Научная статья на тему 'МОДЕЛИ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ'

МОДЕЛИ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ооржак А.А.

В статье рассмотрены основные модели аудита эффективности использования бюджетных средств. Рассмотрено понятие и основные задачи контрольно-ревизионной работы при проведении аудита использования бюджетных средств. Проанализированы объекты (задачи) контроля доходов и расходов бюджетных учреждений. Неотъемлемой частью эффективного функционирования экономики России и ее развития является действенная система контроля государственных ресурсов. Роль государственного аудита существенно возросла в условиях ограниченного бюджетного финансирования и децентрализации, ведь государственный аудит призван обеспечить экономное, эффективное и результативное не только использование средств государственного бюджета, но и поиск резервов по его наполнению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF AUDIT OF EFFICIENCY OF USE OF BUDGETARY FUNDS

The article discusses the main models of audit of the effectiveness of the use of budgetary funds. The concept and main tasks of control and audit work during the audit of the use of budgetary funds are considered. The objects (tasks) of income and expenditure control of budgetary institutions are analyzed. An integral part of the effective functioning of the Russian economy and its development is an effective system of control of state resources. The role of the state audit has significantly increased in conditions of limited budget financing and decentralization, because the state audit is designed to ensure economical, efficient and effective use of not only the state budget funds, but also the search for reserves to fill it.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ»

МОДЕЛИ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ

СРЕДСТВ

А.А. Ооржак, магистрант

Научный руководитель: О.Н. Монгуш, канд. экон. наук, доцент Тувинский государственный университет (Россия, г. Кызыл)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-2- 73- 76

Аннотация. В статье рассмотрены основные модели аудита эффективности использования бюджетных средств. Рассмотрено понятие и основные задачи контрольно-ревизионной работы при проведении аудита использования бюджетных средств. Проанализированы объекты (задачи) контроля доходов и расходов бюджетных учреждений. Неотъемлемой частью эффективного функционирования экономики России и ее развития является действенная система контроля государственных ресурсов. Роль государственного аудита существенно возросла в условиях ограниченного бюджетного финансирования и децентрализации, ведь государственный аудит призван обеспечить экономное, эффективное и результативное не только использование средств государственного бюджета, но и поиск резервов по его наполнению.

Ключевые слова: аудит, финансовый аудит, контроль государственных ресурсов, государственный аудит.

Аудит эффективности использования бюджетных средств заключается в проверке, анализе и оценке правильности, полноты учета и достоверности отчетности относительно доходов и расходов бюджета, установление фактического состояния дел относительно целевого использования бюджетных средств, соблюдения законодательства при осуществлении операций с ними.

Аудит эффективности использования бюджетных средств предусматривает установление фактического положения дел и предоставление оценки своевременности и полноты бюджетных поступлений, экономности использования бюджетных средств их распорядителями, состояния внутреннего контроля.

Счетная палата реализует в отношении получателей средств государственного бюджета, меры финансового контроля (аудита) по:

- использованию ими средств государственного бюджета;

- достоверности осуществления расчетов для получения средств государственного бюджета [1].

Контрольно-ревизионная работа - экспертиза финансовой отчетности

бюджетного учреждения на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия операций законодательству, полноты отражения деятельности учреждения в ее финансовой отчетности. Контрольно-ревизионная работа завершается составлением акта или справки.

Главной задачей организации контрольно-ревизионной работы является осуществление контроля за использованием и сохранением государственных финансовых ресурсов, необоротных и других активов, правильностью определения потребности в бюджетных средствах и взятие обязательств, эффективным использованием имущества, состоянием учета и финансовой отчетности, выполнением местных бюджетов, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращения их в дальнейшем.

Право на проведение плановой выездной ревизии подконтрольных учреждений предоставляется только в том случае, когда им не позднее чем за десять дней до дня проведения указанной ревизии направлено письменное сообщение с указанием даты начала и окончания ее проведения [2].

Непосредственно сам процесс контроля начинается, в любом случае, с организации и планирования контрольных процедур. Соответственно, организационная модель контроля включает: объекты, источники

контроля, методические приемы контроля, формы обобщения его результатов.

Объекты (задачи) контроля доходов и расходов бюджетных учреждений приведены на рисунке 1.

Объекты (задачи) контроля доходов и расходов

• определение законности формирования сметы

• проверка соблюдения существующего порядка выполнения сметы

• установление полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах

Рис. 1. Объекты (задачи) контроля доходов и расходов [3]

Контроль доходов и расходов бюджетных учреждений предусматривает проверку соблюдения ряда нормативно-правовых актов и достоверности, правильности основных составляющих учета - учетных регистров.

Контрольные процедуры по доходам и расходам бюджетных учреждений осуществляются в два этапа. Первый этап предусматривает осуществление проверки законности формирования сметы учреждения. При этом, устанавливается целесообразность и правильность расчета суммы запланированных расходов и их отнесения к соответствующим кодам экономической классификации. Также проверяется соответствие указанных расходов потребностям учреждений, определяется правильность проведения расчетов.

При проверке формирования сметы отдельное внимание уделяется соблюдению порядка его оформления: правильность формы документа, наличие всех обязательных реквизитов. Также указанный этап предусматривает проверку законности утверждения сметы, в частности: проверяется наличие утвержденного плана ассигнований, права у должностного лица на утверждение документа. На этом этапе также важно проверить соответствие указанной суммы ассигнований данным лимитной справки о бюджетных ассигнованиях и соответствие показателей сметы данным плана ассигнований учреждения.

Вторым этапом контроля доходов и расходов является проверка соблюдения

выполнения утвержденной сметы. В части доходов от обменных операций выполнение сметы контролируется путем проверки утвержденных и полученных ассигнований.

Контроль за расходами обменных операций осуществляется в разрезе каждой составляющей таких расходов. При проверке расходов на оплату труда устанавливается соответствие учетной численности работников, правильность применения должностных окладов, доплат, надбавок, премий. При этом, основными источниками контроля выступают: штатное расписание, расчетно-платежные ведомости, табели учета рабочего времени, больничные листы, расчеты больничных и отпускных.

Для контроля расходов на приобретение материалов проверяют: целесообразность приобретения, соблюдение сметных назначений, порядок расчетов. При этом, важно проверить наличие договоров, накладных, актов оказанных услуг, расчетно-платеж-ной документации.

Для контроля расходов на приобретение услуг проверяется правильность документального оформления операций, наличие соответствующих подтверждающих документов: договоров, актов оказанных услуг.

Контроль командировочных расходов предусматривает проверку целесообразности командировок, соблюдение порядка их оформления и оплаты. При этом проверяется наличие надлежаще оформленных распоряжений о командировке, контролируется правильность и своевременность

составления отчетов об использовании средств, выданных на командировку или под отчет и документов, подтверждающих понесенные расходы

Контроль затрат на закупку предметов и материалов долгосрочного использования предусматривает проверку существования реальной потребности в них, наличия соответствующих сметных назначений и соблюдение принципа экономии бюджетных средств. При этом контролируется соблюдение требований законодательства о публичных закупках и документальное оформление операций.

Контроль расходов на капитальный ремонт предусматривает установление правильности составления документации и определение фактически выполненных объемов работ [4]. Особое внимание уделяется проверке законности расчетов и отражению расходов в учете.

Контроль расходов от необменных операций заключается в установлении законности предоставленных социальных

выплат [1]. Для этого проверяется обоснованность их предоставления и избрания получателей, подтверждение отсутствия фактов предоставления выплат не по целевому назначению. Проверке подлежит документальное оформление операций и отражение их в учете.

Таким образом, специфика деятельности бюджетных учреждений, основным образом, заключается в их внешнем финансировании. Соответственно, это обусловливает необходимость внедрения таких направлений их работы как планирование доходов и расходов учреждения и отчеты об исполнении сметы. То есть, доходы и расходы бюджетных учреждений являются основными объектами их учета. Аудит эффективности использования бюджетных средств осуществляется в два этапа. Первый этап предусматривает осуществление проверки законности формирования сметы учреждения. Вторым этапом контроля доходов и расходов является проверка соблюдения выполнения утвержденной сметы.

Библиографический список

1. Ларикова Л.Ф. Аудит эффективности использования бюджетных средств в государственном финансовом контроле // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. - 2020. - №9 (39). - С. 124-128.

2. Снимщикова И.В., Чугаева Ю.А. Государственный аудит нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств как инструмент повышения эффективности АПК // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2020. - № 87. - С. 26-29.

3. Стрелова М.О., Корецкая-Гармаш В.А. Проблемы проведения аудита эффективности использования бюджетных средств в сфере здравоохранения // В сборнике: Весенние дни науки. сборник докладов. - 2021. - С. 1159-1163.

4. Павловская Е.О. Теоретические основы аудита эффективности как инструмента обеспечения эффективного использования бюджетных средств // В сборнике: Бухгалтерский учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. материалы VI научной конференции регионального уровня для студентов, магистрантов и аспирантов. - Новосибирск, 2021. -С. 64-68.

MODELS OF AUDIT OF EFFICIENCY OF USE OF BUDGETARY FUNDS A.A. Oorzhak, Graduate Student

Supervisor: O.N. Mongush, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tuva State University (Russia, Kyzyl)

Abstract. The article discusses the main models of audit of the effectiveness of the use of budgetary funds. The concept and main tasks of control and audit work during the audit of the use of budgetary funds are considered. The objects (tasks) of income and expenditure control of budgetary institutions are analyzed. An integral part of the effective functioning of the Russian economy and its development is an effective system of control of state resources. The role of the state audit has significantly increased in conditions of limited budget financing and decentralization, because the state audit is designed to ensure economical, efficient and effective use of not only the state budget funds, but also the search for reserves to fill it.

Keywords: audit, financial audit, control of state resources, state audit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.