ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
СТАНДАРТЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПОРТЕ:
ОПЫТ ФРГ
Т.В. ДОЛМАТОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
Германия, являясь одной из ведущих мировых спортивных держав, строго придерживается принципов эффективного управления в спорте. В статье представлен анализ основных документов в области эффективного управления, принятых Национальным Олимпийским комитетом ФРГ. Ввиду того, что основной организацией, курирующей спорт высших достижений Германии, является Национальный Олимпийский комитет, все ключевые документы в сфере управления в спорте разработаны именно при его участии и представлены в качестве образца для разработки подобных документов по управлению уже национальными спортивными федерациями Германии. Показано, что введение системы эффективного управления в спорте является одним из неотъемлемых условий для достижения
высоких результатов немецкими спортсменами.
Ключевые слова: эффективное управление, зарубежный опыт, немецкий спорт.
THE STANDARDS OF GOOD GOVERNANCE IN SPORT: THE CASE OF GERMANY
T.V. DOLMATOVA, FSBIFSC VNIIFK
Abstract
Germany undoubtedly could be considered as one of the world leading sport powers, which actively implements the principles of good governance in German sport. The article provides the analysis of the key documents in the field of good governance adopted by the German Olympic Sports Confederation. It is shown that the good governance practice is one of the key factors helping German athletes to get high results in the international Olympic sport. In view of the fact that the national Olympic Committee is the main organization developing high performance sport in Germany, all the key documents for sport governance were developed with its participation and are presented to German national sports federations to elaborate its own documents on good governance per sample. In general the German experience of sport governance could be taken as an advanced practice
by other countries, is proposed in the article.
Keywords: good governance, German sport, practice of management.
Актуальность
Германия является одним из лидеров в сфере спорта высших достижений, чьи спортсмены занимают призовые места на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Так, на Олимпийских играх 2016 года, прошедших в Рио-де-Жанейро, немецкие спортсмены завоевали 42 медали, из них - 17 золотых, 10 серебряных и 15 бронзовых наград соответственно, и, таким образом, вошли в пятерку стран-лидеров медального зачета наряду с США, Великобританией, Китаем и Россией. Значительно более успешными для немцев являются зимние Олимпийские игры.
исследования
По результатам Олимпийских игр 2018 г. в Пхёнчхане, немецкие спортсмены завоевали 31 медаль, из них - 14 золотых, 10 серебряных и 7 бронзовых медалей, тем самым обеспечив Германии второе место в медальном зачете. Лидером медального зачета зимних Олимпийских игр 2018 г. стала Норвегия. Для сравнения - на Олимпийских играх 2014 г. Германия заняла только шестое место, уступив Нидерландам, США, Канаде, Норвегии и России. Динамика улучшения спортивных результатов представляется очевидной.
е»)
В целом результаты двух последних Олимпийских игр как по летним, так и по зимним видам спорта свидетельствуют о резком повышении результативности выступлений немецких спортсменов, что позволяет рассматривать Германию в качестве одного из примеров государств, успешно реализующих политику в области развития спорта высших достижений в стране.
Немаловажную роль в достижении столь высоких результатов немецких спортсменов играет практика применения механизмов эффективного управления в спорте. Тема эффективного управления является весьма актуальной и востребованной. Ранее нами уже рассматривалась практика введения механизмов эффективного управления в спорте на примере Великобритании - одного из лидеров Олимпийского спорта [1]. Данная работа продолжает начатое направление исследования и нацелена на изучение опыта управления уже в немецком спорте.
Целью исследования в этой связи является изучение практики эффективного управления в спорте на примере ФРГ.
Методами исследования для достижения данной цели явились метод контент-анализа, обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение
Являясь ведущей организацией в системе немецкого спорта, Олимпийская спортивная конфедерация Германии (Deutscher Olympischer Sportbund) или Национальный олимпийский комитет ФРГ (далее - НОК ФРГ) уделяет важное внимание вопросам эффективного управления в немецком спорте [2].
Так, на официальном веб-сайте НОК ФРГ представлен раздел «Управление», в котором содержатся все основные документы и регламенты, обеспечивающие политику эффективного управления в немецком спорте. Одним из первых документов, принятых в области эффективного управления в немецком спорте, является Кодекс этики, разработанный еще в 2013 г. Важно отметить, что именно данный документ заложил правовую основу в области эффективного управления в немецком спорте, поскольку впервые системно регламентировал правила поведения должностных лиц, занимающих ключевые руководящие посты в немецких спортивных федерациях.
В утвержденном НОК ФРГ Кодексе этики 2013 г. представлены рекомендации в области поведения сотрудников спортивных организаций. Примечательно, что в Кодексе этики даются основные рекомендации для национальных спортивных федераций в области выстраивания эффективной политики управления штатным персоналом и лицами, привлеченными в качестве волонтеров.
Кодекс этики содержит семь основополагающих принципов, выполнение которых является обязательным для всех сотрудников организации, в том числе волонтеров [3]. Семь данных принципов включают: добросовестность; проявление терпимости, уважения и достоинства; содействие устойчивому развитию; соблюдение правил честной игры; обеспечение прозрачности в отношении
процесса принятия решений, обеспечении финансового контроля и реализации всех направлений деятельности федерации; вовлечение в процесс выработки и принятия решений широких групп населения в целях обеспечения большей эффективности; сосредоточение внимания на лицах, занимающихся физической активностью и спортом и спортсменах, поскольку именно они находятся в центре деятельности всех спортивных организаций.
Следующим документом, продолжившим реализацию политики управления в спорте после Кодекса этики 2013 г., стала концепция эффективного управления НОК ФРГ [4]. В концепции, принятой в октябре 2015 г., указаны основные принципы эффективного управления: обеспечение добросовестности, прозрачности, подотчетности и вовлеченности.
В целом Концепция эффективного управления призвана закрепить принципы эффективного управления в деятельности каждой спортивной организации Германии. На основе данной Концепции в октябре 2015 г. в НОК ФРГ были разработаны «Правила эффективного управления» в качестве рамочного документа, содержащего рекомендации для спортивных федераций [5]. Правила эффективного управления предназначены в качестве рекомендаций с тем, чтобы помочь организациям -членам НОК ФРГ преобразовать уже имеющиеся правила в собственные рекомендации.
В ноябре 2017 г. были разработаны Рекомендации по обеспечению честности в работе спортивных федераций [6]. Данный документ вобрал в себя основные положения всех выпущенных ранее документов: Кодекса этики, Концепции эффективного управления и Правил эффективного управления. Представленные рекомендации поведения призваны служить неким шаблоном для разработки собственных кодексов поведения национальными спортивными федерациями. В основе данного документа лежит универсальный подход к управлению рисками, обеспечению прозрачности, предотвращению коррупции и тем самым сохранению репутации и позитивного общественного имиджа спортивной организации.
В целях обеспечения высоких стандартов в управлении в 2018 г. в структуре Олимпийской спортивной конфедерации ФРГ была создана Комиссия по вопросам этики. Данная комиссия играет важную роль в консультировании членов президиума и правления НОК ФРГ, а также проведении нейтрального расследования в случае выявления признаков нарушения принципов эффективного управления. Комиссия НОК по вопросам этики занимается расследованием ситуаций в случае нарушений соответствующих принципов эффективного управления должностными лицами со стороны членов президиума, правления, консультативных советов и комиссий, членов делегаций команд, отправленных НОК ФРГ на международные мультиспортивные мероприятия (включая Олимпийские игры), и всех штатных сотрудников НОК ФРГ [7]. В случае если нарушение подтверждается, комиссия по вопросам этики дает органу, принимающему решение, рекомендации о применении возможных мер наказания.
В отношении нарушений, произведенных штатными сотрудниками и членами комиссий, органом, принимающим решение, является правление. В отношении нарушений, произведенных членами правления и президиума, органом, принимающим решение о мерах наказания, является президиум. Решения перечисленных органов документируются. Комиссия по вопросам этики и лицо, ответственное за соблюдение установленных требований, ставятся в известность относительно этих решений. В завершение лицо, ответственное за соблюдение установленных требований, информирует соответствующую внешнюю инстанцию и подателя заявления об окончании процесса. Председателем Комиссии по вопросам этики является бывший федеральный министр внутренних дел доктор Томас де Мезьер (Thomas de Maizière) [8].
Таким образом, наличие данной комиссии выступает дополнительным механизмом в обеспечении принципов эффективного управления в структуре НОК ФРГ.
Наличие разветвленной системы служб и органов по реализации принципов эффективного управления в спорте позволяет существенным образом повысить эффективность управления в рамках структуры НОК ФРГ и позволяет рассматривать Олимпийский комитет Германии в качестве примера в области внедрения принципов эффективного управления в немецком спорте для спортивных организаций, прежде всего, национальных немецких федераций по видам спорта.
Выводы
Таким образом, следует отметить, что в ФРГ принят целый ряд документов, направленных на повышение эффективности управления в немецком спорте. Практика введения эффективного управления в спорте ФРГ представляется вполне успешным примером для применения зарубежными организациями в сфере физической культуры и спорта.
Литература
1. Долматова, Т.В. Государственное управление в сфере спорта за рубежом: опыт Великобритании // Вестник спортивной науки. - 2020. - № 1. - С. 4-7.
2. DOSB. Das ist der DOSB [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.dosb.de/ueber-uns/ (дата обращения: 21.10.2019).
3. DOSB Ethik-Code [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cdn.dosb.de/alter_Datenbestand/fm-dosb/ downloads/dosb/DOSB_Ethik_Code.pdf (дата обращения: 05.11.2019).
4. DOSB. Good Governance [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cdn.dosb.de/alter_Datenbes-tand/fm-dosb/downloads/dosb/Konzept_Good_Gover-nance_7_10_Vorstand.pdf (дата обращения: 01.11.2019).
5. Good Governance. MUSTER-Verhaltensrichtlinien zur Integritaet in der Verbandsarbeit [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://cdn.dosb.de/alter_ Datenbestand/fm-dosb/downloads/dosb/MUSTER_Ver-haltensRiLi_.pdf (дата обращения: 03.11.2019).
6. DOSB - Verhaltensrichtlinien zur Integritart in der Verbandsarbeit [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cdn.dosb.de/alter_Datenbestand/fm-dosb/down-loads/dosb/DOSB_Verhaltensrichtlinien_1-1-2017.pdf (дата обращения: 01.11.2019).
7. DOSB. Grundsätze Einer Guten Verbandsführung [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. dosb.de/ueber-uns/good-governance/ (дата обращения: 10.01.2020.)
8. DOSB. Grundsätze Einer Guten Verbandsführung [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. dosb.de/ueber-uns/good-governance/ (дата обращения: 11.01.2020).
References
1. Dolmatova, T.V. (2020), The sport governance abroad: the case of the United Kingdom, Vestnik sportivnoy nauki, no. 1, pp. 4-7.
2. DOSB. Das ist der DOSB [Online], URL: https:// www.dosb.de/ueber-uns/ (access date: 21.10.2019).
3. DOSB Ethik-Code [Online], URL: https://cdn.dosb. de/alter_Datenbestand/fm-dosb/downloads/dosb/DOSB_ Ethik_Code.pdf (access date: 05.11.2019).
4. DOSB. Good Governance [Online], URL: https:// cdn.dosb.de/alter_Datenbestand/fm-dosb/downloads/dosb/
Konzept_Good_Governance_7_10_Vorstand.pdf (access
date: 01.11.2019).
5. Good Governance. MUSTER-Verhaltensrichtlinien zur Integritaet in der Verbandsarbeit [Online], URL: https://
cdn.dosb.de/alter_Datenbestand/fm-dosb/downloads/ dosb/MUSTER_VerhaltensRiLi_.pdf (access date: 03.11. 2019).
6. DOSB - Verhaltensrichtlinien zur Integritart in der Verbandsarbeit [Online], URL: https://cdn.dosb.de/ alter_Datenbestand/fm-dosb/downloads/dosb/DOSB_ Verhaltensrichtlinien_1-1-2017.pdf (access date: 01.11. 2019).
7. DOSB. Grundsätze Einer Guten Verbandsführung [Online], URL: https://www.dosb.de/ueber-uns/good-governance/ (access date: 10.01.2020).
8. DOSB. Grundsätze Einer Guten Verbands führung [Online], URL: https://www.dosb.de/ueber-uns/good-governance/ (access date: 11.01.2020).