Научная статья на тему 'Современные тенденции в области повышения квалификации преподавателей иностранных языков'

Современные тенденции в области повышения квалификации преподавателей иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕКУРРЕНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / CONTINUING TEACHER EDUCATION / LIFELONG EDUCATION / RECURRENT EDUCATION / ADULT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысенко Карина Николаевна

Представлена общая характеристика изменений, происходящих в системе повышения квалификации преподавателей иностранных языков в России. Проанализированы такие понятия, как непрерывное образование, рекуррентное образование. Рассмотрен зарубежный опыт как один из возможных путей решения задач повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current trends in continuing education of foreign language teachers

A general description of the changes in the system of the continuing education of foreign language teachers in Russia is presented. Such concepts as continuing education, lifelong education, and recurrent education are analyzed. International experience is regarded as one of the possible solutions to the problems of continuing education.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в области повышения квалификации преподавателей иностранных языков»

УДК 378.126 (470+571) (4)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ К.Н. ЛЫСЕНКО

(Донской государственный технический университет)

Представлена общая характеристика изменений, происходящих в системе повышения квалификации преподавателей иностранных языков в России. Проанализированы такие понятия, как непрерывное образование, рекуррентное образование. Рассмотрен зарубежный опыт как один из возможных путей решения задач повышения квалификации.

Ключевые слова: повышение квалификации преподавателей, непрерывное образование, рекуррентное образование, образование взрослых.

Введение. В современном информационном пространстве проблема быстрого получения знаний становится все более актуальной. Образование должно играть ключевую роль в подготовке грамотных специалистов, способствовать демократизации общества и рынка труда, предоставлению равных возможностей для каждого человека. Образование должно реально влиять на экономику и политику стран, образование должно быть готовым меняться столь же быстро, как и современные технологии, и предлагать соответствующие модели обучения - модели рекуррентного и непрерывного образования.

В начале XXI века возникает потребность в изменении системы высшего образования, а также возрастает значение дополнительного профессионального образования и повышения квалификации преподавателей для социокультурного и экономического образования будущего поколения страны.

Анализ системы повышения квалификации преподавателей в России и зарубежных странах. Реформирование системы образования и системы повышения квалификации в России следует рассматривать в контексте как социально-экономических изменений в стране, так и в контексте общемировых тенденций.

Педагогическая подготовка и повышение квалификации преподавателей иностранных языков в России и за рубежом имеет много ценных образовательных традиций. В 80-90-е гг. XX в. произошли значительные изменения в европейском образовательном пространстве, частью которого является и российское образование (процессы интеграции, локализации и глобализации образовательных систем), затронувшие систему подготовки и повышения квалификации преподавателей, в том числе преподавателей иностранных языков. На процесс совершенствования профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации иностранных языков влияние оказывают также новые концепции в европейской системе подготовки и повышения квалификации преподавателей.

В европейской системе понятие «непрерывное образование» получило широкое распространение в конце 60-х гг. XX в. В это время вводится термин lifelong learning - «непрерывное образование, учение в течение всей жизни». Институт Образования ЮНЕСКО (UIE) и выпускаемый им тематический журнал «International Review of Education» совместными усилиями разработали основные направления и концепции непрерывного учения, подготовив платформу для ученых и аналитиков, заинтересованных в развитии теории и принципов непрерывного образования. Институт Образования посвящает значительную часть своей работы разработке материалов и созданию базы данных, ресурсного обеспечения непрерывного учения, образования взрослых, переподготовке либо переформированию кадров в соответствии с постоянно повышающимися уровнем требований и стандартами к грамотности специалистов в любой области, будь то высокие технологии, филология, естественные науки или педагогика.

Параллельно с развитием концепций непрерывного образования, выдвинутых ЮНЕСКО, Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) во второй половине XX в. активно содействовала продвижению и воплощению в жизнь идей рекуррентного образования (recurrent education - «возобновляемое обучение») как стратегии, могущей поддержать и в какой-то степени продублировать идеи непрерывного учения. Рекуррентное образование на сегодняшний день понимается как общеобразовательная стратегия, распространяющаяся на постуниверситет-ское, базовое образование, главнейшими характеристиками которой является предоставление информации сверх полученного в учебном заведении пакета знаний. Обучающийся по такой схеме специалист может сочетать посещение занятий с другими видами деятельности: другой учебой, работой, отдыхом; возраст слушателей не ограничен - посещать занятия, получать соответствующие сертификаты и дипломы могут как молодые специалисты, так и пенсионеры, желающие продолжать работу.

Концепции непрерывного и рекуррентного образования имеют несколько существенных отличий друг от друга: прежде всего, если непрерывное учение подразумевает включение всех стадий обучения, видов, схем и форм, то рекуррентное больше поддерживает и продвигает идеи формального образования взрослых. Целью рекуррентного образования изначально являлась модификация образовательной системы с расчетом предоставить возможность взрослым слушателям получать доступ к обучающим технологиям и материалам по окончании базового образования, постоянно повышая уровень своего мастерства: сюда относятся программы повышения квалификации кадров, программы получения дополнительного образования по выбранной специальности и т.д.

Реформы, проводимые в российском образовании, предъявляют новые требования к качеству профессиональной подготовки преподавателей иностранных языков в поликультурной среде и с необходимостью предполагают пересмотр целей, а также существенное обновление содержания и методов обучения по данной специальности в педагогических университетах и колледжах.

Большое значение в области подготовки преподавателей иностранных языков имеют рекуррентные формы повышения квалификации:

- подготовка высококвалифицированных преподавателей иностранных языков, обладающих адекватной подготовкой, постоянно совершенствующих свои языковые, лингвострановедческие, историко-педагогические знания и умения;

- создание, расширение и распространение знаний на основе информационнотехнологических и лингвистических коммуникаций;

- понимание, сохранение, усиление локальных, международных и исторических культур в контексте культурного плюрализма, развитие парадигмы поликультурного образования и их реализация в содержании повышения квалификации преподавателей иностранных языков.

Готовность общества к глобальным преобразованиям во многом определяется степенью разработанности технологий и систем образования, их ориентацией на развитие личности, творческих способностей, профессиональной компетенции.

Осуществление реформы повышения квалификации преподавателей иностранных языков предусматривает решение следующих стратегических задач:

- обновление содержания повышения квалификации, ориентация на гибкую и динамичную сферу образовательных услуг, рынок рабочих мест;

- разработка педагогических средств реализации идеи многоступенчатого дополнительного образования, предусматривающего переход к международным стандартам многоуровневого педагогического образования и повышения квалификации.

Это предполагает рост методологического уровня преподавания и научноисследовательской работы, усвоение педагогами передовых достижений в соответствующих об-

ластях полилингвистической, профессионально-педагогической подготовки, новых концепций, теорий.

Одним из возможных путей решения задачи повышения квалификации может быть использование зарубежного опыта подготовки и повышения квалификации преподавателей иностранных языков, так как в связи с интеграцией России в европейские и глобальные образовательные структуры и процессы система повышения квалификации и переподготовки должна учитывать появляющиеся мировые тенденции в развитии профессионально-педагогической деятельности [1].

Ведущие исследовательские центры, ассоциации, международные организации (ООН, ЮНЕСКО, Международная ассоциация университетов, Европейская ассоциация высшего образования и др.) на основе анализа развития образования взрослых в системе дополнительного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки утверждают, что эти процессы должны быть частью непрерывного «пожизненного» образования. В связи с этим в системе повышения квалификации и профессионально-педагогической переподготовки преподавателей иностранных языков должны произойти значительные содержательные и технологические изменения.

Для дискуссий о повышении квалификации преподавателей в Европейском союзе в настоящее время характерен дуализм. Большинство стран Европейского союза (особенно ФРГ, Норвегия и Исландия) различают две формы повышения квалификации преподавателей [2]:

- профессиональное повышение квалификации, т.е. обновление и совершенствование учебной практики посредством актуализации приобретенных в процессе основного обучения знаний;

- повышение квалификации как «долгосрочный» процесс постоянного (в течение всей жизни) совершенствования своих профессиональных качеств на основе приобретаемых новых знаний.

Как правило, повышение квалификации преподавателей в европейских странах реализуется следующим образом:

- актуализация полученных в процессе обучения в вузе основных знаний из области дидактики и сугубо предметных знаний;

- освоение новых знаний и навыков;

- использование в процессе обучения новых методов, технологий и материалов.

Современная европейская система повышения квалификации преподавателей основывается на следующих принципах: творческая самостоятельность слушателей, применение активных элементов исследовательской деятельности, индивидуальная курсовая подготовка через спецкурсы по выбору слушателей, индивидуальные творческие задания, вариативность, инновационность.

Вариативность системы непрерывного педагогического образования повышает его качество, обеспечивает гибкость подготовки кадров, дает возможность своевременно реагировать на запросы рынка труда, усиливает адресность подготовки специалистов.

В нашей стране организационно-методическая деятельность учреждений повышения квалификации постоянно совершенствуется. В процессе преподавания используются разнообразные формы обучения, наиболее распространенная и традиционная из которых - очная форма с полным отрывом от работы. В то же время в последние годы все большую популярность у слушателей приобретают новые формы обучения. Одна из таких форм - это дистанционное обучение.

В 2006 году в ДГТУ на базе Центра дистанционного обучения (ЦДО) был создан Авторизованный учебный центр Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Этому предшествовала активная деятельность ЦДО в области внедрения дистанционных технологий обучения в соответствии с принятой концепцией развития вуза, а также ориентация на интеграцию технологий очного и дистанционного обучения, как в учебном процессе, так и в системе повышения квалификации преподавателей.

Основная задача центра - повышение квалификации преподавателей ЮФО в области использования дистанционных технологий обучения. В процессе учебы проводится анализ успешно

действующих образовательных сайтов, а также демонстрируется процесс создания и использования электронных учебных материалов.

Заключение. Изучив и проанализировав современные тенденции развития системы высшего и дополнительного образования, мы можем отметить, что задача российской системы повышения квалификации состоит в том, чтобы эффективно сочетать достижения зарубежной педагогической науки и существующих тенденций в российском образовании.

Идеи непрерывного образования определяют стратегию образовательных реформ во всех европейских странах, включая Россию. Конечной целью образования является содействие всестороннему развитию личности, активно, компетентно и эффективно участвующей в экономической, социальной жизни страны.

Библиографический список

1. Шаповалова Л.И. Повышение квалификации - образовательная стратегия Европейского союза / Л.И. Шаповалова. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2005. - 248 с.

2. Носачева Е.А. Интегративные процессы в развитии теории и практики подготовки преподавателя иностранных языков в ФРГ (науковедческий аспект): дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2003. - С. 180.

3. Preuss, H. Erfolg, Misserfolg und Abbruch in Sprachkursen. Ergebnisse aus dem Modellver-such 'Fremdsprachenorientierte Studieneingangsphase' an der Freien Universitat Berlin / H. Preuss // AKS-Rundbrief. - Berlin, 2006. - №. 8. - S. 1-12.

4. Setenyi, J. New School Management Approaches / J. Setenyi // Study in the OECD - What Works Innovation in Education Series (Budapest), 2000. - 120 p.

Материал поступил в редакцию 09.06.2011.

References

1. Shapovalova L.I. Povy'shenie kvalifikacii - obrazovatel'naya strategiya Evropejskogo soyuza / L.I. Shapovalova. - Rostov n/D: Izd-vo RGU, 2005. - 248 s. - In Russian.

2. Nosacheva E.A. Integrativny'e processy' v razvitii teorii i praktiki podgotovki prepodavatelya inostranny'x yazy'kov v FRG (naukovedcheskij aspekt): dis. ... kand. ped. nauk. - Rostov n/D, 2003. -

S. 180. - In Russian.

3. Preuss, H. Erfolg, Misserfolg und Abbruch in Sprachkursen. Ergebnisse aus dem Modellver-such 'Fremdsprachenorientierte Studieneingangsphase' an der Freien Universitat Berlin / H. Preuss // AKS-Rundbrief. - Berlin, 2006. - No. 8. - S. 1-12.

4. Setenyi, J. New School Management Approaches / J. Setenyi // Study in the OECD - What Works Innovation in Education Series (Budapest), 2000. - 120 p.

CURRENT TRENDS IN CONTINUING EDUCATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS K.N. LYSENKO

(Don State Technical University)

A general description of the changes in the system of the continuing education of foreign language teachers in Russia is presented. Such concepts as continuing education, lifelong education, and recurrent education are analyzed. International experience is regarded as one of the possible solutions to the problems of continuing education. Keywords: continuing teacher education, lifelong education, recurrent education, adult education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.