УДК
Цзян Сюй Л.З. Тенчурина
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ КИТАЯ
Оценивая исторический процесс развития и реформирования высшего образования в Китае на основе применения различных моделей его функционирования можно выделить семь основных периодов.
Первый период (1862—1894 гг.), когда высшее образование Китая находилось в «зародышевом состоянии». С начала 1860-х гг. появился ряд специализированных школ для подготовки персонала, знающего иностранные языки, военную технику и технологии. В отличие от традиционных феодальных учебных заведений, которые готовили чиновников, эти образовательные учреждения должны были подготавливать людей, владеющих языками и технологиями (особенно военными). Основной причиной создания названных учебных заведений была необходимость противостояния западным колонизаторам (накануне китайско-японской войны (1894-1895 гг.)).
До 1894 г. по инициативе Цинского правительства было открыто около 30 подобных школ. Среди них наиболее известными и типичными стали пекинская школа «Дун Вэнь», основанная в 1862 г., и Фуцзяньская школа кораблей, открытая в 1867 г. Указанные учебные заведения рекламировались как «западные школы», однако конкретные цели обучения были определены недостаточно четко, а само слово «Запад» было только общим термином.
Второй период — 1895-1911 гг. Конец XIX — начало XX в. были важным этапом в развитии высшего образования в Китае. В начале 1900-х годов правительство Цин издало первую образовательную систему «Куй Мао», а Тяньцзиньская Западная школа, основанная в 1895 г., Шанхайская школа «Наньян», открытая в 1896 г. и Пекинский Императорский университет, основанный в 1898 г, явились прообразами современных китайских университетов.
За десять лет до революции 1911 г. высшее образование Китая осуществлялось по принципу «учиться от Японии» и на теоретическом, и на практическом уровнях. Так например, 1-й Устав Пекинского Императорского университета ссылался на Устав японского Токийского университета. По сравнению с предыдущим периодом цели обучения стали ясны и термин «Запад» заменен кон-
кретной страной — Японией. Можно сказать, что начальный период современного высшего образования Китая основан на японской модели.
Третий период — 1912-1927 гг. — стал диверсифицированным в развитии высшего образования Китая. Свергнув династию Цин, революция 1911 г. покончила с двухтысячелетней феодальной монархией в Китае, что обеспечивало относительно благоприятные условия для развития высшего образования в стране. Известно, что Цай Юнь-пэй, как главный архитектор реформы образования в ранней Китайской Республике, очень заботился о высшем образовании, поэтому он лично разработал «Правила университета». При этом он неоднократно указывал, что эти «Правила» («Да Сюе Лин») по многим параметрам совпадают с правилами и принципами, регулирующими функционирование университетов в Германии, будучи смоделированы на основе принципов построения и функционирования системы немецких университетов. В определенном смысле требование «учить от Германии» (= по немецкой модели), а не только «от Японии» являлось многолетним заветным стремлением Цай Юньпэя. Однако это не было реализовано на уровне практики: избавление от оков одной — японской — модели высшей школы не получилось. Только после того, как Цай Юньпэй стал в 1917 г. первым ректором Пекинского университета, некоторые его идеи относительно высшего образования в Китае (академической свободы, самоуправления в университетах и др.) были отчасти реализованы в рамках отдельного вуза — Пекинского университета.
Когда Цай Юньпэй осуществлял преобразования в Пекинском университете по модели высшего образования в Германии, другой государственный университет — Юго-Восточный — быстро развивался на базе Нанькинского педагогического университета. Вернувшийся из Америки доктор по педагогике Го Бинвэнь стал ректором Юго-Восточного университета, пригласив для работы в своем вузе группу единомышленников, получивших образование в Америке. По инициативе Го Бинвэня и его сподвижников в Юго-Восточном университете была сделана попытка организовать структуру и управление вузом, его материальное обеспечение, образовательный процесс и научно-иссле-
Общие проблемы профессионального образования
довательскую работу (как фундаментальные, так и прикладные исследования) по модели «от Америки». К середине 1920-х гг., Юго-Восточный университет пользовался большой популярностью и репутацией, став еще одной важной базой для развития высшего образования Китая.
Четвертый период — 1927—1949 гг. В течение последующих 20 с лишним лет ведущей тенденцией в развитии высшего образования Китая являлось подражание в основном американской модели высшей школы с одновременной интеграцией основных характеристик-параметров университетов США и стран Европы. Но если к концу 1920-х гг. китайское образование испытывало сильное влияние американской высшей школы, то в 1930-е гг. Китай начал активно воспринимать и адаптировать опыт высшего образования в странах Европы.
Пятый период — 1949—1957 гг. После того, как в 1949 г. образовалась Китайская Народная Республика (КНР), развитие высшего образования в стране вступило в новую эру. На протяжении этого периода в КНР активно изучались педагогические теории, разрабатывавшиеся советскими учеными, так же, как и опыт организации и функционирования системы образования в Советском Союзе. По имеющимся статистическим данным, в 1949—1959 гг. в учебных заведениях Китая работали более 850 советских преподавателей. Специалисты из СССР были также консультантами в Министерстве высшего образования КНР, при их участии были созданы новые вузы, кафедры, лаборатории в них. (Советские специалисты оказали большую поддержку в реформировании и развитии и многих других — помимо образования — отраслей).
В первой половине 1950-х гг. правительство КНР в рамках реформирования системы и структуры высшего образования страны проводила, в частности, политику закрытия частных вузов и/или их объединения с государственными. Таким образом, в рассматриваемый период сформировалась и утвердилась новая система функционирования управления высшим образованием в КНР — в соответствии с моделью, принятой в Советском Союзе.
Шестой период — 1958—1977 гг., его девиз: «Бросить «модель», вернуться к «традиции»«. После 1957 г. в связи с ухудшением советско-китайских отношений и изменением международного и внутреннего положения Китай в развитии высшего образования постепенно отказывается от всех иностранных «моделей», чтобы вернуться к «китайской традиции». Так называемый возврат в «традицию» означал отказ от любого «образца» из-за рубежа под так называемым «независимым» бан-нером и предполагал первостепенную значимость
для китайского образования собственного опыта, приобретенного на опорной базе «Яньане» в военные годы, в том числе и особенно во время китайско-японской войны, а также необходимость его преимущественного использования. В течение 20 лет высшее образование Китая пережило «большой скачок». Однако пресловутая Культурная революция, начавшаяся в 1966 г., полностью покончила с образованием и культурой. Более того, после попытки удалить все иностранные вмешательства и влияния на высшее образование Китая, оно находилось на грани краха.
Седьмой период (после 1978 г.). Состоявший в 1978 г. III Пленум Коммунистической партии Китая поставил в центр деятельности партии осуществление социалистической модернизации, частью которой было объявлено реформирование системы образования в стране, в том числе и высшего. Испытав 20-летние катастрофы от проводившейся политики «закрытых дверей», высшее образование Китая вновь повернулось лицом к миру. Правительство издало ряд новых законов с целью ускорить темпы реформ высшего образования. Было подчеркнуто, что для осуществления модернизации в Китае должны быть организованы университеты мирового класса. Эти университеты должны стать колыбелью для подготовки творческих талантов, стать передним краем науки для решения важных проблем человечества, а также быть серьезной силой для обновления знаний и превращения научно-технических достижений в реальные производительные силы, китайские университеты мирового уровня призваны стать мостом для обмена лучшими достижениями национальной (китайской) культуры и передовых мировых цивилизаций.
Несмотря на то, что многие проблемы высшего образования в Китае еще не решены, и наше государство, партия и правительство ищет пути развития высшего образования с китайской спецификой, очевидно, что ключевым способом для входа в мир является необходимость перенять друг у друга положительные качества и достижения в области высшего образования.
Из рассмотренного выше мы видим, что за прошедшее время Китай испытывал многократные изменения в выборе модели развития высшего образования в стране. В конечном счете, эти изменения были во многом обусловлены изменяющимися политическими, экономическими и социальными реалиями. Можно утверждать, что апробация и преобразование моделей развития высшего образования Китая в определенном смысле продвигалось по пути познания и решения противоречий. Китай прошел полный круг в выборе моделей развития высшего образования, а именно: вынужденное открывание (бессознательное обобщение) ^ единая
ценностная ориентация ^ диверсификация ^ единая ценностная ориентация ^ закрывание ^ активное открывание.
История доказала, что закрыть дверь в мир и отказаться от опыта передовых стран является тупиком для развития высшего образования Китая так же, как и попытки ограничиться собственной социально-политической и экономической ситуацией и ценностными ориентациями, поскольку высшее образование — в качестве базы для распространения знаний и культуры и подготовки специалистов — имеет свои законы развития. Как нельзя отказываться и пренебрегать объективными законами развития и функционирования высшего образования в мире в угоду идей о специфичности ки-
тайского образования и Китая как государства, так и нельзя безрассудно подчиняться идеям глобализации и догонять мировые веяния, не думая о собственных национальных задачах, условиях и возможностях.
Список литературы
1. Чжу Сяомань. Реформа содержания образования в Китае // Педагогика. — 2005. — № 1. — С. 67-74.
2. Чжан Сюлань. Развитие образования и политика Китая в течение 30 лет. — Пекин: Социальная документация, 2008.
3. Сунь Пэйцин. История образования в Китае. — Харбин: Вост.-Кит. пед. ун-т, 2008.
4. Ван Линхао. Программа китайского образования. — М.: Народное образование, 2005.