Научная статья на тему 'Подходы к формированию управленческой компетентности учителя в системе методической работы школы в условиях интеграции информационных технологий в образовательный процесс'

Подходы к формированию управленческой компетентности учителя в системе методической работы школы в условиях интеграции информационных технологий в образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / MANAGERIAL COMPETENCE OF TEACHERS / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / METHODICAL WORK / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / THEORY AND METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заславская О. Ю.

Формирование управленческой компетентности учителя в системе методической работы школы способствует выявлению и развитию новых творческих идей учителя, переход его компетенций на новый уровень в условиях информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заславская О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF METHODICAL WORK OF SCHOOLS IN TERMS OF THE INTEGRATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

Formation of managerial competence of teachers in the system of methodical work of schools contributes to the identification and development of new creative ideas of teachers and promotes the transition of his skills to a new level in terms of informatization

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию управленческой компетентности учителя в системе методической работы школы в условиях интеграции информационных технологий в образовательный процесс»

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

APPROACHES TO FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE OF TEACHERS

IN THE SYSTEM OF METHODICAL WORK OF SCHOOLS IN TERMS OF THE INTEGRATION

OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

О. Ю. Заславская

Формирование управленческой компетентности учителя в системе методической работы школы способствует выявлению и развитию новых творческих идей учителя, переход его компетенций на новый уровень в условиях информатизации.

Ключевые слова: информатизация образования, управленческая компетентность учителя, методическая работа, теория и методика обучения.

Методическая работа в школе - это систематичная коллективная и индивидуальная деятельность по повышению профессиональной компетентности учителя. Она занимает в школе одно из первых мест, уступая лишь учебной работе. Одним из наиболее существенных свойств системы методической работы является ее многоструктурность. Администрация, методический и педагогический советы школы выделяют три основных аспекта: деятельностный аспект и его компоненты: мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты; содержательный аспект - это структура, состоящая из взаимосвязанных направлений методической работы: методическая подготовка, научно-теоретическая подготовка, психо-ло го-педаго гиче ская подготовка; управленческий аспект, который предопределяет необходимость выделения в ее составе таких компонентов, как педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование.

Это позволяет выявить слабые места, ликвидация которых приведет к повышению уровня методической работы школы в целом и, следовательно, эффективности работы учителя. Кроме того, обеспечивается целостное видение системы работы с педагогическими кадрами по повышению профессионального уровня в аспекте формирования управленческой компетентности.

Формирование управленческой компетентности учителя в системе методической работы школы способствует выявлению и развитию новых творческих идей учителя, переход его компетенций на новый уровень. Такой подход несовместим с работой по частным методикам. Он требует системной подготовки учителя, предусматривающей переход от оценки эффективности работы по количеству проведенных мероприятий к критериям его деятель-

O. Yu. Zaslavskaya

Formation of managerial competence of teachers in the system of methodical work of schools contributes to the identification and development of new creative ideas of teachers and promotes the transition of his skills to a new level in terms of informatization.

Keywords: informatization of education, managerial competence of teachers, methodical work, theory and methods of teaching.

ности по конечному результату, необходимости переноса акцентов на формирование способностей к саморазвитию, самосовершенствованию.

Процесс формирования управленческой компетентности можно разделить на следующие этапы:

• определение состава управленческих компетенций;

• раскрытие функциональных свойств каждой компетенции в системе формирования управленческой компетентности и определение их достаточного и необходимого количества;

• поиск рациональных форм и способов взаимосвязи и взаимодействия управленческих компетенций во внутришкольной системе повышения квалификации;

• определение роли и места каждой компетенции в системе формирования управленческой компетентности;

• определение целостности системы формирования управленческой компетентности.

Как показывает практика, важным условием формирования управленческой компетентности учителя и его педагогического мастерства является системный подход, а непременным условием развития системы повышения квалификации является ее открытость, то есть широкий обмен информацией с внешней средой и одновременно внутри системы, что приобретает особое значение в условиях информатизации [1].

Особенности управления учебно-познавательной деятельностью школьников в условиях информатизации заключаются в том, что новые возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) вызовет к необходимости и новые функции, видоизменит протекание психических процессов познавательной деятельности обучающегося, увеличит их интен-

сивность, перестроит последовательность освоения учебного материала и тем самым всю структуру деятельности по обучению.

Освоение современных информационных ресурсов помогают преподавателям по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. В таких условиях учитель соединяет в себе следующие качества: преподавателя - проводит занятия, помогает и обеспечивает правильное и эффективное использование учебно-методического сопровождения курса; качества консультанта - координирует познавательный процесс, проводит групповые консультационные и коммуникативные занятия, индивидуально консультирует учащихся по различным вопросам изучаемого курса; качества менеджера - управляет проведением групповых занятий, контролирует достижение указанных целей в полном объеме (промежуточные тесты, итоговое тестирование, экзамен). Основная схема овладения информационными технологиями как средством обучения заключается в том, чтобы подчинить свои действия, во-первых, логике действий, задаваемых компьютером, а во-вторых, целям и задачам учебной деятельности, получив тем самым новые возможности в достижении результатов этой деятельности.

Использование ИКТ в образовательном процессе позволит:

• оптимизировать и модернизировать процесс обучения;

• осуществлять диагностику и управление учебным процессом;

• использовать возможности информационных технологий, недоступные в традиционном образовательном процессе;

• использовать возможности мультимедиа и интерактивных технологий;

• организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному получению и представлению знаний;

• реализовать принципы многоуровневости, вариативности, личностной ориентации процесса обучения;

• развивать навыки анализа информации, исследовательской деятельности, стимулировать мотивацию учащихся к обучению;

• повысить их социальную и профессиональную мобильность, расширить кругозор, способствовать формированию коммуникативных умений.

Через включение в план повышения квалификации школьной методической службы Программы совершенствования подготовки в области методики обучения с применением ИКТ и компетентности учителя с позиции формирования управленческих компетенций происходит совершенствование педагогического мастерства, обеспечивается анализ затруднений в деятельности учителя, осуществляется выявление проблемы, совершенствование самообразования, практическая отработка профессиональных управленческих умений и навыков, реализуется создание условий для накопления и развития педагогического опыта.

Формирование управленческой компетентности в условиях школьной методической службы включает в себя выявление управленческих затруднений в работе, разработку и утверждение Программы повышения квалификации с позиции формирования управленческой компетентности и совершенствования профессионального мастерства.

Цель формирования управленческой компетентности учителя в условиях информатизации заключается в управленческой подготовке учителей, использующих ИКТ, совершенствовании системы методической работы учреждения образования, повышении качества обучения по предметам, повышении качества образования, повышении уровня управленческой компетентности всех участников образовательного процесса.

Задачами Программы являются необходимость формировать потребность в непрерывном самообразовании; помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения управленческой науки, передовой педагогический опыт, использование ИКТ, творчески внедрять идеи информатизации в образовательный процесс, создать условия для непрерывного процесса формирования управленческой компетентности и адаптации педагога, способствовать формированию индивидуального управленческого стиля профессиональной деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными управленческими знаниями и умениями применять теорию управления на практике.

Планируемые результаты Программы: обеспечить формирование управленческой компетентности учителя, постепенно вовлекать его в управленческую деятельность по управлению учебным процессом, сначала в рамках учебного занятия, затем в условиях предметной проектной деятельности с использованием ИКТ, а впоследствии - процессом информатизации образования.

Индикаторные показатели Программы: умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе эффективного использования ИКТ, творческого поиска через самообразование; овладение методикой проведения, организации нетрадиционных уроков; умение управлять индивидуальной, групповой и коллективной деятельностью учащихся; умение управлять проектной деятельностью учащихся; умение осуществлять адекватный и эффективный контроль и оценку знаний учащихся, становление учителя как учителя, подготовленного в области управления; повышение методической, интеллектуальной, информационной культуры учителя.

Одно из наиболее востребованных направлений вну-тришкольного повышения квалификации педагогов - формирование и развитие управленческой компетентности учителя, использующего в своей работе ИКТ, - связано с процессами информатизации [2]. Необходимость не просто внедрения информатизации, а интеграции информационных технологий в образовательный процесс не вызывает сомнений. Организация единого информационного пространства, учебных сред, побуждающих участников об-

разовательного процесса интенсивно взаимодействовать и общаться в ходе решения учебных задач с учителем, изучаемым материалом и другими учениками, а также решать профессионально-педагогические проблемы образовательного учреждения, обеспечивает новые возможности и для преподавателей, и для обучаемых и, как следствие, способствует повышению качества образования.

Информатизация образования - процесс довольно сложный и требующий определенного времени и поэтапности осуществления:

1) массовое освоение информационных средств -создание компьютерных классов, средств телекоммуникаций, баз данных и программных средств путем базовой подготовки учителей и учащихся и, как следствие, - способность управлять процессом отбора и использования этих ресурсов.

2) активное внедрение информационных средств в традиционные дисциплины, пересмотр содержания образования, разработка программного обеспечения, компьютерных курсов; видео- и аудиоматериалов, - необходимость управлять учебно-познавательной деятельностью с использованием информационных средств;

3) радикальная перестройка непрерывного образования, введение дистанционного обучения, смена методической основы обучения, замена вербального обучения аудиовизуальным, - способность к управлению деятельностью учащихся дистанционно.

В настоящее время в школьной практике сложились следующие негативные обстоятельства, которыми сопровождается процесс информатизации:

1. Несогласованность в реализации отдельных направлений информатизации внутри школы.

2. Неготовность администрации и преподавателей школы к эффективному использованию в полном объеме ИКТ в своей профессиональной деятельности.

3. Сложность в оценке результатов использования информационных технологий в школьном образовательном процессе.

4. Недостаточное и неэффективное использование потенциала информационных средств как метода и способа накопления, хранения, обработки, тиражирования и распространения информации.

Перечисленные обстоятельства позволили очертить круг проблем [3], на базе которых могут быть выделены, разработаны и реализованы отдельные проекты по формированию управленческой компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования.

Основные задачи интеграции информационных технологий в образовательный процесс:

1. Создание условий для самостоятельной и оперативной работы с информацией, представленной в различном виде, всех участников образовательного процесса.

2. Создание и развитие фонда медиаресурсов.

3. Внедрение новых информационных технологий в образовательный и управленческий процессы.

4. Обеспечение получения дистанционного образования учащимися и повышения квалификации педагогов.

5. Развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса.

6. Оперативное распространение актуальной информации.

Краткое содержание работы по внутришкольному формированию управленческой компетентности учителя информатики в условиях интеграции информационных технологий в образовательный процесс.

Эффективность образовательного процесса зависит от точной постановки проблемы, над решением которой будет работать педагогический коллектив. При постановке проблемы формирования управленческой компетентности учителя в условиях интеграции ИКТ в образовательный процесс учитывается не только актуальность теоретических исследований, но и специфика образовательного учреждения, целью которого является подготовка квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного, ответственного, свободно владеющего технологией работы с различного рода информацией, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности выпускника.

В основе разработки программы экспериментальной деятельности по формированию управленческой компетентности учителя информатики в условиях интеграции ИКТ в образовательный процесс лежит проектирование высокоэффективной учебной деятельности обучающихся и управленческой деятельности педагога, эффективное использование информационных технологий, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода и создание электронного учебного курса, включающего в себя электронные учебники и пособия, электронные тестовые задания, виртуальные лаборатории. Программа формирования управленческой компетентности учителя информатики в условиях интеграции ИКТ в образовательный процесс образовательного учреждения включает моделирование образовательного процесса на основе ИКТ на основе блочно-модульного подхода, отражает инновации в процессе обучения и ориентирует его на личностные структуры, такие как развитие творческих способностей, информационной культуры, формирование профессиональных качеств личности, формирование действенно-практической сферы.

Предполагается поэтапная реализация внутришколь-ной программы образовательного учреждения по интеграции информационных технологий в образовательный процесс.

I. Предварительный этап (Аналитический)

Реализация данного этапа позволит содействовать инновационной направленности в деятельности преподавательского состава образовательного учреждения, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению компетентностного подхода на основе формирования управленческой компетентности учителя в условиях интеграции ИКТ.

Цель предварительного этапа: определяются основные цели и задачи формирования управленческой компетентности учителя в условиях интеграции ИКТ в

образовательный процесс; осуществляется анализ имеющихся ресурсов.

Мероприятия, проводимые на предварительном этапе: организация и проведение обсуждения, проблемного педагогического совета, семинара.

Планируемый результат предварительного этапа: результатом этапа должна стать готовность к интеграции ИКТ в образовательный процесс, оценка сложившейся системы для определения того, в какой степени она соответствует целям и задачам, поставленным уже в контексте интеграции ИКТ в образовательный процесс.

II. Основной этап (Проектировочный и экспериментальный)

Проведение исследований информационного рынка интернет-ресурсов и электронных образовательных услуг, осуществление аналитической деятельности по изучению опыта внедрения ИКТ. Организация системы контроля знаний и умений обучающихся, как промежуточной, так и итоговой аттестации; структурирование учебного материала по модулям-проектам. Реализация данного этапа позволит разработать модульные учебные программы, учебно-методическое, программное, тестовое обеспечение формирования управленческой компетентности учителя, в том числе новые педагогические и информационные технологии профессионального обучения, интернет-образование.

Цель основного этапа: обновление содержания образования, методов и организационных форм обучения, повышения квалификации, сотрудничества с родителями и социумом.

Мероприятия, проводимые на основном этапе: организация и проведение обсуждения, проблемного педагогического совета, семинара.

Планируемый результат основного этапа: результатом может стать оценка эффективности формирования управленческой компетентности учителя, применения и интеграции в образовательном процессе ИКТ, разработка соответствующих критериев такой оценки, построение теоретической модели интеграции ИКТ в образовательный процесс.

III. Заключительный этап (Анализ и внедрение)

Создание базы данных по деятельности внутришколь-

ного повышения квалификации, накопление педагогического опыта. Реализация этапа позволит проанализировать качество формирования управленческой компетентности учителя, вести статистический учет управленческой деятельности и создать базу данных, внедрить процедуры обучения педагогов умению строить свою работу и модернизировать содержание своей деятельности, применяя ИКТ.

Цель заключительного этапа: создание и внедрение системы для активной самостоятельной работы учащихся, их творчества, гибкой организации учебного процесса; формирование информационной системы методической поддержки педагогов, использующих ИКТ в своей педагогической деятельности; построение интегрированного информационного пространства образовательного учреждения.

Мероприятия, проводимые на заключительном этапе: организация и проведение обсуждения, проблемного педагогического совета, семинара.

Планируемый результат заключительного этапа: результатом может стать создание учебно-методических комплектов по предметам, использующим ИКТ, методических рекомендаций по их использованию; описание модели формирования управленческой компетентности учителя в условиях интеграции ИКТ в образовательный процесс и ее участников; динамика мотивационной, эмоциональной, деятельностной, интеллектуальной сфер деятельности участников образовательного процесса; аналитический отчет; публикации по проблеме эксперимента.

В процессе повышения квалификации учителя в области информатизации, на базовом уровне, необходимо помочь освоиться учителю-предметнику в работе за компьютером. Базовый уровень можно расширить, пройдя обучение на проблемных курсах, которые позволят использовать и интернет-технологии, и разнообразные образовательные ресурсы, создавать свои мультимедийные презентации, тесты. И что самое важное - искать, анализировать, обрабатывать и обобщать информацию, чтобы потом передать эти навыки школьникам. Многие учителя в дальнейшем выбирают интеграцию своего предмета с новыми технологиями как методическую тему дальнейшего самообразования.

Для занятий на курсах необходимо разработать модульную структуру содержания повышения квалификации в области методики обучения информатике с использованием средств ИКТ. Это специальные модули, содержание которых нацелено на обучение определенной категории обучающихся или на изучение определенного программного средства.

Таким образом, происходящие инновации в образовании требуют, в первую очередь, серьезного переосмысления уже сложившегося в практике школы опыта по формированию управленческой компетентности (функциональный уровень) с целью дальнейшего его развития в новых условиях. Фактически теоретические положения данной деятельности являются обобщением опыта управленческой деятельности образовательных учреждений, работающих в условиях информатизации образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Заславская О. Ю. Теория и практика обучения информатике в системе многоуровневой подготовки учителя: управленческий аспект: моногр. Воронеж: Науч. кн., 2007. 215 с.

2. Заславская О. Ю. Подходы к формированию новых профессиональных качеств учителя информатики // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. М.: РУДН, 2008. № 3. С. 107-111.

3. Галеева Н. Л., Заславская О. Ю. Информационные и телекоммуникационные технологии как ресурс управленческой деятельности учителя // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. М.: РУДН, 2010. № 4. С. 85-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.