Ключевые слова: информационная политика, информация, информационное пространство, пресс-служба, региональные СМИ, сетевые СМИ.

Введение

Массовое информационное пространство представляет собой частично управляемый различными структурами непрерывный поток информации, циркулирующий вокруг каждого человека. Развитие Интернета привело к усилению роли личного интереса к конкретной информации для каждого отдельного человека. В процессе создания информационного контента действует то же правило, что и в рыночных отношениях: спрос на информацию рождает предложение. Значительная часть контента в сети Интернет появляется благодаря возможности человека не только находить, но самостоятельно создавать собственный контент, взаимодействуя с другими коммуникаторами и выстраивая собственное информационное поле, тем самым способствуя управлению информационными потоками в медиапространстве. Такая возможность влиять на функционирование и направленность информации есть у разных участников (СМИ, журналисты, пресс-службы, активные пользователи). Журналисты и представители пресс-служб чаще всего используют для этого сетевые СМИ, а пользователи большую часть личных суждений о событиях в городе, регионе выносят в социальные сети, которые также стали мощным каналом массовой коммуникации.

В данном исследовании нам представляется важным обозначить существенную роль региональных органов власти в формировании контента региональных сетевых СМИ. Интернет в целом и сетевые СМИ в частности приобретают все большее значение, поскольку являются посредниками между органами власти и значительной частью аудитории: «Коммуникация в Рунете формирует новые способы взаимодействия между индивидами, политическими институтами и властью» [6. С. 5]. По словам И. В. Мирошниченко, «посредством интернетизации происходит расширение социального пространства, так как Интернет включает в себя не только сервисные функции информирования и коммуникации, но и социальное окружение, самостоятельно участвующее в потреблении, производстве и распространении контента» [7. С. 120]. Таким образом, сетевые СМИ посредством контента объединяют органы власти (через материалы, направленные на реализацию информационной политики), журналистов и пользователей, которые могут не только потреблять информацию, но и продуцировать обратную связь. «Щедрый набор «живых» настроек позволяет отстраивать мозаичную редакционную политику, открыто привлекающую к ньюсмейкерству всех желающих» [1. С. 280].

Информационная служба и/или пресс-служба органов власти - это та структура, которая осуществляет взаимодействие с региональными средствами массовой информации и распространяет контент, соответствующий целям и задачам информационной политики. Средства и способы управления информацией определяются общими положениями региональной информационной политики.

Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы определить, каким образом информационная политика может влиять на региональное информационное пространство, как формируется информационная картина политической жизни конкретного региона посредством сетевых средств массовой информации.

Теоретический обзор

Понятие «информационная политика» отражает следующие характеристики: «информационная политика является отдельным направлением государственной политики, охватывающим не только регламентацию деятельности по управлению информационными ресурсами, развитию информационно-коммуникативной сферы и оптимизации взаимодействия со СМИ, но и информационное обеспечение деятельности власти во всех сферах общественной жизни» [2. С. 23].

Политика - это управление, информационная политика в самом общем понимании -управление в сфере информации. Регламент - это набор правил, которые регулируют деятельность и определяют порядок работы того или иного органа, информационная политика регламентирует управление информационными процессами и ресурсами. То есть существует набор правил, в соответствии с которым специальный орган государственной власти в регионе «воздействует» на информационное пространство. Конечно, понимается только та часть информационного пространства, которая может быть непосредственно подчинена данному органу или в соответствии с собственными причинами действует в интересах региональной власти.

Понятие «информационная политика» объединяет в себе два важных элемента: информация (сведения, знания, сообщения) и управление. Таким образом, управление в сфере информации сегодня является не менее важным элементом региональной политики, чем экономическая политика, социальная политика.

Понятие региональной информационной политики целесообразно рассматривать в том значении, какое в нее вкладывают сами органы власти в официальных документах: «информационная политика - совокупность принципов, норм и практических действий в области управления информационными процессами в обществе» [10]. Согласно Постановлению администрации города Смоленска от 1 апреля 2013 г. № 589-адм «Об утверждении концепции информационной политики», «концепция представляет собой совокупность целей, отражающих интересы города Смоленска в информационной сфере, стратегических направлений их достижения, задач и систему мер по их реализации» [10], то есть совокупность целей и задач информационной политики.

Понимание целей, задач и направления информационной политики способствуют совершенствованию системы управления информационным комплексом, созданию условий для информационной инфраструктуры, координации деятельности СМИ в осуществлении информационной политики, оптимизации информационного обмена между администрацией, региональными и федеральными СМИ, информационными агентствами, мониторингу СМИ, продвижению сетевых информационных технологий, развитию интернет-ресурса администрации города, обеспечению публичного доступа к социально значимым информационным ресурсам, информационной поддержка участия граждан в реализации местного самоуправления.

Представители региональной власти признают за сетевыми средствами массовой информации силу носителя информации, о чем также упоминают в официальных документах. Примером служит Распоряжение правительства Белгородской области от 1 декабря 2014 года № 539-рп «Об утверждении концепции развития информационного пространства Белгородской области на 2014-2020 годы», где о значимости сетевых СМИ говорится следующее: «В первую очередь, сегодня активно развиваются интернет-издания (только за прошлый год на информационном поле региона появились такие издания, как «2do2go», «ВеПуе», «Белпресса», <^о31», ОАУ ТРК «Мир Белогорья» активно работает над своим интернет-сайтом). По использованию телекоммуникационной сети Интернет Белгородская область занимает первое место в Черноземье, при этом доступ к телекоммуникационной сети Интернет становится обязательным условием высокого уровня жизни, в ряде сельских районов области отсутствие

скоростного доступа к телекоммуникационной сети Интернет является проблемным полем. Активным развитием телекоммуникационной сети Интернет частично обусловлен и тренд на сокращение общих тиражей печатных изданий» [12].

Ежегодно в информационном пространстве увеличивается количество сетевых СМИ. Во-первых, это происходит за счет перехода традиционных СМИ в Интернет. Во-вторых, за счет возникновения новых сетевых СМИ и регистрации в качестве средства массовой информации тех информационных новостных сайтов, которые ранее регистрации не имели. Так, всего по стране, по данным Роскомнадзора, за первое полугодие 2017 года было зарегистрировано и внесено изменений в регистрацию 793 сетевых средств массовой информации, за первое полугодие 2018 года - 399, за первое полугодие 2019 - 566 [13].

Итак, средства массовой информации, действующие на платформе Интернета, прочно вошли в региональное информационное пространство, что официально признает и местная власть. «Нарастает доля аудитории с разовым потреблением контента посредством ОТТ-технологий (доставка видеосигнала через телекоммуникационную сеть Интернет). Причем эта доля аудитории наиболее важна для целевого воздействия СМИ, так как основную ее массу составляет молодежь, испытывающая дефицит времени для линейного просмотра телевизора. Активное развитие новых технических решений, которые могут служить платформами для медиа (планшеты, смартфоны, смарты и т. д.), заставляет электронные СМИ в техническом плане переориентироваться на тренды отрасли» [12].

Информационные потоки, которыми стремится управлять региональная власть, циркулируют в региональном информационном пространстве. По словам И. А. Добровольской, «основой для изучения информационного пространства могут служить любые географические единицы, мировоззренческие постулаты, традиционные убеждения и сферы человеческой деятельности» [5. С. 142]. Таким образом, информационное пространство можно рассматривать в рамках географического пространства региона, а также в рамках общих интересов к местным новостям, которые есть у жителей региона. В одном из определений, на наш взгляд, наиболее широко раскрывающем суть этого понятия, информационное общество определяется как пространство, в котором создается, потребляется и перемещается информация [11. С. 153]. Есть и другое определение, которое связывает информационное пространство с государством -это совокупность информационных ресурсов и инфраструктур, которые составляют государственные и межгосударственные компьютерные сети, телекоммуникационные системы и сети общего пользования, иные трансграничные каналы передачи информации [4].

Информационное пространство в документах, отражающих концепцию региональной информационной политики, определено следующим образом: «совокупность баз и банков данных, технологии их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, которые функционируют на основе единых принципов и по общим правилам и обеспечивают информационное взаимодействие юридических и физических лиц» [9].

Выборка и методы исследования

В процессе исследования влияния информационной политики на региональное информационное пространство мы использовали метод анализа документов. В качестве объекта анализа послужили официальные документы, описывающие региональную информационную политику и ее влияние на информационное пространство. Нами были проанализированы следующие документы: Распоряжение правительства Белгородской области от 1 декабря 2014 года № 539-рп «Об утверждении концепции развития информационного пространства Белгородской области на 2014-2020 годы»; Распоряжение «Об утверждении концепции создания государственной автоматизированной системы управления Воронежской области»; Приказ от 22 декабря2015 г. № 133-од «Об утверждении ведомственной целевой программы «Информационная и внутренняя политика Калужской области»; Постановление администрации города Смоленска от 1 апреля 2013 г. № 5 89-адм «Об утверждении концепции информационной политики»; Положение об информационном управлении администрации города Тамбова; Постановление администрации города Тамбова от 24.11.2008 № 8849 «Об утверждении Концепции информационной политики администрации города Тамбова»; «Концепция создания информационной системы города Твери»; «Концепция информационного пространства города Ярославля».

Для изучения механизма формирования информационной картины региона через сетевые СМИ применялись следующие методы: текстологический - при анализе текстовых материалов; контент-анализ материалов сетевых средств массовой информации НАШ БРЯНСК.т, БрянскToday, Владимирские новости, Зебра ТВ (Владимир), «Ника ТВ» (Калуга), Kaluga-poisk. ги, Курские известия, 46ТВ (Курск), Gorod48.ru (Липецк), LipetskMedia.ru, ИА «ОнлайнТамбов», ВТАМБОВЕ.РУ, Tverigrad.ru (Тверь), ТИА (Тверь).

Выборка для контент-анализа формировалась с учетом посещаемости данных сетевых медиа, хронологических рамок исследования: 2019 и 2020 гг., а также заданием определенных тематических единиц анализа - это материалы из разделов «Политика», «Экономика», «Общество», связанные с деятельностью органов государственной власти в регионе, местного самоуправления, их отдельных представителей. В первую очередь нас интересовали не лексические единицы, а понятийно-тематические единицы, то есть стоящие за лексемами понятия, темы, проблемы.

География определяется тем, что данное исследование рассматривает реализацию информационной политики через сетевые СМИ в рамках Центрального Федерального округа РФ.

Результаты и интерпретация

В региональном информационном пространстве информационная политика строится на взаимодействии с различными информационно-коммуникационными структурами, в том числе со средствами массовой информации, о чем говорится в основных положениях об информационной политике. То есть отношения между властью и средствами массовой информации должны быть взаимовыгодны. Однако очевидно, что информация, полезная, выгодная для органов власти, формирует специфическую картину мира, релевантную для данных структур. Для органов власти, как правило, выгодно позиционировать только одну, собственную, позицию. Это связано с имиджеобразующей составляющей информационной политики, которая в частности формирует «внутренний имидж, характеризующий представления, сложившиеся в среде муниципальной бюрократии, о назначении и роли института местного самоуправления, целях и направлениях его развития» [14. С. 125].

Так, по результатам анализа контента региональных сетевых СМИ было определено следующее: в ИА «ОнлайнТамбов» из 40 материалов, так или иначе касающихся деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, 6 сообщений говорят о власти и ее представителях в негативном ключе; «ВТамбове.ру» - 0 из 40; БрянскToday - 9 из 40; НАШ БРЯНСК.т - 5 из 40.

Что же касается информационного обеспечения деятельности власти во всех сферах жизни общества, то реализация данной задачи информационной политики часто сводится к формальным сообщениям. Например, «В Брянске на госзаказах потрачено 4,2 миллиарда рублей», «Глава Брянска встретилась с Дмитрием Медведевым», «Руководителем брянского региона МЖД стал Марат Шайдуллин» (НАШ БРЯНСК.т, https://news.nashbryansk.ru/category/power); «В Курской области сменился председатель комитета по культуре», «Сенатор Александр Михайлов провёл приём курян», «Губернатор Курской области встретился с Министром природных ресурсов», «Губернатор Курской области Роман Старовойт проведёт личный приём» (Курские известия, http://kursk-izvestia.ru/news/politika/). В данных новостных сообщениях содержится краткая фактическая информация о произошедшей встрече, событии, личности.

Данные СМИ, к сожалению, не помогают сориентировать человека в непростом жизненном пространстве, не дают ответы на волнующие его вопросы, не помогают решать проблемы. Информационная функция, выходящая на первый план, становится дисфункцией, создавая массив информации, который превращается в «информационный шум», не обеспечивая настоящую потребность населения в коммуникации и получении информации местного значения.

С одной стороны, органы власти выполняют одну из задач - информируют граждан о событиях и изменениях, происходящих в регионе. С другой стороны, этой информации недостаточно для осознания ее важности в жизни общества. Существует информационная картина мира, состоящая из множества событий во всех сферах общества, которую человек стремится познать в целостном виде. Та часть массовой информации, которую он воспринимает, живя в обществе, дополняется

информацией из СМИ, которые также показывают очень ограниченную информационную картину мира - в силу того, что каждое событие охватить пока не в состоянии даже самые оперативные и довольно доступные сетевые СМИ. При этом для аудитории «сообщения масс-медиа, являющихся в современном мире новостным монополистом, воспринимаются публикой как отражение реальности, однако эта реальность весьма существенно отличается от реального мира, где происходит гораздо больше событий в сравнении с теми, что находят свое отражение в программах новостей или в ежедневной газете» [15. С. 29].

При этом речь не идет о подмене, фальсификации информации в угоду властей региона, но «в ходе создания новостей при неизбежной их фильтрации столь же неизбежным оказывается искажение реальности» [15. С. 30]. Одни факты опускаются как малозначащие, на других внимание, наоборот, акцентируется. Это можно увидеть на примере материалов сетевого издания НАШ БРЯНСК.ги: «Игорь Какадеев занял пост главы Володарской районной администрации Брянска. Об этом рассказали в пресс-службе городской администрации и уточнили, что мэр Брянска Александр Макаров подписал соответствующее распоряжение сегодня, 18 ноября. Ранее обязанности главы Володарской администрации исполняла Светлана Бледнова, а до нее высокий пост занимал Николай Лучкин.» (https://news.nashbryansk.ru/2019/ll/18/power/glavoy-уоМагек^о-гауопа/) - остается открытым вопрос, какую должность занимал И. Какадеев. Кроме, того, узнать, с чем связаны данные изменения в структуре руководителей, можно узнать только ознакомившись с несколькими материалами (Володарский район Брянска возглавила Светлана Бледнова https://news.nashbryansk.ru/2019/10/31/power/glavoy-volodarskogo/). Разница между новостями составляет почти месяц. То есть в данном случае логично было бы акцентировать внимание либо на личности названного чиновника, либо напомнить читателям о перемещениях в руководящем аппарате.

К тому же надо отметить, что процесс управления информацией происходит на каждом этапе работы с ней. Так, первый этап - сбор данных - понимается как трансформация совокупности данных, при которой изменяется свойство ее концентрации, т.е. из различных источников данные собираются в одном месте [3. С. 10]. Новость должна строиться на информации из нескольких источников и, таким образом, потенциально представлять несколько точек зрения. Сегодня для обеспечения непрерывного потока новостей в ленте сетевого СМИ при ограниченности времени и ресурсов журналистских кадров, при сборе информации медиа ориентируются на другие источники информации. Значительная часть новостей, публикуемых в современных сетевых СМИ, приходит из вторичных источников - информационных агентств, пресс-служб различных организаций и государственных органов, и органов местного самоуправления. Таким образом, получается, что уже на этапе сбора журналист не может обеспечить объективность информации, непредвзятое отношение.

Однако следующий этап - обработка - является необъемлемой частью работы редакции сетевых СМИ с информацией, исходящей от органов власти. Данный этап характеризуется как трансформация совокупности данных, при которой изменяется то или иное качественное ее свойство, имеющее смысл для решения конкретной задачи или проблемы [3. С. 10]. Таким образом, на этом этапе новость может получить различные фильтры, изменить форму и даже частично - содержание.

Типичный для региональных сетевых СМИ пример подачи информации об общественных и политических событиях: «Георгий Усков возглавил аппарат администрации Владимирской области» (Владимирские новости, https://vladimirnews.ru/fh_505213.html). Со стороны органов власти данная информация вполне отвечает задачам информационной политики: повышает информационную открытость администрации города, способствует формированию имиджа открытой власти, создает образ представителей власти, всю значимую информацию о которой можно узнать из средств массовой информации, реализует право граждан на получение своевременной, объективной, полной и разносторонней информации о деятельности представителей власти.

СМИ обеспечивают в основном одностороннюю коммуникацию, транслируют точку зрения власти, оставляя общественное мнение и настоящее отношение населения к местной тематике «за кадром». На практике зачастую это является главным условием реализации региональной информационной политики.

Безусловно, что не все СМИ в регионе, а тем более не все сетевые издания, проводят одинаковую информационную политику, но средств массовой информации, которые занимают лояльную позицию по отношению к власти, большинство. Другие просто абстрагируются от общественно-политической тематики.

Выводы

1. У органов власти существует потребность в реализации целей и задач информационной политики. Региональные сетевые средства массовой информации являются одним из каналов распространения информации, соответствующей этим целям и задачам, имеющей имиджеобразующий потенциал. Пресс-служба органов власти стремится к управлению информационными потоками в информационном пространстве, руководствуясь положениями официального документа об информационной политике.

2. Имиджеобразующие новостные материалы, характеризующие деятельность региональных органов власти в основном с положительной стороны, занимают значительно больший объем среди всех материалов, касающихся деятельности органов власти.

3. Информация о деятельности органов власти, которая в настоящее время преобладает в региональных сетевых средствах массовой информации (в рамках Центрального Федерального округа), с одной стороны, выполняет задачу по реализации целей информационной политики -открытость деятельности органов власти. С другой стороны, анализ данных материалов говорит о том, что они не способны удовлетворить информационные потребности гражданского общества, поскольку сводятся в основном к формальным сообщениям.

4. В процессе работы региональных сетевых СМИ с информацией (сбор, обработка, передача и хранение) современные издания во многом опираются не на собственные источники информации, а на материалы пресс-служб. Новости, характеризующие деятельность органов власти с положительной стороны согласно целям и задачам информационной политики, являются только частью реальной картины миры. В этом заключается один из аспектов манипулирования массовым сознанием.

5. Поскольку большая часть новостной информации, как мы рассмотрели, является официальной, переданной по организованным каналам коммуникации, то она со стороны СМИ подвергается минимальным изменениям. Соответственно, СМИ, независимо от их формы собственности и учредителя, практически не участвуют в процессе формирования повестки дня, предоставляя эту возможность официальным органам власти и их представителям.

Список литературы

1. Баранова С. В. Персонализация электронных масс-медиа как инструмент когнитивного управления аудиторией // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования. I Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, БелГУ, 1-4 апреля 2014 г.: Сб. науч. работ / Под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского, А. Г. Ходеева. Белгород, 2014. С. 277-281.

2. Бурова Ю. Е., Стровский Д. Л. Информационная политика и ее формирование в современных российских условиях // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 1 (123). С. 21-34.

3. Гагарина Л. Г. Информационные технологии управления и автоматизированные системы в экономике. М.: МИЭТ, 2008. 308 с.

4. Гирич В. Л., Чуприна В. Н. Глобальное информационное пространство и проблема доступа к мировым информационным ресурсам // Госбук. URL: http://www.gosbook.ru/ document/29728/29761/pre (дата обращения: 16.11.2019).

5. Добровольская И. А. Понятие «информационное пространство»: различные подходы к его изучению и особенности // Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика. № 4. М., 2014. С. 140-147.

6. Малиновский С. С. Политическая коммуникация в рунете как фактор российского политического процесса :дис.. ..канд. полит. наук: 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии (политические науки). М., 2013. 195 с.

7. Мирошниченко И. В. Формирование идентичности в онлайн-пространстве сетевого общества // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего: сб. науч. ст. XIX Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2016). СПб: Университет ИТМО, 2016. С. 119-129.

8. Положение об информационном управлении администрации города Тамбова. URL: https://city.tambov.gov.ru/index.php?id=330 (дата обращения: 09.12.2019).

9. Постановление администрации города Тамбова от 24.11.2008 № 8849 «Об утверждении Концепции информационной политики администрации города Тамбова».

10. Постановление администрации города Смоленска от 1 апреля 2013 г. № 589-адм «Об утверждении концепции информационной политики».

11. Михайлов В. А. Геополитика/ под. общ. ред. В. А. Михайлова. М., 2007. 261 с.

12. Распоряжение правительства Белгородской области от 1 декабря 2014 года № 539-рп «Об утверждении концепции развития информационного пространства Белгородской области на 2014-2020 годы».

13. Регистрация средств массовой информации во 2 квартале 2019 года. URL: https://rkn.gov. ru/mass-communications/smi-registation/p885/ (дата обращения: 05.03.2020).

14. Старых Н. П. Имидж органов местного самоуправления: особенности, этапы формирования и структура // Аспирантский вестник Поволжья. 2010. № 1-2. С. 214-217.

15. Черных А. А. Мир современных медиа. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. 312 с.

INFORMATION POLICY AS A METHOD FOR MANAGING INFORMATION

IN THE REGION

Merkushina E. A., Derzhavin Tambov State University, Tambov len.mer2005(a),yandex.ru

The article talks about regional information policy. The purpose ofthe work is to consider the mechanism for implementing the information policy of official authorities and to reveal the factors of in formation manipulation. The implementation of the in formation policy implies close cooperation between regional authorities and their representatives and the media, including Internet media. Information relevant to the tasks of information policy does not always reflect the real picture of the world. The information space on the Internet is less manageable, but Internet media also participate in the implementation of information policy tasks. In the process of creating information content in Internet media, the demand for information creates an offer. In this study it seems important to us to determine the role of regional authorities in shaping the content of regional Internet media. The Internet and network media are becoming increasingly important, as they are intermediaries between authorities and a significant part of the audience.

The concept of information policy combines two important elements: information and management. To solve this problem, it is necessary to strike a balance between image-forming messages and really relevant informative news. As a result of the study, dysfiinctional moments in the dissemination of information, a decrease in the role of the media and the degree of trust in them were found.

Key words: information policy, information, information space, press service, regional media, Internet media.

References

1. Baranova, S. V. (2014). Pcrsonalizaciyac lcktronny x mass-media kak instrument kognitivnogo upravleniya auditoriej [Personalization of electronic media as a tool for cognitive audience management]. Diskurs sovremenny'x mass-media vperspektiveteorii, sociaVnoipraktikiiobrazovaniya. IMezhdunar. nanch.-prakt. konf. Belgorod, BelGU, 1-4 aprelya 2014 g. : Sb. nanch. rabot [The discourse of modern media in the perspective of theory, social practice and education. I Intern, scientific-practical conf. Belgorod, BelSU, April 1-4, 2014: Sat. scientific works], Belgorod, pp. 277-281. (In Russ.).

2. Burova, Yu. E. & Strovskij, D. L. (2014). Informacionnaya politika I ee formirovanie v

sovremenny'x rossijskix usloviyax [Information policy and its formation in modern Russian conditions]. Izvestiya Ural'skogo federaFnogo universiteta. Ser. 1. Problemy' obrazovaniya, nauki I kuFtury [Izvestia Ural federal university journal. Series 1, Issues in education, science and culture]. 1 (123), pp. 21-34. (In Russ.).

3. Gagarina, L. G. (2008). Informacionny'e texnologii upravleniya Iavtomatizirovanny'e sistemy ' v e'konomike [Management Information Technologies and Automated Systems in Economics]. Moskva, MIET. 308 p. (In Russ.).

4. Girich, V. L. & Chuprina, V. N. GlobaFnoe informacionnoe prostranstvo i problema dostupa k mirovy'm informacionny'm resursam [Global information space and the problem of access to world information resources], available at: http://www.gosbook.ru/document/29728/29761/pre, accessed:

16.11.2019. (In Russ.).

5. Dobrovolskaya, I. A. (2014). Ponyatie «informacionnoe prostranstvo»: razlichnye podxody' k ego izucheniyu I osobennosti [The concept of "information space": various approaches to its study and features]. Vestnik RUDN, seriya Literaturovedenie. Zhurnalistika [RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism], 4, Moskva, рр. 140-147.

6. Malinovskij, S. S. (2013). Politicheskaya kommunikaciya v runete kak factor rossijskogo politicheskogo processa [Political communication in Runet as a factor in the Russian political process]. Candidate'sthesis. Moskva.

7. Miroshnichenko, I. V. (2016). Informacionnoe obshhestvo: obrazovanie, nauka, kultura I texnologii budushhego: sb. nauch. st. XIX Mezhdunarodnoj ob"edinennoj nauchnoj konferencii «Internet I sovremennoe obshhestvo» (IMS-2016) [Information Society: Education, Science, Culture and Future Technologies: Sat. scientific Art. XIX International Joint Scientific Conference "Internet and Modern Society" (IMS-2016)]. Formirovanie identichnosti v onlajn-prostranstve setevogo obshhestva [The formation of identity in the online space of a network society]. Sankt-Peterburg, Universitet ITMO, рр. 119-129.

8. Polozhenie ob informacionnom upravlenii administracii goroda Tambova[Regulations on the information management of the administration of the city of Tambov], available at: https://city.tambov. gov.ru/index.php?id=330, accessed: 09.12.2019.

9. Postanovlenie administracii goroda Tambova ot 24.11.2008 N 8849 «Ob utverzhdenii Koncepcii informacionnoj politiki administracii goroda Tambova» [The resolution of the administration of the city of Tambov dated November 24, 2008 N 8849 "On approval of the Concept of information policy of the administration of the city of Tambov"]. Tambov.

10. Postanovlenie administracii goroda Smolenska ot 1 aprelya 2013 g. J№ 589-adm «Ob utverzhdenii koncepcii informacionnoj politiki» [Resolution of the Smolensk city administration dated April 1, 2013 No. 589-adm "On approval of the concept of information policy"]. Smolensk.

11. Mixajlov, V. A. (2007). Geopolitika [Geopolitics]. Moskov.

12. Rasporyazhenie praviteFstva Belgorodskoj oblasti ot 1 dekabrya 2014 goda N 539-rp «Ob utverzhdenii koncepcii razvitiya informacionnogo prostranstva Belgorodskoj oblastina 2014-2020 gody'» [The order of the Government of the Belgorod region of December 1, 2014 N 539-rp "On approval of the concept of development of the information space of the Belgorod region for 20142020"]. Belgorod.

13. Registraciya sredstv massovoj informacii vo 2 kvartale 2019 goda [Media registration in 2/3 of 2019], available at: https://rkn.gov.ru/mass-communications/smi-registation/p885/, accessed:

05.03.2020.

14. Starykh, N. P. (2010). Imidzh organov mestnogo samoupravleniya: osobennosti, e'tapy' formirovaniya I struktura [Image of local authorities: features, stages of formation and structure]. Aspirantskij vestnikPovolzhya [Postgraduate Bulletin of the Volga Region]. 1-2, pp. 214-217.

15. Chernykh, A. A. (2007). Mir sovremenny'x media [The world of modern media]. Moskov, Izdatel'skij dom «Territoriya budushhego». 312 p.

Меркушина Елена Анатольевна - аспирант 3 курса направления подготовки 42.06.02 -Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело, профиль «Журналистика», факультет филологии и журналистики, кафедра русской и зарубежной литературы, журналистики, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина.

len.mer2005@yandex.ru

Сведения о научном руководителе: Видная Ольга Евгеньевна - кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, журналистики факультета филологии и журналистики, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина.

olga0871@mail.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Меркушина Е. А. Информационная политика как способ управления информацией в регионе // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 2 (36). С. 148-156. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10215.

Merkushina Е. A. Information policy as a method for managing information in the region // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 2 (36), pp. 148-156. DOI: 10.24411/2070-0695-202010215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.