Научная статья на тему 'Демократическая и автократическая модели в информационной политике современной России: взаимосвязь и противоречия'

Демократическая и автократическая модели в информационной политике современной России: взаимосвязь и противоречия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
743
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INFORMATION POLICY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / АВТОКРАТИЯ / AUTOCRACY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Змановский Владимир Владимирович

Демократическая и автократическая модели в информационной политике современной России: взаимосвязь и противоречия. Данная статья посвящена интересной и актуальной для политологической науки теме выявлению специфики автократической и демократической моделей информационной политики, их сосуществования и взаимных противоречий в современной России. Автор обращается к изучению особенностей развития информационной политики в современной России и приходит к выводу о сочетании демократической и автократической моделей в процессе ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOCRATIC AND DEMOCRATIC MODEL IN THE INFORMATION POLICY OF MODERN RUSSIA: THE RELATIONSHIP AND CONTRADICTIONS

This article deals with an interesting and relevant to the topic of political science identifying the specifics of autocratic and democratic models of information policy of co-existence and mutual contradictions in contemporary Russia. The author refers to the study of the characteristics of the information policy in Russia today, and finds a combination of democratic and autocratic models in the process of its implementation.

Текст научной работы на тему «Демократическая и автократическая модели в информационной политике современной России: взаимосвязь и противоречия»

10. Чекмарёв Э.В., Дорофеева Е.С. Социально-национальное самосознание как стержень политической культуры молодежи // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2012. № 1. С. 226-231.

11. Шевченко Ю.Д. Власть и политическая культура: воздействие политических институтов на советские и постсоветские культурные ценности. Образы власти в политической культуре России / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: МОНФ, 2000. С. 13-23.

Budarina Ksenia Aleksandrovna, post-graduate of the department of political science and public policy; Orel branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (5a, Pobedy, Orel, 302028, Russian Federation). E-mail: budarina_ksenia@bk.ru

SPECIFICS OF COMPLEX CHARACTER OF MASS MEDIA IN THE COURSE OF FORMATION OF POLITICAL CULTURE OF YOUTH

Abstract

As subject of article basic elements of the mechanism of formation of political and civil culture of the Russian youth under the influence of mass media act. The author opened functional specifics of mass media, influencing the level of political and legal consciousness of the younger generation. Transformation of political values of the Russian youth, and also instability of its political views locates. The actions focused on increase of political culture of the younger generation in the conditions of a mediatization of activity of society are staticized. Keywords: political culture, youth, political values, mass media.

УДК 32

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ И АВТОКРАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Змановский аспирант, Южно-Российский институт управления - филиал Владимир Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимирович при Президенте РФ

(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: 9851672828@mail.ru Аннотация

Демократическая и автократическая модели в информационной политике современной России: взаимосвязь и противоречия. Данная статья посвящена интересной и актуальной для политологической науки теме - выявлению специфики автократической и демократической моделей информационной политики, их сосуществования и взаимных противоречий в современной России. Автор обращается к изучению особенностей развития информационной политики в современной России и приходит к выводу о сочетании демократической и автократической моделей в процессе ее реализации.

Ключевые слова: информационная политика, государство, демократия, автократия, информационное общество.

В условиях глобальных трансформационных изменений в жизни современного мира, перехода к информационному обществу, информация как сама по себе, так и в различных контекстах становится важнейшим социальным и политическим ресурсом, приобретая ключевое значение и для функционирования государства как политического института. Значительно повышается роль средств массовой информации, функции которых выходят за пределы традиционного информирования населения о происходящих событиях и трансформируются в функции посредника между государством и обществом. Становясь и являясь одним из ключевых институтов гражданского общества, средства массовой информации, соответственно, нуждаются в контроле за своей деятельностью со стороны государственных институтов, который бы не нарушал принципы свободы слова и был направлен на обеспечение права населения на информацию.

Изучение политического значения средств массовой информации и политики государства по управлению информационной сферой в современном обществе становится перспективной темой исследования политологической науки. Тем более, что с развитием информационно-коммуникационных технологий очевидны перспективы постепенной трансформации основных политических институтов современного общества, изменения механизмов их функционирования под влиянием процессов «информатизации» и «виртуализации» социума и его политической сферы. Учитывая, что современное российское государство по-прежнему балансирует между демократической и автократической моделями власти, следует обратить внимание на противоречивость государственной информационной политики в Российской Федерации. Как отмечают исследователи, невозможно пренебрегать процессами образования и формирования управленческих систем государственного аппарата страны, систематически подвергавшиеся изменению, трансформированию, как стремящиеся к централизму и автократии, так и в альтернативном направлении либерально-демократических нововведений. Реформы системы управления в нашем государстве и по сей день продолжаются [1, с. 11].

Типология функционирования СМИ и их взаимоотношений с органами власти состоит из нескольких моделей [2, с. 39]. Согласно либертарианской модели, распространение информации может быть доступным для граждан без получения предварительного разрешения (либо лицензии). Критика власти не должна быть преследуемой, деятельность журналистов основана на соблюдении принципов независимости, цензура, равно как и воспрепятствование перемещению материалов СМИ через государственные границы, не имеют права на существование.

Модель социальной ответственности предполагает, что в процессе осуществления своей профессиональной деятельности СМИ призваны выполнять перед обществом определенные социально значимые обязательства. Иными словами, материалы, предлагаемые читательской/зрительской аудитории, должны быть подготовлены на основе исключительно достоверных сведений, соответствовать профессиональным стандартам информативности, точности, объективности, а также сбалансированности. Согласно модели социальной ответственности, функционирование СМИ саморегулируется при помощи правовых норм и соответствующих структур. Озвучивая различные, зачастую диаметрально противоположные точки зрения по наиболее актуальным вопросам, СМИ в то же время должны предоставлять возможность адекватного ответа на критику, содержащуюся в материалах. При этом в случае необходимости возможно вмешательство в деятельность масс-медиа - например, когда речь идет о сохранении общественной безопасности. Журналисты в равной степени несут ответственность за свои действия и перед обществом, и перед своим работодателем. В своей деятельности СМИ должны исключить прямые или косвенные провокации к проявлению насилия, организации общественных беспорядков и участию в них, оскорбление меньшинства, и др.

Суть модели демократического участия заключается в том, что в случае необходимости граждане могут использовать СМИ в качестве инструмента при отстаивании собственных интересов. В то же время СМИ, равно как и их контент, не должны подчиняться центральному политическому или бюрократическому контролю, поскольку их задача - удовлетворять потребности своей аудитории, а не каких-либо структур. При этом различные социальные группы могут не только удовлетворять свои информационные потребности, но и являться владельцами собственных средств массовой информации, отражающих их интересы.

Согласно советской модели, основой для функционирования средств массовой информации в первую очередь является соблюдение в идеологической деятельности принципа партийности. Являясь полностью подконтрольными государству, СМИ, соответственно, не могут становиться объектом частной собственности. Журналисты выстраивают свою профессиональную деятельность в соответствии с решениями определенными правящей партией задач экономического развития, культуры, массового воспитания. Действует система дозированной подачи информации, функционирует институт жесткой государственно-партийной цензуры, в случае нарушения директив к СМИ применяются санкции со стороны органов власти.

Основополагающий принцип авторитарной модели заключается в том, что деятельность СМИ не должна способствовать снижению авторитета действующего режима. Это означает, что журналисты

не вправе подвергать критике навязанные данным режимом политические и моральные ценности. Таким образом, оправдывается существование института цензуры. Более того, критика действий власти может быть расценена как уголовно наказуемое деяние. Это вступает в явное противоречие с принятыми в цивилизованном демократическом мире принципами независимости и свободы слова.

В рамках модели развивающихся стран деятельность СМИ в первую очередь должна соответствовать выполнению задач по национально-государственному строительству. Следование нормам данной модели предполагает, что в случае необходимости свобода СМИ может быть ограничена -например, если речь идет об освещении первоочередных задач политики, экономике, общественного развития. Предпочтение отдается материалам, направленным на поддержание национальной культуры и ее развитие. Имея определенную свободу, журналисты в то же время несут ответственность за распространяемую ими информацию. Поводом для введения ограничений и цензуры со стороны государства может стать соблюдение интересов национального развития [3, с. 224].

Современная форма организации политической системы демократического общества предполагает, что информация становится основным ресурсом власти и управления, а средства массовой информации, таким образом, превращаются в один из институтов власти. Так, И. Масуда выделяет следующие характеристики «демократии участия» в информационном обществе: 1) обеспечение максимально широкого участия граждан в процессе принятия управленческих решений; 2) добровольность и взаимопомощь как базовые принципы организации политической системы; 3) широкая доступность информации, которая требуется для принятия политических решений населением; 4) равномерное распределение результатов экономической деятельности среди населения; 5) консенсус как основной принцип принятия политических решений; 6) солидаризм граждан в политическом действии и принятии решений [4, с. 108].

А. Этциони подчеркивает, что в современном мире важнейшее значение приобретает «включенность», интегрированность населения в политическое участие, поскольку без последнего невозможна реализация на практике базовых принципов народовластия. Данная включенность может быть обеспечена только в процессе «информатизации» политической сферы [5, с. 93].

Путем интернетизации предлагается невиданный до нее доступ к информации и колоссально расширяются коммуникационные возможности. Появляются идеи создания виртуального социума, который, на базе Интернет пространства, способен преодолеть иерархизм реальной власти. Интернет-коммуникация предоставляет возможности реализации равенства участвующих [6].

Следует указать на целый ряд несовершенств информационной политики РФ, в особенности в контексте провозглашаемого курса на политическую модернизацию страны. Так, Э.А. Илатовская относит к негативным тенденциям развития информационной сферы современной России следующие: деструктивную трансформацию информационного пространства (выраженную в неравномерности распределения информационных ресурсов различного уровня); регионализацию и коммерциона-лизацию СМИ, информационных источников; урезание истинного права на информацию и свободы слова средств масс-медиа органами государственной власти и управления; информационную закрытость власти; отсутствие механизмов коммуникации власти и общества; неразвитость информационно-коммуникационного обеспечения деятельности органов государственного и муниципального управления. Венец данных факторов неравномерностей, урезания, закрытости и т.д. выражается в отсутствии ожидаемой политической грамотности, активности со стороны населения, несмотря на усилия со стороны государственных органов власти.

На сегодняшний день в нашей стране нет выверенной единой концепции информационной политики государства, а современное касающееся информации законодательство России на данный момент в зачаточном состоянии. Следовательно, необходимо сконцентрироваться политическим партиям и движениям, научной и культурной общественности, а также государственной власти в целом и должным образом сосредоточиться на проблемах разработки концептуальных и нормативных основ информационной политики государства и создании не фрагментарного, а полноценного информационного законодательства России, учитывающего главные особенности нынешней стадии развития государственности Российской Федерации.

Начиная с того, что в данный момент времени в РФ протекают глубокие социально-экономические и политические реорганизации, направленные на обеспечение плавного перехода от тоталитарного Союза Республик с централизованно-плановым управлением экономикой к демократическому правовому государству с эффективной рыночной экономикой, данный переход невозможен без сопутствующего изменения информационного пространства на качественном уровне, перехода к началам информационного открытого общества и транспарантной государственной власти.

Далее - реформирование политических, конституционных и социально-экономических основ государственности России должно происходить без конфликтных последствий в национальной и религиозной сферах, ведущих к реальным угрозам территориальной целостности страны, оно невозможно без постоянного тесного взаимодействия между властью и обществом на принципах взаимопонимания, взаимоуважения и делового партнерства. Условием обеспечения такого контакта, в первую очередь, являются постоянная прямая и обратная информационная связь между оппонентами, формирование открытых информационных площадок, без которых вряд ли возможно развитие, а скорее и образование гражданского общества. Также протекают сложные процессы образования формирующегося федеративного типа на новых принципах для постсоветской России: основах равноправия субъектов; разграничения ведения и полномочий между органами центральной государственной власти Российской Федерации и ее субъектами; равноправия и самоопределения народов; разделения властей на законотворческую, судебную и исполнительную; разнообразия форм государственной власти на региональном уровне; субсидиарности местного самоуправления и государственной власти.

В данных условиях сохранение территориальной и государственной целостности России, ее суверенной государственности в решающей степени обусловлено устойчивостью и эффективностью информационного взаимодействия между центром и регионами, между всеми ветвями и уровнями федеральной, региональной и местной власти, исключением любых проявлений "информационного сепаратизма", всяческих инициатив, разрушающих единое информационное пространство страны, всегосударственную коммуникационно-информационную инфраструктуру и комплекс национальных информационных ресурсов. [8, с. 79].

Реально образующиеся в процессе реформ новые социально-экономические условия и уклады, а также федеративные отношения обуславливают необходимость качественного изменения подходов, форм и технологий всей системы государственного управления. Исключительно важным для России методологическим подходом к реформированию системы государственного управления и преодолению проблематики взаимодействия (главным образом, информационного) между гражданским обществом и властью обязательно должно быть определение основной цели такой реформы: образование демократической власти, направленной на общество, в том числе и как потребителя ее услуг.

Таким образом, следует подчеркнуть, что автократическая модель государственной информационной политики характеризуется полным подчинением средств массовой информации интересам государства, жестким контролем и регламентацией содержания информационных потоков. Средства массовой информации рассматриваются не как самостоятельный институт коммуникации власти и общества, а как инструмент власти по формированию общественного мнения и управлению обществом.

В информационном обществе классическая автократическая модель информационной политики претерпевает существенную трансформацию, поскольку уровень развития и распространения информационно-коммуникационных технологий способствует демократизации информационной сферы, создает препятствия тотальному контролю за информацией. В большинстве стран, сохраняющих автократический политический режим вырабатывается гибкая модель информационной политики, включающая отдельные компоненты демократической информационной политики, но отличающаяся наличием более жесткого государственного регулирования информационной сферы.

В современной России информационная политика государства представляет собой сочетание автократической и демократической моделей, при этом автократическая, во многом, является пережитком советской модели информационной политики, тогда как демократические тенденции в развитии отечественной информационной политики отражает новейшие изменения, происходящие в мировом информационном пространстве.

Политические трансформации в жизни современной России обусловливают противоречивость государственной информационной политики, сохраняющей черты автократической модели, но и приобретшей демократическую компоненту. Для информационной политики в России характерна бипо-лярность информационного поля: «традиционные» электронные и печатные средства массовой информации остаются под контролем государства, являясь инструментом государственной пропаганды и управления общественным мнением, тогда как сеть Интернет представляет собой оптимальное поле для альтернативной и оппозиционной информации. Попытки государства монополизировать информационную сферу не адекватны потребностям политической модернизации и демократизации российского общества. Соответственно, возникает потребность в реформировании государственной информационной политики в направлении укрепления демократических тенденций при сохранении курса на обеспечение национальных стратегических интересов в информационной сфере.

Литература

1. Багдасаров Ф.К. Демократические и автократические тенденции в политической жизни современной России. Автореферат дис. ... канд.полит.наук. М., 2010.

2. Динамика политического мышления в современном дискурсивном пространстве: власть и СМИ / Под ред. О.Н. Дубровской, Т.В. Харламовой. Саратов: Науч. кн., 2008.

3. Ковалёва Н.В., Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Мониторинг состояния гражданского общества в России // Личность. Культура. Общество. 2008. Т. 10. № 5-6. С. 224-230.

4. Романов О.А. «Электронное правительство» и «электронная демократия»: структура и функции // Аспирантский вестник Поволжья. 2008. № 1-2.

5. Грачев М.Н., Мадатов А.С. Демократия: методология исследования, анализ перспектив. М, 2004.

6. Марков Б.В. Демократия и Интернет - [Электронный ресурс] -Ьйр://етад.м8.ги/агсМо8ос/етад.п81/ВРА01е1235Ь26348140с3256а33004150е6

7. Илатовская Э.А. Информационная политика органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации: формирование и проблемы реализации. Автореф. дис. ... канд.полит.наук. СПб., 2007.

8. Самыгин С.И., Верещагина А.В., Белов М.Т. Угрозы национальной идентичности в информационном пространстве современного социума и риски информационной безопасности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 78-85.

Zmanovsky Vladimir Vladimirovich, graduate student; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: 9851672828@mail.ru

DEMOCRATIC AND DEMOCRATIC MODEL IN THE INFORMATION POLICY OF MODERN RUSSIA: THE RELATIONSHIP AND CONTRADICTIONS Abstract

This article deals with an interesting and relevant to the topic of political science - identifying the specifics of autocratic and democratic models of information policy of co-existence and mutual contradictions in contemporary Russia. The author refers to the study of the characteristics of the information policy in Russia today, and finds a combination of democratic and autocratic models in the process of its implementation. Keywords: information policy, the state, democracy, autocracy, the information society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.