О.В.Волобуева
Нижневартовск, Россия
O.V.Volobuyeva
Nizhnevartovsk, Russia
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ MODELS OF COMPLEX
КОМПЛЕКСНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ INFORMATIZATION MANAGEMENT В ШКОЛЕ IN SECONDARY SCHOOLS
Аннотация. Приведены пять направлений, необходи- Abstract. The article considers five essential directions мых для внедрения информационных технологий в of information technology implementation in education образовательную практику школы. Представлена мо- environment of secondary schools. The model of com-дель комплексной информатизации. Рассмотрен со- plex informatization is presented alongside a set of mod-став модулей, каждый из которых имеет свое назна- ules, where each performs a particular function in infor-чение в процессе информатизации. Предлагается схе- matization process. The article presents a scheme of ма структурно-функциональной модели управления structural-functional model of complex informatization комплексной информатизацией школы, где каждый из management in schools where each block is responsible блоков выполняет большой объем задач. for a considerable number of tasks.
Ключевые слова: информационная среда; комплекс- Key words: information environment; complex informa-
ная информатизация; модель управления._________tization; management model.___________________
Сведения об авторе: Волобуева Ольга Владимировна, About the author: Volobuyeva Olga Vladimirovna, учитель. teacher.
Место работы: муниципальная общеобразовательная Place of employment: Municipal secondary school № 43.
средняя школа № 43.__________________________________________________________________________
Контактная информация: 628609, г. Нижневартовск, ул. Интернациональная, д. 2/1, кв. 145; тел. 922 2559405. E-mail: volobueva.o@mail.ru
...очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей — вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий.
Д.А.Медведев
В настоящее время перед российской системой образования стоит ряд важных проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и обеспечения равных возможностей доступа к образовательным ресурсам и сервисам всех категорий граждан. Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную практику является ключевой задачей на пути перехода к информационному обществу.
В президентской инициативе «Наша новая школа» рассматриваются 5 направлений:
• внедрение и использование ИКТ в управленческой деятельности как в образовательных учреждениях, так и муниципальных органах, осуществляющих управление в сфере образования;
• использование лицензионного программного обеспечения, внедрение пакета свободного программного обеспечения (ПСПО), разработанного в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в общеобразовательных учреждениях области;
• внедрение электронных дневников и журналов успеваемости в деятельность образовательного учреждения;
• использование ИКТ в деятельности учителя информатики;
• использование ИКТ в образовательном процессе образовательных учреждений как в урочное, так и во внеурочное время, в дополнительном образовании.
В школе внедряется и апробируется системная работа по всем ключевым направлениям развития и внедрения ИКТ в сфере образования. В соответствии с функциями школы проектируемая модель комплексной информатизации может быть представлена следующим составом модулей, каждый из которых имеет свое назначение в процессе информатизации:
1. Организационно-управленческий модуль обеспечивает реализацию функций управления содержанием и технологиями образовательной деятельности, учебно-воспитательным процессом (режим функционирования, расписание занятий, занятость учебных помещений, диспетчеризация), кадрами, материально-техническим обеспечением. В функции данного модуля входит использование информационных технологий диагностики, оценки качества обучения и эффективности воспитательной работы.
2. Информационно-методический модуль предназначен для школьных педагогов и ориентирован на развитие творческой педагогики в школе, так как внедрение модели комплексной информатизации предполагает создание и постоянное обновление программнометодических комплексов различных форм обучения. В функции модуля входит формирование программно-методического фонда, разработка компьютерных программ, проведение телеконференций, разработка средств информационного обеспечения методической и опытно-экспериментальной работы.
3. Образовательный модуль предназначен для хранения электронных учебных материалов по школьным образовательным областям и направлениям воспитательной работы. Обеспечивает формирование функциональной грамотности и информационной культуры учащихся, оптимизацию образовательного процесса на основе использования информационных технологий, информационную поддержку внеклассных и внешкольных мероприятий.
4. Научно-продуктивный модуль основывается на работе школьного научного общества и ориентирован на приобретение учащимися профессиональных навыков будущей деятельности в информационном обществе, совмещение образования с полезным трудом, использование новых информационных технологий. В функции модуля входит обеспечение электронной библиотеки, формирование медиатеки, издательская деятельность, работа в Интернете.
5. Культурно-просветительский модуль предназначен для хранения банка данных по литературному, музыкальному, художественному, архитектурному наследию мировой цивилизации. В функции данного модуля входит также формирование у учащихся информационной, экологической и экранной культуры
В соответствии с приведенным составом компонентов модели предлагается схема структурно-функциональной модели управления комплексной информатизации школы:
В соответствии с целями комплексной информатизации школы модель предусматривает определенную инфраструктуру его информационной среды:
Каждый блок имеет свое назначение и состав. Фрагмент сети административного блока:
Сервер школы
I
Органы
управления
1
I
Интернет
Блок 4
АРМ «Директор»
АРМ «Завуч»
АРМ «Психолог»
АРМ «Врач»
Блок 1
Блок 2
Блок 3
Блок 5
Все блоки взаимосвязаны, каждый из них важен и выполняет большой объем задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дылян Г. Д., Ратобыльская Э.С., Цветкова М.С. Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования. М., 2005.
2. Концепция внедрения информационных технологий в систему общего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. иКЬ: http://nvobrazovanie.ru/data/Concepciya.doc
3. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. М., 2010.