Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ: НОВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ЗАПРОСЫ В УСЛОВИЯХ COVID-ПАНДЕМИИ И В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД'

МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ: НОВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ЗАПРОСЫ В УСЛОВИЯХ COVID-ПАНДЕМИИ И В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / МОТИВАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / COVID-ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимовская Ольга Александровна

В статье представлены результаты пилотного исследования об изменениях в моделях поведения российских туристов в 2020 году на внутреннем туристском рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области в условиях COVID-кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максимовская Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM CONSUMER BEHAVIOR PATTERNS: NEW EXPECTATIONS AND DEMANDS IN THE COVID PANDEMIC AND IN THE POST-COVID PERIOD

The article presents the results of a pilot study on changes in the patterns of behavior of Russian tourists in 2020 in the domestic tourist market of St. Petersburg and the Leningrad Region in the context of the COVID crisis.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ: НОВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ЗАПРОСЫ В УСЛОВИЯХ COVID-ПАНДЕМИИ И В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД»

УДК 338.484.6

МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТСКИХ

УСЛУГ: НОВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ЗАПРОСЫ В УСЛОВИЯХ COVID-ПАНДЕМИИ И В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД

О.А. Максимовская1

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

Россия, 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21

В статье представлены результаты пилотного исследования об изменениях в моделях поведения российских туристов в 2020 году на внутреннем туристском рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области в условиях COVID-кризиса.

Ключевые слова: модели поведения потребителей, мотивация потребителей, туристические услуги, рынок туристических услуг, COVID-ограничения.

TOURISM CONSUMER BEHAVIOR PATTERNS: NEW EXPECTATIONS AND DEMANDS IN THE COVID PANDEMIC AND IN THE POST-COVID PERIOD

О.А. Maksimovskaya

St. Petersburg state economic University, Russia, 191023, Saint-Petersburg, Sadovaya str., 21

The article presents the results of a pilot study on changes in the patterns of behavior of Russian tourists in 2020 in the domestic tourist market of St. Petersburg and the Leningrad Region in the context of the COVID crisis.

Keywords: consumer behavior patterns, consumer motivation, travel services, travel market, COVID restrictions.

в условиях глобального

Пандемия СОУГО-19 и связанные с ней ограничительные меры привели к существенному, пусть и временному, снижению туристической активности людей во многих странах мира [1].

Многие потребители полагают, что в сложившихся условиях индустрия туризма начнет предлагать не только больше безопасных маршрутов, чтобы соответствовать новым ожиданиям «безопасного путешествия» со стороны туристов, но и вместе с тем, туристы ожидают, что появится больше выгодных предложений «по низким ценам» на размещение и транспорт.

Ожидания «низкой цены» связаны с тем, что в условиях постоянно меняющихся ограничений планировать путешествие становится сложнее, и поэтому туристы ожидают от индустрии гибких условий при бронировании туров, специальных предложений по ценам и возможности отмены туров в любой момент без штрафных санкций [2].

Цель: провести пилотное исследование и определить ключевые тенденции и структурные изменения в моделях поведения потребителей

туристских услуг СОУГО-кризиса.

Задачи:

1.Изучение особенностей поведения российских потребителей туристических услуг в условиях COVID-кризиса.

2.Выявить структурные изменения в моделях поведения потребителей туристских услуг.

Организация исследования: Сетевая исследовательская лаборатория «Туризм» в рамках проекта по перезапуску отрасли туризма Санкт-Петербурга

Заказчик на НИОКР: Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга

Координатор работы лаборатории: Центр стратегических разработок «Северо-Запад» (ЦСР «Северо-Запад»).

эмпирические

Теоретические и данные

Методология исследования построена: -на кабинетных теоретических исследованиях и включает: экспресс-анализ; контент-анализ; кейс-анализ; сравнительный анализ.

1Максимовская Ольга Александровна - доктор экономических наук, профессор кафедры сервисной и конгрессно-выставочной деятельности, e-mail: maol@rambler.ru.

При проведении пилотного исследования использовались качественные методы исследования, изучались информационные материалы тематических сайтов, сайтов туристических компаний, агрегаторов, ассоциаций и других организаций, комплиментарно с ними связанных; изучалась отчетная документация, полученная через открытые информационные Интернет-каналы, а также нормативные документы, введенные в период COVID-пандемии, публикации в научной и специализированной профильной литературе.

-на эмпирических исследованиях, в основу которых были положены экспресс-опросы и анкетирование. При проведении интернет-опросов использовался онлайн-сервис Google Forms.

Основные исследовательские вопросы статьи:

1. Какие изменения произошли в моделях поведения туристов в 2020 году?

2. Как повлияют сохраняющие COVID-ограничения на развитие внутреннего туризма?

Вызовы текущей современности: изменения в моделях поведения российских туристов в 2020 году

Источником данных на первом этапе исследования послужили результаты контент-анализа постов групп и комментариев пользователей соцсети ВКонтакте с привязкой к г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области за период с 8 сентября 2020 года по 30 ноября 2020 года. Поиск проводили по ключевым словам: «Туризм», «Экскурсия», «Гостиница», «Поездка», «Автомобиль», «Авиабилеты», «Санкт-Петербург», «Ленинградская область» [3].

На первом этапе исследования нами были получены следующие результаты:

- Российские туристы, прибывавшие в Санкт-Петербург летом и осенью 2020 года, предпочитали добираться на автомобилях, выбирать менее загруженные маршруты, совмещая поездки в Санкт-Петербург с посещением Ле-нобласти.

- Большая часть постов была от туристов, которые уже не раз бывали в Санкт-Петербурге и бронировали авторские экскурсии для 2-х-5-и человек, выбирали нетривиальные экскурсии, искали новых впечатлений.

- Туристы предпочитали бронировать загородные отели, апартаменты, мотели, дачные дома, коттеджи, полагая, что это снизит риск заражения вирусной инфекцией, минимизирует количество физических контактов с людьми, благодаря «близости к природе».

- Российские туристы старались избегать мест массового посещения объектов туристского показа, многолюдных городских мест и направлений, чтобы не оказаться в толпе. Это упоминание в постах резко увеличилось в октябре 2020. Можно предположить, что данная ситуация была связана с ожиданиями ограничений в Санкт-Петербурге в связи со второй волной коронавируса.

- Российские Туристы в постах отмечали, что избегают общественного транспорта и многолюдных мест в центре города, потому практически все бронирования осуществляли бесконтактным способом, пользовались доставкой, преимущество отдавали сервисам, где можно было предварительно исследовать продукт, заказ, экскурсионную услугу, средство размещения и т.п. виртуально.

Таким образом, на основе контент-анализа постов российских туристов, посетивших Санкт-Петербург и Ленинградскую область, в период COVID-пандемии, нами была выдвинута рабочая гипотеза о том, что новые ожидания потребителей на рынке услуг туризма и гостеприимства в г. Санкт-Петербурге будут определять две базовые поведенческие стратегии: «Безопасность» и «Бесконтактность».

Кроме того, в период COVID-пандемии сформировались наиболее популярные запросы: -туристы активно бронировали загородные средства размещения;

-туристы, предпочитали индивидуальный / арендованный автомобильный транспорт для путешествий, чтобы минимизировать количество физических контактов с людьми.

Направления диверсификации

турпродуктов при сохранении COVID-ограничений для внутренних туристов

На втором этапе исследования нами была проведена экспресс-оценка рабочей гипотезы с целью верификации полученных данных и обозначения направления диверсификации в предложениях туркомпаний в период COVID-ограничений.

В основу дизайна второго этапа исследования положены экспертные интернет-опросы, которые проводились с использованием онлайн-сервиса Google Forms.

Экспертная оценка респондентов: в интернет-опросе приняли участие 30 участников, представителей турагентств и туроператоров по внутреннему туризму в СПб и ЛО, из них 26 респондентов, представляют Санкт-Петербург, 4 респондента - Ленинградскую область.

76

СПбГЭУ

Модели поведения российских потребителей туристских услуг

Все респонденты осуществляли деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ле-нобласти с 01.07.2020 в период частичного снятия ограничения на туристическую деятельность в соответствии с рекомендациями Роспо-требнадзора РФ для туристического бизнеса в условиях сохранения рисков и угрозы распространения COVID-19 [4, 5, 6, 7].

Интернет-опрос проводился 2-6 декабря 2020 года.

В результате экспертного экспресс-опроса нам удалось верифицировать рабочую гипотезу, так как все представители турбизнеса отметили в качестве позитивных ожиданий туристов «необходимость бронирования жилья с соблюдением правил СОУГО-гигиены и безопасности здоровья» и «желание пользоваться автоматизированными и цифровыми продуктами, которые минимизируют количество физических контактов с людьми» в период турпоездки или экскурсии.

Среди новых запросов туристов этого периода, в отличие от периода «лето-осень 2019», значительный спрос прослеживался на:

- локальные индивидуальные городские маршруты - отметили 50% респондентов;

- экскурсии «в своей компании» - 50% респондентов;

- путешествия по городу и пригородам на арендованном индивидуальном транспорте/собственном автомобиле - отметили 45 % респондентов;

- длительный загородный отдых - отметили 42% респондентов;

- экскурсии и отдых в парках (35%);

- локальный пригородный туризм (32%);

- пешие экскурсии на открытом отдыхе в малых группах (25%).

Таким образом, в результате опроса нам также удалось выявить новые локальные тренды, сформировавшиеся в условиях СОУГО-пандемии на региональном туристском рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области, демонстрирующие позитивные точки роста для деятельности компаний данного рынка в этот период (Рис. 1).

Как наиболее выраженные и устойчивые, нами выделены следующие:

- Тренд на автомобильный туризм;

- Тренд на длительный загородный отдых с возможностью удаленной работы;

- Тренд на путешествия «на открытом воздухе»;

- Тренд на путешествия в малых группах - тренд «только свои»;

- Тренд на локальные городские и пригородные путешествия - тренд «только рядом».

Выводы и перспективы продолжения

данного исследования

В настоящем исследовании наши научные интересы реализовались через два основных исследовательских вопроса, которые были даны выше.

В целом, в моделях поведения российских туристов в 2020 году на рынке услуг туризма и гостеприимства в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области будут преобладать поведенческие стратегии, направленные на «Безопасность» и «Бесконтактность» при приобретении и потреблении турпродукта.

Изменения в запросах российских туристов этого периода, прибывающих в Санкт-Петербург, в отличие от периода «лето-осень 2019», связаны с увеличением спроса на локальные индивидуальные городские маршруты; на путешествия на арендованном индивидуальном транспорте или собственном автомобиле, на длительный загородный отдых; на экскурсии и путешествия в малых группах, с преимущественным выбором парковых открытых территорий.

При сохраняющихся СОУГО-ограничениях туристические компании, работающие на внутреннем туристическом рынке Санкт-Петербурга и Ленобласти будет тактически подстраивать свои предложения под запросы и потребности российских туристов.

В краткосрочной перспективе можно ориентироваться на выявленные локальные тренды, сформировавшиеся в условиях COVID-пандемии на региональном туристском рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области, такие как: тренд на автомобильный туризм; тренд на длительный загородный отдых с возможностью удаленной работы; тренд на путешествия «на открытом воздухе»; тренд на путешествия в малых группах - тренд «только свои»; тренд на локальные городские и пригородные путешествия - тренд «только рядом».

Таким образом, проведенное исследование создает предпосылки для реализации лонги-тюдных исследований, чтобы обозначить дальнейшие изменения в моделях поведения российских туристов по мере снятия СОУГО-ограничений и в постковидный период.

Снижение тарифов стимулирует внутренних туристов к путешествию в Санкт-Петербург как в дестинацию,...

В связи с введением режима удаленной работы появились запросы на продолжительные туры до двух.

Путешествия по городу и пригородам на арендованном индивидуальном транспорте/собственном.

Запросы увеличиваются на экскурсии в парках и других открытых пространствах рядом с домом

Длительный загородный отдых (в отелях, коттеджах) становится приоритетным

Пешие экскурсии на открытом воздухе в малых группах (тренд «на открытом воздухе»)

Запрос на бесконтактные формы бронирования и взаимодействия при проведении туров

Появился запрос на малые экскурсионные группы в «своей компании» (тренд «только свои»)

Мессенджеры становятся аудиогидами для индивидуальных туристов по городу

Запрос на локальные индивидуальные городские маршруты (а что интересного есть рядом с домом,.

Локальный пригородный туризм (тренд «только рядом»)

Изменилась городская география интересов туристов (центр теряет значение т.к. это место массового.

21

20

45

35

42

25

38

50

22

50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33

27

20

40

60

0

■ Онлайн-Опрос представителей туриндустрии г. Санкт-Петербурга и Ленобласти (№30) (2-6 декабря.

Рисунок 1 - Направления диверсификации турпродуктов на основе моделей поведения туристов при

сохранении СОУГО-ограничений

Литература

1. Маркетинговое исследование «COVID-19: угрозы и вызовы для событийной индустрии в России. Результаты опроса участников рынка» // Официальный сайт РОСКОНГРЕСС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roscongress.org/ (дата обращения 19.09.2020)

2. International Business Travel Forum & MICE Geography Show 2020 [online и offline], Москва, 17-18 ноября 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://beams.pro/btmice2020/ (дата обращения 1718.11.2020)

3. Экспертно-аналитическая справка «Новые стандарты туристического, гостиничного и ресторанного бизнеса, в том числе в сфере безопасности» / Кострю-кова О.Н., Максимовская О.А., Степанова С.А. и др. (препринт). СПб, СПбГЭУ-ЦСР «Северо-Запад». 153 с.

4. Методические рекомендации MP 3.1./2.4 0185-20 «Рекомендации по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровления в условиях

сохранения рисков распространения СОУТО-19» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/

5. Методические рекомендации МР 3.1.0178-20 «Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения СОУТО-19» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/

6. Методические рекомендации МР 3.1/2.1 0193-20 «Рекомендации по профилактике новой коронави-русной инфекции (СОУГО-19) в учреждениях, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания (гостиницы и иные средства размещения)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/

7. Методические рекомендации МР 3.1/2.1.0182-20 «Рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения СОУТО-19» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/

78 СПбГЭУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.