Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
314
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕХНОПАРКИ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ ОХРАНА / РИД / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егорова М. А.

Формы коммерциализации инноваций, в силу их уникальности, достаточно разнообразны. Монетарный способ поддержания конкуренции устарел, в связи с этим всё шире задействуют правовые инструменты, институциональную среду и институты развития инноваций - технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, научно-технологические центры. В таких катализаторах знаний и инноваций консолидируются интересы государства, бизнеса и общества. В статье рассматривается инновационная инфраструктура с правовой позиции, выявлены проблемы коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Системно изучена российская нормативно-правовая база инновационной деятельности, коммерциализации инноваций и РИД, правовые основы деятельности институтов инновационного развития. Обосновано, что охрана результатов интеллектуальной деятельности и законодательное закрепление комплекса мер защиты интеллектуальной собственности являются важнейшими системообразующими элементами национальной инновационной системы. При анализе правовой базы создания технопарков, бизнес-инкубаторов и инновационных научно-технологических центров выявлено их значительное участие в коммерциализации РИД, однако юридическое сопровождение участников инновационной деятельности, предпринимателей по государственной регистрации и охране прав на РИД осуществляется недостаточно и фрагментарно. Рассмотрен также зарубежный опыт деятельности технопарков, их виды и правовое регулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Егорова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATION INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT INSTITUTIONS IN ENSURING LEGAL PROTECTION AND COMMERCIALIZATION OF THE RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY

The forms of commercialization of innovations, due to their uniqueness, are quite diverse. The monetary method of maintaining competition is outdated. In this regard, legal instruments, institutional environment and institutions for the development of innovations-technoparks, technopolises, business incubators, scientific and technological centers-are being increasingly used. Such catalysts of knowledge and innovation consolidate the interests of the State, business and society. The paper examines the innovation infrastructure in the context of law, identifies the problems of commercialization of rights to the results of intellectual activity (RIA). The author carries out a sistematic analysis of the Russian regulatory framework for innovation, commercialization of innovation and RIA, and the legal framework for the activities of innovation development institutions. It is substantiated that the protection of the results of intellectual activity and the legislative consolidation of a set of measures for the protection of intellectual property represent the most important backbone elements of the national innovation system. When analyzing the legal framework for the creation of technology parks, business incubators and innovative scientific and technological centers, their significant participation in the commercialization of RIA was revealed. However, legal support for participants in innovative activities, entrepreneurs for state registration and protection of rights to RIA is carried out insufficiently and fragmentarily. The author examines the foreign experience of technoparks’ activities, their types and legal regulation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DOI: 10.17803/1994-1471.2021.129.8.072-079

М. А. Егорова*

Роль институтов развития инновационной инфраструктуры в обеспечении правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности

Аннотация. Формы коммерциализации инноваций, в силу их уникальности, достаточно разнообразны. Монетарный способ поддержания конкуренции устарел, в связи с этим всё шире задействуют правовые инструменты, институциональную среду и институты развития инноваций — технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, научно-технологические центры. В таких катализаторах знаний и инноваций консолидируются интересы государства, бизнеса и общества. В статье рассматривается инновационная инфраструктура с правовой позиции, выявлены проблемы коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Системно изучена российская нормативно-правовая база инновационной деятельности, коммерциализации инноваций и РИД, правовые основы деятельности институтов инновационного развития. Обосновано, что охрана результатов интеллектуальной деятельности и законодательное закрепление комплекса мер защиты интеллектуальной собственности являются важнейшими системообразующими элементами национальной инновационной системы. При анализе правовой базы создания технопарков, бизнес-инкубаторов и инновационных научно-технологических центров выявлено их значительное участие в коммерциализации РИД, однако юридическое сопровождение участников инновационной деятельности, предпринимателей по государственной регистрации и охране прав на РИД осуществляется недостаточно и фрагментарно. Рассмотрен также зарубежный опыт деятельности технопарков, их виды и правовое регулирование.

Ключевые слова: институциональная среда; инновации; инфраструктура; технопарки; бизнес-инкубаторы; инновационные научно-технологические центры; коммерциализация; правовая охрана; РИД; интеллектуальная деятельность.

Для цитирования: Егорова М. А. Роль институтов развития инновационной инфраструктуры в обеспечении правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — Т. 16. — № 8. — С. 72-79. — DOI: 10.17803/1994-1471.2021.129.8.072-079.

© М. А. Егорова, 2021

* Егорова Мария Александровна, доктор юридических наук, профессор, начальник Управления международного сотрудничества Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), профессор кафедры конкурентного права МГЮА, со-президент Международного союза юристов и экономистов (Франция), эксперт Центра научной и экспертной аналитики Международного центра компетенций «АйПи» ФГБОУ ВО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности». Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 Lab.kkonkpr@msal.ru

The Role of Innovation Infrastructure Development Institutions in Ensuring Legal Protection and Commercialization of the Results of Intellectual Activity

Maria A. Egorova, Dr. Sci. (Law), Professor, Head of the International Cooperation Department, Kutafin Moscow State Law University (MSAL); Professor, Department of Competition Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL); Co-President, International Union of Lawyers and Economists (France); Expert, Center for Scientific and Expert Analytics of the International Competence Center "IP," Russian State Academy of Intellectual Property ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 Lab.kkonkpr@msal.ru

Abstract. The forms of commercialization of innovations, due to their uniqueness, are quite diverse. The monetary method of maintaining competition is outdated. In this regard, legal instruments, institutional environment and institutions for the development of innovations—technoparks, technopolises, business incubators, scientific and technological centers—are being increasingly used. Such catalysts of knowledge and innovation consolidate the interests of the State, business and society. The paper examines the innovation infrastructure in the context of law, identifies the problems of commercialization of rights to the results of intellectual activity (RIA). The author carries out a sistematic analysis of the Russian regulatory framework for innovation, commercialization of innovation and RIA, and the legal framework for the activities of innovation development institutions. It is substantiated that the protection of the results of intellectual activity and the legislative consolidation of a set of measures for the protection of intellectual property represent the most important backbone elements of the national innovation system. When analyzing the legal framework for the creation of technology parks, business incubators and innovative scientific and technological centers, their significant participation in the commercialization of RIA was revealed. However, legal support for participants in innovative activities, entrepreneurs for state registration and protection of rights to RIA is carried out insufficiently and fragmentarily. The author examines the foreign experience of technoparks' activities, their types and legal regulation.

Keywords: institutional environment; innovation; infrastructure; technoparks; business incubators; innovative scientific and technological centers; commercialization; legal protection; RIA; intellectual activity. Cite as: Egorova MA. Rol institutov razvitiya innovatsionnoy infrastruktury v obespechenii pravovoy okhrany i kommertsializatsii rezultatov intellektualnoy deyatelnosti [The Role of Innovation Infrastructure Development Institutions in Ensuring Legal Protection and Commercialization of the Results of Intellectual Activity]. Aktualnye problemy rossiyskogo prava. 2021;16(8):072-079. DOI: 10.17803 / 1994-1471.2021.129.8.072-079. (In Russ., abstract in Eng.).

Цепочки создания нововведений, в том числе и сектор R&D (Research and Development, НИОКР) сосредоточены в развитых странах. В новой модели глобальной конкуренции повышается значение нематериальных активов как альтернативных источников дохода компаний от объектов интеллектуальной собственности. Те развитые страны, которые доминируют в глобальной конкурентоспособности, активно поддерживают национальные

компании и создают эффективные институциональные условия для поддержки инноваций. Взаимосвязь инноваций и интеллектуального капитала отражается в том, что не только материальной, но также и интеллектуальной составляющей определяется стоимость инновационной продукции1. Как показывает практика, наиболее оптимальным механизмом, обеспечивающим баланс интересов гражданина и общества, является такой, при котором в обмен на

1 Леонтьев Б. Б., Алексеев В. И. Инновационная экономика: механизмы решения приоритетных проблем качества инноваций. Обсуждаем проект «Основных положений долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности» // Инновации. 2013. № 9 (179). С. 50—58.

раскрытие содержания результата интеллектуальной деятельности государство берет на себя через функции охраны и защиты этого РИДа2.

Термин инфраструктура имеет комплексное содержание. Инновационная инфраструктура представляет собой совокупность субъектов инновационной деятельности и институтов поддержки инноваций, способствующих стимулированию инновационной деятельности, в том числе предоставлению услуг по созданию и реализации инновационной продукции.

Вопросы коммерциализации исключительных прав на РИД обсуждаются широко юристами и экономистами3. Следует отметить, что в течение последних десятилетий значимость и признание интеллектуальной собственности возросло. Законодательство в этой области

становится особенно актуальным, и с учетом цифровизации требует изменений.

Нормативно-правовая основа инновационной деятельности, коммерциализации инноваций и РИД в России представлена целым рядом документов4.

Согласно перечня5 федеральными институтами инновационного развития в Российской Федерации являются АО «ДОМ.РФ», АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», АО «РОСНАНО», АО «Росинфокоминвест», АО «Российская венчурная компания» (РВК), госкорпорация развития «ВЭБ.РФ», Российский фонд развития информационных технологий», НО «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий», ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий

Совершенствование правоприменительной практики в области правовой охраны, защиты и использования РИД : материалы конференции Роспатента // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2012. № 12. С. 70—75.

Васильева Е. Н. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 5 (219). С. 66—81. См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 ; Федеральный закон от 23.09.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» ; Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» ; Федеральный закон от 31.12.2014

№ 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» ; Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» ; Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» ; постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"» ; постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий» ; распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (по состоянию на май 2021 г. находится в стадии актуализации) ; распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.02.2021 № 241-р «Об утверждении перечня институтов инновационного развития» ; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2024 года (утверждены Правительством РФ 29.09.2018) ; Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях (утверждены Министерством экономического развития Российской Федерации 03.10.2017) ; приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.09.2020 № 3221 «Об утверждении Перечня требований к объектам технологической инфраструктуры промышленных технопарков».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.02.2021 № 241-р «Об утверждении перечня институтов инновационного развития» // URL: https://docs.cntd.ru/document/573548055?marker=6500IL (дата обращения: 30.05.2021).

2

3

4

5

в научно-технической сфере», Фонд инфраструктурных и образовательных программ.

Охрана результатов интеллектуальной деятельности и законодательное закрепление комплекса мер защиты интеллектуальной собственности являются важнейшими системообразующими элементами национальной инновационной системы6. С одной стороны, отношения интеллектуальной собственности, стимулирующие изобретательскую активность, уже предпосылка к инновациям. С другой стороны, значительная часть инноваций представляет собой практическое использование прав на интеллектуальную собственность, созданную и приобретенную хозяйствующим субъектом.

Исследуя правовую основу объектов инновационной инфраструктуры, рассмотрим технопарки, бизнес-инкубаторы и инновационные научно-технологические центры с позиции их участия в коммерциализации РИД.

Нормативно-правовые основы заложены Федеральным законом № 488-ФЗ от 31.12.2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации»7. В 2017 году в него были внесены изменения в части промышленных технопарков для стимулирования деятельности в промышленности, с регламентацией объектов технической и промышленной инфраструктуры, требований к управляющей компании. Согласно 488-ФЗ, на основании ст. 19.1, промышленным технопарком считается объект промышленной и технологической инфраструктуры с участием управляющей компании, который используется в научно-технической, инновационной деятельности в целях коммерциализации полученных научно-технических результатов и освоения производства промышленной продукции. Технопарки являются площадками для преобразования научных разработок в новые технологии, опыт-

ные и серийные образцы продукции, создания и развития инновационных компаний, способных дать новый импульс развитию высокотехнологичных отраслей промышленности. Роль технопарков высока в контексте программ импорто-замещения, а также наращивания несырьевого экспорта продукции, поскольку предполагают дополнительные затраты на НИОКР для компаний. В приказе Министерства промышленности и торговли, вступившего в силу 3 ноября 2020 года, законодательно закреплены требования и виды объектов инфраструктуры промышленного технопарка8. Отличие промышленного технопарка от индустриального парка - обязательное наличие не менее двух объектов технологической инфраструктуры, центров прототипиро-вания и трансфера технологий, лаборатории. В целом, к видам объектов технологической инфраструктуры промышленных технопарков, по действующему законодательству, относятся: бизнес-инкубатор или технологический инкубатор, инжиниринговый центр, центр коллективного пользования научным оборудованием, центр коллективного пользования опытно-промышленным оборудованием, сертификационный центр, лаборатория, виварий, инновационно-технологический центр или центр трансфера технологий, чистая комната для контроля параметров микроклимата и концентрации взвешенных частиц в воздухе, центр прототипирования для компьютерного проектирования образцов промышленной продукции, центр обработки данных (ЦОД), конгрессно-выставочный зал.

С 2019 года в России осуществляется государственная поддержка создания и развития технопарков для малого и среднего предпринимательства (МСП) в рамках Национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Обзор законодательных инициатив в сфере защиты интеллектуальной собственности // URL: https:// zakon.ru/blog/2020/02/17/obzor_zakonodatelnyh_iniciativ_v_sfere_zaschity_intellektualnoj_sobstvennosti (дата обращения 29.05.2021).

Федеральный закон «О промышленной политике» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_173119/ (дата обращения: 31.05.2021).

Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.09.2020 № 3221 «Об утверждении Перечня требований к объектам технологической инфраструктуры промышленных технопарков» // URL: https://base.garant.ru/74797224/ (дата обращения: 30.05.2021).

ь

7

8

Отбор субъектов для создания инфраструктуры технопарков в сфере высоких технологий осуществляет Министерство цифрового развития и массовых коммуникаций Российской Федерации. Технопарк в сфере высоких технологий - форма территориальной интеграции субъектов образования, бизнеса, науки и финансов, государственного и муниципального управления в целях создания условий для формирования и развития современной технологической и организационной среды инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов9.

Ассоциацией технопарков в сфере высоких технологий разработан Национальный стандарт Российской Федерации «Технопарки. Требования»10. Вводит также термины и определения «технопарк», «промышленный технопарк», «технопарк в сфере высоких технологий», «имущественный комплекс технопарка», «инновационная и технологическая инфраструктура» и прочие.

В рекомендациях Роспатента11 перечислен исчертывающий перечень организаций инфраструктуры на уровне российских регионов в сфере интеллектуальной собственности (региональные институты развития), в том числе многофункциональные центры изобретательства и центры трансфера технологий, центры молодежного инновационного творчества. Региональные институты развития вправе осуществлять поддержку патентных доверенных, содействовать деятельности патентных отделов

организаций региона, координировать просветительскую и образовательную деятельность в области защиты прав на РИД и коммерциализации РИД 12.

В технопарках могут быть созданы структуры, осуществляющие правовое и консультационное сопровождение регистрации и защиты интеллектуальной собственности, объектов авторских и патентных прав.

Основные нормативные требования к бизнес-инкубаторам закреплены в ведомственных приказах Министерства экономического развития Российской Федерации13, хотя в России они стали появляться в начале 90-х годов ХХ века. Бизнес-инкубатор — организация, площадка, для поддержки предпринимательских инициатив на ранней стадии через предоставление в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг, а также поддержки проектов предпринимателей на всех этапах — от разработки идеи до коммерциализации. Бизнес-инкубаторы имеют офисное, производственное, инновационное, агропромышленное назначение.

В зарубежной практике, под бизнес-инкубатором понимается организация, целью которой является поддержка новых малых предприятий и предпринимателей, которые из-за ограниченности финансовых ресурсов, опыта или квалификации не могут реализовать свои проекты за пределами бизнес-инкубатора. Бизнес-инкубаторы помогают начинающим компаниям стать финансово независимыми и жизнеспособными.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.06.2006 № 328-р «Об утверждении комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58962/7207863b836a9a0b886bcd42c06bc9ccff1cc0f4/ (дата обращения: 30.05.2021).

ГОСТ Р 56425-2015 «Технопарки. Требования. Национальный стандарт Российской Федерации» // URL: https://economy.gov39.ru/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%20%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD %D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8.pdf (дата обращения: 30.05.2021).

Ростпатент. Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в регионах Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_312689/ (дата обращения: 28.05.2021).

Салимов Р., Солонович А. Создание региональной системы в сфере правовой охраны и использования

РИД // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2017. № 1. С. 7—16. Приказ Минэкономразвития РФ № 119 от 25.04.2008 URL: https://base.garant.ru/12160192/c9c989f1e99 9992b41b30686f0032f7d/ (дата обращения: 20.05.2021).

9

1U

11

12

13

ОЭСР впервые провела в 1997-99 годах исследование бизнес-инкубации в контексте создания рабочих мест и местного развития, рассматривая опыт бизнес-инкубаторов Австралии, Германии, Италии, Великобритании и США.

По международной классификации, бизнес-инкубаторы делятся на университетские и неуниверситетские (традиционные) модели. Существует четыре основных варианта юридических и управленческих структур для бизнес-инкубаторов с вариациями каждого из них: 1) частная коммерческая корпорация; 2) независимая некоммерческая корпорация; 3) подразделение, работающее в рамках существующей «основной» некоммерческой корпорации; 4) кафедра университета. В зависимости от типа бизнес-инкубатора, организация инновационных проектов и регистрация, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности имеет некоторые особенности, прежде всего организационного характера.

Технологические бизнес-инкубаторы (Technology business incubators, TBI) представляют собой особый тип бизнес-инкубаторов, специализирующийся на стартапах компаний с внедрением новых технологий14. Основная задача технологических бизнес-инкубаторов — не создание новых рабочих мест или развитие региона, а содействие коммерциализации результатов исследований, а также приобретение и использование современных технологий, которые будут способствовать освоению внутренних ресурсов и повышению международной конкурентоспособности национальной промышленности. Следовательно, этот тип бизнес-инкубатора — инструмент для передачи (трансфера) технологии. Единого способа развития технологического бизнес-инкубатора не существует. В определенной степени каждый инкубатор уникален, поскольку отражает его экономическую среду и его собственные индивидуальные цели. Концепция технологического

бизнес-инкубатора разработана на основе двух ключевых предпосылок рыночного механизма: принципов конкуренции и частной собственности. Кроме того, необходима законодательная проработка прав коммерческой и частной собственности. Система рыночной экономики требует определенных законодательных рамок для поощрения и гарантирования справедливой рыночной конкуренции, например, посредством права частной собственности, коммерческого права, антимонопольного права.

Следует отметить, что в Российской Федерации недостаточное внимание уделяется правовой регламентации деятельности такого типа институтов инновационной экономики, как бизнес-инкубаторы, мало представлено исследований ученых-юристов по данному вопросу.

Как правило, на российских площадках бизнес-инкубаторов предусмотрено предоставление бизнес-командам инкубаторов комплекса информационно-консультационного сопровождения по вопросам законодательного регулирования и защиты интеллектуальной собственности, организуют проведение экспертизы результата интеллектуальной деятельности, организация маркетинговой деятельности по коммерциализации и продвижению на рынок РИД, осуществление трансфера технологий в малый и средний бизнес.

Согласно 216-ФЗ от 29.07.2017 г.15, так называемый закон «о технологических долинах» трактует иннновационные научно-технологические центры (ИНТЦ) как совокупность организаций, осуществляющих научно-техническую деятельность, которые создаются для реализации приоритетов национального научно-технологического развития Российской Федерации, инновационной привлекательности сферы НИОКР и содействия коммерциализации ее разработок. Создание ИНТЦ направлено на реализацию национальных проектов Российской Федерации, а также на обеспечение синхронизации усилий

14 Technology Business Incubatorsand Technology Parks. United Nations Industrial Development Organization (UNIDO). US/GLO/94/009. 1999. 28 р.

15 Федеральный закон № 216-ФЗ от 29.07.2017 «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (с изм. на 30.04.2021) URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/42203 (дата обращения: 30.05.2021).

науки, образования и бизнеса. ИНТЦ являются проектами по созданию центров проведения научных и исследовательских работ, организации трансфера научных компетенций ВУЗов в коммерческий оборот, вовлечение студентов и научных сотрудников в разработку технологий, востребованных на рынке, создания условий проведения бизнесом научных и опытно-конструкторских работ на базе лабораторных и опытных мощностях научных организаций. Региональное развитие сети «технологических долин» будет способствовать поддержке технологичных и высокотехнологичных компаний, стартапов с перспективой экспорта и трансфера технологий на базе научно-образовательного потенциала ведущих вузов России и исследовательских университетов в синхронизации с мероприятиями по созданию научно-образовательных центров (НОЦ) и центров компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ).

В соответствии со ст. 12 216-ФЗ управляющая компания ИНТЦ вправе предоставлять участникам проекта услуги, необходимые для государственной регистрации прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные участниками проекта при осуществлении научно-технологической деятельности, управления указанными правами, в том числе за рубежом.

В России при участии Министерства экономического развития Российской Федерации запущены два крупных ИНТЦ - «Сириус» и «Воробьевы горы», в положениях и концепциях развития которых прямо отмечена задача коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, исследований и разработок, разработка и апробация правил регулирования инновационной деятельности и обращения инновационных продуктов.

Таким образом, правовое обеспечение инновационной инфраструктуры относится к многоплановым задачам, обусловленным достижением национальных целей развития России на долгосрочный период. Стремительные темпы научно-технического прогресса изменяют проблематику инновационной деятельности и ее институциональных участников. Развитие новых технологий способствует опережающему росту рынков инновационных наукоемких продуктов, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности с участием таких институтов развития, как технопарки, бизнес-инкубаторы и инновационные научно-технологические центры. Как свидетельствует проведенное исследование, не только организационно-управленческая их роль возрастает в продвижении инновационных продуктов, но и юридическая — с позиции охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Васильева Е. Н. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2019. — № 5 (219). — С. 66-81.

2. Леонтьев Б. Б., Алексеев В. И. Инновационная экономика: механизмы решения приоритетных проблем качества инноваций. Обсуждаем проект «Основных положений долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности» // Инновации. — 2013. — № 9 (179). — С. 50-58.

3. Салимое Р., Солонович А. Создание региональной системы в сфере правовой охраны и использования РИД // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2017. — № 1. — С. 7-16.

4. Совершенствование правоприменительной практики в области правовой охраны, защиты и использования РИД. Материалы конференции Роспатента // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2012. — № 12. — С. 70-75.

5. Technology Business Incubators and Technology Parks. — United Nations Industrial Development Organization (UNIDO). — US/GL0/94/009. — 1999. — 28 р.

Материал поступил в редакцию31 мая 2021 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Vasil'eva E. N. Pravovaya ohrana rezul'tatov intellektual'noj deyatel'nosti, sozdannyh za schet sredstv federal'nogo byudzheta // Imushchestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federacii. — 2019. — № 5 (219). — S. 66-81.

2. Leont'ev B. B., Alekseev V. I. Innovacionnaya ekonomika: mekhanizmy resheniya prioritetnyh problem kachestva innovacij. Obsuzhdaem proekt «Osnovnyh polozhenij dolgosrochnoj gosudarstvennoj strategii v oblasti intellektual'noj sobstvennosti» // Innovacii. — 2013. — № 9 (179). — S. 50-58.

3. Salimov R., Solonovich A. Sozdanie regional'noj sistemy v sfere pravovoj ohrany i ispol'zovaniya RID // Intellektual'naya sobstvennost'. Promyshlennaya sobstvennost'. — 2017. — № 1. — S. 7-16.

4. Sovershenstvovanie pravoprimenitel'noj praktiki v oblasti pravovoj ohrany, zashchity i ispol'zovaniya RID : materialy konferencii Rospatenta // Intellektual'naya sobstvennost'. Promyshlennaya sobstvennost'. — 2012. — № 12. — S. 70-75.

5. Technology Business Incubatorsand Technology Parks. — United Nations Industrial DevelopmentOrganization (UNIDO). — US/GL0/94/009. — 1999. 28 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.