УДК 657 С.А. Полухина
ФОРМАЛИЗАЦИЯ И АУДИТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВАМИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Рассматриваются принципы построения эффективной системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности (СУ РИД). Результаты интеллектуальной деятельности (РИД) представляют активы организации, напрямую влияющие на инновационный потенциал предприятия, конкурентоспособность, капитализацию бизнеса и его рентабельность. В этой связи защита прав на РИД, постановка на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности (ОИС) и дальнейшая политика коммерциализации РИД представляются важными задачами современного предприятия. Формализация СУ РИД на предприятии невозможна без полноценного аудита интеллектуальной собственности. Аудит интеллектуальной собственности включает комплекс экспертных анализов и аудит документации по имеющимся в организации результатам интеллектуальной деятельности. Аудит СУ РИД позволит выявить несоответствия нормам законодательства, регулирующего охрану РИД, учет ОИС и отражение в отчетности ОИС, правильность оценки РИД, процедуры капитализации РИД, и ответит на вопросы об эффективности существующей СУ РИД при осуществлении политики коммерциализации РИД. Дальнейшая формализация СУ РИД представляется последовательностью приведения в соответствие СУ РИД законодательству РФ и целям бизнеса.
Ключевые слова: формализация прав, аудит, система управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальная собственность, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, оценка интеллектуальной собственности, вовлечение в экономический оборот.
DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-1-51-57
Введение
Приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации последние десятилетия и в ближайшие годы является создание правовых и экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции. В концептуальных программных документах в области развития науки и инноваций в качестве основной задачи называется переход к инновационному пути развития и необходимость вовлечения в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности. Главенствующая цель при этом заключается в реализации стратегических национальных приоритетов страны.
Сегодня вовлечение в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности сопряжено с решением ряда сложных вопросов, встающих перед активным бизнесом: создание и отбор конкурентоспособных РИД, нормативно-правовое регулирование защиты и использования прав на ОИС, вопросы управления РИД, вопросы оценки, капитализации и коммерциализации ОИС, вопросы маркетинговых исследований рынка РИД, вопросы перевода информации в отношении РИД в цифровую форму и форму цифрового взаимодействия участников рынка.
Современному инновационному предприятию, являющимся хозяйствующим субъектом единой конкурентной среды, не обойтись без научно-обоснованной политики в области РИД, включающей правовую, экономическую и научно-техническую составляющие.
Научная новизна
С начала 1990-х гг. российское законодательство в области интеллектуальной собственности было рассредоточено в нескольких не связанных между собой законах. С принятием в 2006 г. части четвертой Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) возник комплексный нормативный акт, регламентирующий порядок возникновения и распоряжения правами на РИД. Система управления правами на РИД между тем не имела в законодательстве четко выраженного понятия. С учетом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 Минэкономразвития России совместно с Роспатентом, Ми-нобрнауки, Минпромторгом России, Минтрансом, а также отдельными госкорпорациями 3 октября 2017 г. подготовили самостоятельный документ: Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях (Рекомендации) [8].
Цель исследования
Современный инновационный бизнес в своей инфраструктуре имеет сформировавшуюся систему, предназначенную для продвижения РИД в хозяйственный оборот. Однако, как показывает практика, существующие практические подходы к введению интеллектуальной собственности в экономический оборот зачастую являются устаревшими и не соответствующими современному российскому законодательству.
Управление правами на РИД следует рассматривать как часть деятельности организации в области инновационного и технологического развития в целях осуществления бизнес-стратегии на внутреннем и мировом рынках, в том числе как часть программ инновационного развития, которая осуществляется для повышения их эффективности и достижения целевых показателей. Важность формирования и исполнения политики организации в области управления правами на РИД трудно недооценить. Так, патентная политика БиРоп1;, история которой заключает 217 лет, обеспечила получение более 35 000 патентов. В 2009 г. компанией было зарегистрировано в США 2 086 патентов. В 2009 г. показатели выручки были максимальны - около 10 млрд долл.
Особенно актуальными представляются вопросы постановки и формализации системы управления правами на РИД на конкретном предприятии. При этом аудит СУ РИД предшествует данным процедурам.
Постановка задачи
Политика бизнеса в области РИД подразумевает создание эффективной системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности. Целью является обеспечение коммерциализации и вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Для обновления и инновационного развития предприятие нуждается в создании или приобретении новых охраноспособных РИД, последние в свою очередь должны обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции за счет наделения продуктов или процессов качествами, отсутствующими у аналогов. Создание новых ОИС достигается исключительно путём проведения фундаментальных и прикладных исследований (НИОКР).
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК-ВЭД) деятельность, классифицируемая как научные исследования и разработки, включает фундаментальные научные, прикладные научные исследования и экспериментальные разработки [5].
Критерием, позволяющим отличить научные исследования и разработки от сопутствующих видов деятельности, является наличие значительного элемента новизны.
Исторически практикой было установлено, что наиболее приемлемым механизмом, обеспечивающим баланс интересов разработчика РИД и общества, считается ситуация, когда в обмен на публичное раскрытие содержания РИД государство предоставляет охрану и защиту в виде интеллектуальной собственности. Разработчик тем самым законодательно наделяется рядом гражданских прав, обеспечивающих его монопольное владение и распоряжение объектом интеллектуальной собственности в течение обозначенного условиями защиты временного интервала. Государство и общество получают многоаспектный эффект в виде значительного увеличения темпов роста научно-технического прогресса, роста экономики, обеспечения конкурентных преимуществ и национальной технологической безопасности.
Со вступлением в силу в 2008 г. четвертой части ГК РФ поставлен знак равенства между понятиями «интеллектуальная собственность» и «результаты интеллектуальной деятельности». Фиксация прав происходит путем получения на РИД патентов или свидетельств, либо на основании законодательно установленных норм авторского права.
В соответствии со ст. 1225 ГК РФ РИД, которым предоставляется правовая охрана, являются: «произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения» [2].
Между тем предприятие правообладатель в течение всего жизненного цикла РИД сталкивается с нормами гражданского законодательства в области управления правами на РИД. Создание, приобретение, постановка на учет, капитализация и дальнейшая коммерциализация ОИС требуют не только эффективного взаимодействия отделов и служб организации, но и документального гражданско-
правового сопровождения продвижения РИД. Аудит интеллектуальной собственности основной целью ставит проведение экспертных анализов в отношении документального оформления прав на РИД, подтверждение бухгалтерской и налоговой отчетности и организации относительно показателей, связанных с правом на использование интеллектуальной собственности, анализ политики коммерциализации РИД, осуществляемой организацией.
Дальнейшая формализация системы управления правами на РИД на предприятии представляется многоаспектной задачей, затрагивающей разные области деятельности организации и обеспечивающей синхронизацию взаимодействия ее служб.
Методы
Жизненный цикл создания (приобретения), учета и вовлечения в хозяйственный оборот ОИС на конкретном предприятии можно представить, как несколько последовательных этапов, связанных с управлением правами на РИД (рис. 1).
Рис. 1. Жизненный цикл создания и использования РИД на предприятии
На этапе создания (приобретения) РИД важным является правильное закрепление прав на объекты интеллектуальной собственности, что позволит капитализировать РИД и осуществить дальнейшее его использование. В данном случае речь идет о возможном конфликте интересов в будущем в отношении прав на ОИС, который может возникнуть между организацией и сторонними организациями, физическими лицами участниками создания РИД или организацией и ее работниками, в служебные обязанности которых входило создание охраноспособных объектов.
Вопросы оценки, принятия к учету и капитализации РИД являются следующим этапом цикла управления ОИС. Без правильной и согласованной с политикой управления РИД процедуры отражения в отчетности организации ОИС невозможна дальнейшая коммерциализация РИД.
При этом правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на РИД следующими основными способами:
1) использовать РИД в собственном производстве;
2) передать РИД путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права);
3) предоставить другому лицу права использования РИД в установленных договором пределах (лицензионный договор).
В случае лицензионного договора не происходит полной передачи исключительного права. Неисключительная лицензия позволяет сохранить за лицензиаром и право выдачи лицензий другим лицам, в отличие от исключительной лицензии.
Решение о способе использования ОИС предприятие принимает путем определения наиболее оптимального и эффективного с экономической точки зрения варианта. При принятии решения о коммерческом использовании РИД необходимо понимать, что затраты на НИОКР являются величиной постоянной и безвозвратной с точки зрения дальнейшего использования РИД, поэтому при нахождении экономического эффекта от использования РИД имеет смысл учитывать затраты при коммерческом использовании [10].
Выбор варианта коммерческого использования технологии правообладателем в странах д и в отраслях f следует осуществлять, исходя из получения правообладателем максимального экономического эффекта от коммерческого использования РИД на заданной территории [10]:
эи = Е
е (рк1т 3 и т )' а 1
А к ^ тах;
где: РЫТ - стоимостная оценка результатов от коммерческого использования технологии в стране к,
отрасли I в течение периода времени Т; 3ЫТ - затраты при коммерческом использовании технологии
в стране к, отрасли I в течение периода времени Т.
Оценка РИД имеет значение при капитализации и передаче РИД. Сегодня существует три основных подхода к оценке ОИС [6; 7], в табл. 1 представлены формулы расчета [9].
Таблица 1
Подходы к оценке РИД
к
Подход к оценке Формула расчета
Затратный 3 = з + З + З + З и исо3 ^ и дов ^ пат -'сбор где: З - затраты на РИД; ЗСОЗ- затраты на создание РИД; ЗДОВ - затраты на доведение РИД к состоянию, пригодному к использованию; ЗПАТ - патентные пошлины; ЗСБОР - регистрационные сборы.
Сравнительный С = а1 ■ а2 ■.... • ап ■ Са где: С - стоимость РИД; Са - стоимость аналога; а!, а2, ... ап - поправочные коэффициенты, выражающие степень отличия оцениваемого РИД от аналога.
Доходный РУ = СЕ0 + СЕ 1/(1 + г)+ СЕ2/(1 + г)2 + СЕ3(1 + г)3 +... + СЕп /(1 + г)п + СЕп / (1 - %); где: РУ - настоящая стоимость на дату оценки; СЕп - денежный поток п-года использования прав на РИД; г - норма дисконтирования; % - уровень роста денежных потоков в послепрогнозный период.
Доходный подход применяется, если будущие доходы от ОИС и расходы, связанные с ОИС, возможно достаточно точно спрогнозировать.
Сравнительный подход требует достоверной и доступной для анализа информации в отношении цен и характеристик аналогичных ОИС.
Затратный подход используют при возможности замены объекта оценки другим объектом, являющимся близкой копией объекта ОИС или имеющего аналогичные полезные характеристики [6; 7].
Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"» уточнил понятия терминов: инновации, инновационный проект, инновационная инфраструктура, инновационная деятельность. Так, под инновационной инфраструктурой понимается «совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг» [3]. Между тем инновационная инфраструктура внутри отдельной организации представляется совокупностью
служб, способствующих продвижению РИД в экономический оборот и обеспечивающих документальное сопровождение РИД, охрану прав, маркетинг, учет, капитализацию, налогообложение и коммерциализацию ОИС.
Согласно Рекомендациям, под управлением правами на РИД понимается:
• выявление потенциально охраноспособных РИД;
• инвентаризация РИД и прав на них;
• обеспечение правовой охраны РИД;
• постановка исключительных прав на РИД на бухгалтерский учет;
• коммерциализация прав на РИД;
• мониторинг и защита исключительных прав на РИД;
• выявление нарушения прав третьих лиц;
• содействие деятельности по созданию РИД.
Для эффективной реализации задач по управлению правами на РИД следует сформировать Политику управления РИД (Политика) по продвижению их в хозяйственный оборот, а также план мероприятий (План).
Политика и План должны предусматривать положения, предопределяющие формирование эффективной СУ РИД:
• взаимодействие внутренних подразделений и служб по управлению правами на РИД;
• корпоративные подходы к созданию, внедрению и коммерциализации прав на РИД;
• взаимодействие и мотивация персонала организации для целей создания РИД;
• маркетинг и анализ рынка РИД;
• финансирование СУ РИД;
• определение эффективности СУ РИД;
• электронный репозитарий РИД.
В Плане следует установить сроки разработки и утверждения локальных нормативных актов: положений о подразделениях организации, регламентов их взаимодействия, типовых соглашений с авторами РИД, положений об обеспечении правовой охраны РИД и защите исключительных прав, регламентов осуществления основных функций в сфере управления правами на РИД.
Результаты аудита СУ РИД определят дальнейшие процедуры формализации системы управления правами на РИД. В этой связи аудит СУ РИД должен включать следующие основные направления:
• инвентаризацию РИД;
• формирование реестров имущественных прав на РИД;
• аудит документального порядка закрепления прав на создаваемые, приобретаемые РИД;
• аудит учета НИОКР;
• аудит учета РИД;
• аудит налогообложения в части создания и использования РИД;
• аудит оценки РИД;
• определение модели коммерциализации РИД в организации;
• аудит электронных сервисов управления РИД.
Результаты
Постановка системы управления результатами интеллектуальной деятельности в организации предполагает последовательное проведение аудита СУ РИД, разработку и осуществление процедур формализации СУ РИД.
Аудит СУ РИД требует первоначального запроса информации в отношении РИД и проведении процедур аудита для целей:
1) анализа реализованных НИОКР, результатом которых стали новые РИД;
2) формирования реестров прав на РИД организации и потенциальные РИД организации;
3) анализа учета затрат на НИОКР, учета нематериальных активов, выявление объектов интеллектуальной собственности на основе НИОКР;
4) анализа закрепления прав на РИД в организации;
5) анализа использования ОИС третьих лиц организацией;
6) анализа подходов к коммерциализации РИД, преимущественных для организации, и оценка их эффективности.
Результаты аудита СУ РИД позволят предусмотреть процедуры по формализации системы управления правами на РИД в организации (рис. 2).
Экспорт/импорт РИД
Оценка РИД
Электронный реестр прав на РИД
Продвижение РИД на рынок
Маркетинг рынка РИД
Коммерциализация Получение прибыли от реализации прав на РИД, внедрение технологий
Защита прав на РИД
Обеспечение конкурентных преимуществ РИД
Стандарты организации в части прав РИД
Система документооборота в части прав на РИД
Политика управления РИД План мероприятий
Государственная регистрация прав на РИД
Система распределения прав на РИД
Аудит РИД
Для целей формализации прав
Капитализация РИД
Для целей роста стоимости бизнеса
Служебные изобретения
Патентные исследования
Система стимулирования создания РИД
Инвентаризация РИД
Налоговый и бухгалтерский учет прав на РИД
Коллегиальный совещательный орган по вопросам управления правами на РИД
Рис. 2. Формализация системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности на предприятии
Обсуждение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и выдвинуть ряд практических предложений. Вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности представляется важнейшей задачей хозяйствующих субъектов, а формирование эффективной системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности является основным инструментом, позволяющим защищать права на РИД, капитализировать и коммерциализировать ОИС.
Аудит системы управления правами на РИД предопределяет основные процедуры для дальнейшей формализации системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с Политикой и Планом организации в отношении РИД.
Защита и отражение в электронном реестре прав на РИД становится неизбежной необходимостью для последующей постановки на учет и капитализации РИД, а также коммерческого использования ОИС. Максимальный эффект от использования РИД имеет смысл определять, полагаясь исключительно на стоимостную оценку результатов от коммерческого использования и затрат, сформированных при коммерческом использование РИД.
Заключение
Для усовершенствования подходов к постановке системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности и решения задач вовлечения в экономический оборот РИД имеет смысл предусмотреть для целей конкретного предприятия процедуры аудита и формализации системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Система управления правами на результаты интеллектуальной деятельности должна выполнять функции внутренней инновационной инфраструктуры предприятия; представляется совокупностью служб, способствующих продвижению РИД в экономический оборот и обеспечивающих документальное сопровождение РИД, охрану прав, маркетинг, учет, капитализацию, налогообложение и коммерциализацию ОИС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть I от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть IV от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ.
3. Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"».
4. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1.12.2016 г. № 642.
5. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. № 14-ст.
6. Федеральный стандарт оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», утвержден приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 г. № 297.
7. Федеральный стандарт оценки № 11 «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности», утвержден приказом Минэкономразвития России от 22.06.2015 г. № 385.
8. Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях, утвержденные Министерством экономического развития РФ 3 октября 2017 г.
9. Калачихин П.А. Оценка экономической эффективности результатов интеллектуальной деятельности / Экономика, статистика и информатика. 2013. № 14.
10. Полухина С. А. Разработка методического подхода к коммерческому использованию технологий на промышленных предприятиях: дис. ... канд. эконом. наук. СПбГМТУ, 2004.
Поступила в редакцию 14.01.2020
Полухина Софья Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» (СПбГМТУ) 190121, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Лоцманская, 3 E-mail: [email protected]
S.A. Polukhina
FORMALIZATION AND AUDIT OF THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF RIGHTS TO THE RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY AT AN ENTERPRISE
DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-1-51-57
The principles of building an effective system of management of rights to the results of intellectual activity (SM RIA) are considered. The results of intellectual activity (RIA) represent the assets of an organization that directly affect the innovative potential of the enterprise, competitiveness, capitalization of the business and its profitability. In this regard, the protection of rights to RIA, the accounting of intellectual property (IP) and the further commercialization policy of RIA appear to be important tasks of a modern enterprise. The formalization of SM RIA at an enterprise is impossible without a full audit of intellectual property. Audit of intellectual property concludes a complex of expert analyses and audit of documentation on the results of intellectual activity available in the organization. The audit will reveal inconsistencies with the legislation regulating the protection of RIA, accounting of IP and reflection in the reporting of IP, the correctness of the assessment of RIA, the procedure of capitalization of RIA, and answer questions about the effectiveness of the existing SM RIA in the implementation of the policy of commercialization of RIA. Further formalization of the SM RIA is represented by the sequence of bringing the reed SM RIA with the legislation of the Russian Federation and business goals.
Keywords: formalization of rights, audit, system of management of rights to the results of intellectual activity, intellectual property, commercialization of the results of intellectual activity, intellectual property valuation, involvement in economic turnover.
Received 14.01.2020
Polukhina S.A., Candidate of Economics, Associate Professor at Department of Accounting and audit State Marine Technical University of Saint-Petersburg (SMTU) Lotsmanskaya st., 3, Saint-Petersburg, Russia, 190121 E-mail: [email protected]