Научная статья на тему 'Модель управления развитием Северо-Западного Института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации'

Модель управления развитием Северо-Западного Института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ВУЗА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ СРЕДА / СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамахов Владимир Александрович

В статье рассматриваются различные аспекты развития Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации как важной части формирующегося на базе Президентской академии образовательного кластера: формирование академической среды, реализация стандартов качества ИСО и Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании, формирование центров превосходства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with various aspects of the North-West Institute's of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration evolution course. The North-West Institute is the important branch of the emerging by source of the President's Academy educational cluster. Discusses issues such as formation of the academic environment, the implementation of standards ISO and standards of the European Association for Quality Assurance in Higher Education, the formation of centers of excellence.

Текст научной работы на тему «Модель управления развитием Северо-Западного Института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

-►

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.1

В.А. Шамахов,

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ИНСТИТУТА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современное высшее учебное заведение представляет собой сложнейший научно-образовательно-хозяйственный комплекс, управление развитием которого — исключительно нетривиальная задача для любого менеджера.

В специальной литературе достаточно давно дискутируются основные проблемы управления развитием вуза, среди которых хотелось бы отметить следующие:

кризис (признаваемый сегодня практически всеми специалистами — и теоретиками, и практиками) традиционной для отечественной высшей школы модели управления высшим учебным заведением;

качественное изменение форм и методов формирования и развития интеллектуального потенциала и человеческого капитала в современном мире;

разносторонний характер деятельности вуза, в силу чего возникает необходимость разработки алгоритмов управления развитием принципиально различных сфер — научно-исследовательской, образовательной, экспертно-консульта-тивной, административной, хозяйственно-экономической (сюда можно добавить также социальную и социально-ориентированную внеу-чебную сферы деятельности). При этом нужно учитывать, что указанные сферы деятельности различны по содержанию, но находятся в неразрывной взаимосвязи и системном взаимодействии, что на порядок усложняет задачу управления развитием.

Наконец, не будем забывать о том, что, как и любой процесс, процесс развития управляем лишь до определенной степени, причем в от-

ношении вуза это проявляется, на наш взгляд, острее, чем для любой иной организации.

Полноценно раскрыть указанные проблемы управления развитием вуза в формате статьи не представляется возможным. В этой связи обозначим лишь концептуальные основы внедряемой в настоящее время модели управления развитием Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее — Институт).

Первое, с чего мы начали процесс реформирования нашего вуза, — это объединение всех без исключения сотрудников и обучающихся общей идеей, формирование в умах коллег, студентов и слушателей четкого понимания идеологии дальнейшего развития Института.

С этой целью в 2011 году мной как лидером процесса реформирования были обозначены пять ключевых идей (получивших признание как идеология «5М»):

1. Модернизация — внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду.

2. Мобилизация — повышение производительности труда.

3. Мотивация — преодоление сопротивления изменениям.

4. Мировоззрение — придание нового видения целенаправленным, организованным, осмысленным действиям по развитию Института.

5. Материализация — реализация задуманного на условиях постоянного, ежедневного, непрерывного улучшения.

Чтобы коллектив Института двигался в направлении модернизации, повышения качества работы и в целях преодоления информационных шумов, обеспечения транспарентности внутренней среды, которые неизбежно сопровождают любые изменения в организации, мною инициированы три проекта:

1. Лифт инноваций. Любой член коллектива — студент, преподаватель, работник может напрямую обратиться ко мне с инновационными идеями по развитию Института. Каждое предложение я рассматриваю лично. Сегодня в «лифте» более 30 проектов, три из них нашли свое практическое воплощение, еще ряд находится в разработке.

2. Видео-блог. Еще один мощный инструмент прямого взаимодействия директора Института и коллектива. На высшем уровне управления обсуждаются многие проблемы. Не всегда результаты обсуждения и принятые решения корректно доводятся до коллектива. Понимая это, мы создали общественную видео-приемную, где я как руководитель Института довожу до коллектива основные позиции, на основе которых принимаются наиболее важные для деятельности Института решения.

3. Трансляция заседаний Ученого совета в интернете — важный элемент системы открытости, прозрачности принимаемых решений. Это позволяет каждому присутствовать виртуально на заседаниях Ученого совета.

Ключевые составляющие идеологии «5М» находят свое реальное воплощение в основных направлениях сосредоточения усилий руководства Института, которые можно сформулировать так:

1. Управление человеческими ресурсами — поддержка «актуальности» работников и профессорско-преподавательского состава, введение системы материального стимулирования по результатам, стимулирование формирования научных школ и т.п.

Мы исходим из того, что каждый субъект (администрация, сотрудники, преподаватели, студенты), участвующий в жизни Института, становится участником процесса ее планирования. Таким образом, результаты реформирования вуза воспринимаются им как личные, а участие в этом процессе приносит удовлетворение потребностей научно-педагогических, админи-

стративных кадров Института, студенческого сообщества.

2. Фундаментальные и прикладные научные исследования — создание на базе Института Центра превосходства в сфере публичной власти и управления (информационно-консалтинговые центры, научно-техническое сотрудничество, информационно-аналитическое продвижение, создание семи «Think Tanks» центров).

3. Новые образовательные технологии — модернизация структуры учебных программ, совершенствование организации учебного времени, контроль качества образовательных результатов.

4. Интерактивная академическая среда — внедрение современных систем управления и информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду, максимальная открытость процесса принятия решений.

5. Материально-техническая база — создание Санкт-Петербургского кампуса. Внедрение стандарта по разработке систем управления охраной здоровья и безопасностью персонала на базе международного стандарта Occupational Health and Safety Management Systems — OHSAS 18001.

Инструментами формирования среды, отвечающей философии Total Quality Management, для нас стали три международных стандарта.

Всем известный стандарт систем менеджмента качества ISO 9001 -2008, в рамках которого мы уже внедрили проведение внутренних аудитов.

Ведется разработка методик по проведению аудитов второй стороны — потребителей услуг. Результатом данной работы станет не только выстраивание системы управления, адекватной современным управленческим практикам, но и запланированная в 2013 году международная сертификация систем менеджмента качества Института.

Второй стандарт, который мы принимаем к внедрению и поддержанию, — это OHSAS 18001 — стандарт по разработке систем управления охраной здоровья и безопасностью персонала (Occupational Health and Safety Management Systems). Стандарт направлен на комплексный контроль факторов различных рисков, обеспечения безопасного труда работников.

4

Вопросы образования -►

И, наконец, третий стандарт, принятый нами за основу развития, — это стандарты Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования (ENQA). Соответствие разработанным ENQA стандартам и директивам внутренней и внешней оценки качества высшего образования общепризнанно рассматривается сегодня как ключевое условие признания вуза на Территории Европейского Высшего Образования (ЕНЕА), объединяющей сегодня 42 государства. Стандарты и директивы ENQA приветствуют разнообразие национальных моделей гарантий качества высшего образования и оптимально соотносятся как с универсальными стандартами серии ISO 9000, так и с моделями делового совершенства EFQM, EQUIS и других.

На основе стандартов и директив ENQA планируется обеспечить максимально широкое, многоуровневое участие студентов в контроле качества образования.

Следует отметить, что традиционно проблему вовлечения студентов в обеспечение качества образовательного процесса рассматривают в контексте взаимодействия администрации вуза и органов студенческого самоуправления. Нам такой подход представляется неоправданно узким. Когда в 2011 году мы начали работу по актуализации системы менеджмента качества нашего вуза, что было вызвано процессами преобразования Северо-Западной академии государственной службы в Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, мы исходили из принципиального понимания того, что участие студентов в мероприятиях по качеству не должно рассматриваться как нечто внешнее по отношению к учебному процессу, в который вовлечен студент, как некий дополнительный вид общественной работы или нагрузки. Весь комплекс мероприятий по качеству образования, научной и научно-исследовательской деятельности и участие студентов в этих мероприятиях рассматриваются как неотъемлемая часть процесса формирования академической среды и включения студента в указанную среду. На наш взгляд, активисты студенческого самоуправления могут быть лидерами, могут выступать процессорами определенных программ и направлений, но задача обеспечения качества может быть решена

только на условиях активного вовлечения в мероприятия по качеству максимально большого числа студентов.

Таким образом, на наш взгляд, реализация стандартов и директив ENQA предполагает:

участие представительных органов студенческого самоуправления в разработке политики и целей Института в области качества;

создание студенческих комитетов по качеству образования при кафедрах, которые совместно с представительными органами студенческого самоуправления, иными студенческими организациями и сообществами будут осуществлять систематический, независимый и документированный процесс получения достоверных данных о состоянии образовательного процесса в Институте, в том числе относительно уровня преподавания учебных дисциплин, степени учебно-методического, материально-технического, информационного обеспечения учебного процесса, эффективности воспитательной и внеаудиторной работы;

расширение участия студенческих научных обществ, магистрантов и аспирантов в оценке качества научно-исследовательской работы в Институте, доступности и достаточности материально-технических, информационно-библиотечных ресурсов Института для научно-исследовательской деятельности студентов;

проведение конференций с участием студентов и преподавателей Института по вопросам качества образования (конференций по направлениям подготовки, по конкретным учебным дисциплинам, по блокам компетенций и т. д.).

По каждому из указанных международных стандартов мы намерены в течение 2012—2014 годов осуществить необходимый комплекс мероприятий по внедрению, сертификации, поддержанию в рабочем состоянии и улучшению.

В целях оценки эффективности усилий, предпринимаемых Институтом для достижения намеченных целей, мы приступили к разработке внутренних ключевых показателей эффективности, которые включают в себя около ста показателей результативности, качества, эффективности. Ожидаемый результат уже в краткосрочной перспективе — это структурированная система управления, упразднение дублирования в процессах, упорядочение информационных потоков.

Мы рассчитываем, что проводимая нами работа по внедрению системы менеджмента качества, внедрение лучших на сегодняшний день образовательных технологий и практик, применение методик оценки результативности, создание современной информационной среды позволят Северо-Западному институту управления стать полноценным Центром превосходства не только в Северо-Западном федеральном округе, но и заметным игроком на рынке образовательных, научных и консалтинговых услуг на Евразийском пространстве.

Имеются все объективные предпосылки к тому, чтобы к 2020 году Северо-Западный институт управления стал Центром превосходства национального уровня в области социально-экономических наук, обеспечивающим кадрами, исследованиями, проектными и консультативными разработками решение задач инновационного развития и обеспечения глобальной конкурентоспособности России. В числе этих предпосылок следующие:

1. Создание центров компетенций в партнерстве с работодателями (органы государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующими субъектами). Центры компетенций призваны реализовывать следующие функции:

управление базами знаний / компетенций (их ведение, обновление, интеграцию, создание удобных поисковых механизмов);

выявление, формализацию и распространение неявных знаний / компетенций, формирующихся в Институте и у его партнеров;

слежение за новшествами в технологиях, методиках, процессах и появлением новых тенденций;

сбор и описание знаний / компетенций, полученных Институтом при выполнении конкретных проектов;

обеспечение коммуникаций между пользователями и внешними экспертами, которые владеют необходимыми знаниями / компетенциями;

защиту интеллектуальной собственности Института;

обучение новых сотрудников, передачу им накопленного опыта.

Применительно к научно-исследовательской и образовательной деятельности Института это позволит совместно модернизировать об-

разовательные программы, строить целевую подготовку студентов, реализовывать профессиональные магистерские программы, имеющие корпоративную направленность, создавать учебно-производственные площадки и лаборатории. Стратегические партнеры будут участвовать в управлении Институтом через попечительский совет и наблюдательные комитеты по отдельным проблемным областям. Также через Совет по управлению целевым капиталом.

2. Уже сегодня Институт постепенно становится центром взаимодействия власти, бизнеса и общественных институтов через организацию площадок коммуникации, через систему консультационной поддержки и повышения квалификации кадров (порядка 70 % всех государственных и муниципальных служащих Санкт-Петербурга прошли повышение квалификации и переподготовку в стенах Института). Институт создаст инфраструктуру и обеспечит поддержку сетей обмена знаниями и виртуальных сообществ специалистов в области социально-экономических и гуманитарных наук, математики, информатики и их приложений.

3. Институт формирует новые рабочие партнерства с ведущими мировыми университетами (Франция, Германия, Китай, Канада, Турция, СНГ), международными организациями, исследовательскими консорциумами и научными изданиями, зарубежными компаниями и транснациональными корпорациями, в рамках которых будут реализованы программы академических обменов, совместные исследования и совместные образовательные программы (включая дистанционные), совместные сетевые журналы.

4. Ведется работа по созданию системы интернет-порталов по основным областям деятельности Института, через которые все желающие смогут получить бесплатный доступ к ключевым профессиональным и образовательным ресурсам; налажена система регулярного пополнения и рецензирования этих ресурсов, в том числе перевод наиболее значимых материалов на русский язык. Будет организовано сетевое взаимодействие Института с российскими и зарубежными вузами в сфере реализации программ повышения квалификации, созданы условия для стажировки преподавателей и целевой аспирантуры в СЗИ.

4

Вопросы образования -►

В ближайшей перспективе запланировано создание системы общедоступных (имеющих электронные версии) реферируемых двуязычных (русский — английский) журналов по всем направлениям деятельности Института.

5. Сетевой характер деятельности Института будет обеспечиваться развернутой программой поддержки академической мобильности. Не менее 30 % преподавателей и исследователей из СЗИ каждый год будут преподавать и проходить стажировки в университетах-партнерах. В свою очередь Институт будет ежегодно принимать сопоставимое количество зарубежных и отечественных специалистов на стажировку и для преподавания продолжительностью не менее двух недель. Каждый десятый студент Института за время обучения проведет не менее одного семестра в другом, зарубежном университете. В свою очередь СЗИ будет принимать не менее 100 студентов в год на обменные программы.

Ведущую роль в развитии Института будут играть выпускники, которые создадут профессиональную ассоциацию выпускников Института, станут основными поставщиками как баз для организации практики студентов, так и работодателями.

Особо хочу остановится на роли нашего Института в Корпоративном университете, формируемом РАНХиГС.

Мы исходим из того, что каждый филиал в составе РАНХиГС может выступить Центром превосходства в сфере, в которой он наиболее

силен. Корпоративный университет может стать и постоянной дискуссионной площадкой для внутриакадемического конкурентного отбора лучших образовательных программ, технологий, методического обеспечения и иных инструментов, которые обеспечивают высокое качество услуг, оказываемых Президентской академией.

Северо-Западный институт может выступить Центром превосходства в следующих направлениях:

стандарты и регламенты государственных и муниципальных услуг и функций;

оценка качества государственного и муниципального управления;

совершенствование нормативно-правовых, научно-методических основ государственной и муниципальной службы, их кадрового обеспечения;

экспертно-консультационные услуги в области законопроектной и нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

организация государственного и муниципального заказа;

РЯ-технологии, в том числе в публично-правовой сфере.

Выбор представленных направлений обусловлен нашим многолетним опытом их разработки в реализации научно-исследовательской, образовательной и консультационной деятельности.

УДК 303.732.4

Е.А. Лифшиц

АНАЛИЗ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ

Основная цель нашей работы — разработка и применение системного подхода к управлению уровнем мотивации учащихся вузов на примере студентов Международного университета природы, общества и человека «Дубна». В статье представлены полученные при реализации этой задачи результаты:

методика расчета мотивационного потенциала как показателя эффективности образовательного процесса и заинтересованности студентов в учебе;

набор факторов, оказывающих наибольшее влияние на мотивационный уровень учащихся;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.