Научная статья на тему 'Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов'

Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов»

ственности лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, страдающих алкоголизмом, наркоманией, часто возникают в судебной практике. Студент должен знать, что алкогольное опьянение относится к числу психических расстройств, оказывающих влияние на восприятие, внимание, порождающих дефекты мышления и воли, играющих существенную роль в избирательности поведения и определяющих пониженную актуальную способность прогнозировать последствия своих действий и в полной мере осознанно руководить ими. Субъект в состоянии алкогольного опьянения становится склонным к совершению деяний, мотивы которых остаются впоследствии неясными как окружающим, так и ему самому. Поэтому презумпция вменяемости субъекта, действующего в состоянии алкогольного опьянения, создает угрозу объективного вменения.

Осмысления требуют вопросы преподавания и изучения принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией. На наш взгляд, амбула-

торные принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, - бесцельная трата сил и средств государственного принуждения.

Судебная наркология обычно описывается в учебниках по судебной психиатрии, поэтому многие судебно-наркологические вопросы выпускники юридических вузов знают недостаточно хорошо. Полагаем, что учебники, учебные пособия по судебной психиатрии и судебной наркологии должны быть подготовлены совместно учены-ми-юристами и психиатрами.

Считаем, что психологи и психиатры должны внести значительный вклад в решение сложных, многопрофильных задач укрепления правовой основы государства. Вооружение студентов юридического факультета знаниями психо-лого-психиатрических закономерностей является научной основой для создания более эффективных методов раскрытия преступления, установления истины по делу, способствует повышению эффективности юридической деятельности, её гуманизации.

Г. МАТУШАНСКИЙ, профессор А. ФРОЛОВ, доцент Казанский государственный энергетический университет

В последние тридцать лет в отечественной системе профессионального образования наметилась тенденция к разработке различного рода моделей специалиста, предназначенных для наглядного и адекватного представления его будущей профессиональной деятельности и эффективной к ней подготовки.

Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов

На основе анализа литературы [1-3] можно провести систематизацию основных подходов и целей проектирования наиболее применяемых моделей специалиста и ее результаты свести в таблицу 1.

Из анализа таблицы 1 следует, что минимальную образовательную программу (МОП) и государственный об-

Таблица 1

Основные подходы и цели создания моделей специалиста

Модель специалиста Подходы Осиовные цели создания модели

Психограмма Рассматриваются требования к психике человека определенной профессии, содержащие прежде всего перечень профессионально важный: качеств Разрабатышается с целью совершенствования профотбора, профподбора, профадаптации, рационализации режима и условий труда специалиста

Профессиограмма Рассматривается профессия (специальность) и ее требования к человеку Разрабатышается с целью совершенствования профотбора, профподбора, профадаптации, рационализации режима и условий труда специалиста

Минимальная образовательная программа Рассматриваются минимум содержания образовательной программы, максимальный объем учебной нагрузки Разрабатышается с целью унификации образовательный: программ, упорядочения процесса обучения

Г осударственный стандарт Рассматриваются нормы, требования к выпускнику и к образовательной системе Разрабатывается с целью упорядочения требований, предъявляемый: к специалисту, и совершенствования их подготовки в вузах страны

Квалификационная характеристика Рассматривается личность как носитель определенных профессионально важный: качеств Разрабатывается с целью повышения эффективности планирования подготовки специалиста, совершенствования учебного процесса

Модель деятельности Рассматривается деятельность специалиста в ре-альныгс или смоделированных условиях Первая группа целей направлена на сферу учебного заведения и определяется необходимостью получения информации для разработки и внедрения учебно- воспитательные: мероприятий, обеспечивающих соответствие вузовской подготовки требованиям, предъявляемым к специалисту. Вторая группа целей направлена на область применения специалиста и предусматривает решение приклад-нык: задач, например, разработку должностные инструкций.

но рассматривать как составляющую ПРОФ, а КХ и МОП как комплектующие ГОС.

Обобщение приведенных выше материалов выполним в виде таблицы, в которой выразим степень базовых характеристик деятельности и личности специалистов в моделях их подготовки и профессиональной деятельности (таблица 2). В качестве базовых характеристик могут выступать указанные в таблице требования к личности специалиста и требования к его профессиональной деятельности, в частности, к первым следует отнести знания, уме-

разовательный стандарт (ГОС) можно отнести к моделям подготовки специалиста, а модель деятельности (МД), профессиограмму (ПРОФ), психограмму (ПС) и квалификационную характеристику (КХ) - к моделям его профессиональной деятельности. Более мягким вариантом государственного образовательного стандарта являются государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки специалистов (ГОСТР), разрабатываемые при значительной вариативной части образовательной программы. Причем ПС мож-

Таблица 2

Степень присутствия базовых характеристик в моделях подготовки и профессиональной деятельности специалиста

МОДЕЛИ

Подготовки Профессиональной деятельности

МОП ГОСТР ГОС ПС ПРОФ КХ МД

Требования к личности Знания 1 2 2 0 0 2 1

Умения 1 2 2 0 0 2 2

Навыки 1 2 2 0 0 2 1

Профессиональ ные качества и способности 1 0 1 2 2 0 2

Психофизиологические качества и особенности 0 0 0 2 2 0 0

Ценностные ориентации 1 1 1 2 2 0 2

Уровень проф. компетентности 1 2 2 0 0 1 2

Требования к деятельности Проблемы (задачи) 1 2 2 0 1 2 2

Уровень деятельности 0 2 2 0 0 1 2

Виды деятельности 1 2 2 0 1 2 2

Технологии, методы и приемы в деятельности 0 0 0 0 0 0 2

Функции 1 1 1 0 1 1 2

Суммарный показатель 8, 9 16 17 6 9 13 20

Ранг сложности Я, 5 3 2 6 5 4 1

ния и навыки специалиста, его профес- сти и ценностные ориентации. Ко вто-

сиональные и психофизиологические рой группе характеристик относятся

качества и способности, а также уро- проблемы, функции, виды и уровень

вень профессиональной компетентно- деятельности, а также технологии, ме-

Таблица 3

Функциональная направленность моделей на этапы подготовки и профессиональной деятельности специалистов

Этапы подготовки и профессиональной деятельности Модели

ПС ПРОФ МОП КХ ГОСТР ГОС МД

Профотбор 1 1

Профподбор 1 1

Профобучение 1 1 1 1

Профадаптация 1 1 1

Профготовность

Профдеятельность 1

Профмобильность 1

тоды и приемы деятельности. Причем, если базовый параметр входит в модель прямо, то в соответствующей клетке таблицы проставляется цифра два, если входит в модель косвенно - цифра один и, наконец, если он отсутствует в данной модели, то в клетке таблицы ставится ноль. Представленные в данной таблице данные являются результатом усредненной обработки экспертных оценок. В сложной системе, каковой является система подготовки и профессиональной деятельности специалиста, можно построить иерархию элементов по сложности.

Основываясь на представлении моделей в таблице 2, введем интегральный показатель Б., характеризующий сумму цифр по столбцам таблицы. Полученный интегральный показатель определяет ранг соответствующей модели. Из таблицы 2 следует, что наибольшим рангом сложности И. обладает модель деятельности (ранг 1), а наименьшим рангом - психограмма (ранг 6).

Если весь процесс подготовки и профессиональной деятельности специалиста разбить на этапы, то их можно расположить следующим образом: профориентация, профотбор, профо-бучение, профподбор, профадаптация, профготовность, профдеятельность и профмобильность [4].

На практике эти этапы, как правило, полностью не реализуются, однако теоретически их можно принять к рассмотрению при анализе функций, выполняемых каждой из моделей приведенной выше системы. Результаты экспертного опроса по функциональной направленности моделей на этапы подготовки и профессиональной деятельности специалистов приведены в таблице 3.

Из таблицы следует, что психограмма и профессиограмма предназначены для начальных этапов подготовки и профессиональной деятельности специалиста, а модель деятельности - для конечных этапов. Наибольший спрос на разработку моделей предъявляют этапы профессионального обучения и адаптации специалиста.

Проведенный нами анализ позволил выявить не только иерархию, но и связи между элементами (структуру) системы моделей. Из анализа структуры системы моделей можно сделать вывод, что МД и ГОС имеют наибольшую сложность по своему составу, а КХ является звеном, связывающим между собой модели профессиональной деятельности и подготовки специалиста. Поэтому, на наш взгляд, базовой моделью является квалификационная характеристика специалиста. На основе КХ далее могут разрабатываться как профессиограмма и модель деятельности, так и основные модели подготовки специалиста - минимальная образовательная программа и государственный образовательный стандарт.

Литература

1. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. - Л., 1976. - С.17-18.

2. Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. - Л., 1977, - 140с.

3. Никитин А.В., Романкова Л.И. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием. - М., 1981. - С.9-18.

4. Матушанский Г.У. Этапы непрерывно-

го профессионального образования преподавателя // Профессиональное образование. - 1999. - №4. - С.87-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.