Научная статья на тему 'Коммуникативно-прагматические характеристики интернет-жанров «Живой журнал» и «Твиттер»'

Коммуникативно-прагматические характеристики интернет-жанров «Живой журнал» и «Твиттер» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1383
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / БЛОГОСФЕРА / МИКРОБЛОГИНГ / ИНТЕРНЕТ-ЖАНР / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / BLOG / BLOGOSPHERE / MICROBLOGGING / INTERNET GENRE / INTERNET COMMUNICATION / COMMUNICATIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сидорова Ирина Геннадьевна

В работе описаны коммуникативно-прагматические характеристики жанров интернет-коммуникации. На примере интернет-жанров «Живой Журнал» и «Твиттер» раскрывается проблема формирования коммуникативного пространства жанров веб 2.0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative and Pragmatic Characteristics of «Live Journal» and «Twitter» Internet Genres

In the article pragmatic and communicative characteristics of the Internet communication genres are described. The problem of forming the communicative environment of genres web 2.0 is demonstrated on the example of «Live Journal» and «Twitter» Internet genres.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-прагматические характеристики интернет-жанров «Живой журнал» и «Твиттер»»

И. Г. Сидорова. Коммуникативно-прагматические характеристики интернет-жанров

удк 81.1:004

коммуникативно-прагматические характеристики интернет-жанров «живой журнал» и «твиттер»

И. Г. Сидорова

волгоградский государственный университет E-mail: ira.sidorovafomicheva@gmail.com

в работе описаны коммуникативно-прагматические характеристики жанров интернет-коммуникации. на примере интернет-жанров «Живой Журнал» и «твиттер» раскрывается проблема формирования коммуникативного пространства жанров веб 2.0. Ключевые слова: блог, блогосфера, микроблогинг, интернет-жанр, интернет-коммуникация, коммуникативное пространство

Communicative and Pragmatic Characteristics of «Live Journal» and «Twitter» Internet Genres

I. G. sidorova

In the article pragmatic and communicative characteristics of the Internet communication genres are described. The problem of forming the communicative environment of genres web 2.0 is demonstrated on the example of «Live Journal» and «Twitter» Internet genres.

Key words: blog, blogosphere, microblogging, Internet genre, Internet communication, communicative environment.

Бурное развитие интернет-технологий и сетевых инноваций определяет все новые и новые направления научных исследований. Пристального внимания заслуживает изучение коммуникативного пространства сети Интернет, которое отражает жизнь современного общества во всем ее многообразии, а также влияет на развитие языковых процессов, происходящих в нем.

Таким образом, Интернет сегодня - это не просто значительное техническое изобретение, но и важное социокультурное явление1, которое стало объектом исследования психологов, социологов, лингвистов.

Особую ценность, в силу масштабной эмпирической базы и выверенного методологического инструментария, имеют исследования интернет-коммуникации в лингвистической парадигме: каждое научное направление выделяет значимые для него объекты и проблемы исследований.

Л. Ф. Компанцева дает обоснование интернет-лингвистики как нового научного направления;

Е. И. Горошко рассмотрела интернет-коммуникацию сквозь призму гендерного подхода, а также ввела термин «лингвистика Интернета». Наконец, были предложены различные подходы к классификации интернет-жанров (работы Е. И. Горошко,

K. Crowston, S. Herring, J. Yates).

Проблема жанров, которые функционируют и развиваются в социокоммуникативном пространстве Интернета, достаточно сложна. По

мнению Е. И. Горошко, в этом пространстве границы между жанрами гораздо более размыты и подвижны, чем в реальной коммуникации, что, в принципе, объясняется незавершенностью, а точнее перманентностью процесса формирования в нем жанров, а также теми специфическими особенностями, которые отличают интернет-коммуникацию от реальной коммуникации: постоянное и достаточно стремительное развитие интернет-технологий вызывает бесчисленное количество преобразований в коммуникативном пространстве Интернета, вследствие чего интернет-жанры появляются, формируются, видоизменяются, а иногда и исчезают намного быстрее, чем в реальной коммуникации2. В. В. Дементьев констатирует, что, утратив много особенностей, присущих обычному общению, и развив целый ряд новых, интернет-общение все-таки сохраняет сущностную связь с формами и жанрами непосредственного естественного общения3.

Безусловно, текст, представленный в Сети, и традиционный письменный текст отличаются по своим жанровым параметрам. Это объясняется, прежде всего, тем, что традиционные жанры, попадая в Сеть, определенным образом трансформируются, а компьютерный дискурс формирует собственные жанры, к которым можно отнести различные он-лайн игры, блоги, сетевые дневники и т. д.4, которые в силу чисто технических причин не могут быть реализованы в пределах традиционной письменной коммуникации. По мнению Е. И. Горошко, коммуникативное пространство Интернета становится своеобразной жанропорождающей средой, которая способствует как более интенсивному развитию жанроведения в целом, так и появлению теории виртуального жанроведения, в задачи которой входит описание и структурирование всего многообразия интернет-жанров и способов их классификации5.

Относительно недолгая история Интернета продемонстрировала, что интернет-коммуникация стала неотъемлемой частью жизни каждого современного человека. Электронная переписка, чтение новостей и другой самой разнообразной информации в Интернете, ведение сетевых дневников и общение в чате стали необходимыми в деловой, образовательной и личной сфере человека6. В. А. Митягина отмечает актуальность исследования монологовой, диалоговой и полилоговой форм интернет-коммуникации, влияющих на появление и развитие системы жанров Интернета7.

© Сидорова И. Г., 2013

Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013. Т. 13, вып. 2

В предлагаемом исследовании предметом нашего рассмотрения служат русскоязычные версии Живого Журнала и Твиттера. Выбор материала объясняется тем, что сетевые дневники и персональные блоги являются на сегодняшний день не только источником информации, но и современным каналом коммуникации.

Публичный интернет-дневник Живой Журнал («ЖЖ», или «Живой Журнал» - пер. с англ. «Live Journal» URL: http://www.livejournal.com/)

- это один из современных жанров электронной коммуникации, где размываются границы форм общения - отсутствуют четкие политические, государственные, экономические, социальные и возрастные ограничения.

Определить сущность жанра Живого Журнала на текущий момент представляется проблематичным, так как, по мнению А. А. Качановой, блогосфера стремится занять все больше пространства и вытеснить другие жанры8. Выделяя особенности жанра исследуемого интернет-дневника, Н. Б. Рогачева отмечает, что одной из основных особенностей Живого Журнала, определяющей его жанровую специфику, является, с одной стороны, его интимность, ориентированность на личность автора, а с другой - публичность, ориентированность на потенциально массового чита-теля9. Такой коммуникативный жанр Интернета содержит в себе противопоставление внутреннего мира личности и искренности, ориентированной на открытое обсуждение.

Рассмотрим аккаунт блогера Олега Благина (http://blgo.livejournal.com/), так как, по нашему мнению, он является ярким примером ведения страницы в Живом Журнале. Блог называется «“Живой позитивный журнал” как место рождения интересных идей, как дневник обычных наблюдений», у него 446 записей, 286 комментариев, 127 меток, а также размещено 94 фотографии. По статистике Живого Журнала, этот блог занимает всего лишь 185 097-е место в общем рейтинге. Данный блог не является широко известным в Живом Журнале, однако в нем удивительно ярко реализуется основная функция исследуемого интернет-жанра - фатическая (по Л. Ю. Щипициной).

Итак, в блоге Олега Благина очень много записей, основанных на стремлении поделиться собственным опытом: обсуждаются вопросы покупки земли, проблемы ипотеки, даются рекомендации по работе хлебопечки и т. д. Приведем запись о посещении блогером театра Сатирикон:

Захотелось сходить в театр. А что? Давно не был. Даже стыдно сказать сколько. Спектакль выбирал вдумчиво... Да просто искал спектакль, где мне знакомы большее количество актеров. Нашел Райкина, Аверина и Трибунцева. Спектакль называется «Король Лир». Даже не думал, что такая близкая мне история получится... Король сумасбродный (на меня похож) + 3 дочки + конфликт отцов и детей + интриги. Все на удивле-

ние - современно! Ходите люди в театр - там все живое!!!

RS. И даже бутерброды с кофе в 3 раза дороже обычного - не смущают. Это же театр... 23 Июл, 2012 at 1:26 РМ (пир://Ь^о.1^е]оита1 comJ113456.html).

Авторская самопрезентация реализуется в «Я»-центричной характеристике спектакля: мне знакомы большее количество актеров; такая близкая мне история, на меня похож. Установка на все живое вполне соответствует коммуникативной программе блогера, поэтому данный фрагмент блога - еще одно доказательство доминирования фатической функции в рассматриваемом жанре.

В ЖЖ в равной силе своими мыслями и идеями делятся не только простые люди, но и знаменитости. Рассмотрим блог телеведущей Ксении Собчак (http://sobchak-xenia.livejoumal.com/). Он занимает 64-е место в рейтинге Живого Журнала, имеет 30 записей и 33 046 комментариев, размещено 12 фотографий.

Светская львица, как ее принято называть, открыто ведет отчет о своей деятельности в Координационном совете российской оппозиции, размещает видео с выборов-2012, а также высказывает свое мнение по разным социальным вопросам - пьянство, коррупция и т. д. Технологии веб 2.0 невольно заставляют известную телеведущую жить в двух мирах - реальном и мире Интернет. Каждое действие Ксении отображается в современных интернет-сервисах:

Вывод вчерашнего вечера: в твиттере можно писать только о событиях, которые уже прошли. Недремлющий Lifenews приехал ровно через 10 минут после того, как я опубликовала в твиттере фотографию Лунгина с Немцовым из Твербуля, где Павел Семенович обмывал получение ордена (http://sobchak-xenia.livejournal.com/4579. Ыт113 марта 2012, 18:27).

Особого внимания заслуживает запись К. Собчак, в которой она рассказывает о своем уходе из проекта «Дом 2». Здесь автор снова и снова пытается найти поддержку у своих единомышленников, возможно, оправдать себя за какие-то фразы или мысли относительно своей деятельности (в приводимом примере сохранена авторская орфография и пунктуация):

Вчера на телеканале ТНТ показали как я попрощалась с проектом «Дом 2». Решение это я приняла давно и с гендиректором ТНТ обсудила его еще два месяца назад. Однако по контракту я могла его покинуть не раньше первого июля. Это был некий этап моей жизни - первая работа, первые деньги (ЪНр:/^оЬ^а^хета.1^е]'оита1. сот/6261Мт1 7 июля 2012, 15:35).

В рассмотренном примере К. Собчак делится переживаниями по поводу ухода из телепроекта «Дом 2». Частотность «Я»-конструкций вполне оправдана - Ксения с сожалением уходит из проекта: «мне было тяжело уходить», «за вывеской

И. Г. Сидорова. Коммуникативно-прагматические характеристики интернет-жанров

“Дом 2” 8 лет моей жизни», «людям, с которыми я столько лет работала». Это письмо-размышление, представленное всем читателям Живого Журнала, ярко подчеркивает стилевой формат жанра блога. Простые предложения, ориентация автора на внутренние переживания, эмоциональность в суждениях, а также подчеркнутая логичность приближают блог к личному разговору автора и его потенциальных партнеров по коммуникации: «стыдно ли мне за себя в “Доме 2”? наверное, без этой школы жизни, без первого телевизионного опыта, без постоянных нападок на меня из-за этого телепроекта, я не стала бы такой, какая есть сейчас», «пишу я это не только вам, но и себе самой», «я не могу изменить свое прошлое, но я точно буду менять свое будущее», «Ваша КС» (http://sobchak-xenia.livejoumal.com/6261.html 7 июля 2012, 15:35).

Не менее интересным среди крупнейших сервисов микроблогов является интернет-сервис Твиттер. Блогосфера Твиттер представляет собой бесплатный интернет-ресурс для ведения микроблога в Сети, который не требует от пользователя создания собственного сайта или владения доменом. Достаточно всего лишь зарегистрироваться на данном ресурсе, чтобы стать полноправным пользователем микроблога.

Для определения коммуникативных функций Твиттера обратимся к исследованиям Е. И. Горошко, которая выделяет следующий набор функциональных особенностей данного интернет-жанра:

- контактоустанавливающая функция (для установления новых социальных связей);

- консолидирующая функция (для создания виртуальных групп и сообществ);

- презентационная функция (для продвижения собственного имиджа, а также других персональных веб-ресурсов);

- функция социализации (для общения с другими пользователями данного ресурса, а также для создания социальных сетей и виртуальных сообществ);

- информационная функция (для получения актуальной новостной информации и слежения за определенными коммуникативными действиями пользователей);

- экономическая функция (зарабатывание определенного капитала на твит-блоге, проведение маркетинговых и PR-акций с использованием Твиттера);

- политическая функция (проведение избирательных кампаний, а также для ведения виртуальной политики);

- образовательная функция (является одним из образовательных инструментов, основанных на интернет-технологиях веб 2.0)10;

- релаксационная функция (как компенсаторная практика для снятия любого физического напряжения, расслабления, переключения на другой вид деятельности).

Действительно, Твиттер необходим не только для коммуникации, но и для достижения вполне практических целей - поиска интересных интернет-ресурсов, людей, получения различных новостей, в том числе опосредованного - от друзей (англ.: followers) в их твитах. Некоторые пользователи используют Твиттер как средство организации коммуникации посредством размещения в нем ссылки на статью: неоспоримым преимуществом рассматриваемого жанра является то, что с главной страницы аккаунта можно разместить ссылку на свой ресурс11.

На сегодняшний день количество пользователей этим сервисом во всем мире насчитывает свыше 75 млн, а среди отечественных пользователей Твиттера замечены разные известные люди: спортсмены, телеведущие, политики. К примеру, у Д. Медведева 1 002 795 читателей. Хотя следует признать, что наиболее популярным политическим блогом в мире все же является Твиттер Б. Обамы, его читают 12 580 393 пользователей.

Жанрообразующие характеристики Твиттера и Живого Журнала детерминированы их функциональностью. В классификации Л. Ю. Щипи-циной выделены медийные параметры жанра (связанные с особенностью интернет-технологий, гипертекстуальность, интерактивность, мульти-медийность), прагматические, характеризующие ситуацию использования жанра (цель, место и время), структурно-семантические и стилистикоязыковые параметры. Следует согласиться с ее мнением относительно того, что наиболее значимыми являются медийная характеристика жанра и цель его использования. Медийные признаки должны соответствовать определенной службе Интернета, то есть некоему формату компьютерно опосредованной коммуникации. Одновременно каждый формат характеризуется своими особенностями проявления основных медийных признаков, а именно: спецификой оформления, наличием гипертекстовых возможностей, мульти-медийностью, интерактивностью, синхронностью и эксплицированностью коммуникантов12.

Применительно к рассматриваемым жанрам обратим внимание, в частности, на то, что Твиттер позволяет вести блог в сокращенном варианте (один пост может содержать не более 140 символов), то есть каждая запись ограничена размером его содержания. Например:

Дмитрий Медведев @MedvedevRussia

Спасибо всем, кто поздравил меня с днем рождения. Удачи! (http://instagr.am/p/PjvjBTA_Bw/ 14 сентября 12).

Адресант использует «телеграфный» стиль, с помощью которого выражает установку на воплощение лозунга «меньше слов, больше дела», а также, безусловно, стремление быть подчеркнуто скромным.

В свою очередь, в Живом Журнале размер текстового поля для сообщений и комментариев

Журналистка

111

Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013. Т. 13, вып. 2

не имеет ограничений, что позволяет сообщать читателям и гостям сообществ ЖЖ необходимую информацию значительно большего объема. Приведем пример из блога Михаила Прохорова в Живом Журнале (http://md-prokhorov.livejoumal.com/):

Всем привет!

Я рад, что моя статья в «Коммерсанте», в которой я призвал разработать Религиозный кодекс, вызвала бурную реакцию и у политиков, и у Церкви, и у журналистов. Чтобы не «забалтывать» тему, мне пришлось отказаться от участия в двух популярных телешоу - сами знаете, есть споры, в которых истина не рождается, а умирает.

Поэтому именно здесь, в своем блоге, я хочу ответить на два главных «вопроса-претензии» моих оппонентов. 17th-Sep-2012 12:55 pm.

В данной записи - развернутое, подробное вступление к полемике с оппонентами. Автор подчеркивает важность коммуникации через блог: здесь нет опасности «заболтать тему», потому что действия блогера реализуют его прагматическую программу в независимом коммуникативном пространстве.

Приведенные примеры показывают, как структура оформления сообщений влияет на жанровую характеристику ведения блогов. Лаконичный жанр Твиттера противопоставляется многословности ЖЖ. Однако ограничение в объеме текстового поля считается одним из преимуществ микроблогов, поскольку Твиттер выступает и как особый инструмент распространения информации в Сети. Размещаемые ссылки - средство расширения коммуникативного бэкграунда. Например, у пользователей Твиттера мы находим ссылки на различные сайты - как официальные, так и сайты социальных сетей:

1. Дмитрий Медведев @MedvedevRussia

http://www.facebook.com/photo.php?fbid=

10151092233254271&set=a.477167714270. 263720.325794294270&type=1&comment_id= 7880366&offset=0&total_comments=40 ... 10 августа 12;

2. Правительство России @Pravitelstvo_RF

Добрый день! Это официальный твиттер-

аккаунт Правительства России. Новости о работе Премьера и министерств читайте здесь.

Дмитрий Медведев25 июля 12;

3. FILIPP KIRKOROV @fkirkorov

Ижевск!! Потрясающие воспоминания!!!))

Спасибо! http://fotoblog.izhpromo.ru/2012/10/filipp-kirkorov-v-izhevske/ ... 15 октября 12.

Оба анализируемых интернет-жанра предоставляют возможность размещения фотографий, видеосюжетов и, конечно, опознавания самого автора - размещения аватара, который сопровождает записи пользователя на страницах Живого Журнала и постах Твиттера. Это может быть пиктограмма, смешная картинка или фотография.

Отметим, что у Д. Медведева аватары в Твиттере и Живом Журнале блогах совпадают,

а у М. Прохорова нет. Скорее всего, этот факт объясняется внутренними установками авторов блогов: Михаил Прохоров - личность, которая не так давно в политике, он успешный бизнесмен и привык поступать и принимать решения, которые его устраивают, а Дмитрий Медведев - представитель политической элиты, второй человек в государстве, поэтому он более сдержан, константен и стремится к подчеркнутой лаконичности во всем

- от короткого текста до минимума собственных портретов.

Важно добавить, что отличительной особенностью Твиттера является его публичная доступность сообщений, которые появляются в твит-ленте, что можно также считать и жанровой особенностью коммуникации. Эта особенность одинаково реализуется и в Живом Журнале: пользователи могут читать записи и оставлять свои комментарии, причем не скрывая своего мнения:

1. Kama1966: В течение 13 лет нахождения вас и вашего начальника у власти моя многодетная семья не обеспечена положенным по закону жильем сначала как действующего военнослужащего, а последние 9 лет как военного пенсионера.

Когда вы начнете ответственно работать, а не безответственно выступать с очередными «новациями»? 13 лет.! (http://blog-medvedev. livejournal.com/95494.html#comments);

2. Topright: Уважаемая Тина, с удовольствием прочитал Ваш рассказ. Прекрасный слог! Очень приятно читать, с какой гордостью Вы рассказываете о своих родителях. Чувствуется в Вас ощущение сильного клана!

Я далёк от понимания моды, никогда не интересовался одеждой, но даже мне было интересно. Вы очень талантливы! Желаю Вам дальнейших успехов и не слушайте завистников! (http:// tikandelaki.livejournal.com/319515.html#comments).

Следует добавить, что ориентация на «говорящую во всем» открытость анализируемых жанров интернет-коммуникации не всегда оправдана. Пользователи Твиттера и Живого Журнала - это языковые личности, которые посредством Интернета погружаются в мир виртуальной коммуникации. Реальная личность в пределах виртуального мира практически не ощутима: меняется характер общения, человек может использовать совершенно иной эмоционально стилевой формат общения. Даже при предоставлении определенной информации о человеке (анкетные данные, необходимые при регистрации) нет полной достоверности в их истинности, так как зачастую наблюдается обратный процесс - сокрытие информации или презентация ложных данных. Хотя как у Твиттера, так и в блоге Живого Журнала имеется функция, которая позволяет пользователю при наведении курсора на его имя (ник) или его графический образ (аватар) получить о нем дополнительную информацию, этот факт всего лишь усиливает

А А. Тишков. Проблема восприятия интернет-текста читателем

уровень гипермедийности и информационной насыщенности этих интернет-сервисов.

Таким образом, проведенный анализ блогов Твиттера и Живого Журнала позволяет нам говорить о них как о жанрах интернет-коммуникации, которые воплотили в себе традиционные черты интернет-жанров и новые свойства жанров веб 2.0. Как Твиттер, так и Живой Журнал могут выступать в роли коммуникативной площадки для виртуального сообщества. Однако Твиттер, ставший ярким примером сущности веб 2.0, может являться и новостным порталом, предоставляющим самую оперативную и достоверную информацию о различных событиях. Развитие блогосферы в сети Интернет и популярность Твиттера и Живого Журнала формируют коммуникативное пространство жанров 2.0, которое в силу своей динамичности, масштабности и изменчивости остается весьма актуальным предметом исследования.

Примечания

1 См.: Ахренова Н. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление. М., 2009. С. 35.

2 См.: Горошко Е. «Чирикающий» жанр 2.0 Твиттер, или Что нового появилось в виртуальном жанроведе-нии // Вестн. Тверск. гос. ун-та. 2011. № 3. С. 11-16.

3 См.: Дементьев В. Теория речевых жанров. М., 2010. С. 281-282.

4 См.: Дедова О. Теория гипертекста и гипертекстовые практики в Рунете. М., 2008. С. 225.

5 См.: Горошко Е. Теоретический анализ Интернет-жанров : к описанию проблемной области // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 5. Жанр и культура. Саратов, 2007. С. 370-389.

6 См.: Щипицина Л. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 2011.

7 См.:МитягинаВ. Глобальные и этнокультурные характеристики туристического дискурса в Интернете // Интернет-коммуникация как новая речевая формация. М., 2012. С. 272.

8 См.: Качанова А. Специфика коммуникативного поведения и самопрезентации пользователей российского Живого Журнала // Там же. С. 178-188.

9 См.: Рогачева Н. Новые приоритеты в русском Интернет-общении : на материале жанра блога // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 5. Жанр и культура. Саратов, 2007. С. 389-402.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 См.: Grosseck G., Holotescu C. Can we use Twitter for educational activities? // The 4th International Scientific Conference eLSE «eLearning and Software for Education», Bucharest, April 17-18, 2008. URL: http://adlunap.ro/else/ papers/015 .-697.1.Grosseck%20Gabriela-Can%20we%20 use.pdf (дата обращения: 10.09.2012).

11 См.: Особенности и преимущества твиттера. URL: http://temreg.ru/stati/interesnye-stati/osobennosti-i-preimuschestva-tvittera/ (дата обращения: 10.09.2012).

12 См.: Щипицина Л. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. Архангельск, 2009. С. 63-74.

А. а. Тишков

Саратовский государственный университет E-mail: antontishkov@gmail.com

Цель статьи заключается в том, чтобы показать, как и за счёт чего меняются роль и портрет современного читателя в интернете. Ключевые слова: интернет, литература, читатель, интернет-текст, литературная критика

The Problem of Perception online Text by Reader

A. A. tishkov

The article shows how and why the role and the portrait of modern Internet reader are being transformed.

Key words: Internet, literature, readers, online text, literary criticism.

Новое информационное пространство диктует свои законы и трансформирует все сферы человеческой деятельности, в том числе и искусство. Происходит постепенное изменение

традиционных форм существования литературы, литературной критики и журналистики. В центре таких изменений стоит читатель, получивший большие возможности для участия в литературном процессе.

Стоит отметить, что читатель всегда был активным участником литературного процесса. В. В. Прозоров в книге «Читатель и литературный процесс» отмечает: «Читатель

- одновременно и объект литературной деятельности и субъект литературного процесса»1. Это утверждение в контексте Интернета приобретает новый смысл. Читатель становится фактически в центре литературного процесса. Однако в данной статье читатель будет рассматриваться именно как воспринимающая сторона, то есть как «объект

© Тишков А. А2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.