Научная статья на тему 'Развитие электроэнергетики в Омской области'

Развитие электроэнергетики в Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
756
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ / СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ / СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ / ТАРИФЫ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ / POWER INDUSTRY / OMSK REGION / POWER SAVING / INVESTMENT PROJECTS / POWER TARIFFS / COMPANY GENERATOR / NETWORK COMPANY / MARKETING COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бреусова Анна Георгиевна, Филимонова Марина Викторовна

В статье анализируются основные проблемы и перспективы развития электроэнергетики Омской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Omsk region power industry development

The article considers the key issues and prospects of the power industry development in Omsk region.

Текст научной работы на тему «Развитие электроэнергетики в Омской области»

УДК 620.9

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ OMSK REGION- POWER INDUSTRY DEVELOPMENT

А.Г. Бреусова A.G. Breusova

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского М.В. Филимонова M.V. Filimonova

Министерство экономики Омской области

В статье анализируются основные проблемы и перспективы развития электроэнергетики Омской области.

The article considers the key issues and prospects of the power industry development in Omsk region.

Ключевые слова: электроэнергетика, Омская область, генерирующая компания, сетевая компания, сбытовая компания, тарифы на электроэнергию, энергосбережение, инвестиционные программы в электроэнергетике.

Key words: power industry, Omsk region, power saving, investment projects, power tariffs, company generator, network company, marketing company.

Необходимость государственного регулирования развития той или иной отрасли определяется ее значимостью для экономики страны и регионов. Стоимость кВт/часа и обеспеченность территории электроэнергией влияет на размещение новых производств и расширение деятельности уже существующих. Кроме того, затраты на электроэнергию присутствуют и в структуре коммунальных платежей населения, что подчеркивает еще и социальную значимость отрасли. До 1 июля 2008 г. российскую энергетику и электрификацию представляло РАО «ЕЭС России» (Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России»). Предпосылки реформирования электроэнергетики появились еще в 1980-х гг., когда в

электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии. Отставание РФ по уровню энергоэффективности велико по сравнению с западными странами. И с 2001 г. начинаются масштабные структурные изменения в отрасли, которые привели к оформлению в 2008 г. производства электроэнергии, передачи и сбыта в самостоятельные подсистемы. Поэтому очевидно, что процесс реформирования РАО «ЕЭС России» привел к крупным изменениям в регионах [1; 5].

Функциональное изменение структуры отрасли в масштабе всей страны представлено в таблице 1.

Таблица 1

Функциональная структура отрасли после реформирования

Холдинг РАО «ЕЭС России» прекратил свое существование, передав свои функции

государству инфраструктурным организациям саморегулируемым организациям

1. Министерство энергетики РФ - осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию; 2. Федеральная служба по тарифам РФ (ФСТ) - регулирование тарифов, здесь же можно отметить региональные энергетические комиссии; 3. ОАО «Системный оператор» -управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики, т. е. диспетчерское управление; 4. ОАО «Федеральная сетевая компания» (ФСК) - предоставление услуг по передаче электроэнергии Генерирующие (производящие) и передающие организации, энергосбытовые компании, осуществляющие лишь продажу электроэнергии 1. НП «Совет рынка» - это электронная биржа электроэнергии, т. е. организованная торговая площадка по купле-продаже такого товара, как электроэнергия. Предоставляет участникам рынка (тем, кто хочет купить или продать электроэнергию) услуги по организации торговли и финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ). 2. НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций - содействие в создании эффективного конкурентного розничного рынка электроэнергии на территории РФ. В составе членов партнерства присутствует ОАО «Омская энергосбытовая компания»

Таким образом, как видно из таблицы 1, в результате реформы электроэнергетики ОГК (оптово-генерирующие компании), ТГК (территориально-генерирующие компании), сбыт, и региональные сетевые компании стали частными, а в ОАО «Системный оператор» и ОАО «Федеральная сетевая компания» контроль за собой сохранило государство.

В настоящее время структура электроэнергетики Омской области представлена следующими организациями:

• генерирующая компания - Омский филиал ОАО «ТГК-11». Компания зарегистрирована в Новосибирске, что вызывает утечку части налоговых поступлений;

• сетевая компания - филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго»;

• сбытовая компания, обладающая статусом гарантирующего поставщика - ОАО «Ом-скэнергосбыт».

Сегодня электроэнергетика обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей региональной экономики и во многом определяет формирование основных параметров социально-экономического развития Омской области. Поэтому, характеризуя управление электроэнергетикой в Омской области, можно выделить следующие мероприятия: во-первых, в целях повышения энергетической безопасности Омской области и устойчивости энергетических связей с восточными регионами Сибири 26 марта

Тарифы на электроэнергию для населения Омска и области с 2007 по 2009 г. растут. Так, в районах области в 2007 г. тариф составлял 1,05 руб.; 2008 г. - 1,16 руб. и в 2009 г. достиг 1,44 руб. По Омску тариф варьирует в зависимости от установленной плиты в домах. Например, в домах с электрическими плитами тариф на электроэнергию составляет сейчас 1,44 руб.; в то время как с газовыми плитами -

2008 г. введена в эксплуатацию высоковольтная линия электропередач «Заря - Барабинск -Таврическое»; во-вторых, в рамках обеспечения коммунальной инфраструктурой по реализации приоритетного национального проекта по строительству доступного жилья 29 февраля

2008 г. введена в эксплуатацию подстанция «Весенняя»; в-третьих, в целях оптимизация топливопотребления региона формируются топливно-энергетический баланс и баланс бюджетных расходов Омской области, а также программы энергосбережения и технического перевооружения муниципальных коммунальных комплексов. Постепенно происходит нарастание основных проблем отрасли, к которым относятся: дефицитность Омской энергосистемы, высокие тарифы, потеря контроля со стороны государства и региона за развитием отрасли и реализацией инвестиционных проектов.

Особенности производства и потребления электроэнергии в Омской области представлены в таблице 2. Хотя дефицитность энергосистемы Омской области снижается за счет сокращения объемов производства и введения в эксплуатацию новой ЛЭП «Заря - Барабинск -Таврическое» исключить вероятность увеличения дефицита электроэнергии к моменту выхода РФ из кризиса нельзя. Низкая обеспеченность электроэнергией является одним их сдерживающих факторов развития экономики региона.

2,08 руб./кВтч. При этом стоит отметить, что по величине тариф на электроэнергию в 2009 г. для населения за 1 кВтч по Сибирскому ФО Омская область занимает четвертое место после Республик Алтай, Бурятии и Новосибирской области, что видно из таблицы 3. Самый дешевый тариф в Иркутской области обусловлен низкой себестоимостью производства гидроэлектростанциями электрической энергии [3].

Таблица 2

Производство и потребление электроэнергии в Омской области

Год 2004 2005 2006 2007 2008

Потребление, млн кВтч 9781 9884 10311 10408 10553

Производство, млн кВтч 6463 6160 6479 6388 7310

Дефицит, в % 33,9 37,7 37,2 38,6 30,7

Таблица 3

Тариф на электроэнергию в 2009 г. для населения по Сибирскому ФО (в руб./кВтч с учетом НДС)

№ Субъект Место региона по самому высокому тарифу 2009

Тариф для гор. населения в домах с Тариф для сел. населения в домах с электроплитами

газовой плитой электро- плитой

1 Республика Алтай 1 2,61 1,95 1,95

2 Республика Бурятия 2 2,41 1,69 1,69

3 Новосибирская область 3 2,09 1,46 1,46

4 Омская область 4 2,08 1,44 1,44

5 Республика Тыва 5 1,8 1,26 1,26

6 Томская область 5 1,8 1,26 1,26

7 Кемеровская область 6 1,32 1,32 1,32

8 Красноярский край 7 1,24 0,87 0,87

9 Иркутская область 8 0,56 0,39 0,39

10 Забайкальский край* - - -

* Другая система установления тарифов для населения (с учетом норматива потребления): для городского населения в пределах норматива потребления - 1,58; сверх - 2,46; для сельского населения в пределах норматива потребления - 1,11; сверх - 1,72.

Составлено по [3].

В связи с падением объемов потребления электроэнергии и сокращением финансовых возможностей субъектов электроэнергетической отрасли реализация инвестиционных проектов перевооружения отрасли постоянно откладывается. Строительство Омской ТЭЦ-6 компании ОАО «ТГК-11» в 2002 г. было включено в Федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика». Завершить стройку планировалось к 2006 г. при государственной поддержке. Однако в связи с прекращением финансирования РАО «ЕЭС России» и отсутствием поддержки из федерального бюджета в 2003 г. строительство было прекращено. Сегодня проводится пересмотр основных мероприятий и корректировка необходимых финансовых ресурсов, которые заложены в инвестпрограмму, а также учет перераспределения активов компании. Так, на сегодняшний момент «Роснефть», владеющая через «Нефть-Актив» 5,3 % акций ТГК-11 планирует их продать крупной финансово состоятельной компании ОАО «Интер РАО». По оценкам ТГК-11, если сделка осуществиться, то «Интер РАО» в состоянии будет реализовать все запланированные инвестпрограммы даже без учета сокраще-

ния средств на отдельные ее мероприятия. Сегодня существуют и некоторые трудности с реализацией утвержденных инвестиционных программ в районах Омской области. Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» с 1 января

2009 г. органы местного самоуправления не могут влиять на тарифы на электроэнергию. При этом возникает правовой пробел, так как у местного самоуправления эти права отняли, но на региональный уровень не передали [4]. При этом гарантий, что после устранения законодательного пробела местные инвестиционные программы будут реализованы в полном объеме нет.

Ситуация в электроэнергетической отрасли усугубляется еще и тем, что в связи с реформированием ликвидировали единый координирующий центр развития. Поскольку единого управленческого воздействия не наблюдается, постольку действия частных генерирующих и сбытовых сетевых компаний с долей государства в уставном капитале в значительной мере не скоординированы между собой.

Причины и следствия проблемы представлены в таблице 4.

Таблица 4

Причины и следствия проблем электроэнергетики Омской области с технической, экономической и организационной точек зрения

Причина Проблема Следствие

Технический аспект

Потребление электроэнергии регионом превосходит генерирующий полезный отпуск; высокая энергоемкость производимой продукции; недостаточность линий электропередач, связывающих Омскую область с другими российскими энергосистемами Дефицитность Омской энергосистемы Дефицит резервных мощностей, технологическая зависимость от перетоков из Казахстана

Экономический аспект

Рост тарифов на электроэнергию связан с тем, что реформа электроэнергетики привлекла инвесторов, что вынуждает сохранить эти тарифы; неэффективная структура генерации (в регионе генерация на твердом топливе) Высокие тарифы на электроэнергию Наличие неплатежей за потребленную электроэнергию

Наличие неплатежей, экономический кризис Перенос реализации инвестиционных проектов Диспропорция расположения, дефицит резервных мощностей, дефицитность Омской энергосистемы

Организационный аспект

Ликвидация РАО «ЕЭС России» Отсутствие единого координирующего центра руководства электроэнергетической отраслью Действия частных генерирующих и сбытовых сетевых компаний с долей государства в уставном капитале в значительной мере не скоординированы между собой

С учетом обозначенных проблем можно выделить следующие направления развития отрасли в регионе: инвестиционное направление, т. е., по сути, строительство. Второе направление можно обозначить как организацию эффективного управления отраслью. Обозначим для начала основные мероприятия по качественному направлению развития.

1. Для энергетики необходима стратегия развития, разработанная с участием органов власти и крупнейших предприятий региона, в которую будут включены проекты, соответствующие потребностям перспективного плана развития региона, требующие своевременной реализации. В отличие от Омского региона, стратегия уже разработана в Томской области, Чувашской республике, Краснодарском крае и др., поэтому есть повод задуматься органам власти о ее разработке и у нас. В этой связи становится актуальным вопрос о формировании рабочей группы с целью создания энергетической стратегии.

2. Строительство приоритетных объектов электроэнергетики необходимо продолжать. Со-

гласно экономической теории после спада начинается подъем. Поэтому сохранение темпов строительства объектов электроэнергетики следует воспринимать как закладку фундаментальной основы для роста экономики страны и ее регионов в послекризисный период. Кризис, безусловно, требует корректировки инвестиционных программ, но не их исключение.

3. Внедрение передовых технологий.

Во-первых, использование альтернативных источников электроэнергии: малые гидроэлектростанции, ветрогенерации. Отдельно нужно сказать о генерации на биогазе. Технология получения биогаза и переработки органических отходов в высококачественное удобрение путем анаэробного сбраживания способна кардинально улучшить экономические, экологические и социальные условия в сельском хозяйстве и снизить себестоимость производства электроэнергии в Омской области. Например, в Нарын-ской и Жамбылской областях Республики Казахстан такие установки уже используют.

Развитие альтернативных видов выработки электроэнергетики в регионе позволит не

только снизить высокие тарифы за счет низкой себестоимости, но также перейти электроэнергетической отрасли на новую ступень развития.

Во-вторых, необходимо грамотное внедрение энергосберегающих технологий. Но здесь существует проблема применения федерального закона «Об энергосбережении», принятого в 1996 г. Он регулирует отношения, возникающие в процессе внедрения технологий энергосбережения, и преследует своей целью создание экономических и организационных условий эффективного использования энергетических ресурсов. Однако данный закон декларативен по своей сути, поскольку инструменты стимулирования хозяйствующих субъектов к внедрению технологий энергосбережения не работают. В итоге для производства применение энергосберегающих технологий не представляет интереса, так как все затраты ложатся на потребителя, стоимость технологий велика, как и срок окупаемости. Тем не менее комплекс мероприятий по энергосбережению позволит промышленным предприятиям существенно снизить затраты на энергоресурсы, а значит, получить больше прибыли, поэтому задача органов власти выработать действенный механизм стимулирования к энергосбережению не только призывами, но созданием условий для этого [6].

4. Суть последней рекомендации сводится к оптимизации государственных полномочий в электроэнергетике. Возникает необходимость дополнить полномочия, в частности, в области контроля за реализацией инвестиционных проектов. Кроме регулирующей и контролирующей государственные органы власти должны выполнять координирующую функцию. Это связано с тем, что единый функциональный центр электрообеспечения - РАО «ЕЭС России» ликвидировали, а за бесперебойное электроснабжение ответственность сейчас лежит на руководителях сетей, сбытовых компаний и других субъектов отрасли. Вот такое рассредоточение ответственности по широкому кругу участников может привести к потере контролируемости и скоординированости действий в отрасли и в целом потере управляемости.

Так, координирующая функция государственных органов может быть осуществлена двумя способами. Первый заключается в том, чтобы законодательно расширить полномочия существующих органов власти. Второй заключается во вхождении органов власти в состав членов Сибирской энергетическую ассоциации, в которую входят тридцать организаций, например, такие как: крупные энергопотребители -

ГУП «Управление энергетики и водоснабжения СО РАН», ОАО «ТГК-11», из региональных ассоциаций - МА «Сибирское Соглашение», производители энергооборудования - ОАО ПРП «Омскэнергоремонт», топливная компания - ОАО «УК Кузбассразрезуголь», энергокомпании - ОАО «РусГидро», ОАО «УК Си-бирьэнерго», ОАО «Иркутскэнерго» и др. Сравнивая пути реализации можно отметить, что наиболее «легким» и «быстрым» представляется второй путь. Поэтому его можно рассматривать и как этап на пути реализации первого. То есть пока законодательно не закрепят соответствующую функцию в полномочиях государственных органов региональным властям Омской области можно вступить в ассоциацию, а после расширения полномочий прекратить свое членство в ассоциации [2].

Относительно инвестиционного направления развития электроэнергетики в Омской области можно обозначить следующие: во-первых, предполагается строительство ТЭЦ-6, реконструкция ТЭЦ-3, модернизация ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 компании ТГК-11; во-вторых, планируется создание сетевой инфраструктуры федерального значения - строительство подстанций «Восход» и «Левобережная».

Электроэнергетика - стратегически важная отрасль РФ, что требует постоянного контроля со стороны органов власти. Государство, осуществляя постепенную либерализацию электроэнергетической отрасли, утратило контроль за ее развитием. Основная цель либерализации заключалась в привлечении стратегических инвестиций в отрасль. Но в условиях финансового кризиса сокращается потребление электроэнергии (так, по отдельным зонам РФ потребление сократилось на 25 %), что делает невозможным реализацию инвестиционных проектов частными компаниями. По прогнозам только к 2012 г. потребление электроэнергии может вернуться к уровню 2008 г. Невыполнение инвесторами бизнес-планов в электроэнергетике может привести к возврату энергетических предприятий в государственную собственность (но при этом возврат не гарантирует вложения государственных инвестиций в объекты отрасли ввиду снижения финансовых возможней государства и значительного уровня износа оборудования), это обозначает повышение вероятности возврата к прежней модели отрасли и существенно увеличивает риски инвесторов. Поэтому в условиях финансового кризиса органам власти важно скорректировать интересы потребителей по объемам потребления, а также интересы и обязательст-

ва электроэнергетических компаний по выполнению инвестиционных программ.

1. Информация о реорганизации РАО «ЕЭС России» (27.01.2009 г.). - URL: http:// www/rao-ees.ru.

2. НП «Сибирская Энергетическая Ассоциация» (23.03.2009 г.). - URL: http://www/ sibea.ru/ob-associacii/ob-ass

3. Тарифы на электроэнергию, цены на

газ, тепло, в регионах - областях - городах России (20.04.2009 г.). - URL: http:www/

newtariffs.ru.

4. Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2008 г.) // Справочноправовая система «Консультант-Плюс»

5. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2008 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

6. Федеральный закон «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.