Научная статья на тему 'Роль ведущего новостей в ходе экранно-клипового моделирования телепространства'

Роль ведущего новостей в ходе экранно-клипового моделирования телепространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3130
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ТЕЛЕПРОГРАММА / ВЕДУЩИЙ ТЕЛЕНОВОСТЕЙ / ДИКТОР / ЭКРАННО-КЛИПОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИМИДЖ / ТЕЛЕПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕВИДЕНИЕ / РЕДАКТОР / TELEVISION / TV PROGRAM / TV NEWS PRESENTER / SPEAKER / SCREEN-CLIP MODELING / IMAGE / TV SPACE / INTERNET TV / EDITOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мясникова Марина Александровна, Эйнгорн Анастасия Сергеевна

Данная статья посвящена выявлению меняющейся в последние годы роли ведущего новостей, осуществляемой им в процессе экранно-клипового моделирования телепространства. Именно ведущий информационной программы формулирует «повестку дня», буквально «прошивая» эфирную сетку периодически выходящими выпусками свежих новостей, этими «верстовыми столбами» любой телепрограммы. Именно он ведёт целые тематические каналы, преодолевая фрагментарность и отрывочность самого течения жизни. В написании статьи использовались функциональный и эмпирический методы исследования, позволившие изучить возможности профессии телеведущего с точки зрения его функций. В работе задействован обширный эмпирический материал. Тем более, что один из соавторов является ведущим новостной программы солидного регионального телеканала. В статье делается вывод о том, что ведущий новостей по-прежнему является одной из самых востребованных и необходимых телевизионных профессий, выступая главным медийным лицом не только своей программы, но и телеканала в целом. Хотя в пространстве интернет-вещания прослеживаются некоторые новые тенденции в работе ведущего информационной программы. Интернет при этом выступает некой экспериментальной площадкой для проверки тех или иных форм реализации функций ведущих, продолжающих «сшивать» мозаичную, фрагментарную ткань телепространства, указывая время от времени на новые способы раскрытия их творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the News Presenter in the Process of Screen-Clip TV Space Modeling

The article is devoted to identification of the news presenter's role in the process of screen-clip TV space modeling. This role has changed in the recent years. It is the news presenter, who formulates the "agenda", literally "stitching" the etheric grid by the latest releases of news, these are "milestones" of any TV program. It is he who presents the whole thematic channels to the audience, overcoming fragmentation and fragmentary flow of life. We used functional and empirical research methods, which allowed us to explore the possibilities of news presenter's profession, especially from the point of view of its functions. A lot of empirical materials have been used. Furthermore, one of the authors of this article is the news presenter at the large regional TV channel. We have come to the important conclusion that the news presenter is still one of the most sought-after and needed television profession, the main media face not only in his program, but also on the TV channel in whole. Although there are some new trends in the news presenter's practice taking place in the space of the Internet broadcasting. The Internet acts as a kind of experimental platform for testing various forms of the news presenter's functions implementation. There are some new methods that can disclose creative potential of the news presenters, who continue to "sew" the TV space mosaic, fragmentary cloth.

Текст научной работы на тему «Роль ведущего новостей в ходе экранно-клипового моделирования телепространства»

ISSN 1996-7853 ISSN 2542-0038 (Online)

УДК 7.097 + 004.773.7 + 070.431

DOI 10/21209/1996-7853-2017-12-2-116-121

Марина Александровна Мясникова1,

доктор филологических наук, кандидат искусствоведения,

профессор,

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (620000, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51),

e-mail: [email protected]

Анастасия Сергеевна Эйнгорн2,

телеведущая программы «Главные новости Екатеринбурга»,

АО «Студия-41»

(620146, Россия, г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, 48/62),

e-mail: [email protected]

http://www.zabvektor.com

Роль ведущего новостей в ходе экранно-клипового моделирования телепространства

Данная статья посвящена выявлению меняющейся в последние годы роли ведущего новостей, осуществляемой им в процессе экранно-клипового моделирования телепространства. Именно ведущий информационной программы формулирует «повестку дня», буквально «прошивая» эфирную сетку периодически выходящими выпусками свежих новостей, этими «верстовыми столбами» любой телепрограммы. Именно он ведёт целые тематические каналы, преодолевая фрагментарность и отрывочность самого течения жизни. В написании статьи использовались функциональный и эмпирический методы исследования, позволившие изучить возможности профессии телеведущего с точки зрения его функций. В работе задействован обширный эмпирический материал. Тем более, что один из соавторов является ведущим новостной программы солидного регионального телеканала. В статье делается вывод о том, что ведущий новостей по-прежнему является одной из самых востребованных и необходимых телевизионных профессий, выступая главным медийным лицом не только своей программы, но и телеканала в целом. Хотя в пространстве интернет-вещания прослеживаются некоторые новые тенденции в работе ведущего информационной программы. Интернет при этом выступает некой экспериментальной площадкой для проверки тех или иных форм реализации функций ведущих, продолжающих «сшивать» мозаичную, фрагментарную ткань телепространства, указывая время от времени на новые способы раскрытия их творческого потенциала.

Ключевые слова:телевидение, телепрограмма, ведущий теленовостей, диктор, экранно-клиповое моделирование, имидж, телепространство, интернет-телевидение, редактор

Вводная часть. Как известно, в основе эфирного телевидения лежит принцип программности. Исследователь Н. Хренов выявляет две особенности программности, присущие телевидению. Первая заключается в том, что программность не навязывает «демонстрируемым явлениям жёсткой интерпретации» [10, с. 69], то есть не упраздняет самобытности и уникальности демонстрируемого явления. Вторая - в том, что включаемое в программу «явление получает возможность вступать в более свободные отношения с другими демонстрируемыми явлениями» [Там же, с. 70]. В итоге склеиваются не связанные друг с другом фрагменты жизни.

Идёт процесс моделирования. Ведь телевидение, по мысли Ю. Лотмана, относится

к числу «вторичных моделирующих систем» [5] наряду с мифологией, религией, искусством, философией, политикой, спортом, модой, рекламой, радио и Интернетом. И как любая моделирующая система, каждодневно занимается построением моделей жизни или её фрагментов. И модели эти своеобразны. Во-первых, они несут на себе черты приду-манности, «невзаправдошности», недолговечности, хотя мы и принимаем их за «картины» мира, которые кажутся нам вполне реальными, Во-вторых, они исключительно дробны, не цельны, сменяемы и тенденциозны, подчинены требованиям дня.

В соответствии с вышеизложенным на телеэкране никогда не возникает целого в полном смысле слова. При этом «совершен-

1 М. А. Мясникова: теоретическое обоснование темы; проведение интервью; сбор, анализ и систематизация материала; написание текста; редактирование статьи.

2 А. С. Эйнгорн: проведение интервью; сбор и анализ материала; написание текста.

116

© М. А. Мясникова, А. С. Эйнгорн, 2017

но непостижимой оказывается скорость, с которой сознание современного телезрителя может переключаться с той же "Карнавальной ночи" на рекламный ролик» [3, с. 42]. Сегодня уже говорят о том, что телевидение рассчитано преимущественно на точечные эмоциональные воздействия. Оно развивается в сторону всё большего дробления информации, а, соответственно, и дробления картины мира, предстающей перед нами на экране.

Потому-то мы и определяем телевизионное творчество как некое «экранно-клиповое моделирование мира», где клип понимается как способ познания жизни с помощью телеэкрана. Если программа - это первочастица телевидения, то клип - это попытка сопряжения единиц программы друг с другом, своеобразный способ мышления в телепространстве. Клип - есть «сжатое компактное изложение большого количества эмоционально окрашенной информации», - пишет Н. Аверина [1, с. 35]. Он связан с такими характеристиками человеческого мышления, как способность за короткое время поглощать большое количество разорванной информации. Клип отличается ёмкостью, умением стыковать несоединимое; выстраивать ассоциативные ряды, преодолевать закреплённость ролей и вещей, открывать новые функциональные значения последних [Там же, с. 43]. Дробность, мозаич-ность, клиповость как природные свойства телевидения; заппинг и серфинг (переключение каналов как излюбленная манера поведения зрителя, сопровождающая телепросмотры) ведут к тому, что с трудом идентифицируются, нередко смешиваются, а порой и рушатся фундаментальные человеческие ценности. Телевидение почти не оставляет времени и пространства для рефлексий и неспешных мировоззренческих бесед. Таких программ становится всё меньше. И, как правило, они заключаются в определённые ниши, вроде канала «Культура», по-прежнему остающегося каналом для избранных.

Связующим же звеном в этом раздробленном пространстве с измельчённой информацией, основанной на мозаичной культуре, о которой писал в своё время А. Моль, выступает не кто иной, как телеведущий. Данная статья и посвящена роли ведущего новостей в процессе экранно-клипового моделирования телепространства. Как известно, такой ведущий отсутствует в кинопространстве, являющем собой цельную художественную ткань, но по-прежнему остаётся самой характерной приметой пространства телевизионного.

Именно он формулирует «повестку дня», буквально «прошивая» эфирную сетку периодически выходящими в эфир выпусками новостей, этими «верстовыми столбами» любой телепрограммы. Именно он ведёт целые тематические каналы, преодолевая фрагментарность и отрывочность самого течения жизни.

Данные о методологии и методики исследования. В написании статьи использовались функциональный и эмпирический методы исследования, позволившие изучить возможности профессии телеведущего с точки зрения его функций, соединив теоретические положения, касающиеся сущности телефеномена и отдельных его составляющих [8], с эмпирическими наблюдениями за практикой современного российского телевидения последних лет.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе наших наблюдений мы убедились, что телеведущий по-прежнему остаётся одной из самых востребованных и известных телевизионных профессий, выступая главным лицом любой телепрограммы. Во всём мире ведущие почти заменили собой и дикторов, и журналистов, являясь одновременно авторами, продюсерами, создателями и даже владельцами собственных программ. Хотя различия между названными амплуа очевидны.

Исследователь телевидения Г. Никулина определяет дикторскую работу как «особую форму исполнительской деятельности в сфере телевидения» [8, с. 52]. Степень личностного выявления диктора на экране ограничивается необходимостью знакомить аудиторию с чужим текстом, что требует определённой степени отстранения от самого себя. Ведь диктор - посредник в передаче информации. «С другой стороны, телевизионный экран обладает, как мы знаем, особой типизирующей способностью: кадр всегда в той или иной мере избирателен, человек в кадре - укрупнён, "высвечен". Вот почему телевизионный диктор не может не донести до зрителя частицу своего подлинного "я"» [Там же, с. 53]. В результате, все хорошие дикторы, не говоря уже о телеведущих, были абсолютно различимы между собой, имели собственный стиль и имидж. Они, как актёры, играли определённые роли, перед камерой, в предлагаемых обстоятельствах, читая тексты, написанные кем-то другим. Но при этом играли самих себя. Значит, они должны были быть не только естественными, искренними, но и интересными людям. Они должны были

быть личностями. Их имена помнят до сих пор: Валентина Леонтьева, Игорь Кириллов, Нонна Бодрова, Владимир Балашов.

Как известно, сегодня дикторский отдел Центрального телевидения, насчитывавший прежде более 50 человек, как и само Центральное телевидение, не существует. Профессия диктора практически исчезла. Ведущие переиграли дикторов, доказав свою самостоятельность, мобильность и универсальность, способность быть более разнообразными и эффективными в эфире. По мнению бывшего екатеринбургского диктора, впоследствии известного телеведущего Павла Блика, «сейчас общение со зрителями стало более живым. Это с одной стороны. С другой - быть ведущим стало сложнее. Допустим, если ты находишься в прямом эфире и у тебя на связи корреспондент, а то и два, тебе надо знать суть обсуждаемой темы. Часто работаешь "с колёс" и не успеваешь за всем уследить. Ситуация меняется быстро, и в ней надо хорошо ориентироваться. А корреспондент может быть в другой точке страны, города или области, ты общаешься с ним, и надо, чтобы он в две минуты успел сказать главное. Здесь всё зависит от ведущего. Главное, понимать то, о чём ты говоришь»1. Значит, надо уметь уже не только играть заранее отрепетированную роль, но и готовиться принимать самостоятельные решения, обладать способностью к импровизации.

Слово «ведущий» имеет несколько определений. Словарь русского языка сообщает нам, что это некто - «идущий впереди; головной. Главный, руководящий»2. А вот в США ведущего новостей называют не ведущим, а «человеком-якорем» (anchor-man), видимо, потому что он держит на себе всю программу, зацепляя и притягивая к экрану зрителя. Г. Кузнецов писал: «Журналист телевидения -это профессия видная. Не столько в приятном переносном смысле, сколько в прямом, обязывающем. Видная, то есть предстаёшь на виду людей, на телевизионном экране, во всей своей конкретности, и говорить нужно так, как говоришь с глазу на глаз с человеком, мнение которого тебе дорого» [4, с. 77]. Ведущего считают частью студийной картинки и нередко просто рассматривают костюм, причёску, даже не вслушиваясь в содержание речи. И всё же личность ведущего важнее его внешности. «Личность журналиста или дик-

1 Личная беседа с П. Бликом.

2 Словарь русского языка (МАС): сетевой журнал [Электронный ресурс]. - 2002. - Режим доступа: http:// www.feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/03/ma114519.htm (дата обращения: 03.12.2016).

тора должна помогать зрителю воспринимать факты и мнения. А если во время передачи зрители начинают спорить о замысловатой причёске диктора или сверхмодном костюме журналистки, обсуждать их поведение в кадре или сетовать на недостаток такта - значит, "проявление индивидуальности" стало помехой в коммуникации» [Там же, с. 79].

О. Нуждина, считает, что телеведущий становится не просто «человеком с экрана» или источником информации, но и общественным деятелем, мнение и позиция которого оказываются важным ориентиром для большинства людей: «Человек, выступающий перед такой обширной аудиторией, облекается огромной ответственностью: на него смотрит и его слушает почти вся страна, его слова могут оказать мощное воздействие на сознание людей, на их взгляды, понимание ими тех или иных явлений жизни» [9]. Но есть и иное мнение: ведущий - это просто сотрудник редакции, который, как и другие, работает с информацией, собеседник, который должен новости рассказывать, а не декламировать. И рассказывать увлекательно. «Ведущий - это не диктор, не актёр, это соучастник процесса производства новостей. Он такой же командный игрок, как и продюсеры, репортёры или операторы. Ведущий не может быть над схваткой, не может находиться в стороне от процесса производства и выпуска новостной программы. Хороший и профессиональный ведущий работает в тесной связке с репортёрами и группой выпуска, работает в команде, а не "звездит"» [11, с. 344].

Г. Мельник в своей книге «Общение в журналистике: секреты мастерства» [6] выделяет целый ряд критериев, которым должен соответствовать экранный образ телеведущего:

- Компетентность - мера способности источника знать правильный ответ на поставленный вопрос или владеть истинным положением вещей.

- Надёжность - это мера отсутствия у источника предвзятости и необъективности в глазах аудитории. В реальной жизни бывает редко. Чаще источник или компетентен, но не надёжен, либо надёжен, но не компетентен.

- Привлекательность.

- Убедительность (умение воздействовать психологически на аудиторию).

Главный же критерий - это коммуникабельность. Ведущий должен быть максимально приближен к зрителю, быть таким же простым человеком, как и он. «Профессиональный ведущий отличается от непрофессионального умением спокойно и уверенно общаться со зрителем напрямую в режиме

реального времени. <...> Ваша обязанность донести до зрителя информацию и сделать это так, чтобы вас легко и приятно было слушать», - пишет Н. Зверева [2, с. 221]. Добавим к этому умение ведущего отделять главное от второстепенного, связывать между собой разрозненные факты, конструировать ту самую экранно-клиповую модель, о которой было сказано выше, создавая тем самым единую картину дня. Ибо ведущий новостей, в частности, является, как правило, не только простым исполнителем-информатором, но и самостоятельным рассказчиком и редактором программы новостей.

Текст, или подводка, которую зачитывает ведущий - первое, что знакомит зрителя с темой. И этот текст должен быть написан им самим, иначе, по мнению специалистов, никакой он не ведущий. Например, Маргарита Балакирская («Четвёртый канал», Екатеринбург), в первую очередь, - редактор, а не ведущая, поэтому текст - это её сугубо личное творчество: «Разумеется, все подводки и анонсы своего выпуска пишу сама. Также работа заключается в вычитке текстов репортёров. В первую очередь, я - выпускающий редактор. Ведение эфиров - где-то 10 процентов от всей моей работы»1. Того же мнения придерживается и Павел Кольцов («41-Домашний», Екатеринбург). Он также являлся выпускающим редактором, все подводки и тексты писал сам, занимаясь также и отбором новостей: «Я - выпускающий редактор ночного выпуска. Какие-то темы появляются "сверх плана" - ставлю задачу репортёрам: пишем, вычитываем»2.

Какими способами достигается взаимопонимание с аудиторией? Какими выразительными средствами пользуется ведущий в процессе экранно-клипового моделирования телепространства? Ведущий должен уметь презентовать себя аудитории. «Самопрезентация - это умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видео-, аудиокачествам, -пишет О. Нуждина. - Не случайно рейтинг популярности тех, кто работает на публику в телевидении, во многом определяется эффектом мастерства их самопрезентации» [9]. Основной критерий речи телеведущего, по мнению многих исследователей, - это её правильность при сохранении доступности для зрителя. Речь ведущего должна быть эффективной, конкретной, релевантной, соответствующей аудитории и цели высказывания. Он «общается со зрителем как с равным

1 Личная беседа с М. Балакирской.

2 Личная беседа с П. Кольцовым.

себе собеседником, всеми способами проявляет уважение к нему»3. Назовём приёмы, привлекающие зрителя: энергичное начало; ссылка на известные источники; юмор; использование собственных впечатлений; особые выразительные средства языка: тропы, фразеологические обороты, цитаты. Кроме словесного оформления важна интонация, мимика, жесты.

Всем известно, что свои поправки в контент программ, композицию их расположения в сетке и способы распространения информации сегодня вносит Интернет. Но он также видоизменил и роль ведущего. Как считают исследователи, в скором будущем журналист в кадре станет персональным и индивидуальным для каждого зрителя, приобретёт качество вариативности. Это означает, что определённая аудитория получит своего ведущего.

Мы проанализировали текущую деятельность региональных интернет-телеканалов: "МаПпа.ат" и «ЕТВ» с точки зрения работы ведущих информационного вещания. И обнаружили, что «Новости» на "МаПпа.ат" какое-то время выходили ежедневно в 16.00 со средней продолжительностью 15-20 минут. При этом каждый факт занимал около двух минут в эфире. Примечательно, что две трети новости занимал монолог ведущего, который иногда перебивался небольшим видеорядом или фотографиями. В редких случаях в конце новости возникал синхрон. Ведущий большую часть времени находился в кадре.

В сетке же вещания «ЕТВ» не было ни одной классической информационной программы с ведущим, подводками, заранее написанным текстом и сюжетами. Все программы - ток-шоу. И самое популярное из них -проект «Сумма мнений», в рамках которого ежедневно выходил выпуск новостей «Сумма мнений. Обзор дня». Эту небольшую информационную врезку продолжительностью не больше трёх минут делали в основном в начале аналитической программы. В течение небольшого времени кто-то из ведущих «Суммы мнений» рассказывал о важнейших событиях дня, которые достойны обсуждения. Но вскоре мы заметили, что «Обзор дня» стал выходить вообще без ведущего: новости превратились в одноминутный текст, начитываемый на видеоряд по очереди обоими ведущими. В результате новости оказались короткими, сухими, «обезличенными» и неинтересными, потеряв с уходом ведущего не только доступность ин-

3 Лазарева Э. А. Речь журналиста на телевидении: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. -С. 85.

формации и собственную индивидуальность, но и уникальную визуальную наполненность и образность. Новые интернет-каналы нередко убирают из контента «говорящие головы», читающие новости. Журналист в кадре перестаёт нести информацию, предоставляя возможность в прямом эфире разобраться в теме и высказаться другим людям. И всё же это не становится правилом. Пока остаётся массовая аудитория, сохраняются и классические, небезликие новости с ведущими, представляющими собой яркие индивидуальности. Ибо человеку, как гласит древняя мудрость, нужен человек. А кроме того, возникает и такая форма, при которой журналисты не просто доносят информацию, но и обсуждают её с экспертами и аудиторией. То есть, формируют контент «здесь и сейчас».

Выводы. Итак, какова же роль ведущего новостей в ходе экранно-клипового моделирования телепространства? Наше исследование показало, что именно он формулирует «повестку дня» и остаётся самой характерной приметой телепространства. Причём, как ни удивительно, при всех изменениях, происходящих на наших глазах, эта роль остаётся идентичной и в традиционном телевизионном, и в интернет-пространстве. И там, и там просматриваются одни и те же тенденции. Наши исследования показывают, что ещё рано говорить о том, что теленовости в их классическом виде сойдут на нет. Пока СМИ будут ориентироваться на массовую аудиторию, сохранятся и привычные ведущие новостей. Огромная доля всех эфиров пронизана духом традиционного телевидения, а журналисты в кадре всё ещё не отходят от образа классического ведущего. Базисом для информационных программ на телевидении остаётся традиционная школа, хотя новое и современное и пытается изобрести нечто уникальное.

Интернет-телеканалы пока ещё не способны удовлетворить потребности массовой аудитории и составить жёсткую конкуренцию традиционным СМИ, поэтому они становятся

либо площадкой для классического эфирного телевидения, либо работают только на определённую аудиторию.

Вместе с тем, некоторые новые тенденции в работе ведущего информационной программы порой ярче прослеживаются именно в пространстве интернет-вещания, поскольку Интернет выступает по существу экспериментальной средой для проверки тех или иных форм реализации функций ведущего. Один рассмотренный нами региональный интернет-телеканал "МаПпа.ат" сначала был категорически против классической формы новостей, потом через несколько месяцев ввёл обычные информационные выпуски, а «ЕТВ» в ходе нашего исследования, наоборот, сократил время новостного эфира и даже удалил журналиста из кадра. Подобный феномен мы объясняем тем, что «Новости» для интернет-телевидения постепенно перестают быть основным контентом. Короткие выступления ведущего в кадре с парой информационных сообщений или минутная начитка под видеоряд служат лишь для разбавления имеющегося контента. То есть, пока роль ведущего новостей на интернет-телевидении заметно недооценивается, Вот и на обоих упомянутых нами региональных каналах видеоварианты новостей в настоящее время заменены их печатными версиями.

При этом, однако, зрительский спрос на живые, интерактивные, развлекательные интернет-новости растёт. Не исключено, что через пару лет интернет-вещание колоссально вырастет, примет другие масштабы и начнёт диктовать новые правила создания новостей, предъявляя иные требования к способам подачи информации. И вероятно, то, что сейчас кажется невозможным, станет законом, а что является «золотым правилом», исчезнет навсегда. Так или иначе, интернет-пространство указывает на новые способы раскрытия творческого потенциала телеведущих, продолжающих «сшивать» эту мозаичную, фрагментарную ткань.

Список литературы

1. Аверина Н. Проблема бессознательного в художественном мышлении и клип // Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации: сб. ст. аспирантов. М.: ИПКР ТВ, РВ, 1995. Вып. 2. С. 35-43.

2. Зверева Н. В. Школа регионального тележурналиста. М.: Аспект Пресс, 2004. 320 с.

3. Клюев Е. Вам нарезать или куском? // Искусство кино. 2002. № 5. С. 38-42.

4. Кузнецов Г. В. ТВ-журналист. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 256 с.

5. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 1998. 704 с.

6. Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб.: Питер, 2005. 217 с.

7. Мясникова М. А. Морфологический анализ современного российского телевидения. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. 320 с.

8. Никулина Г. Ю. Лица знакомые и незнакомые: заметки о телевизионном портрете. М.: Искусство, 1980. 142 с.

9. Нуждина О. А. Имидж телеведущего: сетевой журнал2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.evartist.narod.rU/text9/22.htm#%D0%B7_05 (дата обращения: 03.12.2016).

10. Хренов Н. А. Кино: реабилитация архетипической реальности. М.: Аграф, 2006. 704 с.

11. Шеремет П. Г. ^ между иллюзией и правдой жизни. М.: Партизан, 2009. 400 с.

Статья поступила в редакцию 12.01.2017; принята к публикации 15.02.2017

Библиографическое описание статьи -

Мясникова М. А., Эйнгорн А. С. Роль ведущего новостей в ходе экранно-клипового моделирования телепространства // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 2. С. 116-121. РР! 10/21209/1996-7853-2017-12-2-116-121._

Marina A. Myasnikova1,

Doctor of Philology, Candidate of Art Criticism, Professor, The Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin (51 Lenin ave., Yekaterinburg, 620000, Russia), e-mail: [email protected]

Anastasiya S. Eyngorn2,

TV Presenter of the Program "The Main Yekaterinburg News",

"Studio-41"

(48/62 Akademika Bardina st., Yekaterinburg, 620146, Russia),

e-mail: [email protected]

The Role of the News Presenter in the Process of Screen-Clip TV Space Modeling

The article is devoted to identification of the news presenter's role in the process of screen-clip TV space modeling. This role has changed in the recent years. It is the news presenter, who formulates the "agenda", literally "stitching" the etheric grid by the latest releases of news, these are "milestones" of any TV program. It is he who presents the whole thematic channels to the audience, overcoming fragmentation and fragmentary flow of life. We used functional and empirical research methods, which allowed us to explore the possibilities of news presenter's profession, especially from the point of view of its functions. A lot of empirical materials have been used. Furthermore, one of the authors of this article is the news presenter at the large regional TV channel. We have come to the important conclusion that the news presenter is still one of the most sought-after and needed television profession, the main media face not only in his program, but also on the TV channel in whole. Although there are some new trends in the news presenter's practice taking place in the space of the Internet broadcasting. The Internet acts as a kind of experimental platform for testing various forms of the news presenter's functions implementation. There are some new methods that can disclose creative potential of the news presenters, who continue to "sew" the TV space mosaic, fragmentary cloth.

Keywords: television, TV program, TV news presenter, speaker, screen-clip modeling, image, TV space, Internet TV, editor

References

1. Averina N. Problema bessoznatel'nogo v khudozhestvennom myshlenii i klip // Sovremennye problemy audiovizual'nykh sredstv massovoi kommunikatsii: sb. st. aspirantov. M.: IPKR TV, RV, 1995. Vyp. 2. S. 35-43.

2. Zvereva N. V. Shkola regional'nogo telezhurnalista. M.: Aspekt Press, 2004. 320 s.

3. Klyuev E. Vam narezat' ili kuskom? // Iskusstvo kino. 2002. № 5. S. 38-42.

4. Kuznetsov G. V. TV-zhurnalist. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1980. 256 s.

5. Lotman Yu. M. Ob iskusstve. SPb.: Iskusstvo-SPb, 1998. 704 s.

6. Mel'nik G. S. Obshchenie v zhurnalistike: sekrety masterstva. SPb.: Piter, 2005. 217 s.

7. Myasnikova M. A. Morfologicheskii analiz sovremennogo rossiiskogo televideniya. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2010. 320 s.

8. Nikulina G. Yu. Litsa znakomye i neznakomye: zametki o televizionnom portrete. M.: Iskusstvo, 1980. 142 s.

9. Nuzhdina O. A. Imidzh televedushchego: setevoi zhurnal [Elektronnyi resurs]. 2010. Rezhim dostupa: http:// www.evartist.narod.ru/text9/22.htm#%D0%B7_05 (data obrashcheniya: 03.12.2016).

10. Khrenov N. A. Kino: reabilitatsiya arkhetipicheskoi real'nosti. M.: Agraf, 2006. 704 s.

11. Sheremet P. G. TV mezhdu illyuziei i pravdoi zhizni. M.: Partizan, 2009. 400 s.

Received: January 12, 2017; accepted for publication February 15, 2017

Reference to the article -

Myasnikova M. A., Eyngorn A. S. The Role of the News Presenter in the Process of Screen-Clip TV Space Modeling // Humanitarian Vector. 2017. Vol. 12, No. 2. PP. 116-121. DOI 10/21209/1996-7853-2017-12-2-116-121.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 M. A. Myasnikova: theoretical substantiation of the topic; conducting interviews; collecting, analyzing and systematizing of the material; writing the text; article editing.

2 A. S. Eyngorn: conducting interviews; collecting and analyzing of the material; writing the text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.