Научная статья на тему 'Модели развития общего образования: шведский и Российский опыт реализации'

Модели развития общего образования: шведский и Российский опыт реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ШВЕДСКИХ ШКОЛАХ / THE GENERAL EDUCATION / MODEL OF A DEVELOPMENT OF EDUCATION / THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL PROCESS AT THE SWEDISH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаркуша Н. С.

В статье приводятся результаты компаративного анализа шведской и российской моделей развития общего образования. Акцентируется внимание на своеобразие системы образования Швеции для ассимиляции положительного опыта и использования его в процессе модернизации российской системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development models of secondary education: Swedish and Russian realization experience

This article provides the comparative analysis results of Swedish and Russian development models of secondary education. Attention is paid to the peculiarity of Swedish educational system for the assimilation of useful experience and using it in the modernization of Russian educational system.

Текст научной работы на тему «Модели развития общего образования: шведский и Российский опыт реализации»

4 ДИСКУССИЯ

Щ журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Н. С. Гаркуша, канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики,

Белгородский государственный университет,

г. Белгород, Россия,

garnatalya@mail.ru

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ШВЕДСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

Интенсивные модернизационные процессы в системе образования Российской Федерации обуславливают необходимость рассмотрения инновационного опыта других стран в этой сфере. Общая характеристика мирового сообщества позволяет выделить ведущие государства, но не дает возможность определить явного эталонного паттерна*, так как выбранные по тем или иным достижениям в сфере образования страны-образцы обладают только им свойственными историческими и цивилизаци-онными обстоятельствами. Между тем, зарубежные модели развития общего образования представляют несомненный интерес в выборе траекторий для решения приоритетных проблем российской системы образования. Особого внимания заслуживают, прежде всего, европейские страны. По многим важным показателям, характеризующим эффективность системы образования, Швеция добилась значительных результатов. В этой связи автор считает актуальным проведение компаративного анализа шведской и российской систем общего образования с целью определения потенциально успешных практик для использования в российской образовательной системе.

Швеция является одним из развитых в социально-экономическом отношении государств. Социальная политика в этой

Паттерн — образец, шаблон.

стране основывается на социальной справедливости и принципах выстраивания демократического социализма на базе государственного благосостояния. В рейтинге европейских стран Швеция занимает неизменно лидирующие позиции по инвестициям в образование и научные исследования (доля от ВВП на образование — 7,02 %). Система образования на 70 % финансируется за счет муниципальных налогов. Интересной особенностью является участие муниципалитетов (в стране их 290) в определении целей и приоритетных направлений развития образовательных учреждений, находящихся на их территории. Обучение в шведских школах бесплатное, при этом школьники обеспечиваются всем необходимым, включая учебно-методическую литературу и канцелярские принадлежности. Основу шведской системы образования составляет всеобщее образование, доступное для всех детей, независимо от места их проживания (на территории страны), способностей и физических возможностей.

Характеризуя социально-экономические условия, в которых функционирует система образования в России, на первый план ставим проблемы недостаточного финансирования российского общего образования, (доля ВВП, направляемой на образование, — 3,3 % по данным на 03.07.2012 г.1). В отличие от Швеции финансовое обеспечение образовательной деятельности в Российской Фе-

№ 8 (26)АВГУСТ 2012

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций "

дерации осуществляется за счет бюджетной системы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Печальный факт, но российская школа пока еще нуждается в дополнительных финансовых ресурсах, что приводит к широкому распространению сборов денег с семей учащихся на нужды образовательного учреждения и, как следствие, проявлению коррупционных действий. Тем не менее, в России наблюдаются устойчивые положительные тенденции в приближении местной власти к проблемам населения2. Переход к муниципальному финансовому менеджменту, реализующему пожелания местного населения при полной отчетности перед ним, во многом будет способствовать быстрому решению первостепенных задач в отрасли образования.

В России, как и в Швеции, права детей защищают уполномоченные по правам ребенка (в Швеции — ом-будсмен для детей или ВагпотЪ^8таппеп). Однако в отличие -

от России в Швеции с 2006 г. действует в закон, запрещающий дискриминацию и иные унижающие достоинство способы обращения с детьми и школьниками. По мнению А. Б. Суслова, понимание важности проблематики образования в сфере прав человека побуждает правительства европейских стран и органы Совета Европы разрабатывать концепции, программы и планы действий3. В этой связи для активного воплощения закона каждая шведская школа под руководством омбудсмена составляет и реализует план мероприятий, обеспечивающих равноправное отношение к школьникам независимо от их пола, национальной принадлежности, религиозных убеждений и пр. Таким образом, выполняется основополагающий принцип шведской системы образования — равноправие.

При анализе организации образовательного процесса в общеобразовательных

Швеция, являясь одной из передовых стран мира, своей успешностью во многом обязана

общеобразовательным учреждениям, в которых созданы все условия для формирования целостной личности гуманистического общества, способной брать на себя ответственность за собственные поступки.

учреждениях России и Швеции акцент расставлен на основных отличительных чертах в организации образовательного процесса (прилож. 1).

Швеция, являясь одной из передовых стран мира, своей успешностью во многом обязана общеобразовательным учреждениям, в которых созданы все условия для формирования целостной личности гуманистического общества, способной брать на себя ответственность за собственные поступки. Проведенный анализ раскрывает концептуальные позиции и своеобразие шведской модели развития общего образования, особенно в части общегосударственной стратегии, нацеленной на массовость; универсализм; демократичность; защиту прав ребенка; организацию образовательного процесса без ущерба для здоровья и потери жизненных сил школьников. Безусловно, тенденции развития образования в разных странах неодинаковы и зависят от политического, социального, культурно-исторического, национального контекста каждой страны. Тем не менее, в период модернизации российского образования осмысление специфики положительного зарубежного опыта с последующей его ассимиляцией позволит избежать многих ошибок и решить назревшие многочисленные проблемы.

1. Социально-экономическое положение России — 2012 год // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b12_01/Main.htm (дата обращения: 10.07.2012).

2. Качанова Е. А. Цели и направления муниципальной бюджетной политики в условиях бюджетных реформ // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2011. № 3 (16) сентябрь. С. 116-120.

3. Суслов А. Б. Европейский опыт развития гражданского образования // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2011. № 4 (17).

4 ДИСКУССИЯ

Щ журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Приложение 1

Отличительные черты в организации образовательного процесса в российских и шведских школах

Признак сравнения Россия Швеция

Ступени общего образования — начальное общее образование 1-4 классы (с 6,5 или 7 до 10 лет); — основное общее образование 5-9 классы (11-15 лет); — среднее (полное) общее образование 10-11 классы (16-17 лет) — подготовительный класс — 1 год (с 6 лет до 7 лет); — начальная школа (lagstadiet) 1-3 классы (7-9 лет); — средняя ступень (mellanstadiet) 4-6 классы (10-12 лет); — старшие классы неполной средней школы (hogstadiet) 7-9 классы (13-15 лет); — гимназии — обучение с профессиональной направленностью длится 3 года (16-18 лет)

Особен ности цикла обучения — обучение начинается с 1 сентября и длится 33-34 учебные недели до конца мая; — учебный год делится на 4 четверти в начальной и основной школе и на 2 полугодия в старшей школе; — каникулы: летние, осенние, зимние, весенние; — 5- или чаще 6-дневная учебная неделя; — регламентирована длительность урока: для 1 кл. — 30 минут, для 2-11 — 45 минут — обучение начинается со второй половины августа и длится до середины июня; — учебный год делится на 2 полугодия; — каникулы: летние, осенние, зимние, весенние и спортивные каникулы в конце февраля — начале марта; — 5-дневная учебная неделя; — длительность урока и перемены определяет учитель в зависимости от усталости учеников при этом время занятий не должно превышать 8 часов для детей старшего и 6 часов для детей младшего школьного возраста

Режим работы школы Различные типы общеобразовательных учреждений с разным режимом работы, в том числе школы полного дня (чаще с 8-00 до 18-00). Более распространены группы продленного дня для младших школьников (с 13-00 до 17-00) По потребностям детей, родителей организуются школы полного дня, режим работы которых устанавливают сами школы (чаще с 6-30 до 18-00). Педагог, который остается с детьми после уроков, называется free-time leader — лидер свободного времени или ответственный за свободу учеников

Система оценки знаний Со 2 класса 5-ти балльная система: 5 (отлично); 4 (хорошо); 3(удовлетворительно); 2 (неудовлетворительно); 1 (очень плохо) До второго полугодия восьмого класса оценки не ставят. С 8 класса используется 4-х балльная система: U (Underkand) — неудовлетворительно; G (Godkand) — удовлетворительно; VG (Val godkand) — хорошо; и MVG (Mycket val godkand) — отлично

Объем домашних заданий Объем домашних заданий (по всем предметам) не должен превышать (в астрономических часах): во 2-3 классах — 1,5 ч.; в 4-5 классах — 2 ч.; в 6-8 классах — 2,5 ч.; в 9-11 классах — до 3,5 ч. Домашнее задание задают по каждому предмету только один раз в неделю, для каждого ученика индивидуально

№ 8 (26)АВГУСТ 2012

ДИСКУССИЯ Ж

журнал научных публикаций "

Продолжение прилож. 1

Учебный план Реализуется Федеральный Базисный учебный план — нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам. Включает три компонента: федеральный компонент — не менее 75 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования; региональный (национально-региональный) компонент — не менее 10 %; компонент образовательного учреждения — не менее 10 %. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание». Предельно допустимая нагрузка обучающихся — 36 недельных часов в каждом классе при минимальной нагрузке 30 часов На национальном уровне разрабатываются куррикулум (учебные планы и программы) и рекомендации для средней школы (на всех ступенях). Управляющий совет школы распределяет часы (в течение 9 лет обязательного образования) на учебный год, учебный день. Школьная программа включает шесть типов учебных предметов. Наибольшее число часов выделяется на основные предметы (шведский и английский языки, математика). На данные предметы отводится около 40% всего объема времени. Далее идут практические и эстетические предметы (рисование, домоводство, физкультура, музыка, труд); предметы обществоведения (география, история, религия, обществоведение); предметы естествознания (биология, физика, химия, техника); второй иностранный язык и предмет по выбору учащегося. В рамках общего количества часов предусмотрено также определенное время на занятия, отражающие ту или иную специализацию школы, например музыкальную или спортивную.

Питание школьников Бесплатные школьные обеды получает льготная категория школьников Законом об образовании всем учащимся обязательной средней школы обеспечиваются бесплатные завтраки, обеды и ланчи

Работа с родителями — проводятся классные родительские собрания (1-2 раза в четверть); — индивидуальная работа с родителями; — родительские общешкольные конференции С каждым родителем классный руководитель проводит регулярные встречи, обязательно в присутствии самого ученика. На них классный руководитель, собравший информацию у всех педагогов, рассказывает ученику и его родителям о его успехах, достижениях и проблемах

' г

Ч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.