ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 181054 2018, № 8 (август) УДК 372.32
Модель воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования
Гусейнова Эльвира Мирзаджан кызы1
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия
Аннотация. Проблема воспитания толерантного отношения к людям другой национальности в наши дни является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной с множеством разных и не похожих друг на друга культур. В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. К сожалению, в современной педагогической науке не уделяется достаточного внимания проблеме воспитания толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к людям других национальностей. Недостаточно, на наш взгляд, разработаны педагогические условия осуществления данной деятельности. Необходимость разработки теоретических оснований и научно-методического обеспечения для воспитания толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к людям других национальностей обусловлена следующими противоречиями: на социально-педагогическом уровне - между потребностями современного общества в личности, способной строить отношения с людьми другой национальности на толерантной основе и недостаточной разработанностью теоретически обоснованного подхода и механизмов к организации воспитания толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к людям других национальностей; на научно-теоретическом уровне - между современным уровнем развития научных представлений о толерантности и недостаточным уровнем разработки современного научного обоснования и технологий воспитания толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к людям других национальностей; на научно-методическом уровне - между формальным признанием необходимости разработки воспитания толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к людям других национальностей и слабой разработанностью научно-методического обеспечения данного педагогического процесса. Это обусловило цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий воспитания толерантного отношения к людям других национальностей у детей 67 лет в системе дошкольного образования. В статье будет представлена модель воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования, в рамках нашего исследования педагогически условия понимаются как действующие элементы данной педагогической модели, обеспечивающие достижение конкретной педагогической цели.
Ключевые слова: модель, толерантность, национальность, дошкольный возраст.
Поступила в редакцию Received 01.07.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.07.2018
Принята к публикации Accepted for publication 25.07.2018 Опубликована Published 31.08.2018
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Гусейнова Эльвира Мирзаджан кызы, преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, Россия
Введение
Проектируемая в диссертации модель условно и в наиболее общем виде отражает процесс воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования. Анализируя ряд работ по проблеме моделирования (В. А. Штофа [1], И. Б. Новика [2], В. А. Веникова [3], Б. А. Глинского [4] и др.), мы пришли к выводу, что под педагогической моделью понимается такое методологическое средство, которое, отображая и репрезентируя на основе отношения подобия существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, способно воспроизводить эти связи, давая новое знание об исследуемом объекте.
В нашем исследовании мы рассматриваем процессуальную модель воспитания толерантного отношения у детей 6-7 лет к людям других национальностей. Процессуальные модели не исключают структуры и не исключают функциональность модели, при этом указывают на последовательной действий и возможности содействия при организации сложных педагогических процессов, к которым мы относим процесс воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей. Рассматривая данную процессуальную модель как сложную многоаспектную систему, то есть не просто как множество объектов, но их взаимосвязанное единство, мы выделили в ней следующие структурные компоненты: цель - содержание - организация - деятельность - результат.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Учитывая особенности нашего исследования, а также опираясь на сложившиеся в методологии педагогики традиции, считаем целесообразным в качестве методологических оснований выбрать: партисипативный, поликультурный и релятивный подходы.
На основе анализа научной литературы понятию «партисипативность» исследователи придают разные качества, например организационной идеи, принципа управления организацией И. А. Баткаева [5]; метода мотивации и организации членов коллектива Т. Ю. Базаров [6]; управленческого феномена, заключающегося в участии рядовых сотрудников в управленческих процессах О. С. Виханский [7]; средства повышения качества управленческих решений в организации В. В. Глущенко [8].
Непосредственное участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь, ответственность за результаты и высокая эффективность учебно-воспитательной деятельности, использование индивидуального - вот что дает новый партисипативный подход [9]. Термин «партисипативность» соотносится с такими понятиями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность» [10].
В научной литературе «партисипация» понимается как альтернатива авторитарности, директивности, принуждения [11], реализуемая в следующих направлениях: поиски согласия, попытки выявить и использовать индивидуальную и коллективную мудрость всех членов группы; совместное принятие решений; действенное делегирование прав; совместное выявление проблем и соответствующих действий для их решения; создание установок, механизма улучшения сотрудничества между субъектами деятельности [12].
В исследовании Е. Ю. Никитиной отмечается, что понятие «партисипатив-ность» представлено несколько шире чем «участие», которое рассматривается уче-
ными преимущественно в значении метода, способа организации людей при выполнении управленческих функций, а также решении организационных проблем. Что касается понятия «соучастие», то оно в основном трактуется как совместное решение проблем, как руководителя, так и подчиненного. Термин «вовлеченность» является более узким и употребляется исследователями только тогда, когда они стремятся подчеркнуть нетрадиционное для организации наделение сотрудников теми или иными управленческими полномочиями [13].
Исходя из выше описанного партисипативный подход буквально это «участие», «соучастие», «вовлеченность» [14]. Как пример наличия данного подхода в дошкольном образовании, можно отметить основные принципы ФГОС ДО: «лич-ностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей», «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; сотрудничество организации с семьей» [15]. В работе с детьми партисипативный подход реализован как метод организации детского коллектива, способствующий формированию отношений сотрудничества и сплочению его членов.
Поликультурный подход обладает значительным потенциалом при развитии коммуникативно-толерантных умений младших школьников, так как он сказывается на целеполагании, способствует обновлению форм, методов и содержательных аспектов процесса формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников, а именно развитию межкультурной языковой личности, владеющей культурой общения, языковым тактом, определенной системой методов, приёмов и средств, позволяющей сравнивать элементы и структурные единства иной культуры с традициями, обычаями и другими проявлениями собственной культуры для дальнейшего их применения с представителями различных культур, а также способствующей развитию новых форм многостороннего сотрудничества за счёт наполнения поликультурной среды ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культур [16].
Поликультурный подход представлен в работах Н. В. Барышникова: именно социокультурный подход создает благоприятные условия для развития поликультурной личности [17], Дж. Бэнкса: основа концепции поликультурного образования - это теория мультикультурализма [18], О. В. Гукаленко: поликультурное образование призвано выступить, как поле широкого национального согласия и конструктивного компромисса самых различных этнокультурных, религиозных и политических сил [19], Н. В. Кузьминой: поликультурный подход к изучению родного языка обеспечивает осмысленную продуктивную и творческую деятельность [20], И. Ю. Макуриной: определяют поликультурный подход как создание воспитывающей поликультурной среды за счет наполнения ее ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры [21], И. И. Халеева поликультурный подход к реализации обучения иностранному языку в контексте межкультурной парадигмы [22], А. Г. Баранова, так же определяет поликультурный подход в контексте межкультурной парадигмы [23] и др. В зарубежных исследованиях изучение проблемы формирования толерантности [31] рассматривается в теории и практики поликультурного образования М. Пржелецки [32].
Е. Ю. Никитина, И. Ю. Макурина и др. определяют поликультурный подход как создание воспитывающей поликультурной среды за счёт наполнения её
ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры, которая включает обучаемого в активный процесс её познания и созидания путём диалогового общения, сотрудничества и самореализации сущностных сил и способностей личности в её культурной идентификации [24]. Поликультурный подход рассматривается как вид целенаправленной социализации [25], поскольку дошкольный возраст является наиболее благоприятным временем для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности различных культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их национальной принадлежности.
Релятивный подход, по мнению Е. Ю. Никитиной является результатом нового, более углубленного подхода к социализации, воспитанию, общему и профессиональному образованию. Он изменяет способы взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе взаимопомощи, сотрудничества и совместного творчества [26].
Релятивный подход рассматривает отношения как форму проявления единства мировоззрения, эмоций и действий личности, а поведение, чувства, мотивы - как факторы, определяющие будущие отношения человека к миру [27].
Согласно релятивному подходу, нравственные качества - это стабилизированные отношения, а характер человека - система закрепившихся в нем отношений (положительных и отрицательных). Воспитательными считаются проявляемые детьми нравственно ценные отношения к социальной среде, создающие условия для закрепления и последующего развития в них глубинных духовно-нравственных основ личности [28].
Таким образом, нами установлено, что проектирование модели основывается на взаимосвязи следующих подходов: партисипативного, поликультурного и релятивного подходов. Реализация данных методологических ориентиров дает возможность определить структурные, содержательные и процессуальные особенности модели воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования, обеспечить отбор содержания, форм, методов и средств педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников при организации и осуществлении исследуемого процесса.
Методологическая база исследования
Проектируемая модель (см. рис.) образована на основе взаимосвязанных блоков, каждый из которых отражает вполне конкретные свойства и характеристики процесса воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования. В структуре модели мы выделили четыре блока, это целевой, содержательный, технологический и оценочно-результативный, каждый блок характеризуется специфическими особенностями. Нами определены три этапа воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей: индивидуально-личностный, личностно-групповой и личностно-социальный, каждый из этапов включает в себя содержательную часть блоков.
Целью реализации разрабатываемой модели в образовательном процессе дошкольной организации является воспитание у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования.
Рис. Модель воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей
Средствами достижения цели являются задачи. На индивидуально-личностном этапе представлены следующие задачи: «активизация стремления к личностному общению с детьми других национальностей; мотивация к проявлению своих лучших качеств в отношениях с детьми других национальностей; развитие способности к уважительному, доброжелательному отношению к людям других национальностей». Задачи лич-ностно-группового этапа: «формирование интереса и желания к совместной деятельности с детьми разных этносов; развитие способности к коллективным действиям, выраженных в желании подробнее узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю, культуру, язык, про расовые и национальные особенности детей дру-
гих национальностей». И наконец, задачи личностно-социального этапа: «развитие способности воспринимать межкультурные и межэтнические различия; формирование готовности к взаимодействию в многокультурном и многонациональном обществе; развивать умения общаться и взаимодействовать с детьми других национальностей».
Главной функцией содержательного блока является отражение предмета деятельности, лежащего в основе воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей. В нашем исследовании предметом являются педагогические условия.
Третий компонент блока - технологический. Данный компонент отражает организационно-педагогические аспекты взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленного на воспитание у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей. В соответствии с этим блок представлен сочетанием педагогических технологий, с использованием которых осуществляется последовательная и планомерная педагогическая работа по воспитанию у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей.
Оценочно-результативный блок модели строится на основе критериев и показателей, позволяющих фиксировать динамику изменения уровня воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей.
Таким образом, модель воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей состоит из следующих блоков: целевой блок - является системообразующим фактором; содержательный блок - функция данного блока является отражение предмета деятельности, лежащего в основе воспитания толерантного отношения у детей 6-7 лет к людям других национальностей; технологический блок - отражает организационно-педагогические аспекты взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленного на воспитание у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей; оценочно-результативный блок - данный блок строится на основе критериев и показателей, позволяющих фиксировать динамику изменения уровня воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей.
Результаты исследования
Для количественной оценки и сравнения данных был введен ряд показателей: средний показатель, показатель абсолютного прироста, коэффициент эффективности экспериментальной методики.
Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп на конец эксперимента в соответствии с компонентом.
Таблица 1
Результаты диагностики воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей (когнитивный компонент)
Группа Этап Уровни Ср Кэфф
низкий средний высокий
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
ЭГ30 начало 7 23 14 47 9 30 2.07 -
конец 3 10 3 10 24 80 2.70 0,63
КГ28 начало 5 18 1 3 22 79 2,61 -
конец 4 14 - - 24 86 2,72 0,11
Таблица 2
Результаты диагностики воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей (эмоциональный компонент)
Уровни
Группа Этап низкий средний высокий Ср Кэфф
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
ЭГ30 начало 7 23 23 77 - - 1,77 -
конец 3 10 18 60 9 30 2,2 0,43
КГ28 начало 5 18 18 64 5 18 2 -
конец 4 14 7 25 17 61 2,47 0,47
Таблица 3
Результаты диагностики воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей (поведенческий компонент)
Уровни
Группа Этап низкий средний высокий Ср Кэфф
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
ЭГ30 начало 7 23 23 77 - - 1,77 -
конец 2 7 27 90 1 3 1,96 0,19
КГ28 начало 5 18 23 82 - - 0,64 -
конец 4 14 23 83 1 3 0,69 0,05
Динамика роста уровня сформированности толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования в экспериментальных и контрольной группах показывает, что в ЭГ, где проверялись педагогические условия воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования, прирост высокого уровня сформи-рованности толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования:
В КГ прирост высокого уровня произошел не значительно: когнитивный компонент составил 7%, эмоциональный - 43%, поведенческий - 3%.
Одновременно снизилось количество детей на низком уровне в ЭГ: когнитивный компонент до 10%, эмоциональный - 10%, поведенческий - 7%. В контрольной группе когнитивный компонент составил 7%, эмоциональный - 43%, поведенческий - 3%.
ЭГ и КГ, по результатам контрольного среза большинство детей находятся: когнитивный компонент - высокий уровень, эмоциональный - средний, поведенческий -средний.
находятся на среднем уровне сформированности профессиональной компетентности, в ЭГ-3 - на среднем 35% и 63% на высоком.
Анализ результатов прироста коэффициента эффективности свидетельствует о более высокой динамике сформированности толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования, где реализовывался весь комплекс педагогических условий.
Сопоставляя результаты, полученные нами в контрольной и экспериментальной группах, можно сделать следующие выводы. Разница в результатах экспериментальных и контрольных групп убедительно свидетельствует о том, что развитие толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного
образования в рамках разработанной нами модели и в соответствии с комплексом педагогических условий эффективно.
Заключение
Основополагающим понятием нашего исследования выступает толерантное отношение, которое мы рассматриваем как готовность к принятию и взаимодействию на основе уважения к особенностям различных народов.
В большинстве работ, посвященных толерантности, исследователи сходятся во мнении, что работу по формированию толерантного отношения необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте. Связано это с тем, что данный возрастной период является сенситивным для начала формирования большинства характеристик, лежащих в основе толерантности. Как отмечает Е. А. Ильинская, «на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков» [29].
Более того, «если на этом этапе взрослые не помогут детям развить такое качество, как толерантность, - считает О. И. Крушельницкая, - не сформируют у них навыки толерантного взаимодействия, у детей может стихийно сформироваться ин-толерантное мировоззрение, изменить которое в дальнейшем будет непросто» [30].
В нашем исследовании мы рассматриваем модель воспитания толерантного отношения у детей 6-7 лет к людям других национальностей в системе дошкольного образования, которая включает все этапы цикла воспитания толерантного отношения у детей 6-7 лет к людям других национальностей. Данная модель основана на взаимосвязи выделенных этапов, содержание которых ориентировано на решение специфической проблемы современной педагогики - воспитания толерантного отношения у детей 6-7 лет к людям других национальностей.
Мы выявили и обосновали комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели воспитания толерантного отношения у детей 6-7 лет к людям других национальностей в системе дошкольного образования: разработка и апробация парциальной программы «Дружат люди всех народов», направленной на решение задачи воспитания толерантного отношения у детей 6-7 лет к людям других национальностей; организация социального партнерства дошкольных образовательных организаций и государственных и негосударственных структур, общественных организаций, родителей воспитанников, обеспечивающих расширение возможностей педагогов по созданию оптимальных условий воспитания толерантного отношения у детей 6-7 лет к людям других национальностей; педагогическая поддержка ребенка в процессе самоактуализации в специально организованной среде, направленная на воспитание толерантного отношения к людям других национальностей.
Полученные данные опытно-экспериментальной работы доказывают, справедливость выдвигаемого нами предположения о том, что реализация модели воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования, будет успешной, если в практике дошкольного учреждения реализуется комплекс педагогических условий.
Ссылки на источники
1. Штофф В. А. Моделирование и философия. - М.; Л.: Наука, 1966. - 302 с.
2. Новик И. Б. О моделировании сложных систем. - М., 1965. - 336 с.
3. Веников В. А. Теория подобия и моделирования. - 1976. - 479 с.
4. Глинский Б. А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). - М.: Изд-во МГУ, 1965. - 248 с.
5. Тоистева О. С. Системно-деятельностный подход в профессиональной подготовке социально-педагогических кадров в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2015. - 41 с.
6. Гончарова Т. М. Партисипативный подход как одна из составляющих теоретико-методического инструментария формирования медиакомпетенции студентов вузов // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. — Чита: Молодой ученый, 2011. — С. 205-207.
7. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Магистр, ИНФРА М, 2014. - 576 с.
8. Казаева Е. А. Роль партисипотивности в системе высшего образования // Менеджмент и экономика образования. - 2014. - № 1. - С. 25-30.
9. Орлова Т. В. Партисиптивные методы в системе мотивационно-целевой деятельности руководителя школы: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 196 с.
10. Данилова В. В. Формирование партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2015. - 27 с.
11. Понеделкова М. А. Партисипация управления в системе высшего образования: дис. ... канд. социол. наук. -М., 2002. - 181 с.
12. Касьянова И. В. Педагогическое управление иноязычным образованием будущих юристов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Магнитогорск. - 2005. - 24 с.
13. Никитина Е. Ю., Казаева Е. А. Партисипативный подход как методический регулятив к педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя // Вестник ЧГПУ. - 2010. - № 1. - С. 163-170.
14. Кравченко И. А. Развитие у будущего учителя партисипативного стиля управления учением школьников: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2006. - 214 с.
15. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - М., 2013.
16. Перфильева Л. П. Формирование коммуникативно-толерантных умений младших школьников на уроках русского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2013. - 24 с.
17. Никитина, Е. Ю., Перова О. Н. Технологически-партисипативная система подготовки будущего учителя самостоятельной работой учащихся // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Серия 3. Управления качеством профессионального образования. - Челябинск, 2002. - С. 218-231.
18. Шаймарданова О. А., Брусова Л. В. Структура поликультурного образования Дж. Бэнкса в США // Молодой ученый. - 2016. - № 14. — С. 581-583.
19. Гукаленко О.В. Поликультурное образовательное пространство как фактор социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи// Диагностика социума. - 2014. - С. 123-134.
20. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. - С. 20-26.
21. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
22. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). - М.: Высшая школа. - 1989. - 227 с.
23. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. -520 с.
24. Никитина Е. Ю., Гиниятуллина Э. Х. Формирование поликультурных умений детей старшего дошкольного возраста средствами иностранного языка. - М.: Издательство «Перо», 2017. - 189 с.
25. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
26. Никитина Е. Ю., Каримов В. Р. Развитие волонтерской компетенции студентов педагогических вузов. - М.: АПК и ППРО, 2011. - 176 с.
27. Хакимова Э. Р. Образование и межнациональные отношения// Education and Interethnic Relations. - Ч. 2. -Ижевск: УдГУ, 2012. - 392 с.
28. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс». - 1996. - 480 с.
29. Ильинская Е. А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2009. - 23 с.
30. Крушельницкая О. И. Психологические условия формирования толерантности у младших школьников // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 2. - С. 68.
31. Colesante R. J. Teaching about tolerance and arguments // J. of moral education. - Abingdon, 1999. - Vol. 28, № 2. - P. 185-199.
32. Przelecki M. What does it mean to be tolerant in moral issues // Dialogue a. universalism. - Warsaw, 1997. - Vol. 7, № 5/6. - Р. 115-121.
Elvira M. Guseynova,
Lecturer, Theory and Methodology of Preschool and Primary Education Chair, Surgut State Pedagogical University,
Surgut, Russia
The education model of tolerant attitude to people of different nationalities in the preschool education system for six-seven years old children
Abstract. One of the most relevant problems in such multinational country with variety of totally different cultures as Russia, is the problem of tolerant attitude education. Preschool education and upbringing as early stage in moral development of a child should play a special role in solving the problem of tolerance establishing. Unfortunately, modern pedagogical science doesn't pay sufficient attention to the problem of educating tolerant attitudes in children of older pre-school age to people of different nationalities. In our opinion, pedagogical conditions for this activity realization were not properly developed. It is necessary to work out theoretical principles and scientific-methodological support for educating tolerant attitudes to people of different nationalities among children of older pre-school age due to the following contradictions: at social-pedagogical level — between the needs of modern society in personality, who is capable of building relationships with people of other nationalities on tolerance basis, and insufficient elaboration of theoretically proved mechanisms and approaches to educating tolerant attitudes to people of different nationalities among children of older pre-school age; at scientific theoretical level — between modern developmental level of scientific ideas about tolerance and insufficient elaboration of modern scientific justification and technologies of educating tolerant attitudes to people of different nationalities among children of older pre-school age; at scientific methodological level — between formal admission of necessity to develop education of tolerant attitudes to people of different nationalities among children of older pre-school age and the weak elaboration of scientific methodological support of this pedagogical process. All this stipulated the purpose of the study: theoretical justification and experimental verification of effectiveness of pedagogical conditions for educating tolerant attitudes to people of different nationalities among 6-7 years old children in the preschool education system. The article represents the model for educating tolerant attitudes to people of different nationalities among children of older pre-school age in the preschool education system. Within our research framework, we consider pedagogical conditions as functional elements of this pedagogical model, providing achievement of a specific pedagogical goal. Key words: model, tolerance, nationality, preschool age.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Гусейнова Э. М. Модель воспитания у детей 6-7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 8 (август). - С. 641-650. -URL: http://e-koncept.ru/2018/181054.htm.
DOI 10.24422/MCITO.2018.8.15650
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Гусейнова Э. М., 2018
www.e-koncept.ru