Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ'

МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ / СТИЛИ РУКОВОДСТВА / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

«КУБиК», 2010. С. 92 - 95.

2. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. /Актуальные вопросы профессиональной коммуникации в государственном и муниципальном управлении. Сборник научных статей научно-практической конференции. -Уфа: БАГСУ, 2010. - С.72 - 76.

3. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С. 78 -113.

4. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник для студентов вузов: рек. М-вом образования и науки РФ / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; М-во образования и науки РФ, Гос. ун-т управления. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 423 с.

5. Кузнецов, И. Н. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие / И. Н. Кузнецов. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 347 с.

6. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

7. Лавриненко, В. Н. Психология и этика делового общения [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 415 с. - Режим доступа: Шр://7папшт.сот/Ьоокгеаё.рЬр?Ьоок=390299

Саванчук С.К. магистрант 2 курса Факультет Экономика ИСОиП (филиал ДГТУ) Россинская М.В., д.э.н. научный руководитель Россия, г. Шахты МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ

УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Ключевые слова: типы руководителей; стили руководства; модели управления.

В настоящее время процесс эффективного функционирования предприятия основан на системном подходе. Это обосновывается необходимостью непрерывного поиска и анализа взаимоотношений, возникающих между руководителем и персоналом в организации. Определяющее значение в организационных изменениях играет, прежде всего, модель поведения руководителя, которая складывается под воздействием системы его предпочтений и особенностей восприятия информации.

Руководителем является субъект, концентрирующий и

согласовывающий деятельность исполнителей, которые в рамках должностных обязанностей должны выполнять его требования. Однако, руководитель может брать на себя функции исполнителя, в случае когда возникает необходимость разобраться в специфике работы [1].

Классификация типов руководителя в зависимости от уровня в управленческой иерархии:

1. Высшее руководство - члены совета директоров, президенты, вице-президенты, их доля в общем числе управляющих составляет 3-7%.

2. Руководители среднего звена - руководители подразделений и служб организации. Их доля в общей численности управляющих составляет 40-60. Они через подчинённых осуществляют управление текущей деятельностью организации.

3. Руководители низового уровня управления [2].

Поведенческий подход является основой для классификации стилей

руководства или стилей поведения. Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.

Весомый вклад в осознание понятия руководства как единой системы внес Дуглас Мак Грегор. В своих работах автор утверждает, что поведение подчиненных вытекает из поведения руководителей. Это означает, что подчиненный каждого ранга отвечает требованиям своего руководства и по возможности выполнять возложенные на него задачи.

Впервые трактовку стилей руководства (лидерства) предлагает К.Левин. Он отражает: содержание решений, утвержденных руководителем подчиненным, и технику (приемы, способы) исполнения этих решений. Выделим основные черты стилей управления:

1. Авторитарный стиль: распоряжения даются руководителем подчиненным по-деловому, коротко, ясно и понятно; характерен сжатый и резких тон, одобрения и осуждения субъективны. Реакции персонала игнорируются; социально-пространственное положение руководителя -превышение над группой.

2. Демократичный стиль: все распоряжения в виде предложений, дружелюбным тоном; форма одобрения и осуждения - с учетом индивидуального подхода, реакции персонала на участие в управленческих вопросах в форме предложения или дискуссии, социально-пространственное положение руководителя - вместе с группой.

3. Либеральный стиль: попустительский тон, отсутствие одобрения и осуждения; взаимосвязь отсутствует, позиция руководителя - по возможности социально-пространственное положение руководителя за группой.

Противоположной моделью поведения руководителя в процессе управления персоналом является модель Ф.Фидлера. Он считает, что в различных обстоятельствах результативными могут быть разнообразные

модели управления, что совокупная динамика не обусловливается только индивидуальными качествами лидера, Ф. Фидлер выделяет три главных ситуационных константы:

Рис.1 Характеристики ситуации в модели Ф. Фидлера

Отличительной особенностью от теории Ф.Фидлера, в теории Р.Хауса - Т.Митчела «Путь - цель» руководство может и обязано употреблять разнообразные модели поведения, наиболее отвечающие сложившемся обстоятельствам.

Согласно теории «Жизненного цикла» П.Херси - К.Бланшара модели управления характеризуются «образованностью» исполнителей: их возможности добиваться определенных целей, образования и опыта, готовности нести ответственность за свое поведение.

Р.Блейк и Дж.Муттон предложили двухмерную модель: «решетка менеджмента» имеющую две оси:

1. Отношение руководства к производственному фактору;

2. Отношение производства к человеческому фактору [3].

Модели поведения и стили управления являются разрозненной характеристикой, в которой выявляются особенности, как руководителя, так и подчиненного. Под стилем руководства подразумеваются индивидуальные черты единой, безусловно постоянной системы способов, методов и приемов влияния аппарата управления на персонал с целью результативного выполнения управленческих функций и эффективного функционирования предприятия в целом.

Подводя итоги о моделях поведения руководителя, можно обозначить два самостоятельных фактора, обобщающих стилевое поведение управленца:

1. Технологический аспект производственной деятельности («задачи»).

2. Взаимоотношение с персоналом («отношения»).

Доминирующая доля описываемых авторами моделей располагается в

пространстве выше обозначенных факторов. Однако сравнительная эффективность разнообразных моделей поведения обусловливается большей или меньшей представленностью в восприятии руководства и его стиле

управления, потребностей, закономерностей одной из двух областей -«производственной», и «межличностной». Во внутреннем психологическом плане эта представленность двух сфер жизнедеятельности человека, или шире - двух психологических миров, будет отражаться в профессиональной и психологической компетентности управленца [4].

Реализация управленческой деятельностью является главной задачей руководства в организации. Анализ стиля поведения руководителя в процессе управления персоналом позволяет учитывать особенность мышления руководителя, выражающая во влиянии не только на отношения с подчиненными, но и на сам процесс постановки целей и формирования миссии организации, выработку управленческих решений.

Использованные источники:

1. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов: - М.: Финстатинформ, 2013. - 267 с.

2. Суслова И.М. Руководство и лидерство: Стиль работы руководителя // Суслова И.М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности. -М., 2008. - с. 40-51.

3. Таранов П.С. Управление без тайн. - Донецк: Сталкер, 2013. - 448 с.

4. Шекшня, С. В. Управление персоналом современной организации / С. В. Шекшня. - М.: ИНФРА-М, 2013 - 295с.

Савиков А.В.

Шигабетдинова Г.М. научный руководитель Россия, г. Ульяновск ЛИДЕРСКИЙ СТАТУС РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация:

В статье лидерских качества представлены результаты эмпирического исследования по изучению характеристик лидера.

Ключевые слова: руководитель, лидерство,семантический деффиринциал, лидер

Лидерство- один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия.

Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерских качеств. Лидер просто необходим организации или группе для того, чтобы эта группа или организация добивалась успехов. Нужен знающий и целеустремленный человек, который сможет вести за собой людей вперед в нелегких условия бизнеса и конкуренции. Для того чтобы рассматривать роль лидера в организации необходимо понимать, что такое лидерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.