Научная статья на тему 'Модели и проекты повышения квалификации преподавателей иностранных языков в Германии'

Модели и проекты повышения квалификации преподавателей иностранных языков в Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаповалова Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели и проекты повышения квалификации преподавателей иностранных языков в Германии»

- вкладе информационных и коммуникационных технологий в развитие образования, науки и культуры, создание общества знаний;

- содействии распространению грамотности и охвату неформальным образованием молодежи и взрослых [5].

Возникшая необходимость повышения квалификации преподавателей в контексте Болонского и Брюгге-Копенгагенского процессов обусловлена следующими факторами: возрастанием самостоятельности, автономии учебного заведения и проводимого в нем учебного процесса; достаточно высокой сменяемостью кадров, притоком молодых, малоопытных педагогов, нуждающихся в интенсивном повышении профессионального мастерства.

В программах ООН и ЮНЕСКО большое внимание уделено подготовке и повышению квалификации преподавателей, в частности, укреплению национальной политики в целях повышения профессиональных стандартов и статуса преподавателей. Параллельно с развитием концепций непрерывного образования, выдвинутых ЮНЕСКО, развивается идея рекуррентного образования как стратегии, которая может поддержать и в какой-то степени продублировать идеи непрерывного учения. Концепции непрерывного и рекуррентного образования имеют несколько существенных отличий друг от друга на всех стадиях комплексного обучения. Рекуррентное - сегодня понимается как общеобразовательная стратегия, распространяющаяся на пост-университетское, пост-специальное базовое образование, главнейшими характеристиками которой является предоставление информации сверх полученного в учебном заведении пакета знаний.

Проблемы развития компетентностного подхода в непрерывном, рекуррентном образовании преподавателей колледжа и вуза обусловлены комплексом социальных, экономических, профессиональных причин: не разработанностью теории процессов становления новых моделей повышения квалификации преподавателей колледжа, вуза; необходимостью проектирования и практического внедрения модели системы управления повышением квалификации преподавателя коллежа, вуза в системе непрерывного уровневого образования, обеспечивающей преобразования в целеполага-нии, прогнозировании, проектировании, организации,

Процессы глобализации образования по инициативе ЮНЕСКО выразились в создании следующих международных организаций:

- Европейская ассоциация по образованию взрослых (European Association for the Education of Adults (EAEA)

контроле и регулировании, а также повышения уровня профессионализма преподавателей педагогического колледжа [7].

Реализация компетентностного подхода в рекуррентном повышении квалификации преподавателей колледжа и вуза должно способствовать развитию профессиональной мобильности в условиях интеграции образовательных учреждений различного типа.

Одним из видов повышения квалификации является научно-методическая работа по созданию учебно-методического образовательного процесса. Практикуемые формы роста профессиональной компетентности весьма разнообразны: участие в семинарах, совещаниях, выставках, конференциях; в работе областных и других объединениях, комиссиях; стажировка и изучение передового опыта в других учебных заведениях; обучение в вузах для получения второго высшего профессионального образования; на ФПК, курсах; обучение в аспирантуре или закрепление в качестве соискателей ученой степени на кафедрах вузов.

Литература

1. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности. М., 2002.

2. Законодательно-правовые документы: Закон «Об образовании», Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

3. Ковалева Г.С. Состояние российского образования: // «Проблемы совершенствования содержания общего среднего образования»: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. 2005.

4. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. №3.

5. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2006.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

7. Сергеев Н.К. Непрерывное образование: концепция и технология учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории). СПб., 1999.

июня 2006 г.

- транснациональная, общественная организация, которая поставила своей целью объединение европейских ассоциаций, занимающихся образованием взрослых;

- Европейское общество исследований в области образования взрослых (The European Society for

Ростовский государственный педагогический университет 14

© 2006 г. Л.И. Шаповалова

МОДЕЛИ И ПРОЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ГЕРМАНИИ

Research on the Education of Adults (ESREA) - поддерживает и распространяет теоретические и эмпирические научно-исследовательские работы в сфере образования взрослых;

- Образование взрослых в Юго-Восточной Европе (The Adult Education in South-Eastern Europe (EBIS) -поддерживает создание структур образования взрослых в Юго-Восточной Европе.

По вопросам образования взрослых были приняты многие международные документы. Наиболее важными из них являются:

- Гамбургская декларация об обучении взрослых (The Hamburg Declaration on Adult Learning) - Декларация ЮНЕСКО о значении и о будущем образовании взрослых, 1997 г.

- The Dakar framework for Action: Education for All: Meeting our Collective Commitments - Дакарские рамки действий - Всемирный форум, 2000 г.

- The Right to Education - Право на образование, доклад ЮНЕСКО, 2000 г. [1, с. 16-17].

Обучение в различных формах работающих учителей с полным основанием можно включать в систему образования взрослых [2, с. 26].

На кафедре управления образованием Ростовского государственного педагогического университета (РГПУ) с 1995 г. под руководством Л.М. Сухоруковой и В.И. Мареева осуществляется исследовательская программа «Теоретико-методологические, информационные и социально-экономические основы развития многоуровневых профессионально-образовательных систем в глоболокальном взаимодействии».

В рамках данной программы нами изучалась проблема «Теория и практика поликультурного образования и повышения квалификации преподавателей иностранных языков».

Был изучен опыт работы учреждений повышения квалификации в Австрии, Германии, Швейцарии.

1986-1990 гг. - начало деятельности общеевропейских программ по профессиональному и высшему об-разованию[3]. Основная задача данных программ, связанная с развитием социально-экономической интеграции и ростом молодежной безработицы, - достижение нового качества профессиональной подготовки, включающей межкультурное взаимодействие преподавателей и учащихся. Одновременно появляются программы общекультурной направленности - «Молодежь для Европы», LINGUA [3, с.78].

Программа LINGUA направлена на распространение знаний иностранных языков. Цель - подготовить как можно больше европейцев к общению минимум на двух иностранных языках.

Научный центр «Восток-Запад», 1992 г. (Германия) инициирует и оказывает содействие в проектах, непосредственно связанных с Восточной и Центральной Европой, которые: а) преимущественно направлены на конкретные регионы и основываются на уже существующих партнерских связях; б) в духе разработки научных решений, ориентированных на практику, вносят вклад в усовершенствование местных структур, в частности, общеобразовательного и профессионального обучения и повышения квалификации, в модерниза-

цию экономики и управления, новые экологические разработки; в) содействуют реформе и модернизации высшего образования, консультируют разработку новых структур учебных курсов; г) служат инициированию долгосрочного сотрудничества в научно-исследовательской работе с ориентацией на конкретные практические результаты [4, с.7].

Рассмотрим некоторые концепции и модели повышения квалификации преподавателей иностранных языков в рамках общеевропейских проектов, которые были разработаны и апробированы в учреждениях повышения квалификации преподавателей иностранных языков Германии.

В рамках LINGUA-A-проекта, поддерживаемого программой Европейской Комиссии SOKRATES, учреждения по повышению квалификации преподавателей Ирландии, Финляндии, Польши и Нижней Саксонии (Германия) совместно разрабатывают и апробируют концепции и их элементы по повышению квалификации и подготовке преподавателей, ориентированных на учащихся. Стимулирование говорения, сценическая организация процесса обучения и электронные средства обучения являются центральной инновационной задачей проекта, причем культурное многообразие материалов и концепций различных стран способствует межкультурному педагогическому процессу [5, с.55].

Проект рассчитан на 3 года и на преподавателей иностранных языков (немецкого и английского), которые обучают учащихся в возрасте от 14 до 18 лет, а также на педагогов вузов и организаторов повышения квалификации преподавателей иностранных языков. Концепция проекта реализуется всеми участниками с учетом разделения обязанностей, причем материалы и связанные с ними стратегии передачи знаний разрабатываются рабочими группами, деятельность которых охватывает все названные страны. Симпозиумы и семинары повышают профессиональный уровень преподавателей в проектных школах отдельных стран по реализации инновационных методик. Одновременно школы и институты оценивают промежуточные результаты. Неотъемлемым условием этого процесса являются введение и применение electronic links - электронной связи между всеми участниками. Участвующие в проекте учреждения повышения квалификации преподавателей обеспечивают направленность на практику и преподавание, причем включение в деятельность университетских консультационных агентств способствует осуществлению научных и предметно-дидактических консультаций.

Цель проекта - совместная разработка материалов по обучению иностранным языкам (английскому и немецкому) и повышению квалификации, которые в то же время могут использоваться как элементы для инновационных мероприятий по подготовке и повышению квалификации. В центре находится малоприменяемая методическая теория изучения иностранных языков с помощью «инсценировки языка», причем особенность содержания инновации заключается в применении электронных средств обучения.

Примеры из областей «Искусство и драма», «Креативное письмо» и «Новые технические средства обу-

чения» должны применяться преподавателями всех задействованных учреждений и их проектных школ с учетом дидактически-методических принципов. Применяемая (внедряемая) для этого электронная связь (electronic links) - интегральная составляющая проекта, так как с ее помощью возможен обмен опытом работы и результатами деятельности в совместном диалоге.

Сюда же относится также своевременная разработка веб-сайта http://niedersachsen-International.de с целью привлечь и включить в процесс интересующихся преподавателей и человеческие ресурсы по всей Европе.

Модули обучения и повышения квалификации вместе с рекомендациями и учебными средствами разрабатываются таким образом, что могут применяться также в других странах ЕС. При выборе инсценировок учитываются культурное многообразие и идентичность, стимулируются межкультурные мышление и деятельность.

На наш взгляд, интерес представляет программа повышения квалификации преподавателей по применению новых коммуникативных и информационных технологий на уроке для преподающих немецкий язык как иностранный. Проект «Geh mit!» ставит перед собой цель развития новой модели повышения квалификации и подготовки в области применения новых технологий в преподавании современных европейских языков, которая облегчит преподавателям соответствие требованиям формирующегося мультиязыкового информационного общества. Проект основан на тесном сотрудничестве отделений университетов по подготовке преподавателей, институтов повышения квалификации и школ и учитывает потребности преподавателей и студентов - будущих преподавателей по предмету «Немецкий язык как иностранный» [6, с. 1].

Цели проекта совпадают с основными целями программы SOCRATES, а именно: поддерживать не только обучение в течение всей жизни, но и также «e-Learning». Проект ставит перед собой цели:

- использовать электронные учебные технологии;

- развивать современный европейский сервер для преподавателей;

- способствовать сближению и сотрудничеству преподавателей и образовательных учреждений и становлению последних в качестве центров приобретения знаний.

При этом необходимо:

- преодолеть огромный разрыв между педагогической/дидактической теорией и практикой преподавания иностранных языков путем создания методологии повышения квалификации, учитывающей потребности и ожидания преподавателей иностранных языков. Проект ставит цель разработать педагогический и методологический общий план в помощь преподавателям при применении информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в классах с различными формами обучения и различными языковыми уровнями;

- повышать качество образования и подготовки преподавателей иностранных языков, используя коммуникативную и современную модель применения ИКТ в преподавательской практике. Проект объединяет университеты, центры повышения квалификации, научно-исследовательские учреждения и школы, что-

бы разработать программу, испытать ее на реальном учебном контингенте и, в конце концов, создать инновационный учебный план повышения квалификации для преподавателей;

- предоставить преподавателям немецкого языка как иностранного в школах возможность практико-ориентированного тренинга, так чтобы они могли все это использовать в ежедневном преподавании в рамках образовательной системы задействованных школ, в которых повышение квалификации преподавателей проходит не систематически. С помощью этого учебного плана организаторы хотели бы обосновать применение ИКТ преподавателями на уроках иностранного языка;

- совершенствовать профессиональные способности преподавателей иностранных языков и развивать умение обращаться с компьютером как дидактическим инструментом в классе, а также оценивать их;

- создать доступное виртуальное общество преподавателей, в котором участники курсов и организаторы курсов повышения квалификации будут дискутировать, обмениваться идеями и знакомиться с применением интерактивных ИКТ. Проект призван познакомить преподавателей иностранных языков с идеей международного сотрудничества и образованием по сетевому принципу.

В рамках этого проекта немецкий язык - язык изучения, тем не менее эта тренинговая программа могла бы служить моделью повышения квалификации европейских преподавателей, преподающих иностранный язык, которая может применяться к другим курсам повышения квалификации для преподавателей иностранных языков.

Нам представляется также интересным проект N° 16 -проект-модель знакомства с иностранными языками, который был осуществлен в Федеральной земле Бран-денбург. Работа над проектом в середине 90-х гг. продолжалась в общей сложности 4 года. Педагогические консультации и поддержка, планирование концепции, разработка подготовительных, инструктирующих, анализирующих материалов для практического применения в школе и другие поддерживающие мероприятия осуществлялись, по сути, так же, как разработка и применение критериев специфического оценивания (мониторинга) проекта.

Главными участниками проекта-модели были 9 начальных школ Бранденбурга, которые должны были приложить большие усилия, чтобы ввести в свой обычный план преподавания соответствующий язык для ознакомления: французский, английский, польский или русский. При этом опыт и элементы преподавания приобрели значительную ценность, особенно в результате подготовительной и оценивающей (аналитической) деятельности преподавателей в рамках внутришкольного и выходящего за рамки региона повышения квалификации.

Еще в ходе разработок проекта-модели в 1996 г. каждой школе в Федеральной земле Бранденбург Законом о школьной организации были предоставлены равные возможности начиная с 3-го года обучения предусматривалось ознакомление с иностранными языками. На этом этапе оценки не ставились.

В распоряжении о процессе обучения и воспитания в начальной школе годом позже было установлено, что такая работа с иностранным языком должна включаться не дополнительно, а интегративно в существующий предметный план. Это означало, что знакомство с иностранным языком интегрируется в предметы и учебные темы. Фрагменты знакомства с иностранным языком охватывают, как правило, от 10 до 20 минут и должны распределяться в течение недели, занимая в общей сложности не более 90 минут. Выбор языка для ознакомления осуществляется отдельными школами. Решение принимает школьный совет на педагогической конференции. В ознакомительном уроке принимают участие все ученики 3 и 4-го года обучения (классов). По желанию родителей участие в таких уроках может быть отмечено в табеле оценок (аттестате).

Через иностранные языки дети знакомятся с новой информацией. Это происходит осознанно, в непринужденной атмосфере и по возможности в игровой форме, чтобы достичь максимальной толерантности и заинтересованности по отношению к другой, чужой культуре.

Решающее значение для достижения успеха в ознакомлении с другим языком имеют мотивация, готовность и умение преподавателя вникать в иностранный язык и культуру и овладевать основными языковыми знаниями с помощью повышения квалификации и подготовки. Только так может обеспечиваться по возможности аутентичное знакомство учащихся с иностранным языком и культурой.

Минимум, который требуется от преподавателей, -умение представлять простые жизненные, бытовые ситуации на иностранном языке и разрешать их. Учащиеся должны получать от преподавателей корректные учебные задания. Поэтому правильному произношению с самого начала придается особенно большое значение.

Целесообразно по возможности участие всех учителей начальной школы в осуществлении проекта-модели и совместное приобретение ими необходимой компетентности во внутришкольном повышении квалификации. Последнее должно содержать элементы языковой, предметно-дидактической, предметно-методической подготовки и оценки фрагментов языка на уроке и вне его, а при необходимости также другие важные для соответствующей школы компоненты. Основное место должно отводиться совместной подготовке встреч с иностранными детьми и взрослыми.

Преподаватели (слушатели курсов) должны, с одной стороны, проходить систематическую подготовку на учебных курсах, а с другой - одновременно применять полученную языковую компетенцию в преподаваемых предметах, учебных темах или проектах. Сюда относится также разработка культурных и страновед-

ческих тем как для какого-то определенного предмета, так и для нескольких, или объединяющих между собой предметы, которые в значительной степени должны быть связаны с рассмотрением языкового феномена.

Предметно-дидактическая и предметно-методическая подготовка включает дискуссии и рассмотрение альтернативных методов учения и обучения в аспекте их перспектив и границ применения на ознакомительных уроках иностранного языка. При этом следует постоянно учитывать, что предметно-дидактическая и предметно-методическая подготовка осуществляется неразрывно с языковой.

Для реализации внутришкольного повышения квалификации не должны непременно привлекаться посторонние эксперты, если педагогические цели ознакомления с языками согласованы с преподавательским составом и в течение учебного года также будут совместно осуществляться. Другое условие заключается в том, что учитель иностранных языков, преподающий в школе, может выполнять требования, предъявляемые к преподаванию изучаемого иностранного языка. Соответствующие этапы и элементы проектов должны постоянно обсуждаться, согласовываться всеми коллегами и реализовываться коллегиально.

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что предложения в области повышения квалификации преподавателей иностранных языков в Германии, учитывая их дидактику, форму, объем, очень различны. Этот опыт может быть полезен при проектировании дополнительных профессиональных программ.

Литература

1. Скрябина Н.Ю. Тенденции и модели образования взрослых в педагогической науке и практике // Современное образование: проблемы и перспективы: Сб. научных статей. Ростов н/Д, 2005. С.14-25.

2. СитникА.П., СавенковаИ.Э., КрупининаИ.В., Крупинин И.К. Андрагогические основы повышения квалификации педагогических кадров. М., 2000.

3. Бражник Е И. Интеграционные процессы в современном европейском образовании. СПб., 2001.

4. Международные организации, фонды и программы в области образования и науки //http://www.rciabc.vsu.ru/spr/ index.phtml?heading=20&do_id=5

5. Meyer W. Staging Foreign Language Learning - Mit neuen Medien Sprachen lernen// http://www.vds-bildungsmedien. de/pdf/werkstatt/w_20/seite55.pdf

6. Geh mit! Fortbildungsprogramm zum Einsatz neuer Kommunikations und Informationstechnologien im Unterricht für Lehrende von Deutsch als Fremdsprache// http://www2. ellinogermaniki.gr/ep/geh-mit/

14 июня 2006 г.

Ростовский государственный педагогический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.