Литература
1. Образование взрослых: реальности, про-
блемы, прогноз/ Под ред. С.Г. Вершлов-ского.- СПб., 1998.
2. Rogers A. Teaching Adults.- Buckingham
and Philadelphia, 1998.
3. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы.- М., 1987.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М., 1991.
5. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию.-
М., 1994.
Б. СПАСЕННИКОВ, профессор Северный институт предпринимательства
Изучение психологии и психиатрии
- база для осознания таких уголовно-правовых, криминологических и уголовно-исполнительных понятий, как субъект преступления (человек как психосоциальная реальность и др.), вина (сущность умысла и неосторожности), вменяемость (психология сознания и воли), возраст наступления уголовной ответственности (психология развития), применение принудительных мер воспитательного характера (социальная педагогика и психология), личность преступника (психология человека) и многое другое.
В течение последних десятилетий в нашей стране издано несколько учебников по юридической (судебной) психологии и судебной психиатрии. Они отражают не только воззрения авторов, но и достигнутый уровень развития отечественной науки. Вместе с тем они во многом не отвечают насущным потребностям судебно-следственной практики.
Материал по судебной психологии излагается в учебниках по юридической психологии, которые, на наш взгляд, представляют собой «причудливую смесь» отрывочных материалов по общей психологии, патопсихологии, не-
«Психология» и «психиатрия» в юридическом вузе
врологии, криминологии, уголовному праву, криминалистике, уголовному процессу и др.
Испытывая глубокое уважение к коллегам, подготовившим учебники по юридической психологии, мы вправе настаивать, что такие темы, как «Психология осмотра места происшествия», «Психология обыска», «Психология допроса», не могут быть оторваны от соответствующих тем (например, «Осмотр места происшествия» и др.), изучаемых в курсе криминалистики. Психологические знания - один из криминалистических «инструментов» в раскрытии преступления. Изучать, например, психологию обыска на 4-м курсе после того, как студент сдал экзамен по криминалистике, по меньшей мере нелогично.
Изучение разделов «Личность преступника», «Личность несовершеннолетнего преступника» должно начинаться и заканчиваться в рамках изучения криминологии. На производственную практику в органы прокуратуры и суда по окончании 2-го и 3-го курсов студент должен выходить, овладев знаниями по этим разделам.
Характеристику типичных закономерностей развития несовершенно-
Вузовская жизнь
91
летних, влияющих на способность осознания значимости своих действий, уточнение содержания и сущности этих закономерностей студенты также должны усвоить на 2-м курсе (раздел УК РФ «Уголовная ответственность несовершеннолетних»).
Тема «Вменяемость» (способность человека, достигшего нижней возрастной границы уголовной ответственности, установленной уголовным законом, с учётом состояния его психических функций, к осознанно волевому поведению в момент совершения инкриминируемого ему деяния, запрещенного законом) должна быть в полном объеме представлена на 2-м курсе при прохождении Общей части Уголовного права. Поздно говорить об этом два года спустя, на 4-м курсе. Именно в процессе изучения уголовного права студент должен уяснить, что при привлечении лица к уголовной ответственности следует исходить не из наличия у него психического расстройства, а из оценки влияния этого расстройства на осознанно-волевой выбор поведения в момент совершения преступления.
При изучении Особенной части Уголовного права студент должен уже знать сущность аффекта, дабы правильно оценить нормы ст. 107, 113 УК РФ. Он обязан уяснить, что под аффектом в уголовном праве понимается психическое расстройство, возникающее в ответ на острую психотравмирующую ситуацию; проявляющееся в концентрации внимания на личностно значимых переживаниях, временной дезорганизации сознания с нарушением целостности, адекватности восприятия действительности и места в ней; характеризующееся ограничением возможности целеполагания и способности выбора социально приемлемого варианта поведения с преобладанием эмоционально-чувственной стороны над содержательно-смысловой; сопровож-
дающееся импульсивными действиями, органорегуляторными нарушениями; приводящее к постаффективному психическому и физическому истощению. Это и определяет привилегированность такого состава преступления. Поздно говорить об этом при прохождении судебной психиатрии на 5-м году обучения.
Разрешение имеющихся в государственном образовательном стандарте противоречий, возможно, связано с «возвращением» преподавания психологии (в том числе - патопсихологии) с 4-го на 1-й курс юридического факультета.
На наш взгляд, учебники по судебной психиатрии (прикладной юридической дисциплине) отличаются тем, что они переполнены узкопрофессиональной
- анатомической, гистологической, физиологической, патофизиологической, терапевтической, психиатрической - терминологией, неизвестной студентам юридических вузов. Их авторы подчас забывают, что студенты отнюдь не лечебного факультета работают с этими учебниками. В связи с этим студенты юридических вузов зачастую просто не понимают терминологию, используемую авторами (например, «нарушения непроцессуального характера», «конституционно обусловленные качества» и др.).
Между тем для решения вопросов о вменяемости-невменяемости лица, применении, продлении и прекращении принудительных мер медицинского характера будущему юристу необходимо усвоить причины, механизмы и закономерности проявлений и течения психических расстройств, что должно быть изложено в соответствующих учебниках языком, понятным для студентов юридического факультета.
К сожалению, в нашей стране не выходят учебники по судебной наркологии, хотя вопросы уголовной ответ-
ственности лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, страдающих алкоголизмом, наркоманией, часто возникают в судебной практике. Студент должен знать, что алкогольное опьянение относится к числу психических расстройств, оказывающих влияние на восприятие, внимание, порождающих дефекты мышления и воли, играющих существенную роль в избирательности поведения и определяющих пониженную актуальную способность прогнозировать последствия своих действий и в полной мере осознанно руководить ими. Субъект в состоянии алкогольного опьянения становится склонным к совершению деяний, мотивы которых остаются впоследствии неясными как окружающим, так и ему самому. Поэтому презумпция вменяемости субъекта, действующего в состоянии алкогольного опьянения, создает угрозу объективного вменения.
Осмысления требуют вопросы преподавания и изучения принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией. На наш взгляд, амбула-
торные принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, - бесцельная трата сил и средств государственного принуждения.
Судебная наркология обычно описывается в учебниках по судебной психиатрии, поэтому многие судебно-наркологические вопросы выпускники юридических вузов знают недостаточно хорошо. Полагаем, что учебники, учебные пособия по судебной психиатрии и судебной наркологии должны быть подготовлены совместно учены-ми-юристами и психиатрами.
Считаем, что психологи и психиатры должны внести значительный вклад в решение сложных, многопрофильных задач укрепления правовой основы государства. Вооружение студентов юридического факультета знаниями психо-лого-психиатрических закономерностей является научной основой для создания более эффективных методов раскрытия преступления, установления истины по делу, способствует повышению эффективности юридической деятельности, её гуманизации.
Г. МАТУШАНСКИЙ, профессор А. ФРОЛОВ, доцент Казанский государственный энергетический университет
В последние тридцать лет в отечественной системе профессионального образования наметилась тенденция к разработке различного рода моделей специалиста, предназначенных для наглядного и адекватного представления его будущей профессиональной деятельности и эффективной к ней подготовки.
Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов
На основе анализа литературы [1-3] можно провести систематизацию основных подходов и целей проектирования наиболее применяемых моделей специалиста и ее результаты свести в таблицу 1.
Из анализа таблицы 1 следует, что минимальную образовательную программу (МОП) и государственный об-