Научная статья на тему 'Модель выбора обслуживания при наличии разных способов формирования заказа'

Модель выбора обслуживания при наличии разных способов формирования заказа Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
79
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРОЯТНОСТНОЕ И ТЕОРЕТИКО-ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА / ИГРА N ЛИЦ / РАВНОВЕСИЕ ПО НЭШУ / ОПТИМАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / PROBABILITY AND GAME-THEORETICAL MODELING / QUEUEING PROBLEM / N PERSONS GAME / NASH EQUILIBRIUM / THE OPTIMAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Буре Владимир Мансурович, Сергеева Анна Александровна

В работе рассматривается компания, оказывающая услуги по обработке заказов клиентов. Компания предлагает несколько способов осуществления заказа, каждый клиент выбирает оптимальный для себя способ, стараясь минимизировать свои издержки. Для решения поставленной задачи рассматривается существование равновесия для игры n лиц, в которой игроками являются клиенты компании, осуществляющей обслуживание заказов посредством трех обслуживающих устройств. Все равновесия найдены в явном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of service selection in the presence of different ways of ordering

The company that provides services for processing customer orders is considered. The company offers several ways to implement the order, each customer chooses the best method for himself trying to minimize their costs. Company provides services through three types of an order technique. The existence of equilibrium for n person game where players are the customers of the company is used to solve this problem. All equilibria are explicitly found.

Текст научной работы на тему «Модель выбора обслуживания при наличии разных способов формирования заказа»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 10. 2012. Вып. 1

УДК 519.2

В. М. Буре, А. А. Сергеева

МОДЕЛЬ ВЫБОРА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРИ НАЛИЧИИ РАЗНЫХ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКАЗА

Введение. Процесс выбора наилучшего варианта для производства товара или оказания услуги в современной экономической деятельности встречается повсеместно. Максимизация прибыли при минимизации затрат - естественный закон, которому подчиняются все схемы формирования деятельности любого предприятия. Выбор наилучшего способа обслуживания при наличии разных вариантов осуществления заказа и разнообразных схем оплаты, а также различных типов клиентов является предметом изучения в настоящей работе.

Рассматривается компания, предоставляющая услуги по выполнению заказов клиентов. Пусть на рынке имеется некоторое количество клиентов, которые представляют собой фирмы, различающиеся по промышленным отраслям, формам ведения бизнеса, структуре и прочим параметрам. Каждый клиент нуждается в обслуживании своего заказа и обращается в компанию по осуществлению такой услуги. Данная компания предлагает клиентам три варианта осуществления заказа. Клиенты выбирают подходящий им вариант, стремясь минимизировать затраты на обслуживание.

Подобные задачи рассматриваются в работах [1-5].

Постановка задачи. Пусть в компании, предоставляющей услуги по выполнению заказов, есть три обслуживающих устройства, каждое из которых имеет определенную схему обслуживания. Пусть в первом устройстве все заказы выполняются в порядке очереди, за это берется фиксированная оплата, в устройстве 2 все заказы исполняются сразу, но помимо фиксированной платы производится оплата за единицу времени выполнения заказа, а в устройстве 3 все заказы выполняются в порядке очереди, но плата берется только за единицу времени выполнения заказа Клиент выбирает тип обслуживания, стараясь минимизировать издержки на выполнение заказа.

Введем следующие обозначения: Ti,T2,T3 - время пребывания в системе клиента при выборе устройства 1, 2 или 3 соответственно: Ti = тц + T12, где тц - время ожидания начала выполнения заказа устройством 1, T12 - время обслуживания устройством 1; т2 = T22, так как время ожидания начала обслуживания в устройстве 2 равно нулю, где T22 - время обслуживания устройством 2; T3 = T31 + T32, где T31 - время ожидания

Буре Владимир Мансурович — доктор технических наук, профессор кафедры математической теории игр и статистических решений факультета прикладной математики—процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета. Количество опубликованных работ: 122. Научные направления: анализ данных, вероятностно-статистическое моделирование. E-mail: vlmbure@mail.ru.

Сергеева Анна Александровна — аспирант кафедры математической теории игр и статистических решений факультета прикладной математики—процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета. Научный руководитель: доктор технических наук, проф. В. М. Буре. Количество опубликованных работ: 3. Научные направления: математическая теория игр, теория очередей, теория вероятностей. E-mail: sergeeva_a_a@mail.ru.

© В. М. Буре, А. А. Сергеева, 2012

начала выполнения заказа устройством 3, Т32 - время обслуживания устройством 3. Величины ti, Т2, тз являются случайными.

Определим затраты клиентов на обслуживание в каждом из устройств. Пусть с1,с2,сз - стоимость выполнения заказа устройством 1, 2 или 3, ci фиксирована, С2 = С21 + С22Т22, здесь С21 - фиксированная стоимость, С22 - стоимость единицы времени обслуживания клиента устройством 2, сз = С32Т32, где С32 - стоимость единицы времени обслуживания клиента устройством 3.

Помимо издержек на осуществление заказа клиенты несут потери, связанные с ожиданием осуществления заказа. Пусть тц,Т2г,гзг - удельные потери, которые несет клиент i при ожидании выполнения заказа устройством 1, 2 или 3, тогда можно рассчитать полные потери, связанные с ожиданием исполнения заказа устройствами, следующим образом:

rii Т1 = ТЦ(Т11 + Т12),

Г2гТ2 = T2iT22, r3i тз = r3i(T31 + Т32).

Теперь можно найти векторы полных потерь клиентов на обслуживание устройствами 1, 2 и 3 соответственно:

Q1 = ГЦТ1 + С1 = Г^(Т11 + Т12 ) + С1, Q2 = r2iT2 + С2 = (r2i + С22 )т22 + С21, Q3 = r3iT3 + Сз = (r3i + С32)Т32 + r3iT31.

Тогда векторы средних потерь клиентов на обслуживание при условии обращения клиента к соответствующему устройству определяются математическими ожиданиями

Q1 = EQ1 = гЦ(ЕТ 11 + ET12) + С1,

Q2 = EQ2 = (r'2i + С22) ET22 + С21, Q3 = EQ>3 = (r3i + С32)ЕТ32 + r3iET31.

Длительности обслуживания клиентов устройствами 1, 2 и 3 являются независимыми случайными величинами с экспоненциальными распределениями, длительность

-— t -—t

обслуживания клиентов выражается плотностями f\(t) = — е м , /2(i) = —е ^ , 1

Ш = ^ "З,г>0.

Предположим, что в данный момент времени на обслуживание поступает группа, состоящая из п клиентов, при этом известно, что на обслуживании в устройстве 1 находится к\ клиентов (из них к\ — 1 стоит в очереди на обслуживание), в устройстве 3 - кз клиентов (из них кз — 1 стоит в очереди на обслуживание). Каждый клиент решает, какое устройство выбрать для осуществления заказа. Пусть р(1) - вероятность того, что клиент г выберет устройство 1, р^ - что устройство 3, 1 — р^ — р^ - что устройство 2.

Данная модель приводит к игре п лиц, в которой клиенты представляют собой игроков, выбирающих устройство для осуществления заказа. Рассмотрим неантагонистическую игру в нормальной форме

г =< N [р{}, {Н}ен >,

N = {1,...,п} - множ< рР) € [0,1], ] = 1, 2, 3; {Нг}геи - множество функций выигрыша игроков,

где N = {1,...,п} - множество игроков; {р^^еи - множество стратегий игроков,

Н = +(1- р(1) - р^П + р^П*) = - Я2г)+Р?\Язг - П2г)+П2г),

здесь рг1 - вероятность того, что клиент г выберет устройство 1, р^ - что устройство 3,

1 (1) (3) „ „

1 - р\ - рг - что устройство 2.

Пусть каждый вектор Пз = {Прг}, г = 1,...,п, ] = 1,2,3. Ожидаемые потери

игрока г на обслуживание при условии обращения к устройству 1, 2 или 3 записываются

так:

П = г лД") + /(12)) + С

П1г = Гц(1г + гг ) + С1,

(11) (12) где ц - среднее время ожидания выполнения заказа, а ц - среднее время выполнения заказа при условии, что игрок г обратился к устройству 1, г = 1,...,п;

(22)

П2г = (Г2г + С22)/( ) + С21,

где /(22) - среднее время выполнения заказа при условии, что игрок г обратился к устройству 2, г = 1,...,п;

Пзг = Тз431) + (Г3г + С32)/(32),

(31) (32)

где ц - среднее время ожидания выполнения заказа, а ц - среднее время выполнения заказа при условии, что игрок г обратился к устройству 3, г = 1,...,п. Далее будем использовать функцию потерь игроков Нг = -Нг, г = 1,...,п. В рассматриваемой модели под стратегией игроков можно понимать выбор одной

из трех фирм, т. е. множество чистых стратегий каждого игрока имеет вид {1, 2, 3},

(1) (2) (3)

а набор вероятностей рг = (рг ,рг ,рг ) в этом случае является смешанной стратегией игрока г.

Будем предполагать, что рассматривается игра с полной информацией. Основные результаты.

Теорема. В данной игре существует единственная точка равновесия (р\,...,р*п), г = 1,...,п, которая определяется следующим образом:

1) р* = (1, 0,0), если выполняются неравенства

( М1г1г((^1 + 1) + ~ !)) + С1 < ^{Г2г + С22) + С21,

+ 1) + ~ 1)) + С1 < + 1) + с32);

2) р* = (0,1,0), если выполняются неравенства

\^2(гц + С22) + С21 < Цз(г3г(кз + 1) + С32), \^2(г2г + С22) + С21 < Ц1(гц(к1 + 1)) + С1;

3) р* = (0, 0,1), если выполняются неравенства

4) р*

] Мз(Узг(>з + 1) + - 1) + С32) < щ(ги(к1 + 1)) + СЬ

] ^з(гЗг(кз + 1) + - 1) + С32) < ¡Л2{г2г + С22) + С2Ь

/ п п \

Е «I — (п — 2)а 22 «I — (п — 2)а

I =1 I =1

1* _ 1 _ _о

п1

п1

, если выполняются нера-

венства

+ 1) + \{п - 1)) + С1 < Цз(гзг(кз + 1) + с32), М1(гц(к1 + 1)) + С1 < М2<У2» + с22) + с21 < А«1Г1г((А;1 + 1) + ^(п - 1)) +

5) Р*

0,1 -

Е Ьз — (п — 2% Е Ьз — (п — 2%

з =1 з =1

3=г 3=г

п1

п1

если выполняются нера-

венства

\ ^з(гзг(кз + 1) + ^Г3г(п - 1) + с32) < щ(ги(к1 + 1)) + СЬ

\мз(гзг(^з + 1) + С32) < М2<у2» + с22) + С21 < ^з(гзг(кз + 1) + ^¿(п - 1) + с32);

6) р*

22 — (п — 2)3,1 Е — (п — 2)3,1

г =1 г=г

п1

0, 1

г=г

п1

если выполняются нера-

венства

г

+ 1) + - 1)) + С1 < М2<У2» + с22) + с2Ь + 2) + ^гзДп - 1) + с32) < /х2(»"2» + с22) + с2Ь + 1)) + С1 < т(г^(к3 + 1) + - 1) + с32),

+ 1) + с32) < А«1Г1г((А;1 + 1) + ^(п - 1)) + С1;

7) р*

Е «I — (п — 2)аг

I =1 1фг

п1

1

Е «I — (п — 2)«г I =1 1фг

п1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е Ьз — (п — 2)Ь<

з =1 3=г

п1

Е Ьз - (п - 2)Ь<

з =1 3=г

П — 1

если выполняются неравенства

/

И1(гц(к1 + 1)) + С1 < + С22) + С21 < /Х1(гн(/г1 + 1) + ~ 1) + С1),

+ 1) + С32) < М2(?*2г + С22) + С21 < т(г^(к3 + 1) + - 1) + с32),

+ 1)) + С1 < т(г^(к3 + 1) + - 1) + с32),

+ 1) + С32) < + 1) + - 1)) + с1-

Здесь г = 1,

4

(Г21 + С22)М2 - + 1)^1 - С1 + С21

аг = -1-,

2М1г1г

, _ {г21 + С22)М2 ~ г*а(к3 + 1)^3 - + с21

— 1 :

М1Г1»((&1 + 1) + НП ~ 1)) ~ Г3»(^3 + 1)МЗ ~ Г31С32Ц3 + С1

2 1

= 0, если у фирмы 1 нет клиентов в очереди и на обслуживании, к1 = 1, если у фирмы 1 на обслуживании находится один клиент и нет клиентов в очереди, к1 > 1, если у фирмы 1 на обслуживании находится один клиент и к1 - 1 клиент в очереди, к3 = 0, если у фирмы 1 нет клиентов в очереди и на обслуживании, к3 = 1, если у фирмы 1 на обслуживании находится один клиент и нет клиентов в очереди, к3 > 1, если у фирмы 1 на обслуживании находится один клиент и к3 - 1 клиент в очереди.

Квадратная скобка в условии 6) означает, что должно выполняться одно из предложенных условий.

Доказательство. Обозначим через вероятность того, что в со-

вокупности, содержащей I клиентов, г игроков выберут фирму 1. В рассматриваемой задаче предполагается, что совокупность состоит из п игроков, поэтому математическое ожидание времени до начала обслуживания игрока г без учета времени на обслуживание к1 игроков, уже находящихся на обслуживании в устройстве 1, примет вид

п-1 (.) п— 1 (3)

Е тРт'(п — 1), аналогично для устройства 3-Е ^МзъРу (п — 1).

т=0 у=0

Теперь можно записать условное среднее время до полного выполнения заказа при

условии, что игрок г обратился к устройству 1, 2 или 3:

1 п- 1 1 п- 1

=к1(Л! + 42) =М2, = k3ц3 + -ц3YJhPh\n-l)+^■

l=o к=0

Математическое ожидание числа игроков, выбравших устройство 1, из совокупности п- 1 игрока без учета игрока г, а также клиентов, ранее принятых на обслуживание

в устройство 1, можно записать как сумму вероятностей «успехов» в независимом испытании (где под «успехом» понимается выбор одного из вариантов обслуживания)

п-1 п т

Ет(п — 1)= Е р

1=0 т =1

т=г

Функции потерь игрока г при выборе устройства 1, 2 или 3 соответственно будут выглядеть следующим образом:

/

Я И = Гц

+ Р+ + СЪ Q2i = {Г2г + С22)М2 + С21,

т =1 т=г

Язг = М3

Ы^з + 1) + Т/Зг £ + С32 •

\

г =1 г=г

Сумма Е рг3 легко может быть выражена через Е р™1.

г =1 т =1

г=г т=г

Функция ожидаемых потерь игрока г примет вид = рг(Яи — Я2г) + Я2г + рг(Язг — Я2г). Игрок г стремится минимизировать ожидаемые потери Нг. Будем рассматривать выражения для — и —

/

Ян — Я2г = М1

Гн(/г1 + 1) + ^Гн X | - /Х2(»"2» + с22) - С21 + СЬ

т =1

\ т=г

/

Язг — Я2г = М3

Г3г(>3 + 1) + ^ + С32 - /Х2(»"2» + С2г) ~ С21,

V

г =1 г=г

Язг — Яи = М3 /

V

(Лз + 1) + -гз< X рг(3) +

Г3г

\ I =1

V 1=г

С32 I —

М1

Гц(к1 + 1) + -г и

1 — ¿2 р(3)

С1.

\ I =1

Покажем, что вектор (р*, ...,р*п) действительно представляет собой точку равновесия. Возможны следующие ситуации: 1. Если

|Я1 — Я2 < 0, — Я3 < 0,

то игрок г должен выбрать р* = (1,0, 0), г = 1,...,п.

2. Если

Я2 - Я3 < 0, Я2 - Я1 < 0,

то игрок г должен выбрать р* = (0,1, 0), г = 1,...,п.

3. Если

{яз - Я1 < 0, \Яз - Я2 < 0,

то игрок г должен выбрать р* = (0,0,1), г = 1,...,п.

4. При нарушении первого из условий в ситуации 1 и второго из условий в ситуации 2

величина Е рт определяется единственным образом из решения уравнения Ян -

т =1 т=г

Я2г = 0:

р

т =1 т=г

(1) т

(г2г + С22)М2 - Г1г(к1 + 1)^1 - С1 + С21 .

г = 1,...,п.

2/"1г1г

Введем обозначения а»

(г2г + С22)М2 - Г1г(к1 + 1)^1 - С1 + С21 .

г = 1,...,п.

Решая эту систему, находим р», г = 1,...,п:

(1) - (п - 2)а1 + а2 + ... + ап

Р\ =-1-;

п - 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1) а1 - (п - 2)а2 + ... + ап

Р2 =-;-,

2 п — 1

(!) _а\ + а-2 + ■ ■ ■ - (п - 2)ап

Рп -I

п1

Легко показать, что 0 ^ р» ^ 1.

п

Е а1 - (п - 2) а»

Таким образом, р* =

I =1 1=г

п1

1

Е а1 - (п - 2) а»

I =1 1фг

п1

г = 1,...,п.

\ /

5. При нарушении второго из условий в ситуации 3 и первого из условий в ситуации 2 величина Е определяется единственным образом из решения уравнения Я3» -

г =1 х=г

Я2г = 0.

Аналогично случаю 4 имеем

/

„(3)*

0, 1

Е Ьз - (п - 2)6» Е Ьз - (п - 2)6

з =1 з =1

3=г 3=г

п1

п1

0

, (Г2г + С22)М2 — Г3г (к3 + 1)^3 — Г3гС32^3 + С21 . ,

Ьг = -:-, 1=1,...,П.

6. При нарушении второго из условий в ситуации 1 и первого из условий в ситуации 3 и выполнении первого из условий в ситуации 1 либо второго из условий в ситуации 3 величина £ р(3) находится единственным образом из решения уравнения

I =1 =

Я3г — Яи = 0.

Аналогично случаю 4 получаем

пп

( £ 3г — (п — 2)3* £ 3г — (п — 2)3*\

, 0, 1

г =1 г=г

г =1 г=г

п1

п1

\

3г =

+ 1) + \{п ~ 1)) - + 1)/х3 - г34с32/«3 + с 1

2(М1гн - Мз^з»)

/

г = 1,...,п.

,(1)

7. При нарушении всех условий из ситуаций 1-3 величины £ рт1 и £ р^ опре-

т =1 г=1

т=г г=г

деляются единственным образом из решения системы

Я 1г — Я2г = 0,

Я3г — Я2г = 0,

р

£ «I — (п — 2)«г I =1 1фг

п1

1

£ «I — (п — 2)«г I =1 1фг

п1

£ Ьз — (п — 2)Ьг

з =1 3=г

п1

£ Ьз — (п — 2)Ьг

з =1 3=г

п1

г = 1,...,п.

Теорема доказана.

Литература

1. Буре В. М. Теоретико-игровая модель одной системы массового обслуживания // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 1: Математика, механика, астрономия. 2002. Вып. 2 (№ 9). С. 3—5.

2. Буре В. М., Сергеева А. А. Конкуренция двух фирм на рынке логистических перевозок // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 10: Прикладная математика, информатика, процессы управления. 2011. Вып. 3. С. 22-28.

р

3. Петросян Л. A., Зенкевич Н. A., Семина Е. A. Теория игр: учеб. пособие для ун-тов. М.: Высшая школа; Книжный дом «Университет», 1998. 304 с.

4. Феллер В. Введение в теорию вероятностей и ее приложения: в 2 т. / пер. с англ. Ю. В. Прохорова; предисл. А. Н. Колмогорова. М.: Мир, 1984. Т. 2. 751 с.

5. Чейз Р., Джейкобс Ф, Аквилано Н. Производственный и операционный менеджмент. 10-е изд. / пер. с англ. О. А. Островской, О. Л. Пилявского; под ред. Н. А. Коржа. М.: ООО «И. Д. Ви-льямс», 2007. 1184 с. (Chase Richard B., Jacobs Robert F., Aquilano Nicholas J. Production and Operational Management)

Статья рекомендована к печати проф. Л. А. Петросяном. Статья принята к печати 20 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.