Научная статья на тему 'Модели организации национального энергетического хозяйства'

Модели организации национального энергетического хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карашева А. Г., Кульбаев А. В.

Экономические реформы, начавшиеся в России в начале 90-х гг., выявили несостоятельность многих хозяйственных систем. Исключением не стала и электроэнергетика России. Было очевидно, что отрасль, представляющая собой, по сути, абсолютную монополию, не способна существовать по правилам рынка. Единственный выход из сложившегося положения виделся в проведении реструктуризации отрасли, направленной, во-первых, на преодоление кризисного состояния системы, а во-вторых, на формирование возможностей для снижения энергозатрат в национальной экономике путем активизации конкуренции на создаваемом рынке электроэнергии. В связи с этим становится актуальным изучение методологических основ реструктуризации национальных электроэнергетических хозяйств. Библиогр. 3 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели организации национального энергетического хозяйства»

для электровоза ВЛ85

TK =

14-103

7,783-(50 -13)-0,725

= 67 шт.

Годовой экономический эффект АС^, выраженный стоимостью сэкономленных за год тормозных колодок в расчете на один электровоз определяют так

где С1тк - цена одной тормозной колодки, руб. (С1тк = = 250 руб.).

Тогда для электровоза ВЛ80Р АСтк = 74 • 250 = = 18500 руб.; для электровоза ВЛ85 АСтк = 67 • 250 = = 16750 руб.

Экономический эффект АСтк, выраженный стоимостью сэкономленных тормозных колодок на одном электровозе в течение срока службы 30 лет:

АС'тк = 30 • ДСтк;

ВЛ80Р АС'та = 30 • 18500 = 555000 руб; ВЛ85 АС'те = = 30 • 16750 = 502500 руб.

Годовой экономический эффект ДС"1к, выраженный стоимостью сэкономленных тормозных колодок при эксплуатации 71 электровоза ВЛ80Р и 269 электровозов ВЛ85 в течение одного года: ВЛ80Р АС"^ = = 71 • ДСте = 71 • 18500 = 1,31 млн руб.; ВЛ85 АС"те = = 269 • ДСте = 269 • 16750 = 4,5 млн руб.

Экономический эффект АС^"1к, выраженный стоимостью сэкономленных тормозных колодок при эксплуатации 71 электровоза ВЛ80Р и 269 электровозов ВЛ85 в течение срока службы 30 лет: ВЛ80Р АС'% =

= 30 • ДС"те = 30 • 1,31 млн руб. = 39,3 млн руб.; ВЛ85 АС"та = 30 • ДС"те = 30 • 4,5 млн руб. = 135 млн руб.

Таким образом, практическая реализация (внедрение) разработки [1] в блоках БУВИП-133 на 71 электровозе ВЛ80Р и на 269 электровозах ВЛ85 обеспечивает следующую экономию в эксплуатации, обусловленную сокращением расхода тормозных колодок при рекуперативном торможении на 3 %:

Электровозы Электровозы ВЛ80Р ВЛ85

- за срок службы 30 лет 39,3 млн руб. 135 млн руб.

- за год 1,31 млн руб. 4,5 млн руб.

В расчете на 1 электровоз ВЛ80Р или ВЛ85 экономия в эксплуатации составляет:

ВЛ80Р

- за срок службы 30 лет

- за год

ВЛ85

555 тыс. руб. 502,5 тыс. руб. 18,5 тыс. руб. 16,75 тыс. руб.

Литература

1. А.с. № 767933 СССР, М. Кл. Н02 Р 13/16. Устройство для управления тиристорным инвертором/Н.И. Галат, О.Р. Ка-лабухов, Б.М. Наумов. Опубл. 30.09.1980 // Б. И. № 36.

2. Кравчук В.В., Лещев А.И., Дениско Н.П., Поддавашкин А.С. Оценка эффективности применения электровоза ВЛ65 на Забайкальской железной дороге // Электровозостроение: Сб. науч. тр./ ОАО «ВЭлНИИ». Новочеркасск, 2000. Т. 42. С. 128-143.

3. Методические указания по оценке технико-экономической эффективности новых и усовершенствованных электровозов. М., 1986.

Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)

10 ноября 2006 г.

УДК 621.31:338.45 (470+571)

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА

© 2007 г. А.Г. Карашева, А.В. Кульбаев

Рассмотрим типологию существующих моделей преобразования национальных энергетик. Главной целью реструктуризации электроэнергетической отрасли в любой стране является формирование возможностей для снижения энергозатрат в национальной экономике путем активизации конкуренции на рынке электроэнергии. Изменения, осуществляемые в ходе реструктуризации, затрагивают три составляющие: государственное регулирование, структуру отрасли и собственность. В ряде зарубежных стран была проведена полная или частичная приватизация, что снизило долю государственной собственности в от-

расли, ограничив влияние правительства на макро- и мезоуровне.

В целом структурные изменения в национальных электроэнергетических отраслях приводят к уменьшению вмешательства государства, устранению монополизма, ослаблению контроля над ценами и тарифами, снижению дотаций. Все это в совокупности создает предпосылки для зарождения и развития конкуренции на рынке электроэнергии. Но типична ли подобная модель (схема) для каждой страны? Нет. В действительности каждой стране присущ свой сценарий. Во-первых, существенно разнятся исходные позиции

каждой из стран, приступающей к процессу реструктуризации, с точки зрения его принадлежности публичной или частной собственности. Во-вторых, разными по масштабам являются сами электроэнергетические системы.

Авторы работы [1] выделяют три основные модели реструктуризации электроэнергетической отрасли на основе внедрения конкурентного механизма. Для первой модели характерны минимальные изменения в традиционной индустриальной модели, что означает сохранение монопольного положения электроснаб-жающих компаний с вертикально-интегрированной структурой и ответственностью за обеспечение потребителей энергией. Но нужно отметить, что вопрос ограничения прав компаний все же возникает в отношении развития их собственных генерирующих источников по мере роста спроса. Если возникает потребность ввода новых генерирующих мощностей, то электроснабжающие компании должны проводить инвестиционные аукционы по заранее установленным правилам под контролем государственных органов регулирования. Победитель аукциона заключает долгосрочный контракт на покупку электрической энергии с региональной монополией, обеспечивая стабильный рынок сбыта электроэнергии при одновременном снижении инвестиционных рисков.

Главным преимуществом данной модели признается повышение эффективности инвестиционного процесса за счет расширения состава инвестиционных проектов и состязательности при их отборе в условиях сохранения вертикально-интегрированной структуры в энергетике. Но в подобной ситуации имеет место лишь стимулирование независимых производителей электроэнергии, тогда как в сфере генерации и поставок электроэнергии конкуренции не существует. Это значительно снижает мотивы борьбы за право быть включенным в график нагрузки или за договора с потребителями электроэнергии.

Вторая модель реструктуризации национального электроэнергетического хозяйства является логическим развитием первой за счет обязательств монопольной компании обеспечивать услуги по передаче электроэнергии и мощности через свои сети для любых внешних поставщиков, заключивших договор на электроснабжение оптовых покупателей в зоне обслуживания данной региональной монополии. При этом от компании помимо услуг по передаче, обеспечиваемых в пределах существующих технических возможностей на не дискриминационной основе и на оговоренных условиях, может потребоваться расширение пропускных способностей своих сетей. Подобная ситуация создает основы для возникновения конкуренции в сфере производства электроэнергии. Оптовые покупатели и крупные потребители получают доступ к сети и имеют право выхода из зоны обслуживания местной энергоснабжающей компании.

Преимущество данной модели обеспечивается наличием конкурентной борьбы за покупателей, имеющих право доступа к сетям компании. Компания, в свою очередь, заинтересована в сохранении своих

потребителей и обязана повышать эффективность хозяйственной деятельности.

В рассматриваемой модели компания по-прежнему отвечает за электроснабжение значительной части потребителей на своей территории, но функционирует уже в менее благоприятных условиях повышенных рисков и без гарантий возврата вложенных инвестиций. Естественно, эти обстоятельства выступают в качестве барьеров для развития генерирующих мощностей компании.

Внедрение второй модели реструктуризации формирует сложности с транспортными сетями, которые продолжают сохранять свою принадлежность крупнейшим компаниям. Действительно, рост числа сторонних производителей расширяет спрос на транспортные услуги и оголяет еще один проблемный срез: кто будет нести ответственность за надежность электроснабжения этими компаниями? В этом случае происходит столкновение интересов владельцев транспортных сетей и независимых производителей электроэнергии, порождающее затяжные конфликты и требующее вмешательства органов государственного регулирования.

Еще одна проблема, порождаемая исследуемой моделью, - отсутствие единого рынка электроэнергии и стабильных правил его работы, что затрудняет принятие правильных инвестиционных решений независимыми производителями электроэнергии. Поскольку содержательной особенностью анализируемой модели является отсутствие разграничения ответственности сторон, то это усложняет инвестиционное планирование развития межсистемной и передающей сети в электроэнергетике, следствием чего может быть снижение надежности электроснабжения.

Две рассмотренные модели не являются совершенными. Так, существование обозначенных выше проблем свидетельствует о незавершенности попыток демонополизации электроэнергетической отрасли и внедрения конкурентных механизмов в процесс ее функционирования и развития. Тем не менее, эти модели использовались в хозяйственной практике разных стран и их существование объяснимо с точки зрения структуры собственности на рынках энергоснабжения на первом этапе проводимой реструктуризации. Например, в США в 1989 г. на долю государственных электроэнергетических компаний приходилось 18,6 % установленной мощности всех электростанций в стране. Частные электрокомпании владели 74,6 % мощности, 3,7 % приходилось на сельские кооперативы по производству электроэнергии и 3,1 % на электростанции промышленных предприятий [2]. Национальная энергосеть принадлежала и эксплуатировалась электрическими компаниями; 166 компаний владели магистральными ЛЭП. Доступ к транспортным сетям имел только владелец, а свободных брокеров и продавцов не существовало.

Такие условия определили целью реформирования электроэнергетики США на начальном этапе обеспечение гарантий в области свободного доступа к передающей сети. Функциональное разделение отрас-

ли в США, как это имело место в ряде стран, реформирующих свою электроэнергетику на базе монопольной национализированной системы, не являлось актуальным и насущным. Тем не менее выход на третью модель реструктуризации национального электроэнергетического хозяйства, в рамках которой происходит полная дезинтеграция производства, передачи и распределения электроэнергии и организация конкуренции в сфере производства электроэнергии и в энергоснабжении потребителей, является целью конечного этапа реформирования электроэнергетики США, для которой исторически присуще многообразие форм собственности и хозяйствования. Такая же схема реструктуризации отрасли присуща ФРГ, Японии и другим странам.

Реструктуризация электроэнергетической отрасли в странах с монопольной национализированной системой (страны Западной Европы, Южной Америки, Канады, Австралии, Новой Зеландии) основана на разгосударствлении отрасли. Правительства этих стран имеют большие возможности маневра, исключая промежуточные этапы реформирования

Можно сказать, что выбор той или иной модели реструктуризации отдельной страной связан не только с национальной спецификой и состоянием электроэнергетики в момент начала преобразований, но главным образом с инвестиционными возможностями конкретного государства. Мы согласны с автором работы [3], который придерживается мнения, что ход реструктуризации, проводимой по двум первым моделям, не является логически выдержанным. Конкурентно выдержанной и логически завершенной можно считать третью модель.

К характерным особенностям этой модели относится то, что, во-первых, производство электроэнергии отделено от ее передачи и распределения, а во-вторых, услуги по электроснабжению (по поставкам электроэнергии потребителям) становятся самостоятельным и конкурентным видом деятельности.

Продажа электроэнергии генерирующими компаниями и поставки переводятся на конкурентную основу с введением для всех правил работы оптового рынка. В данном случае потребители самостоятельно или через торговых посредников (поставщиков) получают к нему доступ на равных правах. Сфера государственного регулирования существенно ограничивается: в большинстве случаев в ней остаются только передача и распределение электрической энергии, предоставление общесистемных услуг (услуг оператора рынка и др.) и электроснабжение небольших потребителей региональными распределительными электрокомпаниями. Инвестиционный риск, связанный со строительством новых генерирующих мощностей, как правило, полностью перекладывается на инвесторов, которые в случае коммерческого успеха получают прибыль, не подлежащую ограничению со стороны государственных органов регулирования.

Исследование моделей реструктуризации национального энергетического хозяйства позволяет сделать вывод о перспективности использования в Рос-

сии третьей модели, для которой характерны полная вертикальная дезинтеграция производства, передачи и распределения электроэнергии, а также формирование устойчивой конкурентной среды в сфере производства электроэнергии и в энергоснабжении потребителей.

Рассмотрим основные проблемы и ход реструктуризации электроэнергетики России. Особенностью реструктуризации российской электроэнергетики стало начало ее реализации на фоне трансформационных процессов перехода от одной модели организации функционирования и развития национальной экономики к качественно другой. В связи с этим была необходима ускоренная адаптация энергетической системы страны к изменившимся условиям внешней среды как с функциональной (наличие реальной рыночной среды взамен централизованно-плановой), так и пространственной (относительная открытость национальной экономики для глобализированного рынка) точек зрения. Также адаптации отрасли требовали изменившиеся условия внутренней среды функционирования и развития, связанные с ухудшением технического состояния отрасли вследствие длительной инвестиционной паузы. В целом наиболее значимыми факторами, определившими необходимость проведения реструктуризации российской электроэнергетики, являются: переход от центрально-плановой, командной к либерально-рыночной модели хозяйствования; остро проявляющиеся закономерности и тенденции глобализации мирового хозяйства; тенденции функционирования и развития мировой электроэнергетики; необходимость простого и расширенного воспроизводства электроэнергетического потенциала страны.

Таким образом, основными направлениями реструктуризации российской электроэнергетики в переходной экономике явились адаптация к рыночным механизмам функционирования и развития, во-первых, национальной экономики в целом (первая составляющая) и, во-вторых, самой отрасли, в частности в условиях глобализации мирохозяйственных связей и отношений (вторая составляющая). Сущностная сторона первой составляющей реструктуризации электроэнергетики обусловлена ее важной инфраструктурной (системообразующей) функцией в обеспечении экономического роста, конкурентоспособности реального сектора экономики. Действительно, электроэнергетическая отрасль в увязке с другими отраслями ТЭК и транспортного комплекса формирует общие условия функционирования и развития всех хозяйствующих субъектов страны. Здесь имеются в виду наличие достаточного предложения соответствующих услуг и цены на эти услуги, что в конечном итоге формирует конкурентоспособность товарной продукции всей национальной экономики.

Суть второй составляющей заключена в формировании наиболее эффективной организационной структуры отрасли и механизмов ее функционирования и развития, адекватных рыночным отношениям. Это в свою очередь должно обеспечить финансовую устойчивость и расширенное воспроизводство на предпри-

ятиях отрасли и надежное обеспечение потребностей растущей экономики в электро- и теплоэнергии.

Итак, определим общий вектор реструктуризации российской электроэнергетики: во-первых, это ее демонополизация; во-вторых, снижение тарифов на энергию за счет обеспечения конкурентных начал в сферах ее производства и сбыта. Что же необходимо сделать в рамках выбранного направления? Что необходимо предпринять для улучшения состояния современной российской электроэнергетики? Конечно, в первую очередь, нужно решать проблемы текущего энергоснабжения дешевой энергией и погашать накопившуюся задолженность. Рост объемов физически изношенного оборудования, используемого в отрасли, требует незамедлительного технического перевооружения и реконструкции. По-прежнему существует проблема изолированных мощностей Восточной Сибири, что препятствует развитию межсистемных связей и снижает уровень энергетической безопасности страны. Далее «критически» актуальным представляется привлечение в отрасль долгосрочных инвестиционных ресурсов и ввод в действие новых энергетических мощностей и межсетевых линий электропередачи для решения проблем энергодефицитных регионов и замещения выбывающих основных фондов. Также требуют проработки вопросы снижения энергетической зависимости ряда регионов России от стран СНГ. Демонополизация электроэнергетического рынка в рамках Единой электроэнергетической системы предполагает реализацию комплекса мер, учитывающего недискриминационное предоставление услуг по передаче и распределению энергии и предоставление права свободного выхода на оптовый рынок независимым производителям электроэнергии, потребителям

или их ассоциациям. Бесспорно, требует совершенствования механизм ценового регулирования естественных монополий и государственного контроля за соблюдением порядка регулирования цен и тарифов, включая решение проблемы «перекрестного субсидирования».

Попробуем окончательно расставить акценты в отношении цели и задач реструктуризации российской электроэнергетики. Итак, реструктуризация электроэнергетики в России (как и в большинстве других стран) инициировалась для:

- повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики;

- повышения эффективности отрасли;

- создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли и привлечения новых инвестиций;

- создания новых мощностей;

- создания предпосылок для честной конкуренции в отрасли и снижения тарифов на этой основе;

- расширения возможностей в выборе поставщика электроэнергии для потребителей;

- повышения качества и надежности предоставляемых услуг.

Литература

1. Макаров А.А., Сорокин И. С. Реструктуризация естественных монополий в энергетике // Вестн. ФЭК России. 1998. № 4. С. 55-57.

2. Мастепанов А.М., Гринкевич Р.Н., Афанасьев С.Д. Госу-

дарство и рынок // Энергия: экономика, техника, экология. 1990. № 9. С. 24.

3. Раппопорт А.Н. Реструктуризация российской электроэнергетики: методология, практика, инвестирование. М., 2005.

Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик 7 ноября 2006 г.

УДК 621.5

АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОМ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ © 2007 г. А.М. Кумаритов, И.К. Хузмиев

В России электроэнергетическая отрасль в настоящее время является одним из самых быстро меняющихся секторов экономики, что связано с ходом практической реализации программы реформирования отрасли.

В этой связи авторами проведен анализ технических проблем энергосбытовой деятельности при переходе к рыночным условиям и возможных способов их решения, выделены основные проблемы российских сбытовых компаний. В условиях

конкуренции главным фактором получения прибыли энергосбытовой компанией (ЭСК) становится борьба за потребителей, следовательно, главная ее компетенция - эффективное обслуживание клиентов. Хотя в России конкурентный рынок электроэнергии только создается, крупные потребители уже оптимизируют затраты на энергоносители, переходя к новым ЭСК, в результате доходы многих ЭСК определяются главным образом объемами реализации электроэнергии (ЭЭ) многочисленным мелким

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.