Научная статья на тему 'Модели развития высшего образования в истории Китая'

Модели развития высшего образования в истории Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
630
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ / МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ / HIGHER EDUCATION / HISTORY / MODEL DEVELOPMENT EDUCATION / EDUCATION IN CHINA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюй Цзян, Тенчурина Л.З.

Рассматривается политика в сфере высшего образования Китая и этапы его реформирования на основе применения различных моделей развития высшего образования под влиянием изменяющихся политических, экономических и социальные реалий в стране и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of higher education in China''s history

Discusses policy in the sphere of higher education of China and the stages of its reform through the application of different models of higher education development under the influence of changing political, economic and social realities in the country and abroad.

Текст научной работы на тему «Модели развития высшего образования в истории Китая»

УДК

Цзян Сюй Л.З. Тенчурина

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ КИТАЯ

Оценивая исторический процесс развития и реформирования высшего образования в Китае на основе применения различных моделей его функционирования можно выделить семь основных периодов.

Первый период (1862—1894 гг.), когда высшее образование Китая находилось в «зародышевом состоянии». С начала 1860-х гг. появился ряд специализированных школ для подготовки персонала, знающего иностранные языки, военную технику и технологии. В отличие от традиционных феодальных учебных заведений, которые готовили чиновников, эти образовательные учреждения должны были подготавливать людей, владеющих языками и технологиями (особенно военными). Основной причиной создания названных учебных заведений была необходимость противостояния западным колонизаторам (накануне китайско-японской войны (1894-1895 гг.)).

До 1894 г. по инициативе Цинского правительства было открыто около 30 подобных школ. Среди них наиболее известными и типичными стали пекинская школа «Дун Вэнь», основанная в 1862 г., и Фуцзяньская школа кораблей, открытая в 1867 г. Указанные учебные заведения рекламировались как «западные школы», однако конкретные цели обучения были определены недостаточно четко, а само слово «Запад» было только общим термином.

Второй период — 1895-1911 гг. Конец XIX — начало XX в. были важным этапом в развитии высшего образования в Китае. В начале 1900-х годов правительство Цин издало первую образовательную систему «Куй Мао», а Тяньцзиньская Западная школа, основанная в 1895 г., Шанхайская школа «Наньян», открытая в 1896 г. и Пекинский Императорский университет, основанный в 1898 г, явились прообразами современных китайских университетов.

За десять лет до революции 1911 г. высшее образование Китая осуществлялось по принципу «учиться от Японии» и на теоретическом, и на практическом уровнях. Так например, 1-й Устав Пекинского Императорского университета ссылался на Устав японского Токийского университета. По сравнению с предыдущим периодом цели обучения стали ясны и термин «Запад» заменен кон-

кретной страной — Японией. Можно сказать, что начальный период современного высшего образования Китая основан на японской модели.

Третий период — 1912-1927 гг. — стал диверсифицированным в развитии высшего образования Китая. Свергнув династию Цин, революция 1911 г. покончила с двухтысячелетней феодальной монархией в Китае, что обеспечивало относительно благоприятные условия для развития высшего образования в стране. Известно, что Цай Юнь-пэй, как главный архитектор реформы образования в ранней Китайской Республике, очень заботился о высшем образовании, поэтому он лично разработал «Правила университета». При этом он неоднократно указывал, что эти «Правила» («Да Сюе Лин») по многим параметрам совпадают с правилами и принципами, регулирующими функционирование университетов в Германии, будучи смоделированы на основе принципов построения и функционирования системы немецких университетов. В определенном смысле требование «учить от Германии» (= по немецкой модели), а не только «от Японии» являлось многолетним заветным стремлением Цай Юньпэя. Однако это не было реализовано на уровне практики: избавление от оков одной — японской — модели высшей школы не получилось. Только после того, как Цай Юньпэй стал в 1917 г. первым ректором Пекинского университета, некоторые его идеи относительно высшего образования в Китае (академической свободы, самоуправления в университетах и др.) были отчасти реализованы в рамках отдельного вуза — Пекинского университета.

Когда Цай Юньпэй осуществлял преобразования в Пекинском университете по модели высшего образования в Германии, другой государственный университет — Юго-Восточный — быстро развивался на базе Нанькинского педагогического университета. Вернувшийся из Америки доктор по педагогике Го Бинвэнь стал ректором Юго-Восточного университета, пригласив для работы в своем вузе группу единомышленников, получивших образование в Америке. По инициативе Го Бинвэня и его сподвижников в Юго-Восточном университете была сделана попытка организовать структуру и управление вузом, его материальное обеспечение, образовательный процесс и научно-иссле-

Общие проблемы профессионального образования

довательскую работу (как фундаментальные, так и прикладные исследования) по модели «от Америки». К середине 1920-х гг., Юго-Восточный университет пользовался большой популярностью и репутацией, став еще одной важной базой для развития высшего образования Китая.

Четвертый период — 1927—1949 гг. В течение последующих 20 с лишним лет ведущей тенденцией в развитии высшего образования Китая являлось подражание в основном американской модели высшей школы с одновременной интеграцией основных характеристик-параметров университетов США и стран Европы. Но если к концу 1920-х гг. китайское образование испытывало сильное влияние американской высшей школы, то в 1930-е гг. Китай начал активно воспринимать и адаптировать опыт высшего образования в странах Европы.

Пятый период — 1949—1957 гг. После того, как в 1949 г. образовалась Китайская Народная Республика (КНР), развитие высшего образования в стране вступило в новую эру. На протяжении этого периода в КНР активно изучались педагогические теории, разрабатывавшиеся советскими учеными, так же, как и опыт организации и функционирования системы образования в Советском Союзе. По имеющимся статистическим данным, в 1949—1959 гг. в учебных заведениях Китая работали более 850 советских преподавателей. Специалисты из СССР были также консультантами в Министерстве высшего образования КНР, при их участии были созданы новые вузы, кафедры, лаборатории в них. (Советские специалисты оказали большую поддержку в реформировании и развитии и многих других — помимо образования — отраслей).

В первой половине 1950-х гг. правительство КНР в рамках реформирования системы и структуры высшего образования страны проводила, в частности, политику закрытия частных вузов и/или их объединения с государственными. Таким образом, в рассматриваемый период сформировалась и утвердилась новая система функционирования управления высшим образованием в КНР — в соответствии с моделью, принятой в Советском Союзе.

Шестой период — 1958—1977 гг., его девиз: «Бросить «модель», вернуться к «традиции»«. После 1957 г. в связи с ухудшением советско-китайских отношений и изменением международного и внутреннего положения Китай в развитии высшего образования постепенно отказывается от всех иностранных «моделей», чтобы вернуться к «китайской традиции». Так называемый возврат в «традицию» означал отказ от любого «образца» из-за рубежа под так называемым «независимым» бан-нером и предполагал первостепенную значимость

для китайского образования собственного опыта, приобретенного на опорной базе «Яньане» в военные годы, в том числе и особенно во время китайско-японской войны, а также необходимость его преимущественного использования. В течение 20 лет высшее образование Китая пережило «большой скачок». Однако пресловутая Культурная революция, начавшаяся в 1966 г., полностью покончила с образованием и культурой. Более того, после попытки удалить все иностранные вмешательства и влияния на высшее образование Китая, оно находилось на грани краха.

Седьмой период (после 1978 г.). Состоявший в 1978 г. III Пленум Коммунистической партии Китая поставил в центр деятельности партии осуществление социалистической модернизации, частью которой было объявлено реформирование системы образования в стране, в том числе и высшего. Испытав 20-летние катастрофы от проводившейся политики «закрытых дверей», высшее образование Китая вновь повернулось лицом к миру. Правительство издало ряд новых законов с целью ускорить темпы реформ высшего образования. Было подчеркнуто, что для осуществления модернизации в Китае должны быть организованы университеты мирового класса. Эти университеты должны стать колыбелью для подготовки творческих талантов, стать передним краем науки для решения важных проблем человечества, а также быть серьезной силой для обновления знаний и превращения научно-технических достижений в реальные производительные силы, китайские университеты мирового уровня призваны стать мостом для обмена лучшими достижениями национальной (китайской) культуры и передовых мировых цивилизаций.

Несмотря на то, что многие проблемы высшего образования в Китае еще не решены, и наше государство, партия и правительство ищет пути развития высшего образования с китайской спецификой, очевидно, что ключевым способом для входа в мир является необходимость перенять друг у друга положительные качества и достижения в области высшего образования.

Из рассмотренного выше мы видим, что за прошедшее время Китай испытывал многократные изменения в выборе модели развития высшего образования в стране. В конечном счете, эти изменения были во многом обусловлены изменяющимися политическими, экономическими и социальными реалиями. Можно утверждать, что апробация и преобразование моделей развития высшего образования Китая в определенном смысле продвигалось по пути познания и решения противоречий. Китай прошел полный круг в выборе моделей развития высшего образования, а именно: вынужденное открывание (бессознательное обобщение) ^ единая

ценностная ориентация ^ диверсификация ^ единая ценностная ориентация ^ закрывание ^ активное открывание.

История доказала, что закрыть дверь в мир и отказаться от опыта передовых стран является тупиком для развития высшего образования Китая так же, как и попытки ограничиться собственной социально-политической и экономической ситуацией и ценностными ориентациями, поскольку высшее образование — в качестве базы для распространения знаний и культуры и подготовки специалистов — имеет свои законы развития. Как нельзя отказываться и пренебрегать объективными законами развития и функционирования высшего образования в мире в угоду идей о специфичности ки-

тайского образования и Китая как государства, так и нельзя безрассудно подчиняться идеям глобализации и догонять мировые веяния, не думая о собственных национальных задачах, условиях и возможностях.

Список литературы

1. Чжу Сяомань. Реформа содержания образования в Китае // Педагогика. — 2005. — № 1. — С. 67-74.

2. Чжан Сюлань. Развитие образования и политика Китая в течение 30 лет. — Пекин: Социальная документация, 2008.

3. Сунь Пэйцин. История образования в Китае. — Харбин: Вост.-Кит. пед. ун-т, 2008.

4. Ван Линхао. Программа китайского образования. — М.: Народное образование, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.