Научная статья на тему 'К истории энергетики Волгоградской области. Функционирование энергосистемы после второй волны либеральных реформ (2000-е годы)'

К истории энергетики Волгоградской области. Функционирование энергосистемы после второй волны либеральных реформ (2000-е годы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСИСТЕМА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ГЕНЕРАЦИЯ / ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / POWER SYSTEM / RESTRUCTURING / GENERATION / VERTICAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барабанов О. Н.

В исследовании анализируется реформа и постреформенное состояние энергосистемы Волгоградской области в 2000-е годы. Выделены этапы проведения реструктуризации. Определены основные причины кризиса отрасли на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the analysis of the energetic power system reform and its post-reform condition in Volgograd region in 2000-ss. The author points out the stages of the restructuring and defines the main causes of the crisis in the energetics at the regional level.

Текст научной работы на тему «К истории энергетики Волгоградской области. Функционирование энергосистемы после второй волны либеральных реформ (2000-е годы)»

© Барабанов О.Н., 2010

УДК 94(470.45)«20»:620.9 ББК 63.3(2Рос-4Вог)64

К ИСТОРИИ ЭНЕРГЕТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ ВОЛНЫ ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ

(2000-е ГОДЫ)

О.Н. Барабанов

В исследовании анализируется реформа и постреформенное состояние энергосистемы Волгоградской области в 2000-е годы. Выделены этапы проведения реструктуризации. Определены основные причины кризиса отрасли на региональном уровне.

Ключевые слова: энергосистема, реструктуризация, генерация, вертикальная интеграция, государственное регулирование.

Рыночные преобразования, старт которым был дан в 90-е гг. прошлого века в нашей стране, затронули самые важные системы жизнеобеспечения Российского государства. Наряду с модернизацией экономики и промышленности реформам подверглась энергетика. Волгоградская энергосистема являлась крупнейшим поставщиком электроэнергии во всем Южном федеральном округе. Ее реструктуризация представляла собой длительный процесс, который непосредственно отразился на промышленной, экономической и социальной инфраструктуре региона. Исторический анализ проводимых реформ во многом позволит оценить целесообразность нововведений, показать их значимость для социальной и экономической жизни региона на различных уровнях (промышленный, коммунальный, бытовой), а также обобщить опыт проведения реструктурирования естественных монополий в экономических и политических реалиях.

Среди представленной историографии по проблеме преобразования энергетики Волгоградской области преобладают работы, в которых рассматривается экономический аспект реформирования. Например, исследование Л.Ю. Богачковой посвящено изучению си-

стем управления отраслями российской энергетики и практике моделирования экономических процессов в сфере энергопроизводства [2]. Автор рассматривает концепцию российской государственной энергетической политики, управленческие и экономические отношения между органами государственной власти, энергетическими компаниями и различными потребителями. В исследовании указывается на необходимость оптимизации недропользования в нефтегазовом секторе, показано, что повышение степени реструктуризации и либерализации энергетики может стимулировать рост экономической эффективности функционирования отрасли.

Структурным реформам в теплоэнергетике посвящена работа И.И. Кулагиной [15]. В данном диссертационном исследовании представлен анализ основных положений имеющихся проектов реформирования естественных монополий. Автор выстраивает концепцию развития теплоэнергетического комплекса России, определяя модернизацию отрасли на микро- и макроуровнях с учетом воздействия различных явлений внешней среды.

Повышению стратегической устойчивости предприятий электроэнергетического комплекса посвящено диссертационное исследование А.А. Семенова [17]. В работе раскрыт характер действий внешних и внутренних факторов, влияющих на стратегическую устой-

чивость предприятий отрасли, определена специфика стратегического развития предприятий электроэнергетического комплекса в современных условиях. Автором представлен один из вариантов реструктурирования энергокомплекса Волгоградской области, заключающегося в ином распределении активов и ответственности за управление ими. Таким образом, в отечественной историографии история реформ энергетики на современном этапе изучена мало, до сих пор отсутствуют работы, комплексно оценивающие произошедшие перемены в отрасли за последние годы. Представленные работы носят теоретический характер и не содержат исторический анализ реформ энергетики и их последствий. По этой причине остается без ответа главный вопрос о целесообразности проведения реструктуризации, разукрупнении единой энергосистемы России.

В рамках данного исследования предполагается сравнить вертикально-интегрированную и либеральную модели управления энергосистемой региона. Необходимо выделить основные этапы реформирования отрасли на региональном уровне. Выяснить причину кризиса современного энергопроизводства в Волгоградской области. Провести анализ социально-экономических последствий реформы энергетики региона для населения Волгоградской области, для основных предприятий-потребителей, установить, как отразились преобразования на рабочем коллективе ОАО «Волгог-радэнерго».

В соответствии с источниковедческой классификацией используемые в исследовании материалы можно разделить на несколько видов: законодательные акты, делопроизводственные материалы государственных учреждений, статистические источники и периодическая печать. Федеральными законами определялись структура и принципы функционирования отрасли в будущем в условиях конкуренции. Действующая нормативная база по вопросам реформирования электроэнергетики сегодня включает более сорока документов, однако особый интерес представляют внутренние приказы реформируемого общества (ОАО «Волгоградэнерго»). В этих источниках отражены направления реформирования региональной энергосистемы. Анализ

этой группы документов позволяет выяснить региональный аспект реструктуризации энергосистемы.

Обширная статистика по производству, транспорту и сбыту электроэнергии представлена в годовых отчетах к ежегодным собраниям акционеров ОАО «Волгоградэнерго», ОАО «ЮГК “ТГК-8”», ОАО «МРСК Юга». Также в этой категории источников представлены основные направления инвестиционной политики в новообразованных по итогам реструктуризации компаниях.

Ход реформы нашел отражение в периодической печати. Особо стоит выделить отраслевые газеты «Волгоградский энергетик», «Энергия Юга». В этих печатных изданиях отражается корпоративная политика в дореформенный и современный реструктуризации период.

Прежде чем приступить к рассмотрению реформы энергосистемы, следует дать характеристику дореформенного состояния энергетической отрасли Волгоградской области.

Согласно приказу № 62а от 25 июня 1993 г. производственное объединение «Вол-гоградэнерго» было преобразовано в акционерное общество открытого типа энергетики и электрификации «Волгоградэнерго». Акционирование стало одним из начальных этапов дерегулирования отрасли на региональном уровне. Основными видами деятельности общества стали: производство, передача, распределение электрической и тепловой энергии, техническое перевооружение, ремонт, реконструкция и развитие региональной энергосистемы, энергетический надзор, участие в социальных программах регионального уровня [20, с. 3].

Перед началом реформ ОАО «Волгогра-дэнерго» представляло собой крупный комплекс генерирующих мощностей, в состав которого входили: Волгоградская ГРЭС, Волгоградские ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, Волжские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Камышинская и Михайловская ТЭЦ. Располагаемая мощность по всем топливным электростанциям общества составляла 1 697 МВт против рабочей мощности в 1 202 МВт. Причинами уменьшения энерговооруженности стали сокращение потребления пара на производстве (по объектам: ВолгоГРЭС, Волгоградская ТЭЦ-3, Волжская ТЭЦ-1, Камышинская ТЭЦ). Кроме

того, имели место ограничения подачи топлива (газа) на Волгоградскую ТЭЦ-3 и Камышинскую ТЭЦ [3, л. 4]. В сетевое хозяйство были включены: Правобережные, Волгоградские, Левобережные, Камышинские, Михайловские электрические сети, а также Волгоградские и Волжские тепловые сети. Вертикально интегрированная энергетическая система региона отвечала не только за снабжение потребителей тепловой и электроэнергией, но и во многом являлась системообразующим элементом коммунального хозяйства города и области. На основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 07.10 1996 г. N° 171 «О внесении изменений в план приватизации производственного объединения энергетики и электрификации» «Волгоградэнерго» была осуществлена комиссионная передача имущества Волгоградских тепловых сетей. С муниципальными предприятиями заключались договоры о снабжении тепловой энергией. Предприятие, активы которого характеризуются высокой степенью износа, было передано на муниципальный баланс, что помогло частично снять финансовое бремя с энергетической компании.

К концу 1990-х гг. наметилось снижение уровня производства электроэнергии. В 1998 г. произошло самое большое снижение объема отпуска основной продукции - на 15 % [18, л. 69]. Падение уровня производства характерно для всего периода ельцинских реформ в связи с общим экономическим упадком в стране и сокращением промышленного производства. Также недостаток денежных средств на энергопредприятиях обусловливался наличием взаимозачетов и товарных векселей в расчетах за оказанные услуги. К 1998 г. сумма, полученная в казну общества подобным образом, составляла 2 482 834,6 тыс. руб., или 72,4 % от всей суммы средств по оплате электроэнергии [там же, л. 79].

К 2000-м гг. осложнилась конкурентная обстановка вокруг «Волгоградэнерго». Все большей популярностью среди потребителей стал пользоваться Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), начавший функционировать в 1996 г. [16]. Основными целями работы ФОРЭМ являлись: 1) обеспечение надежного и эффективного энергоснабжения потребителей во всех реги-

онах Российской Федерации; 2) формирование оптимальных экономических отношений производителей, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии на основе сочетания государственного регулирования и конкуренции; 3) выравнивание уровня тарифов на электрическую энергию, отпускаемую с федерального оптового рынка электрической энергии [там же]. Следует заметить, что тариф за передаваемую электроэнергию с рынка мощности колебался в 2001-2003 гг. на уровне 76,96 - 68 руб./(МВт • ч) против 667,11 руб./(МВт • ч) за электроэнергию с шин собственных электростанций (подсчитано по: [4, с. 17; 5, с. 90-91]). Именно завышенная цена на энергию собственного производства вынудила АО «ПО “Волжский трубный завод”» и ОАО «Себряковцемент» в 2000 г. осуществить выход на ФОРЭМ, что повлекло уменьшение полезного отпуска электроэнергии потребителям на 3,7 %, по сравнению с предыдущим годом [19, л. 72]. Через год к указанным выше предприятиям присоединились ЗАО «ВМЗ “Красный Октябрь”», ОАО «Волжский абразивный завод» и ОАО «Волгоградский алюминий».

В 2003 г. советом директоров ОАО «РАО “ЕЭС России”» была одобрена «Концепция стратегии РАО “ЕЭС России” на 2003-2008 годы», ставшая основой будущей реформы [13, с. 2]. Целью реформы являлось повышение эффективности предприятий электроэнергетической отрасли и привлечение частных инвестиций для развития энергокомплекса страны. Основными задачами «Концепции...» являются:

а) разделение отрасли на естественно монопольные и конкурентные виды деятельности;

б) создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности; в) обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий; г) эффективное и справедливое государственное регулирование, обеспечивающее инвестиционную привлекательность предприятий [14].

Активная фаза процесса реструктуризации ОАО «Волгоградэнерго» начинается в 2004 году. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07 2001 г. «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Волгоградэнерго» 30.06 2004 г.

принято решение о реорганизации данного общества в форме выделения структурных компонентов. В процессе реструктуризации ОАО «Волгоградэнерго» были созданы следующие акционерные общества: «Генерирующая компания “Волжская”», «Управляющая компания “Волго-Донской энергетический комплекс”», «Волгоградэнергосбыт», «Волгоградские магистральные сети».

В соответствии с решением совета директоров ОАО «РАО “ЕЭС России”» от

27.04 2007 г. (протокол № 250) ОАО «Волгог-радэнерго» вошло в конфигурацию ОАО «МРСК Юга» [9, с. 6].

В марте 2005 г. с организацией ОАО «Территориальная генерирующая компания-8» («ТГК-8») началось реформирование генерирующего комплекса Волгоградской области. Целью создания общества явилось обеспечение качественных и надежных поставок тепловой и электрической энергии потребителям в ЮФО.

ОАО «ТГК-8» учреждена ОАО «РАО “ЕЭС России”» в соответствии с Распоряжением ОАО «РАО “ЕЭС России”» № 53р от 21.03 2005 г. во исполнение решения Совета директоров ОАО «РАО “ЕЭС России”» от 29.10 2004 г. о необходимости создания ОАО «ТГК-8» (Протокол заседания Совета директоров ОАО «РАО “ЕЭС России”» от 29.10 2004 г. № 180). Свою операционную деятельность ОАО «ТГК-8» начало 1 июля 2005 года.

3 ноября 2005 г. Правлением РАО «ЕЭС России» принято решение об изменении наименования (со старого - ОАО «ТГК-8» на новое - ОАО «Южная генерирующая компания “Территориальная генерирующая компания-8”») по принципу географического положения и места осуществления хозяйственной деятельности в ЮФО.

23, 28 и 29 декабря 2005 г. были проведены общие собрания акционеров ОАО «ЮГК “ТГК-8”» и 5 генерирующих компаний, расположенных в ЮФО, на которых были приняты решения о реорганизации обществ в форме присоединения к ОАО «ЮГК “ТГК-8”» генерирующих компаний: ОАО «Астраханская региональная генерирующая компания», ОАО «Генерирующая компания “Волжская”» (Волгоградская область), ОАО «Дагестанская тепловая генерирующая компания», ОАО «Ростовская

генерирующая компания», ОАО «Ставропольская теплогенерирующая компания» [10, с. 8].

После разделения «Волгоградэнерго» по видам бизнеса с 1 января 2005 г. в самостоятельную организацию выделилось ОАО «Вол-гоградэнергосбыт». Основным видом деятельности предприятия является оптовая покупка и реализация электрической энергии на розничном рынке промышленным и прочим потребителям, в том числе социально значимым организациям и населению Волгоградской области [12, с. 8].

Анализ отчетов по основной деятельности «Волгоградэнергосбыт» показывает, что за три года самостоятельной работы (с 2005 по 2008 г.) в связи с тяжелым финансовым положением сбытовой организации пришлось увеличивать тарифы для населения с 0,83 до

1,66 руб./(кВт • ч) [там же, с. 48]. Ежегодное повышение тарифов составляло от 13,7 % до

19,5 %, что на фоне прогрессирующего роста оплаты коммунальных платежей отрицательно сказалось на благосостоянии жителей города и области.

Однако реформа имела негативное влияние не только на экономическую сторону жизни страны. В частности, Л.С. Беляев указывает на то, что нарушение целостности ЕЭС и региональных АО-энерго вследствие разделения сфер генерации, транспортирования, распределения и сбыта электроэнергии и раздробления единых монопольных компаний на множество генерирующих, сбытовых и сетевых организаций привело к ликвидации централизованного управления развитием генерирующих мощностей, чрезвычайному усложнению оперативно-диспетчерского управления и общему снижению надежности электроснабжения [1, с. 16].

Данные заключения небезосновательны и находят подтверждение в отчетных документах энергетических компаний. За период 2005-2008 гг. произошло значительное снижение выработки электроэнергии с 5 240,17 млн кВт/ч до 3 539,283 млн кВт/ч по филиалу ЮГК ТГК-8 «Волгоградская генерация» ОАО «ЮГК “ТГК-8”» (подсчитано по: [16, с. 88; 18, с. 61]). Среди основных причин значительного падения уровня производства энергии указано принудительное ограничение работы электростанций в связи с ограниченной покупательной

способностью рынка электроэнергии. Вместе с тем значительно выросла прибыль от продажи электроэнергии по всем филиалам генерирующей компании. В 2005 г. она составила 2 667 787 тыс. руб., а в 2007 г. - уже 10 844 187 тыс. руб. [11, с. 124]. Прежде всего стоит отметить тот факт, что достижение столь огромной прибыли было во многом обусловлено повышением тарифов по основным видам продукции. В 2006 г. рост тарифов на электроэнергию в филиале «Волгоградская генерация» по соотношению к 2005 г. составил 108,7 %, в 2007 г. по отношению к 2006 г. прибавка составила 101,5 %, а в 2008 г. по отношению к 2007 г. - 118,6 % [там же, с. 76].

Экономическую ситуацию в обществе дестабилизирует постепенный рост дебиторской задолженности, которая увеличилась с 76,76 млн руб. в 2005 г. до 962,5 млн руб. -в 2008 г. [там же, с. 86]. Значительная сумма дебиторской задолженности свидетельствует

о неплатежах потребителей и неэффективном выводе денежных средств предприятия из оборота, что является негативным фактором в деловой активности.

Немаловажно, что согласно плану реструктуризации привлечение финансовых средств должно происходить за счет частных инвесторов, берущих на себя обязательства по вводу новых мощностей и техническому обслуживанию имеющихся электростанций. Однако не все «арендаторы» и «хозяева» спешили выполнять возложенные на них обязательства. В частности, по причине финансовых трудностей ОАО «Каустик» в 20072008 гг. не выполнило ряд технических работ по модернизации арендованной Волгоградской ТЭЦ-3 на общую сумму в 15,058 млн руб. [11, с. 127, 147].

Например, совет директоров ОАО «ЮГК “ТГК-8”» признал экономически нецелесообразным расширение Волгоградской ГРЭС с сооружением парогазовой установки мощностью 180 МВт [11, с. 118]. Проект был направлен на замещение выбывающих мощностей ГРЭС в связи с исчерпанием индивидуального ресурса для сохранения рынка тепловой и электрической энергии. Затраты по проекту составляли 5,689 млрд руб. в ценах

2007 года. Реализация данного проекта позволила бы частично решить проблему дефици-

та электроэнергии в Волгограде. Такое ограничение энергомощностей не только не способствует внедрению конкуренции, но, наоборот, создает локального монополиста в сфере производства электроэнергии в лице ОАО «Лу-койл-Волгоградэнерго».

Еще одной проблемой, возникшей после разделения региональной энергокомпании по видам бизнеса, стало отсутствие нормально функционирующего рынка электроэнергии. Постоянный рост тарифов, о котором говорилось выше, не способствует развитию эластичного спроса, то есть возможности потребителя выбирать наиболее выгодное по цене предложение. Сложные климатические условия во многом влияют на уровень потребления электро- и теплоэнергии, поэтому потребители готовы платить любую цену за один кВт/ч только бы не остаться без света и тепла в холодное время года. Именно подобная ситуация позволяет сокращать количество генерирующих мощностей и одновременно повышать тарифы.

Вместе с тем под вопросом находится возможность оперативно осуществлять переброску электроэнергии из соседних регионов в силу изношенности передающего и сетевого хозяйства.

Проведение реформы выявило не только технические проблемы, но и повлекло за собой криминализацию отрасли. Так, в январе 2007 г. акционерное общество «Тандер» и

ООО «Югснабресурс» заключили договор на сумму 4 млн руб. о получении технических условий на технологическое присоединение гипермаркета «Магнит», расположенного в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, к электрическим сетям филиала «МРСК Юга» ОАО «Волгоградэнерго» [21, с. 10]. Еще в момент строительства гипермаркета стало известно, что имеющейся мощности не хватает, тогда и возникла необходимость дополнительного присоединения. Соответствующая плата на присоединение устанавливается управлением по региональным тарифам, согласно которым действует ОАО «Волгоградэнер-го». Однако один из инспекторов отдела по работе с непромышленными потребителями Волгоградского межрайонного управления ОАО «Волгоградэнергосбыт» предложил бизнесменам два варианта оплаты договора -

официальный, стоимостью в несколько десятков миллионов рублей, и второй, более доступный, но с условием перечисления денежных средств на счет ООО «Югснабресурс». В ходе проверки прокуратуры совместно с Управлением ФСБ по Волгоградской области оказалось, что на самом деле такого подрядчика у «Волгоградэнерго» никогда не было [21, с. 10]. Следовательно, пакет документов, полученный от ООО «Югснабресурс» оказался фальшивым. Дальнейшее расследование показало, что фирма ООО «Югснабресурс» была зарегистрирована на подставных лиц, не имеющих никакого отношения к энергетическому бизнесу.

Описание итогов реформ региональной энергосистемы было бы неполным без анализа кадровой политики ОАО «Волгоградэнер-го». На протяжении с 2002 по 2006 г. среднесписочная численность работников ОАО «Вол-гоградэнерго» постепенно снижалась по всем категориям. В частности, самая обширная группа трудящихся - рабочих - уменьшилась с 6 999 до 2 552 чел. (подсчитано по: [6, с. 138; 7, с. 159]). Основной причиной уменьшения штата стало проведение реформирования общества и выделение в самостоятельную структуру ОАО «Волгоградэнергосервис». Одной из причин сокращения числа сотрудников стало высвобождение персонала в соответствии с заданием по оптимизации численности, иначе говоря - сокращение штата.

Негативные тенденции не всегда преобладали в кадровой политике предприятий. Появление новых компаний жестко поставило вопрос о привлечении новых специалистов и работников. В частности, за период с 2005 по

2008 г. наблюдалось увеличение численности персонала по категориям «рабочие» и «руководители» в филиале «ЮГК “ТГК-”8» «Волгоградская генерация» (подсчитано по: [8, с. 94;

7, с. 141]). Создание более чем тысячи новых трудовых мест не решило проблемы нехватки опытных сотрудников на предприятии. Однако указанная информация зачастую вызывает сомнение, так как в годовых отчетах не совпадают показатели по текучести кадров в отчетный год и за предшествующий ему период. В частности, в 2006 г. по филиалу ОАО «ЮГК “Тгк-8”» «Волгоградская генерация» представленное процентное соотношение количествен-

ного состава трудящихся составляет 4,7 %, а в отчете за 2008 г. - уже 5,7 % [11, с. 126, 142]. Подобные неточности имеют место в отчетах за 2007-2008 гг., где расхождение с показателями за предыдущий год достигает почти 1 %.

На современном этапе реформа системы через внедрение рыночных отношений (создание акционерных обществ) в сферу энергетики привела к негативному результату. На примере Волгоградской области четко видно, что установление либеральной модели управления привело к дезорганизации всей системы управления. Несмотря на ряд недостатков, дореформенная система управления позволяла сохранять в энергосистеме внутреннюю устойчивость и обеспечивала способность быстро ликвидировать последствия нештатных ситуаций на энергопредприятиях.

Изучение процесса реструктуризации позволяет выделить два этапа преобразований. Создание ОАО «Волгоградэнерго» в 1993 г. обозначило тенденцию уменьшения роли государственного управления в региональном энергокомплексе. В 2004-2007 гг. были созданы самостоятельные предприятия, занимающиеся производством, транспортом и сбытом электроэнергии. Разукрупнение региональной энергокомпании вынудило новое руководство предприятий производить сокращение штата рабочих, что, в свою очередь, осложнило ситуацию на рынке труда. Стало ощущаться отсутствие резерва мощностей в регионе, а также сильный износ сетевого хозяйства (более чем на 60 %), что привело к повышению потерь электроэнергии при ее передаче. Эти потери стали компенсировать увеличением тарифов. Постоянный рост платы за технологическое присоединение и электроэнергию стал своеобразной удавкой на шее волгоградской промышленности, вынужденной отказываться от услуг местных компаний и искать поставщика электричества за пределами области, ставя тем самым под угрозу выполнение производственных графиков и уменьшая объемы производства. Таким образом, изучение истории реформы энергетической системы Волгоградской области в конце XX - начале XXI в. показывает не только специфику и этапы ее осуществления, но также вскрывает вызванные ею проблемы социально-экономического характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляев, Л. С. Недостатки конкурентного рынка электроэнергии и целесообразность корректировки концепции реформирования электроэнергетики России I Л. С. Беляев II Энергетик. - 2GG6. - N° 3. - С. 17-20.

2. Богачкова, Л. Ю. Совершенствование управления отраслями российской энергетики. Теоретические предпосылки, практика, моделирование I Л. Ю. Богач-кова. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2GG7. - 42і с.

3. Годовой отчет АО «Волгоградэнерго» по технико-экономическим и производственным показателям за 1994 г. II ГАВО (Гос. арх. Волгогр. обл.).- Ф. 642. - Оп. 3. - Д. 43.

4. Годовой отчет к годовому общему собранию акционеров ОАО «Волгоградэнерго» за 2GG2 г. - [Б. м. : б. и.], 2GG3. - [33] с.

3. Годовой отчет к годовому общему собранию акционеров ОАО «Волгоградэнерго» за 2GG3 г. - [Б. м. : б. и.], 2GG4. - [147] с.

6. Годовой отчет к годовому общему собранию акционеров. - Волгоград : [б. и.], 2GG3. - [104] с.

7. Годовой отчет к годовому общему собранию акционеров. - Волгоград : [б. и.], 2GG6. - [288] с.

8. Годовой отчет открытого акционерного общества «Южная Генерирующая Компания “ТГК-8”» по итогам работы за 2GG3 г. - Ростов н!Д : [б. и.], 2GG6. - [ііЗ] с.

9. Годовой отчет открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (ОАО «МРСК Юга») по результатам работы за 2GG7 год. - [Б. м. : б. и.], 2GG8. - [221] с.

10. Годовой отчет открытого акционерного общества «Южная генерирующая компания “ТГК-8”» по итогам работы за 2GG7 г. - Ростов н!Д : [б. и.], 2GG8. - [179] с.

11. Годовой отчет открытого акционерного общества «Южная генерирующая компания “ТГК-8”» по итогам работы за 2GG8 г. - Ростов н!Д : [б. и.], 2GG9. - [166] с.

12. Годовой отчет ОАО «Волгоградэнергос-быт» по результатам работы за 2GG8 г. - Волгоград : [б. и.], 2GG9. - [110] с.

13. Из материалов годового отчетаРАО «ЕЭС России» за 2GG3 г. II Энергетик. - 2GG4. - № 9. - С. 2-3.

14. «Концепция стратегии РАО “ЕЭС России” на 2GG3-2GG8 годы». - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http:IIwww.rao-ees.ruIruIreforming Ikon show. cgi?kon.htm.

іЗ. Кулагина, И. И. Структурное реформирование естественных монополий: модели и методика оценки устойчивости (на примере теплоэнергетики) : автореф. дис. ... канд. экон. наук

I Кулагина Ирина Ивановна ; СКАГС. - Ростов н!Д, 2GG3. - [3G] с.

16. О федеральном (всероссийском) оптовом рынке электроэнергии (мощности) : постановление Правительства Российской Федерации от 12.07 1996 г. № 793. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:IIwww.consultant.ruIonlineIbase I?req=doc;base=LAW;n=3996 (дата обращения: 09.10.2010).

17. Семенов, А. А. Повышение стратегической устойчивости предприятий электроэнергетического комплекса : автореф. дис. ... канд. экон. наук I Семенов Александр Арсентьевич ; ВолГУ - Волгоград, 2GG4. - [23] с.

18. Сводный годовой отчет акционерного общества по основной деятельности за 1998 год и пояснительная записка к нему II ГАВО. - Ф. 642. -Оп. 3. - Д. 313.

19. Сводный годовой отчет акционерного общества по основной деятельности за 1999 год и пояснительная записка к нему II ГАВО. - Ф. 642. -Оп. 3. - Д. 473.

20. Устав акционерного общества открытого типа энергетики и электрификации «Волгоградэнер-го». - Волгоград : [б. и.], 1993. - [2GG] с.

21. Черничкина, О. Влипли, как кур в ощип

I О. Черничкина II Городские вести. - 2GG9. - 23 апр.

ON THE HISTORY OF THE ENERGETIC POWER SYSTEM OF VOLGOGRAD REGION. FUNCTIONING OF THE POWER SYSTEM AFTER THE SECOND WAVE OF LIBERAL REFORMS (2000-s)

O.N. Barabanov

The article deals with the analysis of the energetic power system reform and its post-reform condition in Volgograd region in 2000-ss. The author points out the stages of the restructuring and defines the main causes of the crisis in the energetics at the regional level.

Key words: power system, restructuring, generation, vertical integration, state regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.