УДК 796.92
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ЛЫЖНЫХ МНОГОБОРЬЯХ
Вадим Валерьевич Фарбей, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург
Аннотация
В работе рассматривается система многолетней подготовки спортсменов в лыжных много-борьях включающую: цель, этапы; отбор; реализацию тренировочных программ; комплексный контроль динамики состояния спортсменов; результаты соревновательной практики; коррекцию процесса подготовки. Управление системой многолетней подготовкой спортсменов осуществляется по целевым, содержательным, процессуальным компонентам при соблюдении принципа единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры специальной подготовленности. В тоже время результаты исследований и опыт практики по проблеме подготовки спортсменов в лыжных многоборьях (биатлон, лыжное двоеборье, зимний полиатлон и других), показывает, что в представленных работах не раскрыты особенности преемственности этапов спортивной подготовки, факторы роста спортивных результатов, модели управления многолетней подготовкой. Цели и содержание спортивной подготовки на каждом этапе представляет собой базу для последующих этапов, тем самым обеспечивается преемственность подготовки от этапа к этапу. Каждый этап ограничен определенными временными рамками, требованиями стандарта спортивной подготовки, обусловлен факторами роста спортивного мастерства. Таким образом, в системно-целевом управлении многолетней подготовкой спортсменов в лыжных многоборьях в качестве основных взаимосвязанных элементов процессуальной структуры управления можно выделить: цели; информация о системном объекте управления; организация управления; процесс управления; результат достижения цели; коррекции в системе управления. Это позволяет объективно оценивать состояние системы подготовки спортсменов и принимать продуктивные решения для повышения эффективности ее функционирования.
Ключевые слова: система управления, системно-целевое управление, этапы спортивной подготовки, модель управления многолетней подготовкой.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p135-138
MODEL OF MANAGEMENT OF THE LONG-TERM PREPARATION OF ATHLETES IN THE ALL-AROUND SKI SYSTEM
Vadim Valerevich Farbey, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Annotation
The study investigates the long-term preparation system of the athletes in the all-around ski, including: purpose, steps; selection; implementation of the training programs; complex control of the state dynamics of the athlete's results in the competitive practices; correction of the preparation process. Management of the multi-year athletes training system is performed on the target, substantive, procedural components in compliance with the principle of unity and interconnection of the competitive activity structure and the special training structure. At the same time, the results of research and practice experience in the athletes training issue in the all-around ski (biathlon, Nordic combined, winter polyathlon and others) show that features of the stages succession in the athletic training, growth factors, athletic performance, management model for the long-term training have not been disclosed in the presented works. Objectives and content of the athletic training at each stage is a base for the subsequent stages, thereby providing continuity of the training from the stage to stage. Each stage is framed by time, by the requirements of athletic training, due to the growth of sportsmanship. Thus, for the targeted system-management of the long-term training of the athletes in the all-around ski the following can be allocated as key interrelated element of the procedural management structure: purposes; information about the system control object; organization of management; management process; result in attainment of the goals; correction
management system. This allows assessing objectively the state of the athletes training system and making the productive decisions to improve the efficiency of its functioning.
Keywords: system management, system-targeted management, stages of athletic training, management model for long-term training.
Система многолетней подготовки спортсменов в качестве основных компонентов включает: цель; этапы; отбор; реализацию тренировочных программ; комплексный контроль динамики состояния спортсменов; результаты соревновательной практики; коррекцию процесса подготовки. Управление системой многолетней подготовкой спортсменов осуществляется по целевым, содержательным, процессуальным компонентам при соблюдении принципа единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры специальной подготовленности. Результаты исследований и опыт практики по проблеме подготовки спортсменов в лыжных многоборьях (биатлон, лыжное двоеборье, зимний полиатлон и других), показывает, что они посвящены в основном вопросам тренировочного процесса и соревновательной деятельности.
Из исследований в этом направлении можно отметить работу И.Г. Гибадуллина, (2005), который исследовал управление многолетним тренировочным процессом биатлонистов с учетом возраста спортсменов и факторов (генетические, биоритмические, специальная подготовленность, структура тренировочного процесса), обуславливающие рост спортивного мастерства.
К.С. Дунаев, (2008) провел исследования по проблеме целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле. В лыжном двоеборье и зимнем полиатлоне - целенаправленные исследования вопросов многолетней этапной подготовки спортсменов не проводились. Отдельные вопросы подготовки спортсменов представлены в исследованиях по двоеборью и полиатлону.
Однако до сих пор не раскрыты особенности преемственности этапов спортивной подготовки, факторы роста спортивных результатов, модели управления многолетней подготовкой.
Проведенные нами исследования по изучению особенностей становления спортивного мастерства лыжников-многоборцев показали, что у спортсменов специализирующихся в исследуемых видах лыжных многоборий отмечены примерно равные возрастные границы роста спортивных достижений (рисунок 1).
Этапы многолетней спортивной подготовки
Н й Совершенствова-
Вюраст Начальной Третщюточшш ния спортивного
подготовки
мастерства
23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9
Высшего спортивного мастерства
/ <
/
/
_ ———_
ев——" —
■Биатлон
Квалификация спортсменов
4?
^^ "Двоеборье Полиатлон
Рис. 1. Динамика становления спортивного мастерства лыжников-многоборцев в процессе многолетней подготовки
Этапы многолетней подготовки как основные взаимосвязанные элементы целостной системы становления высшего спортивного мастерства, представляют относительно завершенные периоды спортивной подготовки.
Цели и содержание спортивной подготовки на каждом этапе представляет собой базу для последующих этапов, тем самым обеспечивается преемственность подготовки от этапа к этапу. Каждый этап ограничен определенными временными рамками, требованиями стандарта спортивной подготовки, обусловлен факторами роста спортивного мастерства.
В управлении многолетней подготовкой спортсменов целевое применение средств и методов тренировки связано, прежде всего, с решением задач: повышения двигательного потенциала спортсменов и максимально полного его использования в соревновательных упражнениях. Управление системой подготовки спортсменов включает состав и последовательность логических действий: информацию о состоянии системы подготовки спортсменов ^ принятие решений по оптимальному функционированию системы ^ реализация программ и планов подготовки ^ контроль реализации и коррекции принятых решений. В системно-целевом управлении многолетней подготовкой спортсменов в качестве основных взаимосвязанных элементов процессуальной структуры управления, можно выделить: цели; информацию о системном объекте управления; организацию управления; процесс управления; результат достижения цели; коррекции в управлении системой, которую можно представить в виде модели [3].
Состав и структура сформированной модели системно-целевого управления многолетней подготовкой спортсменов в лыжных многоборьях представлена структурно-логической схемой (рисунок 2).
Цели управления этапами спортивной подготовки представляют запланированное достижение спортивного результата в соответствии с этапом многолетней подготовки.
Информация о системном объекте управления включает: Федеральный стандарт спортивной подготовки, где отражены основные задачи, содержание и принципы построения этапов многолетней подготовки; структуру спортивного результата имеющую свою иерархию и строение; правила соревнований для каждого вида лыжного многоборья; закономерности становления спортивного мастерства, которые необходимо учитывать в многолетнем тренировочном процессе.
Организация управления включает: планирование тренировочного процесса предусматривающее распределение тренировочных средств и методов подготовки во времени; система спортивного отбора позволяет выявить степень перспективности спортсменов к предстоящей тренировочной и соревновательной деятельности; комплексный контроль дает возможность определить состояние спортсмена и степень его готовности к выполнению запланированных нагрузок; средства восстановления обеспечивают укрепление здоровья спортсмена и позволяют повысить уровень работоспособности.
Процесс управления представлен технологиями и контролем эффективности тренировочного процесса.
Результатом управления является спортивный результат.
Коррекция управления представляет собой выявление: разницы между запланированным и достигнутым результатом; причин отклонения от реализации намеченного; последовательности применения средств и методов управляющих воздействий.
Таким образом, в системно-целевом управлении многолетней подготовкой спортсменов в лыжных многоборьях в качестве основных взаимосвязанных элементов процессуальной структуры управления можно выделить: цели; информация о системном объекте управления; организация управления; процесс управления; результат достижения цели; коррекции в системе управления. Это позволяет объективно оценивать состояние системы подготовки спортсменов и принимать продуктивные решения для повышения эффективности ее функционирования.
Рис. 2. Структурно-логическая схема системно-целевого управления многолетней подготовкой спортсменов в лыжных многоборьях
ЛИТЕРАТУРА
1. Гибадуллин, И.Г. Управление тренировочным процессом биатлонистов в системе многолетней подготовки : дис. ... д-ра пед. наук / Гибадуллин И.Г. - Ижевск, 2005. - 368 с.
2. Дунаев, К.С. Технология целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Дунаев К.С. - Санкт-Петербург, 2008. - 37 с.
3. Фарбей, В.В. Формирование типа соревновательной подготовленности лыжников-многоборцев на этапах становления спортивного мастерства / В.В. Фарбей // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 180-184.
REFERENCES
1. Gibadullin, I.G. (2005), Management of training process of biathlonists in system of long-term preparation, dissertation, Izhevsk.
2. Dunayev, K.S. (2008), Technology of target physical training of highly skilled biathlonists in a year cycle of training, dissertation, St. Petersburg.
3. Farbey, V.V. (2012), "Formation like competitive readiness of skiers all-rounders at stages of formation of sports skill", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3, pp. 180-184.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.10.2014.
УДК 796.011.1
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)
Аннотация
В статье представлены данные социологического опроса школьников, в котором выявлены основные показатели отношения школьников к физическому воспитанию, урокам физкультуры, физкультурно-спортивной деятельности. Доказано, что позитивное отношение к активным заняти-