Научная статья на тему 'Модель управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента на факультете искусств в педвузе'

Модель управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента на факультете искусств в педвузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ВУЗ / СТУДЕНТ / МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протасова Светлана Викторовна

Статья освещает один из аспектов исследования проблемы моделирования качества музыкально-инструментальной подготовки специалиста в вузе искусств. Последовательная реализация основных компонентов модели управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента составляет основу процесса по формированию базовых компетенций студентов музыкальных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента на факультете искусств в педвузе»

Ш Протасова С.В.

«Модель управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента...»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИСКУССТВ В ПЕДВУЗЕ

С.В. Протасова

QUALITY MANAGEMENT MODEL OF STUDENTS' MUSICAL-INSTRUMENTAL TRAINING AT ART DEPARTMENT IN PEDAGOGICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Protasova S.V.

The article throws light upon one aspect of investigating the quality modelling of specialists' musical-instrumental training in Higher School of Arts. Consistent realisation of the basic components of the quality management model of students' musical-instrumental training forms the basis for main competencies development of musician-students.

Статья освещает один из аспектов исследования проблемы моделирования качества музыкально-инструментальной подготовки специалиста в вузе искусств. Последовательная реализация основных компонентов модели управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента составляет основу процесса по формированию базовых компетенций студентов музыкальных специальностей.

Ключевые слова: искусство, вуз, студент, музыкально-инструментальная подготовка.

УДК 378.016:785

Подготовка квалифицированных специалистов нового поколения является одним из стратегических направлений развития сферы высшего профессионального образования. Именно в последние годы в связи с утверждением «Национальной доктрины образования Российской Федерации», «Федеральной программы развития образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», а также внедрением нового поколения государственных образовательных стандартов возникает актуальная потребность в создании эффективного инструментария управления качеством подготовки специалистов в образовательных учреждениях. Это говорит о том, что качественная профессиональная подготовка должна не только гарантировать удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг, но и рассматриваться как фактор социальной защищенности человека в новых социально-экономических условиях.

Международной организацией по стандартизации ИСО качество определяется как совокупность характеристик объекта, отличительных свойств, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности, ожидания (10).

Под качеством подготовки специалиста в специальной литературе понимается:

- степень соответствия уровня подготовки профессиональным требованиям, предъявляемым к нему как к специалисту,

профессионалу современными экономическими условиями (6, с.49);

- результативность деятельности конкретного образовательного учреждения или системы профессионального образования в целом, измеряемую уровнем восстре-бованности выпускников социальными партнерами (8, с.37).

Современные исследования в области музыкальной педагогики показывают, что профессиональная подготовка будущих специалистов представляет собой многостороннюю систему, объединяющую относительно самостоятельные, но взаимосвязанные и взаимообусловленные виды подготовки. Ведущими учеными рассмотрены различные аспекты профессиональной подготовки студентов-музыкантов (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, И.Н. Немыкина, Г.М. Цыпин и др.):

• разработана профессиографиче-ская концепция преподавателя музыки и исследован комплекс знаний, умений и навыков в его теоретической, методической, вокально-хоровой и инструментальной подготовке (2);

• раскрыты вопросы методологической подготовки учителя музыки как области деятельности, связанной с выявлением, анализом и обобщением теоретических основ, являющихся фундаментом данной профессии (1);

• выявлены возможности формирования аналитических умений и развитие интеллектуально-творческих способностей студентов на основе освоения комплекса обобщенных понятий (4).

На сегодняшний день можно констатировать существенные достижения в сфере профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов. В то же время эту тему нельзя считать исчерпанной. Для музыкального образования остаются актуальными вопросы качества музыкально-инструментальной подготовки студента, так как владение музыкальным инструментом, является важным как в процессе подготовке будущего учителя-музыканта, так и в дальнейшей его профессиональной деятельности

(2, 9).

При этом речь идет не о подготовке исполнителя в широком смысле слова. Исполнительский аспект в нашем случае подразумевает подготовку педагога-музыканта, которая, в первую очередь, должна отвечать его педагогической деятельности и задачам музыкального воспитания школьников.

Проведенный анализ вузовской музыкально-инструментальной подготовки студентов свидетельствует о том, что решение проблемы качества подготовки специалиста в данной области решается сложно. Причин тому несколько:

- разный уровень начальной музыкальной подготовки у поступающих в вуз (школа искусств, педагогическое, музыкальное училище);

- недостаточное количество учебных часов, отведённых государственным образовательным стандартом на освоение специальной дисциплины «Основной музыкальный инструмент»;

- структура музыкально-инструментальная подготовка включает ограниченный круг дисциплин (основной музыкальный инструмент, концертмейстерский класс), которые не в полной мере отвечают комплексному характеру профессиональной деятельности и т.д.

Таким образом, практическое овладение механизмами управления качеством подготовки студента до сих пор является ключевой проблемой, требующей от преподавателя не только профессиональных знаний, но и конкретных навыков в этой области. В связи с этим опыт в области управления качеством подготовки студента требует тщательного изучения, осмысления и использования в современных образовательных условиях педвуза искусств.

Обращаясь к понятию «качество музыкально-инструментальной подготовки студента», и, анализируя его составляющие, мы пришли к выводу, что качество в этой области является действием многих факторов, среди которых первостепенное значение имеют: качество абитуриентов и их мотивация на дальнейшую профессиональную деятельность.

ы

Ш Протасова С.В.

«Модель управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента...»

Качество абитуриентов характеризует возможность достижения качества подготовки с точки зрения внешних ресурсов, преобразуемых в процессе подготовки в «конечный продукт» (молодые специалисты для сферы музыкального образования). Оценка качества абитуриентов как исходного «материала» необходима для последующего сравнения того, что получилось по окончании высшего учебного заведения с тем, что было на входе.

Практический опыт работы позволил выявить, что на сегодняшний день соотношение количества местных и иногородних абитуриентов сократилось в пользу первых, что объясняется высокой конкуренцией среди вузов данной направленности. При этом наблюдалось снижение уровня их изначальной подготовки. Например: в 2006 году 64,8 % абитуриентов до поступления в вуз окончили музыкальную школу или музыкально-эстетический лицей и только 35,2 % от общего числа зачисленных, имели средне-специальное музыкальное образование (училище искусств, педагогическое училище).

Результаты вступительного экзамена по основному музыкальному инструменту показали, что у абитуриентов не сформированы в достаточной степени базовые компетенции, связанные с музыкально-исполнительской деятельностью. В большинстве случаев мы сталкивались с низким уровнем сложности исполнительской программы; малым репертуарным багажом абитуриента; слабым владением музыкальным инструментом и культурой исполнения; сложности работы с семантикой музыкального текста и т. д.

Основная причина низкого уровня базовых компетенций студентов видится в недостаточном внимании к проблеме управления качеством исполнительской подготовки на уровне музыкальной школы и средне-специальных учебных заведений. Исправить такое положение, компенсировав некоторые пробелы в музыкальном образовании студента, можно за счет внедрения в образовательный процесс вуза модели управления

качеством музыкально-инструментальной подготовки специалиста.

Анализ литературы показал, что общая концепция управления качеством на уровне музыкально-инструментальной подготовки студента педвуза еще не сложилась. Данный факт можно объяснить сложностью моделирования в сфере музыкального исполнительства и спецификой рассматриваемого объекта.

Термин «модель» мы применяем в общепринятом значении, как «обобщенное отражение явления, результат абстрактного обобщения практического опыта, соотнесение теоретических представлений об объекте и эмпирических знаний о нем» (5, с. 104). При построении модели управления качеством музыкально-инструментальной подготовки были учтены требования, предъявляемые к моделям: во-первых, она должна отобразить степень целостности процесса или явления; во-вторых, дать описание условий его протекания; в-третьих, она должна строиться структурно целесообразно (3).

Разработанная модель ориентирована на будущего специалиста как субъекта подготовки и предполагает определенные изменения в достижении качественно нового уровня сформированности базовых компетенций, связанных с музыкально-инструментальной деятельностью: теоретических, исполнительских и личностных.

Структура модели управления качеством музыкально-инструментальной подготовки представляет собой ряд относительно самостоятельных блоков (целевой, функ-циональн ый, структурно-содержательный, результативный, условия реализации модели). Взаимодействие и взаимосвязь перечисленных блоков является необходимой предпосылкой рационального управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента в педвузе.

Моделирование процесса подготовки осуществляется сверху вниз по иерархической лестнице, исходя из цели управления качеством музыкально-инструментальной подготовки, как главного системообразующего компонента.

Целевой блок, связан с планированием качества как результата подготовки специалиста. Он реализуется через постановку стратегической цели управления качеством. Целеполагание в музыкально-инструментальной подготовке студентов представляет собой единство двух групп целей: внешних и внутренних.

Внешние цели зафиксированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Они составляют основу системы целей, направленной на подготовку компетентных специалистов в сфере образования.

Внутренние цели ориентированы на удовлетворение личностных потребностей студентов, которые складываются из ряда составляющих:

• понимания будущего профессионального статуса и предназначения;

• осознания роли изучаемой дисциплины в дальнейшей профессиональной деятельности;

• интереса к предмету;

• потребности в накоплении и расширении границ компетенций по изучаемому предмету.

Важным в управлении качеством музыкально-инструментальной подготовки, на наш взгляд, является тот факт, что внутренние и внешние цели должны соотноситься между собой, действую по принципу вложенности.

Таким образом, стратегическая цель управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента определена как подготовка компетентного специалиста для сферы музыкального образования.

Структурно-содержательный блок связан с утверждением структуры и содержания основной программы подготовки. В нашем случае, под структурой понимается собственно система инструментальной подготовки студента, которая состоит из дисциплин предметной подготовки.

В музыкально-инструментальной подготовке студента мы выделили три диффе-

ренцированные системы, соответствующие многопрофильной музыкально-исполнительской деятельности будущего педагога-музыканта: методико-практическая, кон-цертно-исполнительская, ансамблевая.

Ядром каждой из перечисленных систем является урок, как основополагающее начало качества подготовки. Отсюда следует, что повышение качества всей системы подготовки неразрывно связано с поиском путей управления индивидуальным занятием в исполнительском классе и нахождением эффективных способов его организации.

Говоря о содержании музыкально-инструментальной подготовки, как важной составляющей качества, необходимо отметить, что оно должно включать музыкальные произведения различных стилей (барокко, классицизм, романтизм, неоклассические стили), жанров (инвенции, сюиты, прелюдии и фуги, сонаты, концерты, пьесы, этюды), форм (сонатная, вариационная, рондо, свободная формы).

В подборе репертуара сложно выделить один фактор, который определял бы дальнейшее развитие студента. В его основе лежит ряд принципов:

• профессиональная направленность содержания обучения и его значимость для сферы профессиональной деятельности;

• учет сложности репертуара и соответствия музыкально-исполнительскому развитию студента;

• принцип доступности музыкального материала с точки зрения реальных интеллектуальных, физических, технических возможностей студента;

• принцип стилевого и жанрового разнообразия;

• принцип педагогической целесообразности и перспективности ближайшего развития;

• принцип системности, позволяющий представить музыкально-исторический процесс в содержании музыкально-инструментальной подготовки как целостное образование.

Функциональный блок сводится, в свою очередь, к процессу реализации определенных ранее целевого и структурно-

ы

Ш Протасова С.В.

«Модель управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента...»

содержательного этапов. Функционирование системы управления качеством музыкально-инструментальной подготовки осуществляется посредством управленческих действий (функций), применяемых преподавателем в музыкально-исполнительском классе.

Качество управления музыкально-инструментальной подготовкой выражается степенью проявления в деятельности преподавателя управленческих функций: чем полнее их проявление, тем более эффективной станет работа по управлению качеством. Следует отметить, что мы изучали не эффективность управления вообще, а его действенность в достижении реальной цели в условиях конкретного процесса музыкально-инструментальной подготовки студента.

В своем исследовании мы опираемся на концепцию А.И. Субетто (7), согласно которой управление качеством разбивается на три обобщенные функции управления.

Так, стратегия управления качеством музыкально-инструментальной подготовки на уроке конкретизируется через функции целеполагание, диагностику, планирование качества.

Механизм управления качеством осуществляется посредством функций организации и мотивации студента.

Функции обратной связи раскрываются через контроль и оценку качества, анализ результатов урока.

Выделенные функции образуют управленческий цикл, т.е. последовательную реализацию управленческих действий преподавателя с целью приведения системы музыкально-инструментальной подготовки студента в качественно новое состояние.

Резул ьтативно-коррекционн ый блок как необходимая часть процесса управления качеством подготовки студента отражает сформированность теоретических, исполнительских и личностных компетенций студента.

Рассматривая формирование компетенций студента как показатель качества подготовки студента-музыканта, который требует непрерывности и поступенности, были выделены его основные уровни: уровень адаптации, уровень освоения, уровень

применения, уровень трансляции, уровень творчества. Каждый из представленных уровней взаимодействует с предшествующим и последующим, отражая динамику формирования компетенции студента при переходе с уровня на уровень. При этом два последних уровня сформированности базовых компетенций (трансляции и творчества) признаны достаточными для достижения качества музыкально-инструментальной подготовки студента

Условия реализации модели рассматриваются как комплекс специально созданных средств необходимых для эффективной управленческой деятельности. В качестве условий реализации модели управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента-музыканта были выделены.

- мотивация студента на профессиональную деятельность, как необходимый компонент для создания системы побуждений в процессе музыкально-инструментальной подготовки;

- организация взаимодействия с целью установить положительную обратную связь во взаимоотношениях педагога и студента и достичь ситуации доверия, сотрудничества в процессе музыкально-инструментальной подготовки;

- создание морально-психологического комфорта на уроке, способствующего самораскрытию и самореализации студента в музыкально-исполнительской деятельности;

- индивидуальная траектория подготовки студента для реализации индивидуального и дифференцированного подхода к процессу профессиональной подготовки.

Таким образом, управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студентов в педвузе как целенаправленный, планомерный процесс формирования базовых компетенций студента посредством организованного комплекса управленческих действий включает прохождение следующей цепочки действий:

• планирование качества как результата подготовки специалист, реа-

лизуемого через постановку стратегической цели управления качеством;

• установление структуры и содержания подготовки, рассматриваемой в рабочих программах и учебно-методических комплексах по предметам музыкально-инструментальной подготовки;

• процесс реализации целевого и структурно-содержательного блоков посредством управленческих функций, применяемых преподавателем на уроке в музыкально-исполнительском классе (целее-полагание, диагностика, планирование, организация, мотивация, контроль и оценка качества),

• определение эффективности управления качеством подготовки по уровню сформированных базовых компетенций студента (теоретических, исполнительских и личностных);

• выполнение условий реализации модели управления качеством музыкально-инструментальной подготовки;

• оценка соответствия процесса и результатов деятельности поставленной цели, выявление положительных и отрицательных моментов;

• сравнение реальных результатов управления качеством музыкально-инструментальной подготовки с ожидаемыми и их корректировка в случае, если результат не соответствует сконструированной модели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин, Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки [Текст] /Э.Б. Абдуллин. -М.: МИРОС, 1992. - 72с.

2. Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки [Текст] / Л.Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

3. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) [Текст] / В. С. Ильин. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

4. Немыкина, И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки [Текст]: Учебное пособие. - Свердловск: Изд-во Свердловского педагогического инта, 1988. - 64 с.

5. Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация [Текст]; Словарь-справочник / В.М. Полонский. - М.: Владос, 1995. - 236 с.

6. Синцова, Л.К. Качество образования как основа эффективной профессиональной деятельности специалиста [Текст] // Профессиональное образование в регионе: основные направления и качество подготовки специалистов / Под ред. Л.Р. Гусляковой, Л.К. Синцовой, М.М. Попковой. - Барнаул-Шумановка, 2000. - 168 с.

7. Субетто, А.И. Введение в квалиметрию высшей школы [Текст] /А.И. Субетто. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1991.

8. Фролов, Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалиста. [Текст] / Ю.В. Фролов, Д.А. Ма-хотин // Высшее образование сегодня. -2004. - № 8. - С. 34-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика [Текст] / Г.М. Цыпин. - СПб.: Алетейя, 2001.

10. ГОСТ Р ИСО 9000:2001, Государственный стандарт РФ: Система менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст]. - М, 2001. - 25 с.

Об авторе

Протасова Светлана Викторовна, старший преподаватель кафедры музыкально-инструментальной подготовки, аспирант кафедры педагогики Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Сфера научных интересов - проблема управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента в педагогическом вузе. svikt29 @ramblcr. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.