Научная статья на тему 'Инструменты коммерциализации результатов НИОКР для субъектов инновационного бизнеса'

Инструменты коммерциализации результатов НИОКР для субъектов инновационного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
721
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларин С. Н., Островский С. М.

В статье раскрыты основные проблемы организационного и финансового обеспечения коммерциализации результатов НИОКР, показаны некоторые возможности их решения, а так же представлена характеристика ряда новых инструментов коммерциализации результатов НИОКР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты коммерциализации результатов НИОКР для субъектов инновационного бизнеса»

риалы научной конференции, посвящ. 50-летнему юбилею Ин-та экон. и организации пром. пр-ва СО РАН, г. Новосибирск, 17-19 июня 2009 г. / отв. ред. В.В. Кулешов. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2009. - С. 100-114.

ИНСТРУМЕНТЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НИОКР ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА1

© Ларин С.Н.*, Островский С.М.*

Центральный экономико-математический институт РАН, г. Москва

В статье раскрыты основные проблемы организационного и финансового обеспечения коммерциализации результатов НИОКР, показаны некоторые возможности их решения, а так же представлена характеристика ряда новых инструментов коммерциализации результатов НИОКР.

Учитывая, что в XXI веке при формировании постиндустриальной модели развития экономики, основанной на знаниях, важнейшая роль принадлежит науке и инновациям, можно предположить, что на роль мировых лидеров в глобализирующемся мире будут претендовать государства, обладающие мощным научно-техническим потенциалом. В настоящее время практически во всех ведущих странах разработаны стратегии научно-технического развития, финансовая составляющая которых подкреплена значительными финансовыми ресурсами и имеет две стороны. С одной стороны, государство напрямую финансирует научные исследования, а с другой - с помощью налоговых льгот стимулирует расходы на НИОКР частного сектора. Так, по паритету покупательной способности доля США в мировых расходах на НИОКР составляет 35 %, доля Европейского союза -24 %, а доли Японии и Китая соответственно приближаются к 12 % [6].

Как показывает мировой опыт, эффективная инновационная деятельность возможна при наличии как минимум следующих условий:

- государственная поддержка на стадиях проведения НИОКР, формирования объектов интеллектуальной собственности (ОИС) и создания опытных образцов;

- создание соответствующих условий и развитой инфраструктуры для практической реализации инноваций на стадии внедрения НИОКР;

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 11-02-00220а «Концептуальные и методологические основы формирования инновационной инфраструктуры региональной экономики».

* Старший научный сотрудник, кандидат технических наук.

* Научный сотрудник.

- расширение источников финансирования инновационной деятельности за счет привлечения частных инвесторов на стадии коммерциализации результатов НИОКР [4].

Однако интересы частных инвесторов и государства при осуществлении ими инновационной деятельности далеко не всегда совпадают. В большинстве случаев основными целями частных предпринимателей являются промышленное освоение результатов НИОКР с выводом на рынок новой или усовершенствованной продукции (услуг) и увеличение капитализации инновационных предприятий, созданных ими под реализацию конкретных инновационных проектов. После достижения пика капитализации частный инвестор стремится продать свой пакет акций инновационного предприятия и переориентируется на выполнение нового инновационного проекта. Целями государства при реализации инновационных проектов являются вывод на рынок новой продукции и ее последующее производство, что способствует переходу производства на качественно более высокий уровень и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и международном рынках.

Доля расходов на НИОКР Российской Федерации пока не сопоставима с указанными показателями - по паритету покупательной способности на долю нашей страны приходится менее 2 % мировых расходов на НИОКР [3]. Для России основная проблема заключается в крайне низком уровне финансирования НИОКР предприятиями частного сектора. Затраты российского бизнеса на эти цели составляют всего лишь около 0,3 % ВВП. При этом лишь три российские компании входят в число 1000 крупнейших компаний мира по размерам расходов на НИОКР, а общие объемы инвестиций в сферу НИОКР явно недостаточны (см. табл.1 [2]). Доля инновационных производств в большинстве сфер экономики очень мала. Квалифицированные научные и инженерно-технические кадры используются не в полной мере. В производственной базе отечественной экономики преобладает технологическое оборудование устаревших укладов, а ее обновление идет очень медленными темпами.

Таблица 1

Расходы на НИОКР в России, млрд. руб.

Годы 2000 2005 2008 2009 2010

Расходы 5,8 19,4 39,9 56,4 68,6

Успех модернизации и дальнейшего инновационного развития российской экономики во многом определяется сроками и качеством перехода от сырьевой ориентации к созданию и эффективному функционированию наукоемких предприятий. Основной предпосылкой для такого перехода должно стать появление перспективных для коммерциализации результатов НИОКР, существенный рост их качества, а так же способность к конкуренции на внут-

ренних и внешних рынках. Процесс коммерциализации результатов НИОКР заключается в выведении на рынок новой или усовершенствованной продукции (услуг) с использованием прав на ее создание [1]. Не секрет, что из-за несовершенства сложившейся на отечественных наукоемких предприятиях системы управления интеллектуальным капиталом и организационно-экономического обеспечения коммерциализации, многие перспективные НИОКР не доводятся до стадии коммерческой реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Какие же факторы сдерживают инвестиции частного сектора в сферу НИОКР? Ответ на этот вопрос дают результаты статистических исследований распределения предприятий частного сектора по оценке факторов, ограничивающих их инвестиционную деятельность (см. табл. 2 [2]).

Таблица 2

Оценка факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность, в %

Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность Годы

2000 2005 2008 2009 2010

Недостаточный спрос на продукцию 10 21 18 29 19

Недостаток собственных финансовых средств 41 65 63 66 67

Высокий процент коммерческого кредита 47 31 26 36 31

Сложный механизм получения кредитов 39 17 15 19 15

Инвестиционные риски 35 25 27 23 23

Неудовлетворительное состояние технической базы 18 9 7 7 5

Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал 8 14 8 10 11

Неопределенность экономической ситуации в стране 49 18 33 48 32

Несовершенная нормативно-правовая база 36 17 10 10 10

На основании приведенных в таблице данных можно отнести к основным ограничивающим инвестиционную деятельность факторам недостаток финансовых ресурсов, непривлекательные условия их получения и несоответствие нормативно-правовой базы современным рыночным условиям. Все это говорит о слабом воздействии государства на регулирование сферы НИОКР и технологического развития страны в целом. Очевидно, что для эффективной модернизации существующей производственной базы и обеспечения поступательного развития экономики необходимо серьезно усовершенствовать механизмы регулирования сферы НИОКР.

Выход из сложившейся ситуации видится в необходимости разработки новых и эффективных организационно-экономических механизмов и новых инструментов коммерциализации результатов НИОКР, адекватных современным условиям.

Рассмотрим ниже практику внедрения результатов НИОКР в промышленное производство применительно к деятельности инновационно-активных предприятий функционирующих в реально существующей структуре органов управления и инновационного обеспечения региона. Данный под-

ход вполне правомерен, поскольку практика рыночного хозяйствования свидетельствует о небольшой результативности прямого применения различных, преимущественно «западных», моделей инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности к российским реалиям без учета специфических особенностей региональной структуры и необходимости разработки собственных моделей, адаптированных к системе формирующегося рынка [5].

Коммерциализация результатов НИОКР возможна лишь при условии успешной реализации инновационного проекта. Для этого можно использовать два подхода. В первом случае коммерциализация результатов НИОКР осуществляется путем продажи инновационной компанией лицензий на применение разработанных технологий или выпуск конечной продукции всем заинтересованным лицам. При этом учредители компании получают свою долю роялти, которая пропорциональна доле их участия в уставном капитале. Более эффективным представляется подход, когда учредители продают весь пакет принадлежащих им акций компании или его часть на рынке по цене, значительно превышающей первоначальную стоимость акций. При этом государство так же получает возврат части вложенных им средств через сбор налога на прибыль. Косвенный доход государства может выражаться и в форме налоговых поступлений от нового производства, создания новых рабочих мест и социальных отчислений от заработной платы занятых на производстве работников.

Организацию процесса коммерциализации результатов НИОКР необходимо осуществлять с комплексных позиций, включая организационно-информационные и финансово-экономические аспекты. Для этого предлагается разработать систему организационно-экономического обеспечения процесса коммерциализации результатов НИОКР, основывающуюся на взаимодействии в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права подсистем: организационно-информационного обеспечения; маркетинга; финансово-экономического обеспечения; бухгалтерского учета. Указанные подсистемы предназначены для решения основных задач на предприятиях и в организациях, занятых вопросами коммерциализации результатов НИОКР, а именно:

- выявление предпочтительных форм коммерциализации конкретных результатов НИОКР;

- систематизация возникающих в процессе использования результатов НИОКР финансовых потоков и выявление дополнительных источников дохода;

- повышение эффективности учета и оценки результатов НИОКР на предприятии;

- создание условий для новых конкурентных преимуществ;

- повышение эффективности правовой защиты результатов НИОКР.

Для коммерциализации результатов НИОКР современный инновационный менеджмент и инновационный маркетинг предлагают не только новый товар, новые формы организации производственного процесса, новую структуру производства, или новые технологии, но и другие, так называемые новые инструменты и производственно-торговые инновации: методы торговли и обслуживания; социально-экономические инновации, новые методы организации труда; инновации по увеличению объемов выручки; инновации по снижению себестоимости производства и издержек обращения, финансовые инновации, управленческие инновации, новые формы контроля и т.п. Кроме того, существуют и другие инструменты коммерциализации результатов НИОКР, которые уже подтвердили свою эффективность на практике. К ним относятся: вертикальный и горизонтальные методы; применением Интернет-инструментов; использование сетей трансфера и инновационных центров; использование бизнес-инкубаторов и коммерческих посредников (брокеров и др.). Рассмотрим кратко суть некоторых из них.

Вертикальный метод коммерциализации результатов НИОКР характерен для крупных промышленных компаний, которые разрабатывают и выпускают узкий спектр специфической продукции, не содержащей разнородных составных частей. При горизонтальном методе коммерциализации результатов НИОКР используются преимущества партнерства и кооперации предприятий, когда функции коммерциализации передаются специализированным центрам. Традиционными инструментами коммерциализации результатов НИОКР в сети Интернет являются web-сайты, электронная почта и поисковые системы.

Одним из эффективных методов коммерциализации результатов НИОКР является выход на виртуальные торговые площадки инновационных разработок (сети трансфера технологий), которые активно работают в Европе, Китае, США и других странах. Эти сети, как правило, объединяют региональные инновационные центры, которые не только помогают компании разместить в Интернете информацию о разработке, но и сопровождают ее на всех этапах трансфера технологий, оказывая содействие при поиске партнеров, подготовке бизнес-плана, проведении маркетинговых исследований, защите интеллектуальной собственности, оформлении соглашений и т.д. [1].

Интересный способ коммерциализации результатов научных исследований можно увидеть в университете Ольборга (Дания) [6]. В данном университете для решения вопросов патентования и коммерциализации создан специальный отдел «трансферта технологий». Это своего рода связующее звено между учёными и коммерческими предприятиями. И если сам отдел осуществляет в основном функции секретариата и консультирования, то для решения вопросов непосредственно по патентованию и коммерциализации существует особый совет, который оценивает изобретения и устанавливает контакты с коммерческими кругами.

Таким образом, использование на практике системы организационно-экономического обеспечения процесса коммерциализации результатов НИОКР обеспечивает не только учет интересов всех участников этого процесса, но и открывает новые возможности для получения синергетического эффекта вследствие оптимального применения обобщенного ресурсного, кадрового, организационного, информационного и другого обеспечения в рамках единой стратегии инновационного развития хозяйствующего субъекта, региона и страны в целом. Важными преимуществами данной системы являются: высокий уровень ее устойчивости, обусловленный возможностью управляемого перетекания (диффузии) различных видов ресурсов в сектор с наиболее эффективным развитием и повышенная правовая защищенность всех участников инновационного цикла.

Список литературы:

1. Борисова Л.Ф., Сюнтюренко О.В. Проблемы информационного обеспечения научно-инновационной сферы: Новые концептуальные подходы // НТИ. Сер.1. - 2009. - № 4. - С. 9-12.

2. Инвестиции в России. 2011. Стат. сборник. - М.: Росстат, 2011. - 303 с.

3. Индикаторы науки: 2009. Стат. сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. - 352 с.

4. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М., 2009. - 624 с.

5. Фомин Е.П., Назаров М.А., Федосеева С.В. Развитие взаимодействия объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры: монография. - Самара: Изд-во СамГЭУ, 2009. - 168 с.

6. Industrial Research Institute. Trends Forecast for 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iriweb.org/Main/Library/Other_Publica-tions /2011_Trends_Report.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ НА ОСНОВЕ АЭС С РЕАКТОРАМИ НА БЫСТРЫХ НЕЙТРОНАХ

© Марченко О.В.*, Соломин С.В.Ф

Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева (ИСЭМ) СО РАН,

г. Иркутск

Проведена оценка экономического риска вследствие задержки ввода в России инновационных АЭС с реакторами на быстрых нейтронах.

* Ведущий научный сотрудник, кандидат технических наук.

* Старший научный сотрудник, кандидат технических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.