Научная статья на тему 'Модели коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в сфере НТР: вопросы партнерства и государственного регулирования'

Модели коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в сфере НТР: вопросы партнерства и государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности / инновации / научно-технологическое развитие / единая государственная система управления научной / научно-технической и инновационной деятельностью. / commercialization of the results of intellectual activity / innovations / scientific and technological development / unified state system for managing scientific / scientific / technical and innovative activities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щукина Т.В.

предметом настоящей статьи выступает исследование моделей коммерциализации РИД в сфере научно-технологического развития РФ, правового регулирования формирования государственного управления единой системой инноваций и научно-технологического прогресса, особенностей внедрения РИД в производство. Тема статьи отражает специфику правовой регламентации партнерства государства, инновационных предприятий, университетов и иных субъектов инновационной деятельности по коммерциализации РИД в условиях трансформации экономики Российской Федерации, усиления в ее структуре роли импортозамещения. Целью настоящей статьи является формулирование предложений по оптимизации и совершенствованию институциональной системы управления РИД в сфере инноваций, науки и научно-технологического развития, обновления инфраструктуры по внедрению РИД со стороны государства в производственно-инновационную систему. Методологию данной работы составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы. Результаты работы – это формулирование проблемных моментов в процессе коммерциализации РИД и государственного управления системой инноваций в России, выработка предложений по их устранению. Область применения результатов работы включает в себя систему публичного управления и публичной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щукина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models of commercialization of the results of intellectual activity in the field of scientific and technological revolution: issues of partnership and state regulation

The subject of this article is the study of RIA commercialization models in the field of scientific and technological development of the Russian Federation, legal regulation of the formation of public administration by a unified system of innovations and scientific and technological progress, and features of RIA implementation in production. The topic of the article reflects the specifics of the legal regulation of the partnership between the state, innovative enterprises, universities and other subjects of innovative activity in the commercialization of RIA in the context of the transformation of the economy of the Russian Federation, the strengthening of the role of import substitution in its structure. The purpose of this article is to formulate proposals for optimizing and improving the institutional system of RIA management in the field of innovation, science and scientific and technological development, updating the infrastructure for the introduction of RIA by the state into the production and innovation system. The methodology of this work was compiled by comparative, formal-legal, analytical methods. The results of the work are the formulation of problematic issues in the process of RIA commercialization and public administration of the innovation system in Russia, the development of proposals for their elimination. The scope of the results of the work includes the system of public administration and public authority.

Текст научной работы на тему «Модели коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в сфере НТР: вопросы партнерства и государственного регулирования»

Т.В. Щукина,

доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук

T.V. Shchukina,

Doctor of Law, Associate Professor, Leading Researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences shukina-tv@mail.ru

DOI:

МОДЕЛИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НТР: ВОПРОСЫ ПАРТНЕРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация: предметом настоящей статьи выступает исследование моделей коммерциализации РИД в сфере научно-технологического развития РФ, правового регулирования формирования государственного управления единой системой инноваций и научно-технологического прогресса, особенностей внедрения РИД в производство. Тема статьи отражает специфику правовой регламентации партнерства государства, инновационных предприятий, университетов и иных субъектов инновационной деятельности по коммерциализации РИД в условиях трансформации экономики Российской Федерации, усиления в ее структуре роли импортозамещения. Целью настоящей статьи является формулирование предложений по оптимизации и совершенствованию институциональной системы управления РИД в сфере инноваций, науки и научно-технологического развития, обновления инфраструктуры по внедрению РИД со стороны государства в производственно-инновационную систему. Методологию данной работы составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы. Результаты работы - это формулирование проблемных моментов в процессе коммерциализации РИД и государственного управления системой инноваций в России, выработка предложений по ихустранению. Область применения результатов работы включает в себя систему публичного управления и публичной власти.

Ключевые слова: коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, инновации, научно-технологическое развитие, единая государственная система управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью.

MODELS OF COMMERCIALIZATION OF THE RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY IN THE FIELD OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL REVOLUTION: ISSUES OF PARTNERSHIP AND STATE REGULATION

Abstract: The subject of this article is the study of RIA commercialization models in the CV field ofscientific and technological development of the Russian Federation, legal regulation of the formation ofpublic administration by a unified system of innovations and scientific and technological progress, and features of RIA implementation in production. The topic of the article reflects the specifics of the legal regulation of the partnership between the state, innovative enterprises, universities and other subjects of innovative activity in the

I

I §

OQ

I

S

с

I 8 OQ

I

152

Я cv

о

«V

commercialization ofRIA in the context of the transformation of the economy of the Russian

Federation, the .strengthening of the role of import substitution in its .structure. The purpose

ofthis article is to formulate proposalsfor optimizing and improving the institutional system

of RIA management in the field of innovation, science and scientific and technological

development, updating the infrastructure for the introduction of RIA by the state into

the production and innovation system. The methodology of this work was compiled by

comparative, formal-legal, analytical methods. The results of the work are the formulation of

problematic issues in the process of RIA commercialization and public administration of the

innovation system in Russia, the development ofproposalsfor their elimination. The scope

of the results of the work includes the system ofpublic administration and public authority. g

3a

Keywords: commercialization of the results of intellectual activity, innovations, scientific | and technological development, unified state system for managing scientific, scientific, g technical and innovative activities. |

и

Обсуждение моделей коммерциализации результатов ин- | теллектуальной деятельности и их практической реализации в России

J=

всегда сталкивалось с острыми дискуссиями по поводу неоднознач- |

■о

ного правового регулирования и фрагментарности государственной

системы управления этим процессом. Как отмечают ученые, «совре- ■! | менный этап экономического развития связан с поиском эффективной 3 д

модели коммерциализации результатов интеллектуальной деятель- .3 я

з! а

$ з

О) 8 §

тий в производство. $ д

Выделяются несколько моделей РИД: «линейная модель, линейно-последовательная модель, интерактивная модель, цепная § ! модель, сетевая модель» [1]. Сетевая модель становится востребо- | |

ванной в России в связи с реализацией программы академического | °

3 3 8 п

тельных условий участия университетов в этой программе является | !

ности (РИД)» [1]. Разнообразие моделей РИД указывает на постоянное изыскание субъектами данного бизнес-процесса и государством возможностей более эффективной трансформации научных откры-

стратегического лидерства «Приоритет 2030» [2]. Одним из обяза-

S.

ь

■о

■о

«коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, § включая трансфер технологий» [2], а также научно-технологическое | ^

сотрудничество вузов с научно-исследовательскими учреждениями и компаниями реального сектора экономики. Университеты в целях 153 внедрения в производство РИД активно создают малые предприятия ^ технологического предпринимательства (инновационные предпри- п ятия). По мнению ученых, «малые инновационные предприятия ^ вузов выступают в роли интегратора между вузовской наукой, ин- | новационными разработками высшей школы и промышленностью, бизнес-структурами; позволяют адаптировать результаты вузовских научных исследований к требованиям и запросам рынка, коммерциализировать их» [3, с. 105-112].

Успешный опыт сетевой модели коммерциализации РИД представлен в фармацевтической промышленности. Разработка новых лекарств фармацевтическими компаниями требует от них колоссальных материальных затрат (от десятков до сотен миллионов долларов), наличия эксклюзивных умений и навыков у персонала и длительного времени для регистрации препаратов. Все эти усилия направляются на создание молекул или «новых оригинальных лекарств, которые прошли все стадии клинических испытаний и получили одобрение регуляторов» [4]. Для изобретения новых молекул фармацевтические компании опираются на R&D (исследования и технологические разработки), т.е. на совокупность «инновационных мероприятий, предпринимаемых компаниями и государством для разработки новых услуг или продуктов, улучшения существующих» [5].

Процесс разработки лекарственного препарата начинается даже „о «с определения биологической мишени, на эту мишень и должно быть направлено создаваемое лекарство» [6]. Выявление подобной биологической мишени относится, как правило, к фундаментальным научным исследованиям, которые поддерживаются государством и финансируются российскими институтами развития (РНФ и прочими); закреплены в качестве приоритетного направления научных 2 изысканий в Стратегии научно-технологического развития России. s Перед фармацевтической отраслью государство ставит задачи по обе— спечению импортонезависимости лекарственных средств, включая § их субстанции, организации производства новых лекарств для лечения jj социально значимых заболеваний (постановление Правительства РФ § от 15 апреля 2014 г. № 305 «Об утверждении государственной ^ программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»). Поддержка финансирования

99

о научных открытий ведется со стороны государства последовательно g и системно, о чем свидетельствует ряд последних значимых научно-С технологических разработок российских ученых в медицине. Это бор-нейтронозахватная терапия рака и создание нейтронного ускорителя 154 для нее, доставка гена Клото для разрушения раковых клеток [7-9]. ^ Вышеописанные РИД и процессы их создания представляют собой CV фундаментальную основу разработки инноваций, которая моделиру-® ется в научных лабораториях междисциплинарными коллективами ученых. Дальнейшее прохождение любого открытия в фундаментальной науке сопровождается необходимостью кооперации с иными субъектами системы инновационной деятельности - самими производственными предприятиями, органами контроля и надзора государства. Например, в фармации в этих целях активно используется сетевая

г г

■С 5

С

модель коммерциализации РИД (концепция открытых инноваций), где «на пути создания новых медицинских решений фармкомпании активно взаимодействуют с научным сообществом, стартапами и институтами развития; выделяют гранты на поддержку разработок либо делятся с институтами своей экспертизой, лабораторной коллекцией химических соединений и антител» [6].

Медицинский кластер стран СНГ практикует развитие бизнес-инкубаторов, которые содействуют молодым ученым в создании собственных медико-биологических стартапов. Отметим, что бизнес-инкубатор является одним из участников инновационной системы, в рамках которой и создаются РИД [10, с. 76]. Внедрение инноваций в производство нуждается в креативных специалистах, обладающих навыками мультизадачности. Например, в фармацевтической промышленности требуются научные сотрудники, «которые способны не только вести исследования, но и руководить 3 разработкой новых препаратов» [11], т.е. востребованы ученые в об- „ Ц ласти прикладных исследований, ориентированные на результат. || Следовательно, инновационной фармацевтической системе (как 3 д и любой другой) необходим пул ученых, сочетающих знания и уме- 3 | ния, как в биотехнологиях, так и в фармацевтике; да и всей инно- ! § вационной системе нужен кадровый потенциал, умеющий работать 5 I в мультидисциплинарном научном коллективе, взаимодействующем 5 3 с предприятиями реального сектора экономики и государственными $ д структурами. По сути, требуется ученый-предприниматель в сфере |

коммерциализации РИД. 5 5

!!

Как отмечалось выше, вопрос партнерства бизнеса и универси- | |

тетов в процессе коммерциализации РИД более или менее решен. 3 = Моменты,

связанные с правовым закреплением «инновационной | п

деятельности, коммерциализации инноваций и РИД» [10, с. 74], 5 !

■о

■о

управлением правами на РИД, охраной, мониторингом РИД, в общей массе регламентированы и оптимально функционируют [12]. | ^

Необходимо отметить, что управление инновационной и научно-технологической системой имеет серьезную правовую регламентацию, 155 и сама эта система в России является структурированной и много- ^ плановой. Это - инновационный центр «Сколково», инновационные п научно-технологические центры при университетах («Воробьевы | горы», «Парк атомных и медицинских технологий» и др.), промыш- | ленные технопарки, индустриальные парки, промышленные кластеры, научно-образовательные центры мирового уровня (НОЦ), институты развития, государственные корпорации, инновационные технополисы, наукограды, университеты и другие субъекты. Усиливается

роль Российской академии наук [13] в данной системе, так как снова актуализируются вопросы импортозамещения [14].

Осуществлением государственной поддержки инновационной системы занимаются 16 федеральных министерств, 8 федеральных министерств, 13 федеральных агентств. В их компетенцию входит предоставление «информационной поддержки, предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации, формирование спроса на инновационную продукцию, финансовое обеспечение, реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации, поддержка экспорта и обеспечение инфраструктуры» [15]. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие .а Российской Федерации» обозначается стремление государства сформировать «единую государственную систему управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью и обеспечивать а реализацию полного инновационного цикла - от получения новых § знаний до создания высокотехнологичной продукции» [16]. Несмотря § на существование широкого спектра поддержки инноваций и боль-2 шого количества государственных органов исполнительной власти, реализующих полномочия в данной сфере, по мнению ученых, — отсутствует полноценная институциональная основа управления § интеллектуальными правами. Н. А. Шебанова считает, что «единого 5 органа, координирующего действия всех субъектов, на настоящий § момент не существует, несмотря на наличие объективной необхо-^ димости в согласовании позиций субъектов - федеральных органов исполнительной власти касательно выработки и принятия единообразен ных документов, четко определяющих задачи и приоритеты в сфере ^ интеллектуальных прав и пути их решения» [17]. С В настоящий момент создание именно инновационной продукции и заинтересованность предприятий реального сектора экономики 156 во внедрении инновационных разработок выступает краеугольным ^ камнем эффективности государственной системы управления НТР. СЧ Вопросы государственного регулирования и контроля за собствен® но внедрением РИД в промышленное производство пока остаются ^ нерешенными или решаются точечно [18]. По мнению автора, это обусловлено отсутствием единой системы государственного контроля за коммерциализацией РИД как с точки зрения правовой регламентации, так и реализации государственной политики по инфраструктурному обеспечению внедрения РИД в производство.

Например, Правительство РФ совместно с президиумом Совета при Президенте РФ по науке и образованию формулируют показатели и осуществляют мониторинг Стратегии научно-технологического развития России по таким направлениям, как «влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие РФ; состояние и результативность сферы науки, технологий и инноваций; качество государственного регулирования и сервисного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности» [19]. В пред- д ставленном перечне отсутствует конкретизация процесса организации § и контроля государства за внедрением инноваций, разработка которых д в большей части осуществляется за счет государственного финан- | сирования. И в целом присутствует разрозненность контрольных С полномочий в сфере научно-технологического развития и инноваций, § предоставленных различным федеральным органам исполнительной 3 власти. 3

Государство обладает возможностью упрощения процесса § Ц внедрения РИД в производство. Так, заместитель председателя || Правительства РФ Т. Голикова предлагала в условиях пандемии 3 д сократить сроки регистрации лекарственных средств, в частности .3 | вакцины «Спутник V» [20]. Иностранные государства идут по ана- ! § логичному пути, сокращая сроки внедрения новых технологий § | в производство [18]. Следовательно, необходимо оптимизировать 5 1 процедуру и правовое регулирование коммерциализации РИД $ д в России на государственном уровне. В целях формирования дей- 1 ственной и самодостаточной системы управления научной, научно- § ! технической и инновационной деятельностью создать федеральный | | орган исполнительной власти, объединяющий и систематизирующий 3 = функцию государства по поддержке и контролю за деятельностью | п инновационной, научно-технологической системы России; конкре- 5 ! тизировать полномочия Правительства РФ по осуществлению непо- § 3 средственного контроля общего характера за результатами коммерци- | ализации РИД. В настоящее время предлагается на базе Роспатента «создать единый орган в сфере интеллектуальной собственности 157 путем передачи от других федеральных органов исполнительной ^ власти полномочий в данной области (например, от Министерства п науки и высшего образования РФ, Министерства экономического | развития РФ)» [21]. На наш взгляд, передача отдельных полномочий | в сфере управления РИД Роспатенту от некоторых федеральных министерств целостно не решит стоящую перед государством проблему [22] эффективной и систематизированной коммерциализации научных разработок.

Список литературы:

1. Шоломицкая, М.М. Модели и инструменты коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в фармацевтической промышленности // Пространственное развитие территорий : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (Белгород, 22 ноября 2018 г.) / отв. ред. Е.А. Стрябкова, И.В. Чистникова. - Белгород : Эпицентр, 2018. - С. 215-219.

2. О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» : постановление Правительства РФ от 13 мая 2021 г. № 729 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2021. - № 22, ст. 3823.

3. Ниязова, Ю.М. Нормативно-правовые основы деятельности малых инновационных предприятий / Ю.М. Ниязова, А.В. Докукин, С.М. Ким // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2021. - № 3(61). - С. 105-112.

4. Федоров, Е. Фармкомпании тратят миллиарды на разработку лекарств для лечения редких заболеваний. - URL: https://www. vedomosti.ru/business/ articles/2015/11/10/ 616116-farmkompanii-tratyat-milliardi-dollarov-razrabotku-

§ lekarstv-dlya-lecheniya-redkihzabolevanii

* 5. R&D [Электронный ресурс]. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ ^^ Research_and_development

§ 6. Власов, Д. Долгий путь от молекулы до лекарства: как пройти его

0Q максимально эффективно. - URL: https://academia.interfax.ru//ru/analytics/ сс research/ 1642/

г*

7. Создан нейтронный источник для клинических испытаний бор-нейтронозахватнойтерапии. -URL: https://www.atomic-energy.ru/news/2020/ 2 12/29/110267

¡5 8. В России появится первый ускоритель нейтронов для лечения рака.

| - URL: https://ria.ru/20210923/uskoritel-1751478862.html

О 9. Открытие уральских ученых поможет победить рак мозга. - URL:

https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID =48144

<5 10. Егорова, М.А. Роль институтов развития инновационной инфра-

§ структуры в обеспечении правовой охраны и коммерциализации результатов CQ

Ü

интеллектуальной деятельности / М.А. Егорова // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - Т. 16. - № 8 (129).

11. Люди в фарме: кто создает новые лекарственные препараты в России. - URL: https://lenta.ru/articles/2016/05/16/farma/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Егорова, М.А. Частное право: Обеспечение правовой охраны ре-^ зультатов интеллектуальной деятельности и коммерциализации прав на них CV в ЕАЭС / М.А. Егорова, Г.П. Ивлиев. - URL: https://rospatent.gov.ru/ru/news/ ® chastnoe-pravo-tom-74-11-2021

13. Сергеев, А. Россия всегда находила выход из безвыходных ситуаций. ^ - URL: https://rg.ru/2022/03/15/aleksandr-sergeev-rossiia-vsegda-nahodila-vyhod-

iz-bezvyhodnyh-situacij .html

14. Чернышенко, Д. «Биржа импортозамещения» обеспечит прямое взаимодействие между российскими производственными компаниями и заказчиками. - URL: http://government.ru/news/44795/

158

15. О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности : постановление Правительства РФ от 16 ноября 2012 г. № 1172 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 48, ст. 6681.

16. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» : постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2019. - № 15, ч. 3, ст. 1750.

17. Шебанова, Н.А. К вопросу об управлении правами на РИД, принадлежащими Российской Федерации. - URL: http://ipcmagazine.ru/legal-issues/ on-the-issue-of-managing-the-rights-to-ria-owned-by-the-russian-federation

18. Больных раком в Китае спасут «сибирские нейтроны». - URL: https:// rg.ru/2020/12/29/reg-sibfo/bolnyh-rakom-v-kitae-spasut-sibirskie-nejtrony.html

19. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации : указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 49, ст. 6887.

20. Голикова поручила проработать сокращение сроков регистрации лекарств. - URL: https://www.rbc.ru/society/15/03/2021/6049c 9d39a79478f4 48481c9

21. Терещенко, И.А. Регулирование интеллектуальной собственности: современное состояние и перспективы в цифровую эпоху. - URL: https://roscongress.org/materials/regulirovanie-intellektualnoy-sobstvennosti- | I sovremennoe-sostoya nie-i-perspektivy-v-tsifrovuyu-epokhu/ J |

22. О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информаци- -н | онных технологий в Российской Федерации : указ Президента РФ от 2 марта ^ ^ 2022 г. № 83 // Рос. газ. - 2022. - 3 марта. 3 |

I *

5 I

у с

и ф

о*

V*

Я Р

ä

ä g

с s

.с s

S g

~ ® DQ 3

п ь п

1S9

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.