Научная статья на тему 'Модели взаимодействия экономических агентов инновационной инфраструктуры региональной экономики при организации серийного производства продукции (услуг, технологий)'

Модели взаимодействия экономических агентов инновационной инфраструктуры региональной экономики при организации серийного производства продукции (услуг, технологий) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕЗУЛЬТАТЫ НИОКР / ИНСТРУМЕНТАРИЙ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стебеняева Т. В., Лазарева Л. Ю., Ларина Т. С.

В статье обоснована необходимости разработки новых моделей и инструментария коммерциализации результатов НИОКР, адекватных современным условиям. Представлен подход к решению вопросов привлечения заинтересованных экономических агентов инновационной инфраструктуры региональной экономики для разработки НИОКР и коммерциализации их результатов. Также предложено решение важной проблемы оптимизации расходов на проведение НИОКР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели взаимодействия экономических агентов инновационной инфраструктуры региональной экономики при организации серийного производства продукции (услуг, технологий)»

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ, ТЕХНОЛОГИЙ)

© Стебеняева Т.В.*, Лазарева Л.Ю.*, Ларина Т.С.*

Институт стандартов международного учета и управления, г. Москва

В статье обоснована необходимости разработки новых моделей и инструментария коммерциализации результатов НИОКР, адекватных современным условиям. Представлен подход к решению вопросов привлечения заинтересованных экономических агентов инновационной инфраструктуры региональной экономики для разработки НИОКР и коммерциализации их результатов. Также предложено решение важной проблемы оптимизации расходов на проведение НИОКР.

Ключевые слова: конкурентоспособность, модели взаимодействия, экономический рост, инновационная инфраструктура, результаты НИОКР, инструментарий коммерциализации.

Использование новых научных знаний и внедрение эффективных инновационных технологий сегодня становятся ведущими факторами обеспечения экономического роста и национальной конкурентоспособности. Многие эксперты по праву признают их доминирующей парадигмой современного этапа социально-экономического развития мирового сообщества. Для российской экономики переход на инновационный путь развития так же связан с необходимостью учета передовых достижений научно-технического прогресса и их адаптации к особенностям функционирования отечественной экономики. Основой этого подхода является непрерывный и целенаправленный процесс поиска, подготовки и практического внедрения продуктовых, технологических, процессных и других нововведений (инноваций), позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства и сферы услуг, а так же степень реализации все возрастающих потребностей общества. Применительно к динамично растущим сегментам целевых рынков его практическая реализация во многом зависит от эффективного взаимодействия экономических агентов инновационной инфраструктуры региона при решении актуальных научно-технических задач, разработки и организации серийного производства и экспорта коммерческой продукции (услуг, технологий).

* Ведущий специалист, кандидат экономических наук.

* Ведущий специалист, кандидат технических наук. " Научный сотрудник.

Основной предпосылкой для этого должно стать появление перспективных для коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), существенный рост их качества, а так же способность к конкуренции на внутренних и внешних рынках. Процесс коммерциализации результатов НИОКР заключается в выведении на рынок новой или усовершенствованной продукции (услуг, технологий) с использованием прав на ее создание [1]. Не секрет, что из-за несовершенства сложившейся на отечественных наукоемких предприятиях системы управления интеллектуальным капиталом и организационно-экономического обеспечения коммерциализации, многие перспективные НИОКР не доводятся до стадии коммерческой реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Данное обстоятельство является одной из основных причин сокращения доходов и снижения экспортной выручки для многих предприятий региональной экономики, занятых производством наукоемкой продукции на динамично растущих сегментах отечественных и международных рынков.

Выход из сложившейся ситуации видится в необходимости разработки новых моделей и инструментария коммерциализации результатов НИОКР, адекватных современным условиям. Для этого потребуется решить вопросы привлечения заинтересованных экономических агентов инновационной инфраструктуры региональной экономики. Кроме того, предстоит найти решение такой важнейшей проблемы, как оптимизация расходов на проведение НИОКР [2]. Указанные обстоятельства предопределяют необходимость совершенствования методических подходов и математического инструментария расчета цены научно-технической продукции (НТП) при заключении контрактов на ее создание.

Поскольку НТП является специфическим видом товара, то можно предположить, что при условии постоянства в течение всего срока ее создания первоначально согласованного в техническом задании перечня задач, цена НТП будет зависеть от следующих факторов:

- спроса на НТП (ее ценности для потенциальных потребителей);

- уровня координации работ экономических агентов инновационной инфраструктуры региональной экономики при разработке НТП;

- степени важности потребителя (заказчика);

- ожидаемого уровня инфляции;

- числа основных задач, решаемых в процессе создания НТП каждым из привлеченных экономических агентов инновационной инфраструктуры региональной экономики.

При определении цены НТП также необходимо учитывать тенденцию удорожания во времени материально-технических ресурсов, которые используются при ее разработке.

Для учета влияния приведенных выше факторов при формировании цены НТП необходимо использовать соответствующие коэффициенты. Расчет

ожидаемых затрат заказчика НТП должен производиться, с нашей точки зрения, по следующей формуле:

СЩП (К , ^ ) = СНТп , К , ^, Я (К , ^ )) + ДС ^н , ^, ЯИ (К , ^ )КФИ (К , ^ ) )> (1)

где 1н - планируемый срок начала работ по созданию НТП; tок - планируемый срок окончания работ по созданию НТП; Ц - расчетный момент времени;

Снтп {*р, 1н, tок, Яи (Iн, (ок)) - плановая (предварительная) цена НТП (в ценах расчетного момента времени создаваемой исполнителем в период (4, 4к), при согласованном между заказчиком и исполнителем индексе инфля-

—с

ции в этот период на уровне Я и (4, ^); —с

Я и (4, 4*) - согласованный между заказчиком и исполнителем средневзвешенный индекс инфляции в период (4, ^к), которому соответствует предварительная цена НТП; —ф

Я и (4, 4*) - фактическое значение средневзвешенного индекса инфляции в период (4, О). —ф

Я и (4, 4*) = 1, если tн = 4к или в период (4, 4к) цены не меняются, или инфляционные и дефляционные процессы уравновешивают друг друга в это время. —ф

Я и (4, ^) > 1 если в период (4, 4к) наблюдается рост индекса инфляции (результат действия инфляционных процессов в экономике. —ф

Я и (4, ) <1 если в период (4, 4к) наблюдается падение индекса инфляции (результат действия дефляционных процессов в экономике);

ДС {4, /ок, ЯИ (4, /ок )Яф (4, /ок)) - размер корректировки плановой (предварительной) цены по результатам фактически сложившегося в стране в период (4, 4к) индекса инфляции.

При этом:

—С —Ф \ —ф —с

к, ^, Яи (4, 1ок )Яи (/н, 1оК) ) = 0, если Яи (4,0) ^ Яи (4,0) (2)

—С —Ф \ —ф —с

1н, 4к, ЯИ (К, )Яи (к, 4к ) )> 0 при Яи (4, t0к ) > Яи (4, С ) (3)

В этом случае значение размера корректировки плановой цены определяется по формуле:

АС (г , t , яИ Ц , t )Яф 0 , t )) = С" (t , г , t , Яи (/ , t ))

I н ' ок' и \ н ? ок / и \ Н ок / I НТП \ ок? и \ н> ок / I

(—ф \

К» (К , ^ок)

(4)

Для получения значения плановой (предварительной) цены НТП целесообразно использовать понятие типовой НИОКР - работы по сходной тематике, на выполнение которой проводились конкурсы в министерствах, ведомствах и агентствах Российской Федерации. При этом могут быть использованы данные, имеющиеся в каталоге стоимостных показателей НИ-ОКР. В качестве базовой целесообразно использовать минимальную цену НИОКР, входящей в один подкласс с планируемой НИОКР.

Плановая (предварительная) цена НИОКР должна определяться по формуле:

СНИР (1р > К > 1ок > ^ (1н > С)) =

=<НИР&&,^)+Я&,^)(1 -р!«^ах^г> (5)

Кц Ка Ко Кз

где СНИр(-в) - базовая цена типовой НИОКР, рассчитанной в ценах момента времени

Кстс(4, р - коэффициент, характеризующий степень удорожания материально-технических ресурсов в период (Н о), приобретаемых для выполнения планируемой НИОКР, по сравнению со стоимостью тех ресурсов, которые приобретались для выполнения типовой НИОКР;

Рпк - доля затрат на закупку материально-технических ресурсов в цене типовой НИОКР;

1б _ момент времени, в ценах которого рассчитана цена типовой НИОКР;

Кц - коэффициент, характеризующий ценность НТП;

Кцт - коэффициент, характеризующий ценность НТП, полученной в ходе выполнения типовой НИОКР;

Яа - коэффициент, характеризующий степень важности для заказчика планируемой НИОКР;

Ка - коэффициент, характеризующий степень важности для заказчика типовой НИОКР;

Ко - коэффициент, характеризующий роль исполнителя в организации (координации) исследований и выполнении планируемой НИОКР;

Кот - коэффициент, характеризующий роль исполнителя в организации (координации) исследований и выполнении типовой НИОКР;

Кз - коэффициент, характеризующий количество основных задач, требующих своего решения в процессе выполнения планируемой НИОКР с привлечением экономических агентов инновационной инфраструктуры региональной экономики;

Язт - коэффициент, характеризующий количество основных задач, которые были решены в процессе выполнения типовой НИОКР.

В случае, когда для оценки значения коэффициента ЯСтс^б, р отсутствуют необходимые исходные данные, используется индекс инфляции.

—С

В качестве исходной информации для определения значений Яц (4, / ),

—Ф С

Яр (4, Кк), я тс(б tр), Rц(tб, tр) целесообразно использовать данные официального сайта Госкомстата России, а также плановые коэффициенты изменения цен, ежегодно принимаемые Правительством РФ.

Когда известен только годовой индекс инфляции, а периоды создания НТП охватывают только часть ¡-го года, тогда для оценки индекса инфляции необходимо использовать формулу:

т1

Я(tj, tj+l) = Я/2, (6)

где mi - число месяцев в ¡-ом году, которые принадлежат периоду (4, 4к); Ri - годовой индекс инфляции в ¡-ом году.

Если период охватывает несколько лет, то индекс инфляции дол-

жен определяться по формуле:

т

Щ, ^+1) = П Я/2, (7)

/

Ценность НТП определяется уровнем новизны исследований, которые требуется провести для решения всех поставленных в техническом задании задач и уровнем качества полученных результатов. Поэтому коэффициент ценности НТП определяется по формуле:

Тгр тгНИР

Яц = Я х ЯК X ЯК , (8)

где Rцп - коэффициент, отражающий уровень новизны НТП;

ЯК - коэффициент, отражающий прогнозируемый уровень качества результатов, которые предполагается получить при разработке НТП;

^НИР

Яц - коэффициент, отражающий апостериорный уровень качества результатов, определяемый по результатам выполнения планируемой НИОКР.

Значения коэффициента, отражающего уровень новизны НТП, изменяются в пределах от 1 (работа направлена на уточнение отдельных результатов ранее выполненного исследования) до 10 (работа новая, направлена на решение вновь возникшей межведомственной проблемы, разработку основных положений теории, методологии).

Прогнозируемый уровень качества исследований зависит от квалификации исполнителей НИОКР. Объективной оценкой квалификации исполнителей является наличие у них ученых степеней и ученых званий. Эти данные целесообразно положить в основу оценки величины данного коэффициента исходя из прогнозируемого качества результатов исследований. Величина коэффициента, отражающего априорный уровень качества результатов, варьируется в пределах от 1 (работа, выполняемая без участия докторов наук и профессоров) до 8 (работа, выполняемая с участием докторов наук и профессоров, число которых должно быть более 10 % от количества остальных исполнителей). Значения коэффициента, отражающего апостериорный уровень качества результатов, на этапе согласования цены принимается равным единице. При выявлении каких-либо нарушений со стороны исполнителя НИОКР, связанных с отступлением от тактико-технического задания, заказчик вправе присвоить коэффициенту, отражающему апостериорный уровень качества результатов, значение меньше единицы.

Значения коэффициента, характеризующего роль исполнителя в организации (координации) исследований и выполнении планируемой НИОКР изменяется в пределах от 1 до 1,75, в зависимости от числа соисполнителей и состава решаемых ими задач.

Рассмотренная модель положена в основу методики расчета стоимости НТП и определения планового уровня рентабельности производства для предприятий региональной экономики, занятых производством инновационной продукции (услуг, технологий) [3, 5]. Ее практическое применение будет способствовать повышению эффективности деятельности указанных предприятий. Кроме того, данная модель может использоваться при разработке методических основ оценки конкурентоспособности НТП.

В понятии «конкурентоспособность» НТП отражаются две категории свойств: одна из них непосредственно связана с производимой инновационной продукцией (услугами, технологиями) и отражает их качественные и стоимостные характеристики, а другая зависит от требований рынка, условий продаж и отражается в виде спроса и рыночной цены. Качественные и стоимостные характеристики производимой инновационной продукции (услуг, технологий) определяются условиями их разработки, производства и послепродажного обслуживания, а спрос и рыночная цена - требованиями рынка и условиями продаж. Если качественные и стоимостные характеристики продукции (услуг, технологий) характеризуют их потенциальные возможности как товара, то спрос и рыночная цена - возможности реализации этих потенциальных возможностей на конкретном рынке, в конкретный период времени. Поэтому из понятия «конкурентоспособность» НТП можно выделить ее потенциальные свойства как товара и объединить их применительно к экспорту НТП общим термином «экспортный потенциал». Такой подход позволяет более четко разделять потенциальные экспортные воз-

можности НТП и реальные объемы ее продаж на мировом рынке, а также механизмы их обеспечения. При этом важной задачей является количественная оценка экспортного потенциала и конкурентоспособности НТП.

Качество образцов НТП определяется совокупностью их тактико-технических и эксплуатационных характеристик (показателей), число которых часто достигает нескольких десятков. В этой связи возникает проблема соизмерения этих показателей и формирования обобщенного (интегрального) показателя качества продукции. Существует несколько подходов к оценке показателей качества инновационной продукции (услуг, технологий), основанные на использовании метода параметрической индексации. В трудах ряда российских ученых рассматривается подход к оценке интегрального показателя функциональной эффективности образцов НТП на основе построения «многоугольника качества» рассматриваемой инновационной продукции (услуг, технологий) относительно эталонного образца и вычисления площади этого многоугольника. В результате получается показатель функциональной эффективности Эф следующего вида:

п

Эф(к\, £2, ..., кп) = (9)

1=1

где а, - относительное значение ¡-ой характеристики инновационной продукции (услуг, технологий) относительно эталонного образца (частный параметрический индекс изделия);

Х

к1 = - коэффициент значимости ¡-ой характеристики инновацион-

X

ной продукции (услуг, технологий), определяемый экспертным путем.

Достоинством такого интегрального показателя качества НТП является простота, наглядность и хорошая устойчивость получаемой оценки при наличии недостаточно точно известных данных.

Стоимость образца НТП СО включает в себя затраты на НИОКР и серийное производство, а также затраты на его гарантийное послепродажное обслуживание. Стоимость образца является функцией его характеристик качества и технико-экономических параметров производства.

Чем выше значение показателя Эф и ниже стоимость изделия СО относительно эталонного образца, тем выше экспортные возможности данного образца НТП. Поэтому в качестве количественной меры экспортного потенциала целесообразно принять величину коэффициента экспортного потенциала образца КЭП, который определяется по формуле:

Кэп = , (\0)

где СОЭ - стоимость эталонного образца инновационной продукции (услуг, технологий).

Экспортный потенциал определяет вероятный спрос (объем продаж) и значение рыночной цены на НТП данного вида. Маркетинговые исследования и практика экспорта НТП показывают, что с увеличением качества ЭФ и снижением стоимости образца СО, то есть с возрастанием экспортного потенциала, увеличивается объем продаж. Цена продажи образца СПР зависит от его стоимости СО, нормы прибыли, объема ЫПР и условий продажи продукции. Таким образом, экспортный потенциал НТП в значительной степени определяет ее конкурентоспособность на определенном рынке.

Фактическая оценка конкурентоспособности НТП может быть определена по результатам продаж на рынке. В качестве количественной меры конкурентоспособности инновационной продукции (услуг, технологий) предлагается использовать коэффициент, численно равный отношению средней стоимости продаж рассматриваемого образца к средней стоимости продаж эталонного образца.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N прСпр

ккс =-э-э ■ (11)

N прСпр

Между коэффициентами ККС и КЭП имеется неявная зависимость через функцию распределения спроса на продукцию.

Вероятный спрос можно оценивать на основе построения прогнозных функций распределения объема продаж ЫПР для различных сегментов рынка. В качестве таких функций распределения часто используется логистическая функция, параметры которой зависят от характеристик рынка и экспортного потенциала инновационной продукции (услуг, технологий). Данная зависимость может быть описана следующей функцией:

ч 1 + а $ (?) =-

1 + а ехр

^ V

v кэп )

(12)

где £Х) - прогнозируемая вероятность спроса на НТП; а > 0 - параметр определенного рынка; г - единица НТП;

КЭП - экспортный потенциал инновационной продукции (услуг, технологий).

Из этой зависимости при заданном значении £ находим квантиль для прогнозируемого с вероятностью £ объема продаж инновационной продукции (услуг, технологий) с коэффициентом экспортного потенциала КЭП:

1 + а- $

г3 = Кэпх ьп-—. (13)

ах $

При КЭП = 1 получаем объем продаж для эталонного образца продукции. Таким образом, прогнозируемый с любой вероятностью объем продаж рассматриваемой инновационной продукции (услуг, технологий) пропорционален объему продаж эталонного образца г8Э:

= Кэп х гЭ, (\4)

Соотношение (14) будет справедливым и для средних значений объемов продаж, с учетом чего выражение для коэффициента конкурентоспособности принимает вид:

К х С

кэп х спр

ккс =-=Э-• (\5)

Спр

Следовательно, при известной функции распределения спроса на НТП между ее конкурентоспособностью и экспортным потенциалом, можно установить зависимость, которая имеет монотонный характер. Выражение (15) может быть использовано для определения конкурентоспособности инновационной продукции (услуг, технологий), если в качестве продажной цены использовать ее значение, полученное с помощью модельных зависимостей.

С = СО (| + Р) гш

спр = -ь ' (\6)

N пр

где р- планируемая норма прибыли;

Ь > \ - коэффициент зависимости цены продажи инновационной продукции (услуг, технологий) от объема продаж.

Фактическое значение коэффициента ККС, в^гчисленное по результатам продаж, может отличаться от прогнозируемого значения, определяемого выражением (15). Однако, если прогноз адекватно отражает рыночную ситуацию, то при увеличении числа торговых сделок эти значения по вероятности будут сходиться друг к другу. Существенное расхождение между показателями экспортного потенциала и конкурентоспособности НТП свидетельствует о низкой эффективности маркетинга и организации сбыта продукции. Таким образом, можно проводить анализ конкурентоспособности НТП, который позволяет четко разделить ее потенциальные и реальные экспортные возможности.

Для оценки потенциальных возможностей НТП целесообразно использовать показатель экспортного потенциала, зависящий только от качества и стоимости инновационной продукции (услуг, технологий), приведенных к некоторому базовому образцу. Реальную конкурентоспособность можно оценивать по объему и стоимости продаж инновационной продукции (услуг, технологий) на конкретном рынке относительно базового образца [3]. Меж-

ду показателями экспортного потенциала и конкурентоспособности инновационной продукции (услуг, технологий) существует зависимость через функцию распределения спроса на инновационную продукцию (услуги, технологии), которая в случае использования логистической функции будет являться монотонной.

Организацию процесса коммерциализации результатов НИОКР необходимо осуществлять с комплексных позиций, включая не только финансовые, но и организационно-экономические аспекты. При этом система организационно-экономического обеспечения процесса коммерциализации результатов НИОКР должна основываться на взаимодействии в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права таких подсистем как: организационно-информационное обеспечение; маркетинг; финансово-экономическое обеспечение; бухгалтерский учет и др. Указанные подсистемы предназначены для решения основных задач экономическими агентами инновационной инфраструктуры региона, привлекаемых к решению вопросов коммерциализации результатов НИОКР. К ним относятся:

- выявление предпочтительных форм коммерциализации конкретных результатов НИОКР;

- систематизация возникающих в процессе использования результатов НИОКР финансовых потоков и выявление дополнительных источников дохода;

- повышение эффективности учета и оценки результатов НИОКР на предприятии;

- создание условий для новых конкурентных преимуществ;

- повышение эффективности правовой защиты результатов НИОКР.

Для коммерциализации результатов НИОКР современный инновационный менеджмент и инновационный маркетинг предлагают не только инновационную продукцию (услуги, технологии), новые формы организации производственного процесса, новую структуру производства, но и другие, так называемые новые инструменты и производственно-торговые инновации: методы послепродажного обслуживания; социально-экономические инновации, новые методы организации труда; инновации по увеличению объемов выручки; инновации по снижению себестоимости производства и издержек обращения, финансовые инновации, управленческие инновации, новые формы контроля и т.п. Кроме того, существуют и другие инструменты коммерциализации результатов НИОКР, которые уже подтвердили свою эффективность на практике [5]. К ним относятся: вертикальный и горизонтальные методы; применением Интернет-инструментов; использование сетей трансфера и инновационных центров; использование бизнес-инкубаторов и коммерческих посредников (брокеров и др.).

Таким образом, использование на практике системного подхода к процессу коммерциализации результатов НИОКР обеспечивает не только учет

интересов экономических агентов инновационной инфраструктуры региональной экономики, но и открывает новые возможности для получения си-нергетического эффекта вследствие оптимального применения ими обобщенного ресурсного, кадрового, организационного, информационного и другого обеспечения в рамках единой стратегии инновационного развития региона и страны в целом. Важными преимуществами такого подхода являются: высокий уровень ее устойчивости, обусловленный возможностью управляемого перетекания (диффузии) различных видов ресурсов в сектора с наиболее динамичным развитием и правовой защищенностью всех участников инновационного цикла.

Технологическое развитие современных экономических систем осуществляется под воздействием разработки и внедрения в производство инноваций, способных трансформировать технологическую, воспроизводственную и институциональную структуру экономики. Применительно к рыночной системе хозяйствования инновация становится важнейшим фактором технологической модернизации, структурной устойчивости и формирования поступательного инновационного развития национального хозяйства. Очевидно, что научно обоснованное определение цены НТП и конкурентоспособности инновационной продукцию (услуг, технологий) является необходимым условием объективной оценки инновационного потенциала как отдельных предприятий, так и российской экономики в целом, а так же разработки мероприятий по его повышению.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № \3-06-00123а «Формирование эффективных механизмов, моделей и инструментария взаимодействия экономических агентов инновационной инфраструктуры региональной экономики».

Список литературы:

1. Борисова Л.Ф., Сюнтюренко О.В. Проблемы информационного обеспечения научно-инновационной сферы: Новые концептуальные подходы // НТИ. Сер. \. - 2009. - № 4. - С. 9-\2.

2. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 624 с.

3. Лавринов Г.А., Хрусталев Е.Ю. Методы прогнозирования цен на продукцию военного назначения // Проблемы прогнозирования. - 2006. - № \.

4. Ларин С.Н., Хрусталев Е.Ю. Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 20\\. - № 42 (\35). - С. 8-\5.

5. Фомин Е.П., Назаров М.А., Федосеева С.В. Развитие взаимодействия объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры: монография. -Самара: Изд-во СамГЭУ 2009. - \68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.