Научная статья на тему 'МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ: АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА'

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ: АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
427
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / СПОРТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукащук В.И.

Статья посвящена анализу зарубежных моделей управления физической культурой и спортом. Автором выделены и проанализированы три модели организации управления физической культурой и спортом. Первая модель предусматривает управление через национальный олимпийский комитет и спортивную конфедерацию. В рамках второй модели управления в сфере физической культуры и спорта осуществляется общественной организацией - национальным олимпийским комитетом. Третья модель управления отраслью реализуется национальными федерациями по видам спорта при координирующем участии государства. Отмечено, что в европейских моделях управления физической культурой и спортом кроме государственных структур предусматривается активное участие институтов гражданского общества, специализирующихся на вопросах физической культуры и спорта. Принцип взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и гражданского общества обеспечивает пропорциональное развитие профессионального, массового и спорта высших достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT MANAGEMENT: ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE

The article is devoted to the analysis of foreign models of physical culture and sport management. The author identified and analyzed three models of physical culture and sport management organization. The first model provides for management through the National Olympic Committee and the sports confederation. In the second model, management in the field of physical culture and sports is carried out by a public organization - the National Olympic Committee. The third model of industry management is implemented by national sports federations with the coordinating participation of the state. It is noted that the European models of physical culture and sport management, in addition to state structures, provide for the active participation of civil society institutions specializing in physical culture and sport. The principle of interaction between state authorities, local self-government and civil society ensures the proportional development of professional, mass and elite sports.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ: АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА»

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ: АНАЛИЗ

ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

В.И. Лукащук, д-р социол. наук, доцент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-1-249-252

Аннотация. Статья посвящена анализу зарубежных моделей управления физической культурой и спортом. Автором выделены и проанализированы три модели организации управления физической культурой и спортом. Первая модель предусматривает управление через национальный олимпийский комитет и спортивную конфедерацию. В рамках второй модели управления в сфере физической культуры и спорта осуществляется общественной организацией - национальным олимпийским комитетом. Третья модель управления отраслью реализуется национальными федерациями по видам спорта при координирующем участии государства. Отмечено, что в европейских моделях управления физической культурой и спортом кроме государственных структур предусматривается активное участие институтов гражданского общества, специализирующихся на вопросах физической культуры и спорта. Принцип взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и гражданского общества обеспечивает пропорциональное развитие профессионального, массового и спорта высших достижений.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, управление, модели управления, спортивная организация.

Физическая культура и спорт сегодня выполняют различные социально значимые функции [1, 2]. Поэтому государство любой страны заинтересовано в развитии как профессионального, так и массового спорта. В большинстве развитых стран управление физической культурой и спортом (ФКиС) осуществляется центральными государственными органами исполнительной власти. Отличие заключается в степени децентрализации и фокусировке определенных полномочий в сфере государственного управления отраслью ФКиС на уровне субъектов федерации или других территориально-административных единиц.

По структуре все внедренные модели организации управления можно подразделить на имеющие отдельное министерство, и структуры, функционирующие без него [3]. В большинстве европейских стран, не имеющих самостоятельного специализированного министерства спорта, управление его развитием (с обязательным объединением спортивных федераций) осуществляется на основании трех основных моделей, выделение которых осуществля-

ется на базе особенностей статуса субъектов управления.

В ряде стран управление осуществляется национальным олимпийским комитетом и спортивной конфедерацией. Ключевая роль при этом отводится конфедерации, объединяющей федерации, ассоциации и Союз спорта. Например, в Германии управление осуществляется Немецким спортивным союзом и НОК Германии; в Дании - Датской конфедерацией спорта и олимпийским комитетом, ныне являющимися единой организацией; в Норвегии -конфедерацией спорта и Олимпийским комитетом Норвегии; в Австрии - Австрийской федеральной спортивной организацией, которая объединяет все спортивные организации и союзы (федерации) по видам спорта и НОК Австрии и др. [4].

В современных условиях очень большую роль в развитии физической культуры и спорта в ведущих странах мира играют местные органы власти. Это характерно для всех территориальных органов управления в различных государствах: штатов, провинций, округов, земель, графств, воеводств, гмин, муниципалите-

тов, коммун и общин. Причем речь идет обо всех сферах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, начиная с физического воспитания в школах, спорта для всех и спорта высших достижений и завершая профессиональным спортом. При этом следует отметить национальные особенности участия местных органов власти в развитии физической культуры и спорта. Почти во всех странах современной Европы физическая культура и спорт занимают важную часть жизни всех слоев населения, в частности в вузах и средних образовательных учреждениях. Развитие физического воспитания в учреждениях образования дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продолжать творческое долголетие.

В рамках второй модели управления в сфере физической культуры и спорта, где отсутствует отдельное министерство, влияние осуществляется общественной организацией - национальным олимпийским комитетом. Подобная модель характерна для Бельгии, Италии, Люксембурга.

Третья модель управления отраслью физической культуры и спорта осуществляется национальными федерациями по видам спорта при координирующем участии государства. К таким странам принадлежат Испания и Португалия. Однако примеры функционирования системы управления спортом без отдельного министерства не ограничиваются странами Европы. Например, в Австралии управление сферой физической культуры и спорта происходит через Департамент премьер-министра страны, в который входит Департамент здравоохранения, координируемый непосредственно министром здравоохранения и министром спорта, осуществляющих всестороннюю поддержку развитию спорта, особенно на уровне местных территориально-административных образований, что способствует привлечению населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Кроме того, с целью развития спорта и физической культуры в этой стране создан ряд других учреждений, таких как Австралий-

ский спортивный фонд, Национальный спортивный информационный центр и Антидопинговый центр и Австралийская Спортивная комиссия, являющаяся главной из перечисленных, функциями которой являются разработка и реализация соответствующих программ, организация научно-исследовательской деятельности и работа по противодействию употреблению допинга, осуществление организации и оказание услуг по спортивной медицине и

др.

В большинстве зарубежных стран имеется Министерство, одной из функций которого является администрирование сфер спорта и физической культуры. В пределах Европейской модели организации физ-культурно-спортивной деятельности могут быть выделены две группы стран, которые различаются в зависимости от степени государственного участия в управленческой деятельности. Первую группу стран составляют те, которые имеют на федеральном уровне самостоятельный специализированный орган государственного управления спортом. К ним относятся: Франция (Министерство молодежи и спорта), Великобритания (Министерство по делам спорта), Люксембург (Министерство физического воспитания и спорта), Норвегия (Министерство спорта и культуры), Португалия (Государственный секретариат спорта), Венгрия (Национальный комитет физической культуры и спорта), Польша (Министерство спорта и туризма).

Наиболее наглядным является опыт Великобритании, в которой управления спортом осуществляется Департаментом по вопросам цифровых технологий, культуры, СМИ и спорта (The Department for Digital, Culture, Media and Sport - DCMS), являющегося структурным подразделением правительства страны. Департамент возглавляет Госсекретарь, которому помогают Министр культуры, творческих ин-дустрий и туризма и Министр спорта. Департамент координирует работу ряда негосударственных учреждений: органа лицензирования футбола, Олимпийского комитета, дистрибьютора олимпийских лотерей, организации «Спорт Англии», организации «Спорт Великобритании», Анти-

допингового центра, Национального административного совета и профессиональных лиг (футбола, тенниса, регби, автоспорта, баскетбола, бокса и тому подобное). Всего департамент координирует 45 институтов, среди которых к сфере физической культуры и спорту принадлежат шесть [5].

Наряду с департаментом существует отдельное учреждение - Комитет культуры, средств массовой информации и спорта, деятельность которого связана с контролем за расходами, управлением и политикой Департамента культуры, средств массовой информации и спорта и связанными с ним общественными организациями. Влияние на физическую культуру имеют также отдел образования и отдел здоровья, который разрабатывает соответ-

Таким образом, европейские модели управления физической культурой и спортом кроме государственных структур предусматривают активное участие в выработке и реализации соответствующей политики институтов гражданского общества, специализирующихся на вопросах физической культуры и спорта, входя в функционально-вспомогательную структуру системы организации управления соответствующего звена. При этом принцип их взаимодействия с органами государства и местного самоуправления останется неизменным для реализации всех направлений развития сфер физической культуры и спорта в стране, что предусматривают пропорциональное развитие профессионального, массового и спорта высших достижений.

ствующие программы и рекомендации.

Библиографический список

1. Лукащук В.И. Социология спорта: обзор традиционных зарубежных социологических парадигм и теорий // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2020. - № 26 (2). - С. 49-69.

2. Лукащук В.И. Современный спорт и социальные конфликты // Социология: Теория, методы, маркетинг. - 2010. - № 3. - С. 185-197.

3. Лукащук В.И. Эволюция управленческих структур в индустрии спорта // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: сб. научных статей 6-й международной научно-практической конференции. В 2 томах. Т. 1. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2016. - С. 194-198.

4. Pijetlovic K. European Model of Sport: Alternative Structures // Research Handbook on EU Sports Law and Policy. - Northampton: Edward Elgar Publishing, 2018. - Р. 326-359.

5. Долматова Т.В., Абалян А.Г., Анцелиович А.А. Государственное управление в сфере физической культуры и спорта за рубежом на примере Великобритании. - Смоленск: ООО «Принт-Экспресс», 2019. - 136 с.

- nedazozunecKue HayKU-

MODELS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT MANAGEMENT: ANALYSIS OF

FOREIGN EXPERIENCE

V.I. Lukashchuk, Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor Academy of Marketing and Social Information Technologies (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to the analysis of foreign models of physical culture and sport management. The author identified and analyzed three models of physical culture and sport management organization. The first model provides for management through the National Olympic Committee and the sports confederation. In the second model, management in the field of physical culture and sports is carried out by a public organization - the National Olympic Committee. The third model of industry management is implemented by national sports federations with the coordinating participation of the state. It is noted that the European models of physical culture and sport management, in addition to state structures, provide for the active participation of civil society institutions specializing in physical culture and sport. The principle of interaction between state authorities, local self-government and civil society ensures the proportional development of professional, mass and elite sports.

Keywords: physical culture, sport, management, management models, sport organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.