Научная статья на тему 'Модель внедрения TQM в квазигосударственных предприятиях'

Модель внедрения TQM в квазигосударственных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / QUALITY / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ВСЕОБЩЕЕ (ТОТАЛЬНОЕ) УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / UNIVERSAL TOTAL QUALITY MANAGEMENT / МЕТОДОЛОГИЯ TQM / TQM METHODOLOGY / ВНЕДРЕНИЕ TQM НА ПРЕДПРИЯТИЯХ / INTRODUCTION OF TQM AT ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муханова Айжанат Балышбековна, Джумабеков Кудайберген Уразбаевич

В статье рассматриваются основные положения концепции всеобщего управления качеством (TQM) в их взаимосвязи с эволюцией доминирующих моделей обеспечения качества и проблема внедрения TQM на предприятиях. Проведен анализ возникающих препятствий и возможностей их преодоления. Особое внимание обращается на методологию всеобщего управления качеством, а также эффективное и профессиональное внедрение методов и подходов TQM. В мировой практике методология TQM получила внедрение через распространение международных стандартов на системы менеджмента качества ИСО9000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель внедрения TQM в квазигосударственных предприятиях»

Список литературы /References

1. Авдохин В.М. Основы обогащения полезных ископаемых. Том 1. Обогатительные процессы. Издательство Московского государственного горного университета, 2006. 416 с.

2. Кусков В.Б., Никитин М.В. Обогащение и переработка полезных ископаемых. Санкт-Петербургский горный институт им. Г.В. Плеханова, 2002. 84 с.

MODEL IMPLEMENTATION OF TQM IN THE QUASI-PUBLIC

COMPANIES 1 2 Mukhanova A.B. , Dzhumabekov K.U. (Republic of Kazakhstan)

Email: [email protected]

1Mukhanova Aizhanat Balishbekovna - Graduate student, SPECIALIZATION: STANDARDIZATION AND CERTIFICATION;

2Dzhumabekov Kudaibergen Urazbaevich - Senior Lecture, DEPARTMENT OF TECHNOLOGY AND ECOLOGY, SCHOOL OF FINANCE AND TECHNOLOGY, NARHOZ UNIVERSITY, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article considers the main provisions of the concept of universal quality management (TQM) in their relationship with the evolution of the dominant models of quality assurance and the problem of implementing TQM in enterprises. The analysis of the arising obstacles and the possibilities of their overcoming is carried out. Particular attention is drawn to the methodology of universal quality management, as well as the effective and professional implementation of TQM methods and approaches. In the world practice, TQM methodology has been implemented through the dissemination of international standards for ISO 9000 quality management systems. Keywords: quality, quality management system, universal Total quality management, TQM methodology, introduction of TQM at enterprises.

МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ TQM В КВАЗИГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЯХ 12 Муханова А.Б. , Джумабеков К.У. (Республика Казахстан)

1Муханова Айжанат Балышбековна - магистрант, специальность: стандартизация и сертификация;

2Джумабеков Кудайберген Уразбаевич - старший преподаватель, кафедра технологий и экологии, Школа финансов и технологий, Университет Нархоз, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются основные положения концепции всеобщего управления качеством (TQM) в их взаимосвязи с эволюцией доминирующих моделей обеспечения качества и проблема внедрения TQM на предприятиях. Проведен анализ возникающих препятствий и возможностей их преодоления. Особое внимание обращается на методологию всеобщего управления качеством, а также эффективное и профессиональное внедрение методов и подходов TQM. В мировой практике методология TQM получила внедрение через распространение международных стандартов на системы менеджмента качества ИСО9000.

Ключевые слова: качество, система менеджмента качества, всеобщее (тотальное) управление качеством, методология TQM, внедрение TQM на предприятиях.

Всеобщий менеджмент качества появился в 60-е годы для обозначения японского подхода к управлению компаниями. Именно этот подход предполагал непрерывное улучшение качества в разных сферах деятельности - производстве, закупках, сбыте, организации работы. В современном понимании TQM рассматривают как философию управления организацией. Цели Всеобщего управления качеством следующие:

1) ориентация предпринимательства на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей;

2) возведение качества в цели предпринимательства;

3) оптимальное использование всех ресурсов организации [1].

Можно выделить некоторые элементы методологии внедрения TQM: высшее руководство должно изучить концепцию и принять решение следовать философии TQM. Предприятия должны оценить уровень удовлетворенности потребителей, а также состояние системы управления качеством; организация должна определить приоритетные требования потребителей и привести в соответствие свою продукцию или услуги с этими требованиями. Каждая организация, решившая заняться совершенствованием качества, сталкиваетя с некоторыми препятствиями: сопротивление персонала нововведениям; ограниченное понимание менеджерами разных уровней взаимосвязи качества продукции с эффективностью деятельности организации; придание совершенствованию качества статуса не управленческого, а статистического мероприятия. Внедрение процедур повышения качества зачастую требует коренного изменения корпоративной культуры надо уделить менеджерам среднего звена, их квалификации и приверженности концепции всеобщего управления качеством. Конечно, от этого управленческого уровня зависит, удастся или нет вовлечь персонал предприятия в процессы всестороннего совершенствования производства и контроля качества, внедрить в сознание работников понимание обратной связи между уровнем качества и уровнем затрат. В заключение статьи можно отметить, что главная заслуга в практической разработке методологии всеобщего управления качеством принадлежит японцам, а также они реализовали эту идею и вышли на передовые позиции мира в ряде отраслей промышленности. В данное время методология TQM используется во всех передовых странах мира как на уровне отдельных предприятий, так и их объединений, также на уровне регионов, отраслей, национальных компаний стран.

Список литературы /References

1. Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: Учеб. пособие. М.: КНОРУС,

2007. 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.