ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ И УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА
О.Ю. Заславская
Кафедра информатизации образования Московский городской педагогический университет Ул. Шереметьевская, 29, 127000 Москва, Россия
Функции учителя и его профессиональные компетентности в условиях модернизации современного образования существенно шире традиционных. Эффективность и качество преподавания тесно связаны с продолжительностью и способами повышения профессионального уровня преподавателя. Современные информационные ресурсы помогают преподавателям по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. Центральным звеном в реализации процесса информатизации системы образования является подготовка учителя предметной области к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности.
Эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом к решению главной проблемы —- повышение уровня образования в целом. Решение этой задачи требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и управления и новым пониманием самого процесса обучения. Функции учителя и его профессиональные компетентности в условиях модернизации современного образования существенно шире традиционных. Многочисленные психолого-педагогические исследования подтверждают, что эффективность и качество преподавания тесно связаны с продолжительностью и способами повышения профессионального уровня преподавателя. Преподаватель, который хочет соответствовать современным требованиям образовательного процесса, предпочитает непрерывное обучение в течение всей профессиональной деятельности. Непрерывное образование предполагает многообразие и гибкость применяемых видов обучения, его гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию. Важная особенность непрерывного образования — его устремленность в будущее, на решение проблем развития общества на основе использования полученных профессиональных знаний до получения высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии.
Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, неотъемлемый компонент их подготовки и переподготовки. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечено, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [1]. В научной литературе встречается множество терминов: профессионализм, профессиональная компетентность, профес-
сиональное мастерство, квалификация, профессионализация и т.д. Анализ показал, что при всем разнообразии используемых формулировок, многие авторы в различные термины вкладывают один смысл.
Профессионализм определяют как интегративное свойство личности педагога, включающее профессиональную компетентность, нравственность, инициативу и мастерство (И.И. Проданов). В то же время профессионализм — устойчивое свойство личности и деятельности, а также способность к саморазвитию и самокоррек-ции (В.В. Буткевич). Под профессиональной готовностью понимают интегративное личностное образование, включающее профессиональную направленность, профессионально важных качеств, знания и умения. При этом в профессиональной готовности выделяют следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлективный (В.В. Соглаев). Профессиональной направленностью называют целостное и многогранное свойство личности, включающее два компонента: праксический (поведенческий) и эмоционально-когнитивный (Ю.П. Платонов). Профессиональную компетентность определяют как интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, профессионально важных качеств, психологическую готовность (Л.Ю. Кривцов). Профессионально-педагогической квалификацией считают интегративную способность, обеспечивающую возможность каждого педагога выполнять профессиональные функции и включающую профессиональную компетентность, педагогическую нравственность, инициативность и педагогическое мастерство (И.О. Котлярова).
Таким образом, разные термины могут иметь близкий смысл. В то же время один и тот же термин у разных авторов может иметь разный смысл и глубину. Так, у Н.К. Баклановой и A.A. Деркач мастерство шире профессионализма и опирается на него; у В.В. Буткевич, И.И. Проданова и А.К. Марковой, наоборот, профессионализм шире мастерства и уже мастерство является составной частью профессионализма. Можно сформулировать обобщенное определение понятия: профессионализм — это интегральная личностная характеристика человека, который на высоком уровне овладел нормами профессиональной деятельности и профессионального общения; следует профессиональным ценностным ориентациям, соблюдает профессиональную этику; развивает свою личность средствами профессии; обогащает опыт профессии; стремится вызвать интерес общества к результатам своей профессии, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.
Информатизация общества и образования, рассматриваемая в первую очередь как процесс широкомасштабного внедрения систем и средств новых информационных технологий, является объективным и закономерным процессом. В современных условиях информационного общества роль компьютерных технологий в образовательном процессе исключительно велика. Применяя компьютерные технологии в образовательном процессе, можно значительно повысить интерес школьников к различным дисциплинам, расширить знания и помочь им влиться в мировое информационное пространство [2].
Использование информационных технологий в учебном процессе позволит:
- оптимизировать и модернизировать процесс обучения;
- осуществлять диагностику и управление учебным процессом;
- использовать возможности информационных технологий, недоступные в традиционном образовательном процессе;
- использовать возможности мультимедиа-технологий;
- организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
- реализовать принципы многоуровневости, вариативности, личностной ориентации процесса обучения;
- развивать навыки анализа информации, исследовательской деятельности, стимулировать мотивацию учащихся к обучению;
- повысить социальную и профессиональную мобильность учащихся, расширить их кругозор;
- способствовать формированию коммуникативных умений.
Происходит переориентация представлений об информатизации как о процессе аппаратного и программного обеспечения образовательных учреждений и улучшении качества преподавания. Данный процесс рассматривается как фактор реализации открытости образования и обеспечения равного доступа к глобальным информационным ресурсам, дистанционному образованию, новым возможностям общения и формирования информационной культуры общества. Современные информационные ресурсы помогают преподавателям по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. И хотя работники школы пока недостаточно знакомы с новыми информационными и коммуникационными технологиями, данная проблема хорошо осознана и привлекает к себе самое пристальное внимание. Значительно меньше осознана проблема формирования у преподавателей набора профессиональных компетенций, которые нужны для эффективной работы в новых условиях. Учение и обучение в условиях избытка информации, ориентация на формирование способности самостоятельно учиться и «добывать» знания требуют существенного пополнения традиционного методического багажа.
Среди новых способностей можно выделить те, которые опираются на использование информационных технологий:
- активное использование локальной и глобальной компьютерной сети (доступ к сетевым ресурсам, в том числе, учебным материалам, размещение своих работ и т.п.);
- разработка (компоновка) специфических наборов электронных учебных материалов для конкретных нужд конкретных учащихся;
- развитие и поддержка эффективного многоуровневого взаимодействия участников учебного процесса.
Перечисленные способности обычно обсуждаются в контексте так называемого смешанного подхода к организации учебного процесса. Есть все основания полагать, что смешанная модель и широкое применение электронных учебных материалов могут с успехом использоваться для адаптации учебного процесса в современной школе. Однако, чтобы использовать смешанную модель учебного процесса на практике, преподавателю недостаточно овладеть информационными компьютерными технологиями. Помимо этого ему надо освоить новое понимание своего места и роли в учебном процессе, овладеть соответствующими педагогическими техниками и технологиями.
Изменения в образовании, происходящие под влиянием стремительного внедрения информационных технологий во все сферы жизни, предъявляют серьезные требования к уровню ИКТ-компетентности педагога-предметника. Отставание школы в оснащенности средствами информационных и компьютерных технологий постепенно ликвидируется, школы получают в свое распоряжение не только современное компьютерное и проекционное оборудование, но и разнообразные электронные издания учебного назначения на компакт-дисках, прошедших конкурсный
отбор и рекомендованных Министерством образования Росссийской Федерации. Центральным звеном в реализации процесса информатизации системы образования является подготовка учителя-предметника к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности. Многочисленные психолого-педагогические исследования подтверждают, что эффективность и качество преподавания тесно связаны с продолжительностью и способами повышения профессионального уровня преподавателя. Прежде всего стоит отметить, что сложившаяся практика организации повышения профессиональной квалификации такова, что в среднем один раз в пять лет каждый специалист обязан пройти курсы повышения профессиональной квалификации. К сожалению, эта практика чаще определяется не реальными запросами учителей и потребностью повышения их профессиональной квалификации в связи с появлением новых знаний, а сложившимися стереотипами в финансировании бюджетной сферы. Получение учителями новых знаний и умений в вопросах информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) никак не может быть ограничено пятилетним периодом, оно должно быть соотнесено с процессом внедрения новых информационных средств, их модификацией или совершенствованием.
Формирование ИКТ-компетенций в рамках предметных уроков — новый ориентир системы образования, и реализовывать его следует не только учителям информатики. В настоящее время ИКТ в преподавании различных дисциплин используются недостаточно активно; чаще всего учителя применяют ИКТ только для самостоятельной подготовки к проведению урока, не используют для организации деятельности учащихся. Основным направлением использования ИКТ является поиск дополнительной информации в Интернете и представление учебной информации с использованием компьютерной презентации, для других целей ИКТ используются редко.
Учителя-предметники должны иметь такой уровень профессиональной подготовки, который позволил бы им активно использовать информационные и коммуникационные технологии для совершенствования процесса обучения, формирования у учащихся умения использовать компьютер для решения различных учебных задач. ИКТ выступают при этом средством:
- поиска дополнительной информации по различным учебным предметам, связанным с выбранным профилем обучения;
- представления учебной информации;
- контроля и диагностики знаний учащихся (компьютерное тестирование, рейтинговая система учебных достижений учащихся);
- организации деятельности учащихся (индивидуальная и групповая работа на персональном компьютере с использованием локальных сетей, применением современных телекоммуникаций);
- использования технологий, направленных на развитие личности учащегося (проектной технологии, технологии развития критического мышления, технологии групповой работы и др.).
Одним из центральных компонентов модели деятельности учителя, использующего ИКТ, являются обобщенные задачи деятельности, среди которых можно выделить следующие:
1) отвечающие требованиям информационного общества (связанные с основными пользовательскими умениями по работе с техническими устройствами и программным обеспечением, использованием Интернета);
2) диктуемые требованиями педагогической профессии (обеспечивающими проектирование обучения, поиск и представление учебной информации с исполь-
зованием ИКТ, выбор и использование компьютерных программ, ориентированных на обучение, организацию деятельности учащихся с использованием ИКТ и др.);
3) нравственные и мировоззренческие задачи, требования общей культуры специалиста, продиктованные особенностями развития современного общества (направленные на формирование у учащихся информационной культуры, информационной картины мира).
Обобщение исследований в сфере информационно-коммуникационных технологий позволило нам определить ИКТ-компетентность учителя-предметника как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информаци-онно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере, а также выделить следующие компоненты ИКТ-компетентности учителя-предметника:
- мотивационно-ценностный, отражающий профессионально-личностное его самоопределение в отношении использования ИКТ в современной школе;
- когнитивно-операционный, выражающий степень владения ИКТ и научно-методическими основами их использования в учебном процессе;
- рефлексивно-проектировочный, определяющий способность оценивать свой уровень и проектировать условия его повышения.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют объединить различные формы представления учебной информации: текст, музыку, графику, иллюстрации, видео-, аудиоматериалы. Обучение с использованием мультимедийных ресурсов становится реальным средством развития технологии образования. Однако, несмотря на то, что такое обучение является новой педагогической технологией, оно подчиняется основным законам педагогики, т.е. традиционные дидактические принципы образования также являются его основой, но дополняются новыми условиями и критериями учебной среды.
Важнейшим дидактическим принципом является принцип научности обучения, требующий закономерной связи между содержанием обучения и достижениями современной науки. Преобразование этого принципа при мультимедиаобучении получает более фундаментальную форму, так как данное обучение ориентировано на выявление глубинных связей между всевозможными процессами окружающего мира.
Принцип систематичности и последовательности в обучении позволяет достичь больших результатов: учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно; кроме того, при мультимедиаобучении появляется возможность реализации принципа индивидуализации обучения. Усиление активности и самостоятельности учащегося становится возможным, благодаря системе выбора им учебного процесса на всех методологических уровнях: при постановке собственных образовательных задач, выборе формы и скорости обучения.
Принцип наглядности в мультимедийной компьютерной дидактике понимается более широко чем в традиционной, и подразумевает не только непосредственное зрительное восприятие. Основными видами восприятия информации являются слуховое и зрительное. Когда они тесно связаны между собой, то преподавание различных дисциплин становится наиболее эффективным. Многолетний опыт обучения и психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств: чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. В мультимедиаобучении для решения этих целей используется принцип вир-
туализации. Расширение возможностей в реализации принципа наглядности на основе современных информационно-технических средств создает в практической педагогической деятельности иллюзию полного решения проблемы техническими средствами, во вред содержанию и целям обучения. Чтобы избежать этих негативных тенденций, в мультимедиаобучении и при разработке электронных методических пособий нужно придерживаться принципа системности и соотносить новые технико-педагогические параметры современных средств наглядности с основными структурными компонентами дидактической системы: целями и задачами, содержанием и методами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002.
2. Курова Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения. Федерация интернет-образования. — М., 2002.
PROFESSIONAL AND THE INFORMATIONAL ACTIVITY OF A COMPUTER SCIENCE TEACHER AND TEACHERS OF OTHER SUBJECTS
OJ. Zaslavskaja
The Department of Informatizations of the Education Moscow City Pedagogical University 2nd Selskohozyayistvennyi St., 4, 129226 Moscow, Russia
Functions of a teacher and his professional compitence are wider than traditional in conditions of modernization of modern education. Efficiency and quality of teaching are closely connected with duration and ways of improving a professional level of a teacher. Modern information resources help teachers to build their professional activity in a new fashion. The central part in realization of process of informatization of the system of education is training subject teachers to use computer technologies in professional activity.