Научная статья на тему 'Модели государственной Интернет- коммуникации: региональный уровень (на примере Саратовской области)'

Модели государственной Интернет- коммуникации: региональный уровень (на примере Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
599
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ВЕЩАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ДИАЛОГОВЫЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / THE STATE INTERNET COMMUNICATION / BROADCAST INTERNET TECHNOLOGIES / ADVISORY INTERNET TECHNOLOGIES / DIALOGUE INTERNET TECHNOLOGIES / REGISTRATION INTERNET TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алексеев Юрий Михайлович

Поднимается проблема развития политической Интернет-коммуникации. Проводится сравнительный анализ коммуникационных технологий, используемых региональной исполнительной и законодательной властью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models of the State Internet Communications: Regional Level (by the Example of the Saratov Region)

The issue of development of political Internet communication is raised. The author carries out the comparative analysis of the communication technologies used by executive and legislative power.

Текст научной работы на тему «Модели государственной Интернет- коммуникации: региональный уровень (на примере Саратовской области)»

5. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газ. 2009. 13 нояб.

6. Шадже А.Ю. Проблема сосуществования общероссийской и этнической идентичностей в Северо-Кавказском регионе // Идентичность и интеграция: опыт России и Германии (Юг России -Северный Кавказ): сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. 15-17 июня 2009 г. (Пятигорск). Ростов н/Д, 2009.

7. Тишков В. Культурное многообразие в современном мире // Диалоги об идентичности и мультикультурализме: мат-лы 11-го ежегодного семинара Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, 2-8 октября 2004 г., Ренн. М., 2005.

Yu.M. Alekseev

Models of the State Internet

Communications:

Regional Level (by the Example of the Saratov Region)

The issue of development of political Internet communication is raised. The author carries out the comparative analysis of the communication technologies used by executive and legislative power.

Key words and word-combinations: the state Internet communication, broadcast Internet technologies, advisory Internet technologies, dialogue Internet technologies, registration Internet technologies.

Поднимается проблема развития политической Интернет-коммуникации. Проводится сравнительный анализ коммуникационных технологий, используемык региональной исполнительной и законодательной властью.

Ключевые слова и словосочетания: государственная Интернет-коммуникация, вещательные Интернет-технологии, консультативные Интернет-технологии, диалоговые Интернет-технологии, регистрационные Интернет-технологии.

УДК 32:316.325:004 ББК 66.2

Ю.М. Алексеев

МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (на примере Саратовской области)

^Здной из современных российских тенденций в сфере государственного управления является тотальная информатизация, выражающаяся главным образом в развитии электронной инфраструктуры органов государственной власти. Это позволяет обеспечить новый вектор коммуникативной активности власти - Интернет-коммуникации.

Данная разновидность коммуникационного взаимодействия обладает большим потенциалом по обеспечению быстрого, прямого и «прозрачного» контакта отдельно взятого индивида с представителями различных управляющих структур. В связи с этим представляется интересным выяснить, насколько региональной государственной властью реализовывается существующий потенциал и как с помощью Интернет-технологий происходит решение давно суще-

ствующей проблемы - формирование конструктивного диалога между властью и обществом.

В демократической политической системе государственная коммуникация, или коммуникация органов власти (доуегптеП ге!аИоп - ОР), решает большой спектр задач [1, с. 86], одной из которых является придание легитимности действующей власти, то есть обеспечение поддержки государственных инициатив широкой общественностью, общественно-политическими организациями, группами интересов и средствами массовой информации. Не менее важная задача государственной коммуникации - предотвращение и разрешение социальных и политических конфликтов, а также публичное обоснование государственных социальных программ, поскольку вопросы социальной справедливости постоянно находятся в фокусе общественного мнения. Из неполитических задач государственной коммуникации можно отметить организацию различных маркетинговых кампаний, направленных, например, на защиту здорового образа жизни населения (снижение потребления алкоголя, табака), обеспечение безопасности дорожного движения (пользование ремнями безопасности).

Для решения означенных задач традиционными считались следующие каналы государственной коммуникации: неформальные контакты или межличностное общение, политические партии и группы интересов, СМИ (газеты, радио, телевидение).

Однако в последнее время стал активно использоваться Интернет. По сравнению с уже известными каналами государственного воздействия и коммуникации он обладает рядом преимуществ - интерактивностью, отсутствием временных и пространственных ограничений на получение информации. В связи с этим сегодня для успешного освоения виртуального пространства государство прикладывает немалые усилия. Так, с 2002 г. в нашей стране реализуется ФЦП «Электронная Россия», в большинстве регионов приняты собственные программы и концепции информатизации органов государственной власти.

В структуре государственной Интернет-коммуникации можно выделить следующие стандартные компоненты: коммуникатор (государственные политики, региональные органы исполнительной и законодательной власти); сообщение (официальная информация); канал коммуникации (Интернет-сайт государственного органа, блог, Интернет-СМИ); передатчик (администратор размещенного на сервере органов государственной власти Интернет-сайта, редколлегия СМИ, журналисты); приемник (обычный Интернет-пользователь, блогер); реципиент (индивид, общество, общественное мнение).

В зависимости от выбранного канала коммуникации количество звеньев может сокращаться. Так, если коммуникация осуществляется через блог, то коммуникатор и передатчик информации существуют как единое целое. Принципиальным достоинством коммуникации через блог и Интернет-сайт политика или органа государственной власти является минимальный уровень семантических искажений, так как этом случае фактически отсутствует интерпретатор информации (коммуникант).

К сожалению, при всех своих достоинствах Интернет-коммуникация пока еще не стала такой массовой, как, например, телевидение. Существуют нерешенные проблемы цифрового неравенства, из-за чего в нашей стране процент Интернет-пользователей, по сравнению с другими развитыми странами, остается относительно невысоким.

Процесс государственной Интернет-коммуникации может протекать как по линейному, так и нелинейному сценарию: в первом случае информация передается строго по вертикали от коммуникатора к реципиенту: во втором - реципиент и коммуникатор могут быть как источником, так и получателем информации, а информация может передаваться не только по вертикальным, но и по горизонтальным связям. Такую альтернативность, специфику передачи информации хорошо отражает комбинированная модель голландских исследователей Й. Бордвика и Б. ван Кама, состоящая из четырех возможных вариантов движения информации, которые представляют собой вещательную, консультативную, диалоговую и регистрационную модели [2, с. 409].

Рассмотрим, как эти модели движения информации реализуются в виртуальной среде.

Интернет-технологии вещательной модели применяются прежде всего в деятельности Интернет-СМИ. Однако и органы государственной власти являются активным субъектом ньюсмейкинга, а их сайты нередко становятся постоянным источником информации для масс-медиа. Благодаря этому органы государственной власти могут наряду со СМИ воздействовать на установление «повестки дня» и оказывать влияние на общественное мнение. К вещательным технологиям можно отнести «горячие» новости бегущей строкой, постоянные рубрики - «Новости», «События», «Пресс-релизы». Их цель - распространение актуальной информации неограниченному кругу лиц в направлении «от источника - к реципиентам». При этом информация может передаваться в разных формах (текстовые материалы, фото- или видеорепортажи), нести как вербальные, так и невербальные сообщения.

Широкое распространение в Интернет-пространстве получили консультативные технологии. В отличие от вещательных, в консультативных моделях коммуникация меняет свой вектор, сохраняя при этом однонаправленный характер. Интернет-пользователь сам определяет тему интересующей его информации, иными словами сам устанавливает «повестку дня», и в результате получает запрашиваемую информацию. Консультативная модель выражается в размещении на сайте органов государственной власти всевозможной справочной информации, нормативных документов, различных тематических разделов (например, «страница инвестора»); выходе на другие электронные государственные ресурсы (например, госзаказ). Кроме того, она характеризуется наличием локальных поисковых системах по сайту и различных мультимедийных технологий, например таких, как учебно-познавательный виртуальный тур «Как рождается закон» на сайте Г осударственной Думы РФ.

В противоположность консультативной, регистрационная модель контролирует определение направления информационного потока государственным органам в большей степени по сравнению с Интернет-пользователями. Деятель-

ность последних в этом случае подчиняется установленным «правилам игры». В рамках данной модели властные структуры запрашивают и собирают информацию от пользователей. Такая коммуникация обеспечивается регистрацией пользователей на электронном ресурсе (как в явной, так и скрытой форме), проведением Интернет-опросов с возможностью интерактивного голосования. Часто в соответствующие рубрики «Голосование» и «Опросы» выносятся вопросы, касающиеся деятельности власти, но результаты голосования не становятся объектом обсуждения. Фактически регистрационные технологии выполняют функцию обратной связи (с некоторой задержкой). Работающие по такой модели сайты органов государственной власти представляют собой постоянно функционирующую коммуникационную площадку для выявления настроений и ожиданий населения, дают возможность охарактеризовывать Интернет-аудиторию и отслеживать за динамикой посещения сайта.

Наиболее привлекательными с точки зрения открытости и доступности власти являются диалоговые технологии коммуникации, обеспечивающие коммуникативное равенство участников взаимодействия, когда коммуникатор и реципиент постоянно меняются ролями. К ним относятся различные социальные сети, блоги, Интернет-конференции, форумы, чаты, большой спектр интерактивных сервисов, обеспечивающих оказание интерактивных услуг. Этот вид коммуникации означает не только перевод части административно-управленческой деятельности из «мира бумаги» в сетевое пространство, но и трансформацию самих принципов взаимодействия власти и гражданского общества. Гражданин из объекта властно-управленческого воздействия превращается в компетентного потребителя услуг, предоставляемых корпусом государственных и муниципальных служащих, и одновременно становится полноправным участником процесса принятия политических решений как на местном, региональном, так и на общенациональном уровне [3, с. 264.].

Диалоговая модель существует в двух модификациях - как модель участия и как модель онлайн-трансакций. Первая подразумевает расширение возможностей участия граждан в управлении государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении всего цикла подготовки и принятия политических решений. Вторая предполагает предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет - оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрацию общественных объединений.

Необходимо отметить, что в виртуальной среде эти четыре базовые модели коммуникации очень часто существуют в смешанном виде, в сочетании друг с другом. Например, Интернет, в отличие от телевидения, обеспечивает возможность читать новости и просматривать интересующие новостные видеосюжеты в любое удобное для пользователя время. Более того, на многих электронных ресурсах существуют целые архивы новостей, доступные в любое время суток и именно пользователь после создания новостей определяет тему и время получения информации. Таким образом, вещательная модель очень тесно связана с консультативной и редко существует в чистом виде. Аналогично обстоит дело с вещательной и диалоговой коммуникацией, а также с консультативной и диа-

логовой. Кроме того, одни и те же технологии могут использоваться в разных моделях. Например, такая Интернет-технология, как «электронная почта», может использоваться для рассылки новостей (вещательная модель) и для обмена информацией между субъектами коммуникации (диалоговая модель).

Следует рассмотреть, какие модели и как реализуются в практической деятельности региональных органов государственной власти.

Основными субъектами государственной политической Интернет-коммуникации в Саратовском регионе являются губернатор, Правительство Саратовской области и Саратовская областная Дума.

На сайте Правительства Саратовской области выявляются черты всех четырех моделей коммуникации. Вещательная модель выражается в наличии новостной ленты с детальным описанием событий, произошедших за сутки, разделов «Пресс-релизы», «Интервью и выступления руководства», причем вещательные технологии осуществляются как в текстовой форме, так и в форме видеосюжетов и фоторепортажей. На сайте существуют раздел «Фотогалерея» с подразделами о губернаторе, жизни общества, официальных событиях и мероприятиях; раздел «Видеопортал», где размещены видеорепортажи, посвященные преимущественно личности губернатора - «П. Ипатов вступает в должность губернатора», «Губернатор на открытии Диализного центра» и т.д.

Наиболее масштабно представлены консультативные технологии. Фактически все сервисы сайта направлены на удовлетворение информационно-консультативных потребностей пользователей. Это сервисы, предоставляющие информацию нормативно-правового характера («Бюджет Саратовской области», «Программы и проекты»); о самом институте, то есть о правительстве области - его структуре, первых лицах, плане работы и т.д.; о субъекте Федерации (раздел «Саратовская область»); о руководителях муниципальных образований; об антикризисных действиях власти («АпИепав - действия власти»); о вакансиях; информацию для адресных групп («Страница инвестора»); общеобластную справочную информацию (расписание движения автобусов и т.д.). Кроме того, существует возможность быстрого поиска по сайту нужной информации.

Диалоговая модель представлена наличием «Электронной приемной», суть которой состоит в том, что гражданин может подать свое обращение в электронном виде. Однако при этом ответ на такие обращения направляются по почтовому адресу, а не через Интернет, то есть электронная и традиционной формы коммуникации здесь сочетаются. Кроме того, в диалоговой модели применяются регистрационные технологии: при отправлении обращения необходимо заполнить соответствующую форму, указав ФИО, адрес проживания и возможную принадлежность к льготной категории граждан.

К регистрационной модели можно отнести существование сервиса регистрации на сайте, где указывается только адрес электронной почты. Такая регистрация необходима, например, для оформления подписки на «Новости Правительства области». Более выраженно регистрационные технологии представлены на сайте «Госзаказ Саратовской области»: там уже необходимо указывать персональные данные - ФИО, телефон, наименование компании, ИНН и должность [5].

Анализ сайта региональной законодательной власти региона - Саратовской областной Думы [6] - показал, что, как и на сайте Правительства области, здесь используется смешанная модель коммуникации, однако конфигурация сочетания черт вещательной, консультативной, диалоговой и регистрационной моделей иная. Отличия касаются в основном вещательных и диалоговых составляющих. По сравнению с сайтом Правительства, в данном случае сокращен набор вещательных технологий, представленных в основном только в одной форме - в виде текстовых сообщений, изредка подкрепленных фотоматериалом. При этом отсутствуют тематические разделы, содержащие фоторепортажи и видеосюжеты. Зато диалоговые технологии использованы в двух формах: это смешанный Интернет-почтовый тип коммуникации (рубрика «Общественная приемная») и электронный диалогово-консультативный тип (сервис «Ответы на вопросы», в рамках которого граждане задают вопросы представителям власти). Несмотря на консультативный характер последнего сервиса, он не относится к консультативным технологиям, так как пользователь не может определять время получения информации. Направления коммуникации задаются поочередно двумя субъектами.

Коммуникационную основу сайта составляет вещательно-консультативная модель. Она выражается в наличии рубрик «Новости», «Депутаты», «Структура», «Планы» и «Документы», выполняющих по своему смыслу информационноконсультативную функцию.

Особенностью Интернет-коммуникации региональных органов государственной власти является отсутствие собственного сайта губернатора. Свою Интернет-коммуникацию с обществом высшее должностное лицо Саратовской области осуществляет не напрямую, а через сайт правительства области, где имеется соответствующий раздел «Губернатор». В нем отражаются связанные с главой субъекта новости; помещена его биография; освещаются рабочие поездки, официальные визиты; размещены выступления, интервью, поздравления.

Таким образом, можно заключить, что региональными органами государственной власти используется главным образом вещательно-консультативная модель Интернет-коммуникации, обеспечивающая дополнительную информационную открытость их действий. При этом отсутствуют полноценные диалоговые формы коммуникации, делающие возможным взаимодействие власти и общества, вовлечение граждан в процесс принятия политических решений. На практике наблюдается только имитация двустороннего взаимодействия, подкрепляемая по сути псевдодиалоговыми технологиями.

Библиографический список

1 . Пономарев Н.Ф. Политические коммуникации и манипуляции. М., 2007.

2. Политология / под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. М., 2005.

3. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М., 2004.

4. иКЬ: http://www.saratov.gov.ru

5. иКЬ: http://www.goszakaz.saratov.gov.ru

6 иКЬ: http://www.srd.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.