Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ПРАВ НА НИХ В ЕАЭС'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ПРАВ НА НИХ В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИД) / ПРАВОВАЯ ОХРАНА / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РИД / РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивлиев Г. П., Егорова М. А.

В статье рассматриваются законодательные и организационные инструменты обеспечения охраны результатов интеллектуальной деятельности и коммерциализации прав на них стран - участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в частности Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Узбекистана (статус наблюдателя в ЕАЭС). Изучена нормативно-правовая база в сфере интеллектуальной собственности стран ЕАЭС, опыт национальных патентных ведомств, выявлены проблемные вопросы современного развития рынка интеллектуальной собственности (ИС) и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД), обозначена роль институтов рынка интеллектуальной собственности в управлении правами на РИД на примере Российской венчурной компании. Анализ законодательства выявил различия в подходах и глубине проработки институционализации рынка ИС, неоднородность инновационно-технического потенциала и законодательства в сфере инновационной деятельности. Кроме того, по результатам анализа определены задачи стран - участниц ЕАЭС в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности и необходимость дальнейшей интеграции стран ЕАЭС для формирования эффективного рынка ИС. В статье обращается внимание на возможность интеграции стран - участниц ЕАЭС в сфере ИС, что важно в контексте поступательного социально-экономического развития стран. На уровне национальных экономик целесообразно формировать экосистемы ИС с учетом гармонизации законодательства стран ЕАЭС в области охраны прав на РИД, а также создавать условия для эффективной институциональной среды, гибкой и адаптивной в отношении всех стран ЕАЭС, заинтересованных в сотрудничестве. Условием эффективного функционирования единого рынка ИС стран ЕАЭС является построение межгосударственной системы правовых, финансовых, организационных механизмов коммерциализации прав на объекты ИС, использования объектов ИС и распространения лучших практик, например опыта Российской венчурной компании как института развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ивлиев Г. П., Егорова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING LEGAL PROTECTION OF THE RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY AND THE COMMERCIALIZATION OF RIGHTS TO THEM IN THE EAEU

The paper is devoted to the legislative and organizational instruments employed to ensure protection of the results of intellectual activity and the commercialization of rights to them in the member countries of the Eurasian Economic Union (EAEU), in particular in Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Russia, Uzbekistan (Observer in the EAEU). The authors have examined the regulatory and legal framework in the field of intellectual property of the EAEU countries, the experience of national patent offices, problematic issues of the modern development of the intellectual property (IP) market, commercialization of the results of intellectual activity (RIA). The role of the intellectual property market institutions in the management of rights to RIA was identified using a Russian venture company as a case study. The legislation analysis has revealed differences in approaches and depth of elaboration of the IP market institutionalization, heterogeneity of innovative and technical potential and legislation in the field of innovation. In addition, the analysis has determined the tasks of the EAEU member countries in the field of intellectual property protection and the need for further integration of the EAEU countries to form an effective IP market. The paper draws attention to the possibility of integrating the EAEU member states in the field of IP, which is important in the context of the progressive socio-economic development of countries. At the level of national economies, it is advisable to form IP ecosystems with due regard to the harmonization of the EAEU countries legislation in the field of protection of rights to RIA, as well as to create conditions for an effective institutional environment, that is flexible and adaptive in relation to all EAEU countries interested in cooperation. Constructing an interstate system of legal, financial, organizational mechanisms for the commercialization of rights to IP objects, using IP objects and the dissemination of best practices, for example, the experience of the Russian Venture Company as a development institut, constitute integral conditions for the effective functioning of the common IP market of the EAEU countries is the ion.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ПРАВ НА НИХ В ЕАЭС»

ЧАСТНОЕ ПРАВО

JUS PRIVATUM

DOI: 10.17803/1729-5920.2021.180.11.009-016

Г. П. Ивлиев*, М. А. Егорова**

Обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и коммерциализации прав на них в ЕАЭС

Аннотация. В статье рассматриваются законодательные и организационные инструменты обеспечения охраны результатов интеллектуальной деятельности и коммерциализации прав на них стран — участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в частности Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Узбекистана (статус наблюдателя в ЕАЭС). Изучена нормативно-правовая база в сфере интеллектуальной собственности стран ЕАЭС, опыт национальных патентных ведомств, выявлены проблемные вопросы современного развития рынка интеллектуальной собственности (ИС) и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД), обозначена роль институтов рынка интеллектуальной собственности в управлении правами на РИД на примере Российской венчурной компании. Анализ законодательства выявил различия в подходах и глубине проработки институционализации рынка ИС, неоднородность инновационно-технического потенциала и законодательства в сфере инновационной деятельности. Кроме того, по результатам анализа определены задачи стран — участниц ЕАЭС в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности и необходимость дальнейшей интеграции стран ЕАЭС для формирования эффективного рынка ИС. В статье обращается внимание на возможность интеграции стран — участниц ЕАЭС в сфере ИС, что важно в контексте поступательного социально-экономического развития стран. На уровне национальных экономик целесообразно формировать экосистемы ИС с учетом гармонизации законодательства стран ЕАЭС в области охраны прав на РИД, а также создавать условия для эффективной институциональной среды, гибкой и адаптивной в отношении всех стран ЕАЭС, заинтересованных в сотрудничестве. Условием эффективного функционирования единого рынка ИС стран ЕАЭС является построение межгосударственной системы правовых, финансовых, организационных механизмов коммерциализации прав на объекты ИС, использования объектов ИС и распространения лучших практик, например опыта Российской венчурной компании как института развития. Ключевые слова: интеллектуальная собственность; результаты интеллектуальной деятельности (РИД); правовая охрана; коммерциализация РИД; рынок интеллектуальной собственности; Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Для цитирования: Ивлиев Г. П., Егорова М. А. Обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и коммерциализации прав на них в ЕАЭС // Lex russica. — 2021. — Т. 74. — № 11. — С. 9-16. — DOI: 10.17803/1729-5920.2021.180.11.009-016.

© Ивлиев Г. П., Егорова М. А., 2021

* Ивлиев Григорий Петрович, кандидат юридических наук, доцент, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента), заслуженный юрист Российской Федерации Бережковская наб., д. 24, стр. 12, г. Москва, Россия, 125993 Lab.kkonkpr@msal.ru

** Егорова Мария Александровна, доктор юридических наук, профессор, начальник Управления международного сотрудничества Московского государственного юридического университета имени О.Е. Ку-тафина (МГЮА), сопрезидент Международного союза юристов и экономистов (Франция), эксперт Центра научной и экспертной аналитики Международного центра компетенций «АйПи» Российской государственной академии интеллектуальной собственности Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 Lab.kkonkpr@msal.ru

Ensuring Legal Protection of the Results of Intellectual Activity and the Commercialization of Rights to Them in the EAEU

Grigory P. Ivliev, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Head of the Federal Service for Intellectual Property (Rospatent), Honoured Lawyer of the Russian Federation nab. Berezhkovskaya, d. 24/12, Moscow, Russia, 125993 Lab.kkonkpr@msal.ru

Maria A. Egorova, Dr. Sci. (Law), Professor, Head of the International Cooperation Department, Kutafin

Moscow State Law University; Co-President, International Union of Lawyers and Economists (France);

Expert of the Center for Scientific and Expert Analytics, "IP" International Competence Center, Russian

State Academy of Intellectual Property

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

Lab.kkonkpr@msal.ru

Abstract. The paper is devoted to the legislative and organizational instruments employed to ensure protection of the results of intellectual activity and the commercialization of rights to them in the member countries of the Eurasian Economic Union (EAEU), in particular in Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Russia, Uzbekistan (Observer in the EAEU). The authors have examined the regulatory and legal framework in the field of intellectual property of the EAEU countries, the experience of national patent offices, problematic issues of the modern development of the intellectual property (IP) market, commercialization of the results of intellectual activity (RIA). The role of the intellectual property market institutions in the management of rights to RIA was identified using a Russian venture company as a case study. The legislation analysis has revealed differences in approaches and depth of elaboration of the IP market institutionalization, heterogeneity of innovative and technical potential and legislation in the field of innovation. In addition, the analysis has determined the tasks of the EAEU member countries in the field of intellectual property protection and the need for further integration of the EAEU countries to form an effective IP market. The paper draws attention to the possibility of integrating the EAEU member states in the field of IP, which is important in the context of the progressive socio-economic development of countries. At the level of national economies, it is advisable to form IP ecosystems with due regard to the harmonization of the EAEU countries legislation in the field of protection of rights to RIA, as well as to create conditions for an effective institutional environment, that is flexible and adaptive in relation to all EAEU countries interested in cooperation. Constructing an interstate system of legal, financial, organizational mechanisms for the commercialization of rights to IP objects, using IP objects and the dissemination of best practices, for example, the experience of the Russian Venture Company as a development institut, constitute integral conditions for the effective functioning of the common IP market of the EAEU countries is the ion.

Keywords: intellectual property; results of intellectual activity (RIA); legal protection; RIA commercialization; intellectual property market; Eurasian Economic Union (EAEU).

Cite as: Ivliev GP, Egorova MA. Obespechenie pravovoy okhrany rezultatov intellektualnoy deyatelnosti i kommertsializatsii prav na nikh v EAES [Ensuring Legal Protection of the Results of Intellectual Activity and the Commercialization of Rights to Them in the EAEU]. Lex russica. 2021;74(11):9-16. DOI: 10.17803/17295920.2021.180.11.009-016 (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

Интеллектуальная собственность — ядро современной экономики и нематериальный актив, способный приносить прибыль. Создание результатов интеллектуальной деятельности (РИД), обеспечение их правовой охраны в России и за рубежом способствует расширению

в промышленности, торговле материальных потоков, направлено на развитие рынка интеллектуальной собственности1. Потенциально охраноспособные РИД, такие как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров (НМПТ), товарные знаки, подлежащие государственной регистрации, представляют коммерче-

1 Эффективное использование интеллектуальной собственности : доклад. М. : Центр стратегических разработок — ЦСР, 2017.

ский и экспортный интерес. В большей мере эти РИД относятся к промышленной собственности. Следовательно, если рассматривать в интеграционном аспекте стран — участниц ЕАЭС, то наибольшее внимание для социально-экономического развития стран, национальных экономик целесообразно уделять формированию экосистемы интеллектуальной собственности, гармонизации законодательства стран ЕАЭС в области охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданию эффективной институциональной среды, гибкой и адаптивной для всех стран ЕАЭС, заинтересованных в сотрудничестве.

Совершенствование института интеллектуальной собственности (ИС) в ЕАЭС осуществляется на фоне глобальных вызовов цифровиза-ции. Борьба с нарушениями прав на объекты ИС в сети Интернет приобретает особую важность. Расширение и углубление влияния интеллектуальной собственности на развитие отраслевой экономики обуславливает рассмотрение вопросов интеграции охраны РИД. Отраслевой принцип позволяет учитывать отраслевую специфику и проводить углубленную экспертизу инновационно-технических проектов. В России с 2018 г. наметилась устойчивая тенденция к созданию отраслевых венчурных фондов, позволяющих аккумулировать и направлять инвестиционные ресурсы на наиболее привлекательные с коммерческой стороны проекты. Отраслевой принцип позволяет использовать РИД в различных секторах экономики, развить рынок трансфера технологий.

Переход к модели инновационного развития на постсоветском пространстве осуществляется разными темпами, однако институциональная конструкция в целом достаточно общая2. В правовой охране заинтересованы не только крупные наукоемкие компании, но и небольшие

технологические фирмы, например в секторе 1Т (информационных технологий). Но предпринимателям зачастую нужно разъяснять необходимость процедур, связанных с правовой охраной РИД, правовым статусом служебных РИД. Одной из проблем является отсутствие специалистов, которые могут оказывать поддержку предпринимателям.

Сравнительный анализ обеспечения правовой охраны РИД в ЕАЭС

В состав ЕАЭС входят Российская Федерация и республики Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, а также Узбекистан в статусе наблюдателя.

В разделе XXIII Договора о ЕАЭС3 содержатся положения, регулирующие права стран-участниц в отношении интеллектуальной собственности на основе норм международного права. Основные задачи сосредоточены на интеграции стран по вопросам охраны и защиты ИС и прав на РИД, гармонизации законодательства, поддержке инновационного и научно-технического развития, создании институциональных условий для охраны авторского и смежных прав, обеспечении защиты в сети Интернет, регистрации товарных знаков и НМПТ в ЕАЭС. Приложение № 26 к Договору о ЕАЭС содержит исчерпывающий перечень объектов ИС и их характеристику, правовые инструменты охраны и защиты объектов ИС.

В Армении приняты законы в сфере интеллектуального права, регулирующие порядок регистрации географических указаний и НМПТ4, авторских и смежных прав5, правовую охрану топологий интегральных микросхем6, патентования7 и защиту конкуренции, в том числе в сфере ИС8.

2 ЛенчукЕ. Б. Проблемы перехода к инновационной модели развития в странах постсоветского простран-

ства // Проблемы прогнозирования. 2006. № 4. С. 133-134.

3

Договор о ЕАЭС от 29.05.2014 // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/intelsobs/ Pages/normpravdoc.aspx (дата обращения: 01.08.2021).

Закон Республики Армения № ЗР-60 от 22.05.2010 «О географических указаниях» // Законодательство стран СНГ. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=67786 (дата обращения: 30.07.2021). Закон Республики Армения № ЗР-142 от 04.07.2006 «Об авторском праве и смежных правах» // Законода-

тельство стран СНГ. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=65940 (дата обращения: 30.07.2021). Закон Республики Армения № ЗР-198 от 03.02.1998 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» // Законодательство стран СНГ. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2939 (дата обращения: 30.07.2021).

Закон Республики Армения «О патентах, полезных моделях и промышленных образцах» // URL: https://

www.aipa.am/ru/PatentLaw/ (дата обращения: 30.07.2021).

4

5

6

7

LEX 1Р?Ж

Беларусь является страной, в которой достаточно высокий уровень научно-технологической сферы, что обуславливает повышенное внимание к поступательному развитию рынка интеллектуальной собственности, совершенствованию законодательства в сфере ИС. Следует отметить роль Национального центра интеллектуальной собственности в оказании консультативной помощи по оценке объектов ИС и функционированию института патентных поверенных, содействии коммерциализации РИД9.

В Беларуси созданы нормативно-правовые условия для инновационной деятельности и коммерциализации РИД10. Многочисленные законодательные акты Республики Беларусь отражают национальные приоритеты в сфере коммерциализации РИД. Законодательство Республики Беларусь регулирует общие вопросы использования РИД; использование научно-

технических разработок, созданных за счет бюджетных средств; налоговые условия коммерциализации РИД; предоставление прав на объекты интеллектуальной деятельности; коммерциализацию организациями научно-технической сферы разработок; создание и функционирование субъектов инновационной инфраструктуры11.

Законодательство в области патентного права12, помимо общих вопросов, предусматривает возможность выдачи принудительной лицензии, что может способствовать обеспечению баланса интересов на рынке.

Регулируется порядок бухгалтерского учета операций с объектами ИС в Республике Беларусь13. Оценка объектов ИС регламентируется рядом нормативных документов и стандартов14.

В целом вовлечение РИД в хозяйственный оборот направлено на стимулирование роста экономики Республики Беларусь.

Закон Республики Армения № ЗР-112 от 05.12.2000 «О защите экономической конкуренции» // Законодательство стран СНГ. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3627 (дата обращения: 30.07.2021).

Национальный центр интеллектуальной собственности // Официальный сайт. URL: https://ncip.by/ sistema-is/strategiya-rb-v-sfere-is/ (дата обращения: 29.07.2021).

Стратегия Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012-2020 гг. Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.03.2012 № 205 // URL: https://ncip.by/ sistema-is/strategiya-rb-v-sfere-is/ (дата обращения: 29.07.2021).

Милоста Е. Обзор и оценка законодательных условий для коммерциализации научно-технических разработок в Республике Беларусь // Интеллектуальная собственность в Беларуси. 2016. № 2. С. 22. Закон РБ № 160-З от 16.12.2003 «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» // Законодательство стран СНГ. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3124 (дата обращения: 01.07.2021).

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь № 25 от 30.04.2012 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета» // URL: https://minfin.gov.by/upload/accounting/acts/postmf_300412_25.pdf (дата обращения: 01.07.2021).

Указ Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo. by/document/?guid=3871&p0=p30600615 (дата обращения: 29.07.2021) ; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.05.2007 № 562 «О методах оценки стоимости объектов гражданских прав при осуществлении с ними определенных видов сделок и (или) иных юридически значимых действий» // URL: https://ncip.by/promyshlennaya-sobstvennost/kommercializaciya/otsenka-stoimosti-ois/ (дата обращения: 29.07.2021) ; государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 52.5.01-2011 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности» (утвержден постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 20.01.2011 № 2 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации общегосударственных классификаторов Республики Беларусь») // URL: http://asio.basnet.by/about/CTB52.5.01-2011. pdf (дата обращения: 29.07.2021) ; государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 52.0.01-2017 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Общие положения», утвержден и введен в действие с 04.03.2017 постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 13.01.2017 № 4 // URL: https://pravo.by/upload/docs/op/W02136596p_1619730000.pdf (дата обращения: 29.07.2021).

8

9

10

11

12

13

14

В Казахстане государственную политику охраны и защиты прав ИС осуществляет Министерство юстиции. Система национальных нормативных правовых актов в сфере ИС представлена отдельным разделом ГК РК15, патентным законом16, законами об авторском праве и смежных правах17, о регистрации и об охране товарных знаков и НИПТ18.

В 1992 г. создан Национальный институт интеллектуальной собственности — Казпатент19). Нормативно-правовая база охраны и использования объектов промышленной собственности в Казахстане является одной из наиболее эффективных из стран СНГ. В стране принята явоч-но-проверочное патентования. Особенность этой системы проявляется в выдаче охранных документов на промышленный образец и изобретение двух видов: первый по явочной системе — предварительный патент на пять лет, а второй, — при желании дальнейшей охраны и согласии на проведение экспертизы объекта ИС, по результатам которой при положительном решении выдается национальным патентным ведомством патент, который подтверждает авторство заявителей, исключительное право на использование объекта ИС. По патентному законодательству Казахстана предварительный патент на изобретение возможно продлить на срок до трех лет, а на промышленный образец патент выдается без продления на пять лет. Наличие предварительного патента позволяет в более короткие сроки и с меньшими затратами на патентование получить охрану объекта промышленной собственности, организовать

производство по его использованию, заключить лицензионный договор или договор залога20. Национальное патентное ведомство Казахстана регулярно проводит вебинары для всех заинтересованных лиц, в том числе по подаче международных заявок на промышленные образцы.

В Киргизии утверждена Государственная программа развития интеллектуальной собственности в Киргизской Республике на 2017-2021 годы21. Национальные интересы сосредоточены на формировании эффективной инновационной системы и рынка ИС. Следует отметить, что законодательство Киргизии гармонизировано в соответствии с требованиями международных стандартов, созданы условия для международного обмена информацией в области ИС и инноваций, действует национальная сеть Центров поддержки технологии и инновации, функционирует республиканский патентный фонд, предусмотрена возможность государственного стимулирования авторов изобретений.

В стратегии отмечена недостаточность инвестиций в создание и использование объектов ИС. В Киргизии порядок венчурного финансирования не утвержден на данном этапе, рынок венчурного инвестирования развивается фрагментарно и несистемно. Имеются риски, связанные в первую очередь с защитой физических и юридических лиц при сотрудничестве с венчурными инвесторами. Законодательное закрепление особенностей венчурного инвестирования позволит внутренним и внешним инвесторам вкладывать ресурсы в перспектив-

15 ГК РК. Особенная часть Раздел 5. Право интеллектуальной собственности // URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=.10.13.88.0#pos=.5;-.10.6 (дата обращения: 01.08.2021).

16 Закон РК № 427-I от 16.07.1999 «Патентный закон Республики Казахстан» // Законодательство стран СНГ. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1193 (дата обращения: 01.08.2021).

17 Закон РК № 6-1 от 10.06.1996 «Об авторском праве и смежных правах» // URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=1005798 (дата обращения: 01.07.2021).

18 Закон РК № 456-I от 26.07.1999 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1014203 (дата обращения: 01.08.2021) ; приказ Министерства юстиции Республики Казахстан № 1350 от 29.08.2018 «О некоторых вопросах в сфере промышленной собственности» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017455 (дата обращения: 03.08.2021).

19 Национальный институт интеллектуальной собственности // Официальный сайт. URL: https://kazpatent. kz/ru (дата обращения: 01.08.2021).

20 Евразийская патентная организация // Официальный сайт. URL: https://www.eapo.org/ru/publications/ reports/report1999/8_5_kaz.html (дата обращения: 01.08.2021).

21 Государственная программа развития интеллектуальной собственности в Кыргызской Республике на 2017-2021 гг. Утверждена постановлением правительства КР № 424 от 06.07.2017 // URL: http://cbd. minjust.gov. kg/act/view/ru-ru/100172 (дата обращения: 01.08.2021).

LEX 1PSSEA

ные стартапы, инновационные технологии. В начале 2021 г. Министерство экономики Киргизской Республики инициировало работу по разработке нормативных актов венчурного инвестирования. Отсутствуют законы о венчурной деятельности, венчурных фондах. В Киргизской Республике в 1999 г. принят закон «Об инвестиционных фондах»22, который устанавливает правовой статус инвестиционных фондов и особенности их создания в Киргизии, но напрямую к венчурным фондам его не применить.

В Российской Федерации создана обширная законодательная база регулирования прав на объекты ИС.

В то же время представляет дополнительный интерес с практической позиции как положительный опыт участие объектов финансовой инфраструктуры в содействии созданию, выявлению, обеспечению правовой охраны РИД, коммерциализации прав на них. Российская венчурная компания (РВК) активно участвует в процессах управления правами на РИД23. Внутреннее Положение по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности АО «РВК», дочерних обществ, фондов, созданных АО «РВК», утверждено Советом директоров в 2018 г.24 Положение раскрывает содержание объектов авторского права, объектов прав, смежных с авторскими, объектов патентных прав, требования предоставления правовой охраны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, процедуры патентного картирования или построения патентного ландшафта. Это Положение разработано в соответствии с бизнес-процессным подходом.

Инфраструктура управления РИД в АО «РВК» включает систему управления РИД (организационно-функциональная структура управления РИД; комплекс локальных нормативных актов в области управления РИД и методической документации; автоматизированную поддержку процессов управления РИД). При принятии решений принимаются во внимание риски управления в сфере ИС. Основные функции управления РИД в РВК следующие:

1) контроль за управлением РИД, права на которые принадлежат РВК;

2) обеспечение деятельности, связанной с интеллектуальными правами, в том числе на основе риск-ориентированного подхода;

3) приобретение при необходимости права на РИД;

4) привлечение консалтинговых организаций и внешних экспертов для проведения экс-пертно-аналитических работ.

В РВК создана комиссия по управлению правами на РИД.

Российская венчурная компания решает задачи управления РИД при осуществлении инвестиционной политики; управлении правами на РИД, принадлежащими РВК; сопровождении деятельности дочерних обществ и фондов, созданных РВК в части прав на РИД.

Представляет практический интерес содержание и описание бизнес-процесса «Управление результатами интеллектуальной деятельности» (УРИД). Например, промежуточный процесс (ПП) «Создание РИД по договорам гражданско-правового характера» включает ключевые операции: 1) анализ задания по договору в части возможности создания охраноспособных РИД; 2) согласование условий договора в части прав на РИД; 3) приемка результатов работ/услуг в части выявления РИД, соответствующих критериям охраноспособности; 4) принятие решения о правовой охране созданного РИД. Обозначенные процессы связаны с такими бизнес-процессами, как улучшение системы мониторинга и контроля, договорная работа и патентно-информационные исследования.

Или пример другого процесса «приобретение прав на РИД» предполагает операции: 1) принятие решения о приобретении прав на ранее созданный РИД; 2) поиск сведений о РИД; 3) поиск правообладателя; 4) определение объема приобретаемого права (исключительная /неисключительная лицензия);

5) определение ключевых (существенных) условий приобретения права на РИД; 6) определение цены; 7) проведение переговоров об

22 Закон Кыргызской Республики № 92 от 26.07.1999 «Об инвестиционных фондах» // URL: http://cbd. minjust.gov. kg/act/view/ru-ru/255 (дата обращения: 29.07.2021).

23 Постановление Правительства РФ № 516 от 24.08.2006 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62415/ (дата обращения: 28.07.2021).

24 Положение по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности акционерного общества «Российская венчурная компания», дочерних обществ, фондов, созданных АО «РВК». Утверждено решением Совета директоров АО «РВК». Протокол № 09 от 22.06.2018.

условиях предоставления прав; 8) согласование проекта договора; 9) подписание и регистрация договора; 10) оплата приобретаемого права на РИД.

В Положении также приводится подробное описание процесса «защита интересов в сфере интеллектуальной собственности» с разграничением на особенности защиты в административном и судебном порядках.

К обеспечивающим процессам относятся патентно-информационное обеспечение управления РИД, учет РИД, включающий управленческий учет РИД, аудит РИД, бухгалтерский учет прав на РИД (бухгалтерский учет нематериальных активов, бухгалтерский учет прав использования РИД), налоговый учет нематериальных активов, стимулирование деятельности по созданию и использованию РИД, мониторинг процесса управления РИД.

В Республике Узбекистан обеспечивается правовая охрана РИД, учет и коммерциализация положения ГК РУ25 и национальных законов26, и подзаконных актов, направленных на повышение эффективности коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности27.

Положение о порядке регистрации и передачи прав на объекты ИС, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау)28, регламентирует порядок выявления, утверждения и учета РИД, охраняемых коммерческой тайной.

На основании гл. 2 п. 4 к РИД, охраняемым в режиме коммерческой тайны, относятся: объекты, полученные в процессе интеллектуальной деятельности; сведения о научно-технических результатах, инженерно-технических решениях; тематические планы, конкурсные заявки, технические задания по государственным контрактам, программам, проектам, грантам; программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем; неподанные заявки на патентование и регистрацию РИД; нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау); знания и опыт в области реализации продукции и услуг, сведения о конъюнктуре рынка, результаты маркетинговых исследований; техническая, технологическая, коммерческая, методическая и организационно-управленческая документация; отчеты о результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и иные служебные отчеты29.

В пункте 9 отражено, что РИД, охраняемые в режиме коммерческой тайны, имеют соответствующее обозначение. Ответственность за хранение РИД возложена на специалистов структурных подразделений по ИС. В функционал указанных специалистов включается доступ к РИД (ограниченный списком), создание копий РИД при необходимости, ведение журнала доступа к РИД и копиям. Учет РИД, охраняемых в режиме коммерческой тайны, осуществляется в виде реестра, с указанием информации о названии, авторах и времени создания РИД.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Гражданский кодекс Республики Узбекистан. Раздел IV Интеллектуальная собственность. Главы 59-69 // URL: https://lex.uz/docs/180550#193745 (дата обращения: 29.07.2021).

26 Закон Республики Узбекистан № 1062-XII от 06.05.1994 «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах» // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. 1994. № 5-7. Ст. 138 ; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1998. № 3. Ст. 38 // URL: https://lex.uz/docs/75902 (дата обращения: 29.07.2021) ; Закон Республики Узбекистан № ЗРУ-374 от 11.09.2014 «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2014. № 37. Ст. 463. URL: https://lex. uz/docs/2460799 (дата обращения: 29.07.2021).

27 Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-3855 от 14.07.2018 «О дополнительных мерах по повышению эффективности коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности» // Национальная база данных законодательства. 16.07.2018, № 07/18/3855/1513 ; 14.12.2019, № 06/19/5894/4161 ; 28.09.2020, № 06/20/6075/1330 ; 02.04.2021, № 06/21/6198/0269. URL: https://lex. uz/docs/3823592 (дата обращения: 29.07.2021).

28 Положение о порядке регистрации и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау) (приложение № 3 к постановлению КМ РУз от 03.12.2018 № 979) // Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан. 2018. № 12. Ст. 295.

29 О мерах по внедрению эффективных механизмов продвижения перспективных отечественных достижений научной и научно-технической деятельности // URL: https://regulation.gov.uz (дата обращения: 15.09.2021).

LEX 1Р?Ж

Заключение и выводы

1. Формирование общей (единой) инновационной политики, доктрины института ИС, стратегии развития института и рынка ИС ЕАЭС — достаточно сложные с юридической и организационной стороны вопросы. Создание глобальных инноваций с потенциалом охраноспособности РИД и их коммерциализации возможно на уровне межстрановой интеграции, объединения научного, технологического и производственного потенциалов стран ЕАЭС.

2. В отсутствие системного подхода к работе с ИС государственная поддержка развития технологических инноваций оказывается неэффективной, а частные инвесторы не видят в РИД ликвидный актив. Необходимы реальные правовые и экономические стимулы для научно-технической деятельности, в результате которой появляются инновационные продукты, а также нужно гармонизировать и адаптировать инфраструктуры рынка ИС к новым условиям. Вовлечение РИД в экономический оборот для генерации прибыли и повышения капитализации бизнеса — задача не только на корпоративном уровне для компаний, но и участников рынка ИС, институциональных инвесторов.

3. Институциональная среда рынка интеллектуальной ИС и, соответственно, инструменты и меры выявления РИД, потенциально обладающих технической и авторской новизной для юридической регистрации, коммерциализации и экспорта в ЕАЭС, находятся в начальной стадии формирования. В данном аспекте целесообразно распространять позитивный опыт Российской Федерации, деятельности Российской венчурной компании в направлении управления правами на РИД. Важной мерой на текущем этапе, по нашему мнению, следует рассматривать интеграцию стран с участием России в формировании совместных межгосударственных институциональных инструментов развития рынка ИС и коммерциализации РИД, в том числе венчурных фондов.

4. Консультационная деятельности в области ИС развита недостаточно. Эффективная реализация функции консультационной поддержки выявления, охраны и коммерциализации (продвижения и маркетинга) РИД будет способствовать росту инвестиционно привлекательных стартапов и научно-технических проектов, повышению конкурентоспособности производственных и технологических компаний и росту их капитализации, а также свидетельствует о культуре работы с РИД.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ленчук Е. Б. Проблемы перехода к инновационной модели развития в странах постсоветского пространства // Проблемы прогнозирования. — 2006. — № 4. — С. 126-145.

2. Милоста Е. Обзор и оценка законодательных условий для коммерциализации научно-технических разработок в Республике Беларусь // Интеллектуальная собственность в Беларуси. — 2016. — № 2. — С. 20-25.

Материал поступил в редакцию 27 сентября 2021 г.

REFERENCES

1. Lenchuk EB. Problemy perekhoda k innovatsionnoy modeli razvitiya v stranakh postsovetskogo prostranstva [Problems of transition to an innovative model of development in the Post-Soviet countries]. Problemy Prognozirovaniya. 2006;4:126-145 (In Russ.).

2. Milosta E. Obzor i otsenka zakonodatelnykh usloviy dlya kommertsializatsii nauchno-tekhnicheskikh razrabotok v respublike belarus [Review and Assessment of the Legal Conditions for Commercialization of Scientific and Technical Developments in the Republic of Belarus]. Intellectual Property in Belarus. 2016;2:20-25 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.