МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЙ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ
КОРПОРАЦИИ
Шахбазов Э.Д., к.э.н., ведущий научный сотрудник ОАО «СоюзДорНИИ»
В статье определены основные составляющие модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации. Сформировано укрупненное дерево целей построения данной модели, определены функции, которые она выполняет. Предложен алгоритм оценки эффективности построения модели управления качеством рабочей силы.
Ключевые слова: управление качеством, рабочая сила, машиностроительная корпорация, развитие, эффективность.
MODEL OF QUALITY MANAGEMENT OF LABOR AND SELECTION OF PROSPECTIVE DEVELOPMENT OF ENGINEERING CORPORATION
Schahbazov E., Cand.Econ.Sci., senior research officer JSC «SoyuzDorNII»
This article identifies the main components of the model quality control manpower engineering corporation. Formed an aggregate tree of the purposes of constructing the model, defined by the functions it performs. An algorithm for evaluating the effectiveness of constructing a model of quality management workforce.
Keywords: quality management, labor, machine-building corporation, the development and effectiveness.
На рис. 1 дана структуризация основных составляющих модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации.
При этом в основе построения модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации лежат общие и частные принципы.
Общие принципы построения модели управления качеством рабочей силы — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители корпорации в процессе формирования необходимого качества рабочей силы. Общие принципы отражают требования объективно действующих экономических законов, поэтому и сами являются объективными.
Общих принципов построения модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации - множество, но при всех условиях формирование необходимого качества рабочей силы осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в машиностроении принципов: научности, демократического централизма, плановости, первого лица единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки рабочей силы; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления; контроля исполнения решений и др.
Частные принципы построения модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и работники корпорации при повышении качества рабочей силы. Частные принципы представляют собой результат обобщения руководством машиностроительной корпорации объективно действующих экономических законов, присущих им общих черт, начал их действия. Принципы объективны так же, как объективны экономические законы (рис. 2).
Частные принципы следует отличать от методов управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации. Первые постоянны и носят обязательный характер, а совокупность методов может меняться в зависимости от изменения условий при сохранении принципов. Принцип позволяет формировать систему методов, и каждый метод в отдельности. Но метод не имеет такого воздействия на принцип, так как последний объективен. Различают две группы частных принципов построения модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации: принципы, характеризующие требования к повышению качества рабочей силы, и принципы, определяющие направления повышения качества рабочей силы. Все принципы построения модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий использования рабочей силы в машиностроительной корпорации.
Таким образом, регулирование уровня качества рабочей силы, как и применение модели управления качеством рабочей силы -сложная междисциплинарная наука, целью которой является нахож-
дение путей обеспечения эффективности принимаемых решений в вопросах повышения конкурентоспособности и прибыльности деятельности машиностроительной корпорации. Поэтому применение при разработке управленческих решений научных подходов, принципов и методов управления качеством рабочей силы, экономическое обоснование каждого решения являются важнейшими условиями достижения эффективного функционирования всех уровней и звеньев управления экономикой России.
Построение модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации является одним из важнейших направлений в стратегическом управлении корпорацией, поскольку в условиях современного производства роль рабочей силы возрастает, и к способностям нанятых работников, уровню их знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
Современный кризис приводит к глубоким изменениям методов труда, что в свою очередь требует, чтобы четкой и отлаженной стала структура управленческих органов, более обоснованными принимаемыми решениями, более гибкими методы руководства, направленные на повышение качества рабочей силы машиностроительной корпорации. Поэтому, в условиях кризиса эффективность функционирования машиностроительной корпорации во многом зависит как от соответствия численности и профессионально-квалификационного состава рабочей силы заданным требованиям, так и от уровня мотивации работников, степени учета их интересов и т. д.
Построение модели управления качеством рабочей силы предполагает в обязательном порядке разработку и реализацию комплекса целей, задач и основных направлений деятельности, а также выбор различных видов, форм, методов и соответствующего механизма управления, направленных на обеспечение постоянного повышения конкурентоспособности машиностроительной корпорации в условиях кризиса, а также необходимости обеспечения высокой социальной эффективности функционирования работников корпорации.
Далее в таблице 1 раскроем основные функции, которые выполняет модель управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации. Все перечисленные функции в неразрывном единстве присутствуют в деятельности руководителей и подразделений всех уровней машиностроительной корпорации.
Функции, которые выполняет модель управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации взаимосвязаны. При планировании используются результаты учета, контроля и анализа, а результаты планирования в свою очередь служат исходной базой для организации, регулирования, анализа и контроля. Необходимость в регулировании возникает после того, как на основе учета, контроля, анализа и планирования созданы предпосылки для целенаправленного вмешательства в ход и результаты использования рабочей силы со стороны машиностроительной корпорации [1].
Таким образом, построение модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации - это не только высокая результативность производства, но и всесторонняя социальная защищенность работника, благоприятный морально-психологичес-
Иерархическая структура корпорации, где основное средство воздействия - это
отношения власти-подчинения, давление на работника сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ
Культура, т. е. вырабатываемые обществом, корпорацией,
группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия работника, заставляют работника вести себя так, а не иначе без видимого принуждения
Рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя
->| Модель управления качеством рабочей силы
Повернуть сознание тающего к потребителю, а не к начальнику
Изменение приоритетов управления качеством рабочей силы
Повернуть сознание работающего к прибыли, а не к расточительству
Общие принципы построения модели
Частные принципы построения модели
научность, демократический централизм, плановость, первое лицо единства распорядительства
отбор, подбор и расстановка работников
сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации и децен-_трализации_
линейное, функциональное и целе-_вое управление_
контроль исполнения решений пожизненный найм
контроль исполнения заданий, ос_нованного на доверии_
сочетание такого контроля с корпо-_ративной культурой_
консенсуальное принятие решений, т. е. обязательное одобрение принимаемых решений большинством _работников_
Повернуть сознание работающего к инициатору, а не к бездумному исполнителю
Правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и работники корпорации при повышении каче _ства рабочей силы_
>Г
Принципы, характеризующие требования к повышению качества рабочей силы
Принципы, определяющие направления повышения качества рабочей силы
Разрабатываются индивидуально для конкретной машиностроительной _корпорации_
Программа управления качеством рабочей силы корпорации Рис. 1. Основные составляющие модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации
Главная цель (1-й уровень)
Обеспечение корпорации рабочей силой, ее эффективное использование, профессиональное и социальное развитие
Цели 2-го уровня
Разработка стратегии управления качеством рабочей силы с учетом применения новых технологий
V"
Анализ требований новых технологий к работникам, рабочим местам. Разработка перечня новых специальностей. должностей
Прогнозирование и перспективное планирование рабочей силы
Цели 3-го уровня
Построение мотивационно го механизма управления, системы социального обеспечения
Анализ динамики развития качества рабочей силы. Анализ индивидуальных планов развития работников. Планирование качества рабочей силы
Анализ бизнес-процессов. Анализ
качества жизни. Планирование соци ального развития
Рис. 2. Укрупненное дерево целей построения модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации
кий климат, комфортные условия труда, широкие возможности для самореализации личности. В конечном счете - это стабильное качество жизни, что полностью совпадает с главными устремлениями работников машиностроительной корпорации в условиях кризиса. Каждый руководитель хотел бы, что бы работники его машиностроительной корпорации работали эффективно и с полной отдачей сил. Но на пути решения этой задачи существует множество препятствий как объективных, связанных с действием внешних сил, так и субъективных. Субъективные препятствия выражаются в ошибочных установках и приоритетах, в ряде заблуждений, присущих руководителям, в отношении формирования рабочей силы, такими, как недопонимание значимости обеспечения необходимо-
т рр п и . > I "II г п
Внешняя среда, в которой действует машиностроительная корпорация, находится в постоянном движении [2].
Модель управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации, хорошо сочетавшаяся с внешней средой несколько лет назад, сегодня может находиться в состоянии острого конфликта из-за последствий экономического кризиса и ухудшения результатов деятельности корпорации. Машиностроительная корпорация должна постоянно контролировать степень этого несоответствия и вносить коррективы в свою систему, чтобы не допустить дальнейшего нарастания кризиса уже в системе управления корпорацией.
Индикаторами необходимости перемен (т.е. фактического несоответствия модели управления качеством рабочей силы состоя-
104 ТЯА^РПЯТ ШТЯШЕ^ TN ГСТТККТА
Таблица 1. Функции, выполняемые моделью управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации
Функции Описание функции
Юридическое регулирование решение правовых вопросов трудовых отношений; решение правовых вопросов хозяйственной деятельности; согласование распорядительных документов.
Планирование, прогнозирование и маркетинг рабочей силы разработка стратегии управления качеством рабочей силы; анализ и оценка качества рабочей силы; анализ рынка труда, планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе; взаимосвязь с внешними источниками, обеспечивающими корпорацию рабочей силой; оценка кандидатов на вакантную должность; текущая периодическая аттестация работников.
Оформление и учет рабочей силы оформление и учет приема, увольнения, перемещений; информационное обеспечение процессов управления качеством рабочей силы; профориентация; обеспечение занятости.
Анализ и развитие средств стимулирования труда управление трудовой мотивацией; разработка систем оплаты труда; использование средств морального поощрения; разработка форм участия в прибылях и капитале; разработка форма участия работников в управлении корпорацией; создание "корпоративного духа"; техническое и экономическое обучение; переподготовка и повышение квалификации; служебное и профессиональное продвижение; профессиональная и социально-психологическая адаптация новых работников.
Обеспечение условий труда соблюдение требований психофизиологии труда; соблюдение требований эргономики труда; соблюдение требований технической эстетики; охрана труда и техника безопасности; охрана окружающей среды.
Разработка оргструктур, влияющих на качество рабочей силы анализ сложившейся оргструктуры; проектирование и построение новой оргструктуры; уточнение штатного расписания.
Трудовые отношения анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений; анализ и регулирование отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами; социально-психологическая диагностика; соблюдение этических норм взаимоотношений.
Развитие социальной инфраструктуры корпорации организация общественного питания; управление жилищно-бытовым обслуживанием; развитие культуры и физического воспитания; обеспечение охраны здоровья и отдыха; обеспечение детскими учреждениями; управление социальными конфликтами и стрессами.
нию внешней среды) является увеличение текучести и абсентизма, снижение производительности, возникновение конфликтов работников с администрацией и машиностроительной корпорации с государственными органами. Несомненный интерес для российских менеджеров представляет зарубежный опыт построения моделей управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации, который во многом может быть использован в России с учетом современных специфических условий. Творческое применение результатов накопленной практики способно существенно повысить конкурентоспособность современной машиностроительной корпорации.
Эффективное управление качеством рабочей силы и развитие машиностроительной корпорации во многом определяются личностными и профессиональными качествами самого руководителя корпорации, степенью осознания им необходимости учиться самому и способствовать обучению других, чтобы соответствовать постоянно изменяющейся социально-экономической среде. Исполь-
зование устаревших методов управления качеством рабочей силы приводит к снижению мотивации, отсутствию предпосылок повышения производительности труда, низкому уровню количественных и качественных характеристик рабочей силы машиностроительной корпорации. В этой связи, следует предложить для наиболее полного и адекватного учета современных требований и повышения эффективности функционирования машиностроительной корпорации включать в модель программу управления качеством рабочей силы корпорации (рис. 3).
Оценка эффективности модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации основана, прежде всего, на информации о работниках: продвижение по службе, их профессиональные, квалификационные, половозрастные характеристики, медицинские и психологические параметры, производительность и новаторская активность (рис. 4).
Оценка должна осуществляться на протяжении всех фаз управленческой деятельности. Она тесно связана с другими этапами
■>| Улучшение статистики качества рабочей силы Планирование потребности в рабочей силе | Дифференциация рабочей силы
| Оценка персональных качеств рабочей силы
I-----------------------------------------------
II Ротация | Переподготовка 11 Набор | Повышение
¡1 Выбытие I_квалификации_
гост п \1-1 Реструктуризация ;
-----------------------V-----------------------'
—| Совершенствование системы мотивации рабочей силы
Рис. 3. Программа управления качеством рабочей силы как составляющая модели
Критерии оценки
Модель управления качеством рабочей силы V
->Г
Оценка эффективности модели Т
1/
Получение информации о работниках
Продвижение по _службе
Профессиональные характеристики
Квалификационные характеристики
Половозрастные характеристики
Медицинские параметры
Психологические параметры
Производительность^^^
Новаторская активность
Результаты проведения оценки
Уточнение целей и _задач_
Определение мероприятий и средств
Установление сроков достижения целей и задач, исходя из имеющихся средств и возможностей
Нахождение средств и методов для действенного контроля сроков реализации намеченных целей и задач на всех уровнях
<-
<-
Улучшение использования модели управления через обеспечение ее средствами решения вопросов о том, когда необходимо прекратить, а когда усилить какую-либо деятельность
Оценка издержек
Определение реакции работников и менеджеров низшего звена на эффективность использования модели Помощь модели управления - каждый работник вносит свой вклад в дело достижения целей машиностроительной корпорации
Методы оценки
Оценка достижения целей
Метод оценки компетенций
Оценка мотивации
Изучение статистики рабочей силы
<е
Рис. 4. Алгоритм оценки эффективности построения модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации
процесса управления и своими результатами способна побуждать руководителя вносить в него необходимые коррективы. При этом оценка обеспечивает функционирование в машиностроительной корпорации бесперебойной обратной связи.
Также следует заметить, что при оценке эффективности построения модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации следует учитывать затраты на достижение этих целей. Реальная эффективность модели управления может быть определена только из сопоставления степени реализации целей с затраченными на это средствами. Необходимо оценивать эффектив-
ность построения и использования модели управления качества рабочей силы по результатам работы корпорации.
Литература:
1. Ефимова М.Р. Статистические методы в управлении производством. М.: Финансы и статистика, 1998, с. 7.
2. Андреев С.В. Несостоятельность (банкротство) предприятий. Проблемы и пути реформирования экономического кадрового потенциала: Учеб. пособ. - М.: РУЦ, 1996, с. 152.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ
КОРПОРАЦИИ
Шахбазов Э.Д., к.э.н., ведущий научный сотрудник ОАО «СоюзДорНИИ»
В статье структурированы методы оценки качества рабочей силы машиностроительной корпорации. В рамках комплексно-комбинированного метода оценки предложена система показателей, характеризующих качество рабочей силы машиностроительной корпорации.
Ключевые слова: метод, оценка, качество, рабочая сила, машиностроительная корпорация, эффективность.
METHODS OF ASSESSING THE QUALITY OF THE WORKFORCE ENGINEERING
CORPORATION
Schahbazov E., Cand.Econ.Sci., senior research officer JSC «SoyuzDorNII»
The article is structured methods for assessing the quality of the workforce engineering corporation. As part of the complex combination method for assessing proposed a system of indicators characterizing the quality of the workforce engineering corporation.
Keywords: method, evaluation, quality, labor, machine-building corporation, efficiency.
Рассмотрим основные методы оценки качества рабочей силы машиностроительной корпорации. Сложность понятия «качество рабочей силы» машиностроительной корпорации обуславливает многообразие методов и механизмов ее оценки. Измерять количественные и качественные характеристики рабочей силы машиностроительной корпорации можно с помощью, как объективных, так и субъективных методов. В числе наименее употребительных при оценивании качества рабочей силы машиностроительной корпорации выступают экспертные методы. Для объективного определения качества рабочей силы машиностроительной корпорации исключительное значение имеют те методы оценки, которые могут использоваться для решения задачи повышения эффективности
перспективной деятельности корпорации (табл. 1).
При проведении оценки качества рабочей силы машиностроительной корпорации наибольшее распространение получили методы, классифицированные по форме и сущности. Существующий инструментарий оценки качества рабочей силы позволяет только ориентировочно позиционировать оцениваемую машиностроительную корпорацию среди конкурентов исходя из количественных и качественных характеристик привлеченных работников.
Исключением являются подходы, основанные на использовании комплексного метода. При этом такое сравнение по достигнутому уровню качества рабочей силы машиностроительных корпораций производится больше на качественном, а не количественном