Научная статья на тему 'Модели теленовостей для конструирования «Картины мира» аудитории'

Модели теленовостей для конструирования «Картины мира» аудитории Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
228
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕНОВОСТИ / КАРТИНА МИРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / НОВОСТИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕЛЕНОВОСТЕЙ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕЛЕНОВОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Верес Алина Дмитриевна

Моделирование новостей на сегодняшнем телевидении зависит от целого ряда факторов, которые формируются в медийно насыщенном обществе. Данная тема является актуальной, поскольку информационное пространство, особенно в контексте интерпретации новостей, транслирует аудитории искусственно сконструированную картину мира. В предлагаемой статье отмечаются критерии, используемые для моделирования выпусков теленовостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели теленовостей для конструирования «Картины мира» аудитории»

УДК 070

А. Д. Верес

Челябинский государственный университет, Челябинск

МОДЕЛИ ТЕЛЕНОВОСТЕЙ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ «КАРТИНЫ МИРА» АУДИТОРИИ

Моделирование новостей на сегодняшнем телевидении зависит от целого ряда факторов, которые формируются в медийно насыщенном обществе. Данная тема является актуальной, поскольку информационное пространство, особенно в контексте интерпретации новостей, транслирует аудитории искусственно сконструированную картину мира. В предлагаемой статье отмечаются критерии, используемые для моделирования выпусков теленовостей.

Ключевые слова: теленовости, картина мира, медиаобразование, новости, моделирование теленовостей, конструирование теленовостей.

Моделирование теленовостей на современном этапе представляет собой одну из ключевых проблем журналистики, поскольку составляет основу выражения информационной политики целого телеканала. Именно подача актуальных событий и особенности интерпретации явлений журналистами отражают направленность каждого телевизионного канала и его руководства. В информационном и медийно насыщенном обществе (медиа)критическая способность граждан становится всё более очевидна, и от этого важна.

Глобальное медийное общение обладает как огромным положительным потенциалом (который зависит от сознательности, аналитического мышления и гуманистической гражданской позиции любого индивида), так и риском оказаться жертвой настойчивой манипулятивной пропаганды, призывающей к конфликтам на межнациональной, религиозной и иной почве [6. C. 73-80].

Общеизвестен тот факт, что даже самые «нейтральные» новости «не отражают реальные события; это конструкции, созданные медийными работниками, которые подвергаются воздействию многочисленных факторов и ограничений» [8], и это нужно обязательно учитывать при потреблении новостного контента. В этой связи вполне очевидна актуальность проводимого нами исследования по выявлению ключевых моделей теленовостей, существующих в рамках конструирования определенной картины мира.

Прежде всего, обратимся к самому понятию «картина мира». Оно используется в разных науках: философии, психологии, культурологии, когнитологии, лингвистике. Когнитивная лингвистика рассматривает понятие «концептосфера», психология - «образ мира», лингвокультуроло-гия - «национальный образ мира», «модель мира», «the mapping of the world» (картирование мира), менталитет [2. C. 88].

Данные понятия необходимо дифференцировать. Картина мира, по мнению исследователей Воронежской концептологической школы, в самом общем виде представляет собой совокупность знаний о действительности, сформировавшуюся в общественном (а также групповом, индивидуальном) сознании [4. C. 36]. Концептосфера в данном ключе изображается как область мыслей и знаний, которая, с одной стороны, отражает менталитет как специфический способ понимания и восприятия действительности, характеризующийся совокупностью когнитивных стереотипов сознания конкретной личности, социальной или этнической группы и, с другой стороны, находится под его влиянием. В совокупности менталитет и концептосфера образуют когнитивную или концептуальную национальную картину (образ) мира. Когнитивная картина мира представляет собой «когнитивную матрицу» для понимания мира. Стоит отметить непрерывный характер становления концептосферы языка и особую роль процессов отождествления и различения информации. Термин «языковая картина мира» (ЯКМ) неоднозначен. Под ЯКМ понимается далее представление о действительности, отражённое в языковых знаках, «языковое членение мира», «особый способ мировидения», выражающийся различными языковыми средствами [7. C. 7].

Конкретное определение картины мира отсутствует ввиду многогранности и многоаспектно-сти данного понятия, поэтому за основу взята его наиболее общая вариация: «Картина мира -в отличие от мировоззрения - совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Ясперс).

Картина мира - это определенная система представлений об окружающей нас действительности. Данное понятие впервые было употреблено известным австрийским философом Людвигом Витгенштейном (1889-1951) в его знаменитом «Логико-философском трактате». Согласно Витгенштейну, окружающий человека мир представляет собой не совокупность предметов или вещей, а совокупность явлений и фактов, и определяется исключительно последними. Сознание людей формирует для себя факты, которые являют нам определенную модель объективной реальности, которая называется картиной фактов. Картина фактов, в свою очередь, воссоздает либо действительность полную, либо ее структуру, либо структуру какого-либо из ее компонентов, к примеру, пространства, цвета и проч.

В соответствии с М. Хайдеггером, знаменитым немецким философом и публицистом ХХ век, картина мира представляется как результат деятельности людей, и, сформировав для себя картину мира, они начинают свою деятельность как субъект исторического процесса. По Хайдеггеру, понятие картины мира имеет неразрывную связь с человеком как субъектом изменения и познания мира. Хайдеггер пишет: «Чем шире и радикальнее человек распоряжается покоренным миром, чем объективнее становится объект, тем более субъективно, то есть очевиднее, выдвигает себя субъект, тем неудержимее наблюдение мира и наука о мире превращается в науку о человеке, в антропологию».

Хайдеггер полагает, что становление картины мира связано с мировоззрением, поскольку «если мир становится картиной, позиция человека понимается как мировоззрение». Другими словами, картина мира представляет нам сущее, а мировоззрение отражает отношение человека к сущему.

Сегодня картина мира предстает перед человечеством как особый собирательный портрет мироздания, образ Вселенной, который включает в себя описание структуры всего мира, его основных процессов, законов, по которым он живет, рождается и управляется, определяет его основу, раскрывает понятия пространства и времени, объясняет взаимодействие различных объектов в его многогранной структуре, утверждает место человека в мире и т. д.

В рамках нашей исследовательской работы можно говорить об интегративном подходе к рассмотрению термина «языковая картина мира» в лингвокультурологической парадигме. В этой связи принцип интегративности предусматривает использование нескольких методов современной лингвистики:

• лингвистическое моделирование (структурное моделирование фрагмента языковой картины мира, построение лексико-семантических полей, метафорическое моделирование, конструирование ассоциативных полей);

• описательного метода и его приемов (наблюдение, интерпретация);

• обращение к словарям различного типа обусловливает компонентный анализ лексики и анализ словарных дефиниций;

• исследование языка трудовой деятельности в дискурсах делает необходимым контекстуальный анализ речевого материала, предполагающий внимание к экстралингвистическим составляющим коммуникации.

В ходе исследования ключевых аспектов моделирования теленовостей, нами были рассмотрены следующие принципы лингвокультурологического моделирования языковой картины мира, которые способны сформировать модель как функциональную систему. Данная система, отображая и воспроизводя объект, отличается тем, что может замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте:

1) Принцип интерпретативности, предусматривающий интерпретативную деятельность исследователя по отношению к разноуровневым языковым/речевым средствам репрезентации определенного фрагмента картины мира. Стоит заметить, что одним из ключевых принципов модельного познания, который распространяется на каждую модель, считается принцип субъективной объективности - совмещение в модели объективных черт объекта и субъективной точки зрения на него (А. А. Леонтьев, Л. О. Бутакова, Н. В. Орлова).

2) Принцип интегративности, который проявляется в двух аспектах. Во-первых, предполагает учет данных смежных наук, обусловленный многоаспектностью объекта (трудовая деятельность). Во-вторых, в широком понимании интегративность - экспансионизм, междисциплинар-ность, выход в смежные области знания.

3) Принцип репрезентативности подчеркивает то, что лингвистическое моделирование позиционируется, как комплекс исследовательских приемов и процедур, которые направлены на реконструкцию фрагмента языковой картины мира на основе его репрезентации в языке. Результатом является конструкт, который обладает всеми характеристиками модели. Таким образом, репрезентация представляет собой результат моделирования как способа познания [5]. По мнению Л. О. Бутаковой, «модель в познании выступает способом действия, с помощью которого осуществляется репрезентация» [1].

В рамках разработки новостных выпусков моделирование как интегративный метод в наибольшей степени соответствует синтезу фактов разнообразной природы и выявлению сущностных качеств объекта. При этом лингвокультурологическое моделирование рассматривается в качестве комплекса исследовательских приемов и процедур, который направлены на реконструкцию фрагмента картины мира на основе его репрезентации в языке.

Социальные схемы, которые существуют в представлении журналистов, активно превращаются в создаваемые ими модели новостей. В большинстве своем именно данные модели и соответствующие им схемы освещения способны определять окраску тех или иных социальных событий и особенностей их представления. Подобные модели устаревают и обновляются с течением времени. При этом модели выполняют свои роли на каждом этапе процесса производства новостей, включая стадии рутинной процедуры сбора информации для новостных выпусков и поиске сенсаций, коммуникативное взаимодействие в ходе интервью и во время пресс-конференций, восприятие материала из текстов-источников, их обобщения и даже написания и редактирования найденного материала.

Общеизвестен тот факт, что для каждого журналиста существует определенная форма подачи материала, его представления, стиля изложения, набор предпочитаемых тем, а также та целевая аудитория, на которую нацелены его информационные сообщения. Важность данной информации бесспорна, учитывая целесообразность её использования при моделировании новостей и построении коммуникативной модели контекста. Данная модель включает в себя ключевые элементы общей схемы деятельности всего института СМИ: представления о «текучке», особые цели, предельные сроки подготовки материала, а также личные качества журналиста.

Наиболее распространенные ценностные ориентации, которые значимы для любого новостного сообщения, - это практичные, разумные оценочные критерии, предоставляющие возможность стратегически распределять и отбирать источники новостей, включая тексты-источники, а также извлекать из них главную информацию, предвидеть перспективы развития событий и определять тематические и стилистические компоненты сообщений.

Перечисленные ценностные ориентации базируются на сложном взаимодействии рассмотренных социальных репрезентаций (которые относятся к данной культуре, этической и родовой принадлежности, национальности, политической идеологии, основным целям) с информацией, более точно определяющей коммуникативную модель (т.е. читатели, крайние сроки подготовки материала, истинные цели).

В этой связи мы разделяем мнение Т. Ван Дейка относительно того, что репрезентация и воспроизведение событий-новостей журналистами отнюдь не рутинный процесс, а ряд конструктивных стратегий, которые находятся под социальным и идеологическим контролем.

Таким образом, моделирование новостей представляет собой сложный многоуровневый процесс, представленный на Рис. 1.

Модель событий, которая конструируется каждым конкретным зрителем, никогда не совпадает с моделью данного события, представляемой журналистами, либо той моделью, которую ему бы хотелось транслировать в массы. Однако подобные рамки ограничены, поскольку границы интерпретации у значительной части аудитории определяются социальными репрезентациями, предполагающими единую позицию.

Все существующие теории, которые анализируют и предопределяют реакцию читателей, сталкиваются с определёнными сложностями, обусловленными непосредственными характе-

ристиками конкретной аудитории, к примеру, социальный класс, гендерные особенности и др. Однако то, как люди внутренне реагируют на то, что они читают и видят, порой связано с их текущим эмоциональным и физическим состоянием, а социально-экономические, групповые или классовые интересы, уровень образования могут отходить на второй план. Кроме того, вопреки различиям в восприятии и понимании текстов разными людьми, то общее, что читатели обнаруживают в текстах, возможно, более интересно для исследования, чем разница в восприятии.

.Моделирован не телевизионных нодосгсн

/дажчм - НККЯфвиинс

1. О1бор ИСТО*[IXкон ННф^фШШКСПГНГ квмскА).

2. Снбр? ИН.^КУШИ! мин (ХН^НК!

ршнггм й^ыгяИ!

3. Вцбор т^нш. гроАлеии, нлеыкя ли К»форЫ;С]» Ы11Л1.

2 УРОМ Ик- МIV- с л »рйынмефорыы

]. [ 1 ОСГрхИКС ссясркшня 1СК-ГП I СООТКГГСГКИ

ц- шдоикн №!*УрН4.1Не1КЬН.

2. Bwiop.ira.il муммеьни 5. А11ГС- МЫ Ж теми. 1С. -0£.-.СЗОЫТ«.1&ИОС11| сосбшснкя теми тригелды »ТВ ж 1ыа)тх£. -3. Чаем?« «казгаи*

3 уровень нсйслнрсиннс с чис.тнг-а -

ЖЧрИ'ЛЛККГ »сак И1ИЩ—ДТ1 ПО К»11СТр>Нр»бИННК>

шсфедшиши

КОМЫуХИКЛЦЮ!

М11Я1Шу.~1К11КК

! всропьнь^с м нскрбжпи ГфИСЫЫ Ы| иII II уд м ро и и ил )

к

Дии^ш^ину «иити Гшгиш шшнткк //АОШУЛЛШ иниягня 1

мсь-раны 'И^ КЬМ \pHfhV ил ■ ■

"Лт рыищкряшнм ""мы * тАгр 1К.ХИН1ШХ11 и ■ iL.-F-.if .17Н1ХЛ кж1срг^Г1язн . .г'игп: 1

Ч ,1ПЕ№ ссилпнкш сыкк; .тидолиа ыкс^ы. ■ шинч 1гр>:шин. ¿¡ргдяиЬ. цбхяй) ■ ,4 н.дагр поиска читимнГч'мти ОфйПММВеПШ

1

* и.-мсе».к1м^)л цчпдт||р». * сибйр ПРИГНИ ЖП1Ш. 4iimiis.Lii.-f4. ш^шл.

СО иишгпг 1 Ос 1.--Л&1Л ■ я^'Т л. 71 ДрИИИШ— ИШЙЛШ

Пип^н

( П111М 1Ы1П К? 1ЬР*011ЫЕ

nrtiM.Ul

»ашшйи

нчО

кн>н.н ваммш

Гпр

ьчнчкки

■«МПТО .VIрф; и

НЕЙНАРЕАЛЫНКТЬКЛК =ЕЗУЛЬТАТ КСЧПРУЛ=ОЗАЧИ,Ч А РЕПРЕЗЕЧТЫЦМ НОВОСТЕЙ

Рис. 1. Моделирование телевизионных новостей

В официальной группе факультета мы также использовали возможность визуального языка посредством подкрепления публикуемых материалов образами, изображениями и другими важными составляющими элементами. Возможности использования данных элементов позволили образовать единое визуальное пространство видеосюжета. К примеру, новогоднее поздравление подписчики группы могли идентифицировать по превью ролика, на котором корреспондент находился на фоне новогодней елки, в холле факультета журналистики. По количеству просмотров данного ролика мы можем говорить о том, что он вызвал интерес у подписчиков, так как его посмотрели 600 человек, что составляет половину от общего количества подписчиков группы.

Очевидно, что интерпретируя те или иные события действительности, создатели теленовостей стремятся вызвать и предугадать не стандартную, по их мнению, а особенную реакцию аудитории, пытаются смоделировать их поведение, составить диалоги, интерьеры и экстерьер кадра. Журналист в ходе моделирования новости опирается, главным образом, на ключевые критерии, влияющие на специфику восприятия образа всего телеканала посредством воздействия через выпуски новостей. В этой связи ещё более актуальной представляется тема медиаобра-зования населения планеты. С каждым годом значимость медиаобразования как действенного средства против медийных манипуляций и информационных войн возрастает.

Список литературы

1. Бутакова, Л. О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование [Текст] / Л. О. Бутакова. - Барнаул, 2001. - 276 с.

2. Воротников, Ю. Л. «Языковая картина мира»: трактовка понятия [Текст] / Ю. Л. Воротников // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 2. - С. 88.

3. Гаврилов, К. В. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом [Текст] / К. В. Гаврилов. - Санкт-Петербург, 2007. - 110 с.

4. Попова, З. Д., Стернин, И. А. Концептосфера и картина мира [Текст] / З. Д. Попова, И. А. Стернин // Язык и национальное сознание. - Воронеж, 2002. - С. 36.

5. Скорнякова, Р. М. Лингвокультурологическое моделирование картины мира с позиции моделирующего субъекта [Электронный ресурс] / Р. М. Скорнякова. - URL: http://sun.tsu.ru/ mminfo/000063105/327/image/327-027.pdf (дата обращения: 10.09.2017).

6. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиакритика: новый поворот? [Текст] / А. В. Федоров // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2015. - № 4. - С. 73-80.

7. Яковлев, А. А. Языковая картина мира как лингвистическое понятие: обзор российских публикаций последних лет [Текст] / А. А. Яковлев // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2017. - С. 6.

8. Potter, W. J. Media Literacy [Text] / W. J. Potter. - L.A.: Sage, 2014. - P. 452.

TV-NEWS MODELS FOR THE AUDIENCE'S «WORLDVIEW» DESIGNING

Veres A. D., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]

Modeling news on today's television depends on a number of factors that are formed in a media-rich society. This topic is relevant, since the information space, especially in the context of the interpretation of news, broadcasts an artificially constructed picture of the world to the audience. The proposed article outlines the criteria used to model TV news releases.

Keywords: TV-news, world picture, media education, news, TV news modeling, TV news constructing.

References

1. Butakova, L. O. (2001), Avtorskoe soznanie v poezii Iproze: kognitivnoe modelirovanie ^Author's consciousness in poetry and prose: cognitive modeling], Barnaul, 276 p. (In Russ.).

2. Vorotnikov, Yu. L. (2006), "Yazikovaya kartina mira: tracktovka ponyatiya" [=Language picture of the world: interpretation of the concept], in: Znanie. Ponomanie. Umenie [=Knowledge. Understanding. Skill], no. 2, 88 p. (In Russ.).

3. Gavrilov, K. V. (2007), Kak delat sujet novostei i stat mirotvorcem [=How to make a news story and become a mediator], St. Petersburg, 110 p. (In Russ.).

4. Popova, Z. D. and Sternin, I. A. (2002), "Konceptosfera I kartina mira" [=The Conceptosphere and Picture of the World], in: Yazik I nacionalnoe soznanie [=Language and the National Consciousness], Voronezh, 36 p. (In Russ.).

5. Skornyakova, R. M. (2017), Lingvokulturologicheskoe modelirovanie kartini mira s potsicii modeli-ruuschego subiecta [=Linguocultural modeling of the world picture from the position of the modeling subject], available at: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/327/image/327-027.pdf, accessed 10.09.2017. (In Russ.).

6. Fedorov, A. V. (2015), "Mediaobrazovanie I mediakritika: novii povorot?" [=Media education and media criticism: a new twist?], in: Distantsionnoe I virtualnoe obrazovanie [=Remote and virtual learning], pp. 73-80. (In Russ.).

7. Yakovlev, A. A. (2017), "Yazikovaya kartina mira kak lingvisticheskoe ponyatie: obzor rossiiskih publicatsii poslednih let" [=The language picture of the world as a linguistic concept: a review of Russian publications in recent years], in: Vestnik Novosibirskogo Gosudarsvennogo Universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkulturnaya kommunicatsiya [=Bulletin of Novosibirsk State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication], 6 p.

8. Potter, W. J. (2014), Media literature [=Media Literacy], L. A., Sage, 452 p.

Верес Алина Дмитриевна - магистрант факультета журналистики, Челябинский государственный университет, Челябинск.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.