Научная статья на тему 'Индивидуально-деятельностный подход в управлении качеством музыкально-инструментальной подготовки студентов педвуза'

Индивидуально-деятельностный подход в управлении качеством музыкально-инструментальной подготовки студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протасова Светлана Викторовна

Освещен один из аспектов исследования проблемы качества музыкально-инструментальной подготовки специалиста в вузе. Отмечено, что в основе его повышения лежит ряд методологических подходов, среди которых особое значение имеет индивидуально-деятельностный, позволяющий отследить проявления индивидуальности в музыкально-исполнительской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-деятельностный подход в управлении качеством музыкально-инструментальной подготовки студентов педвуза»

Следует обратить особое внимание еще на один вид учебной нагрузки студентов -подготовку и написание исследовательских работ (курсовых и дипломных). Данный вид учебно-исследовательской деятельности в системе высшего образования зачастую становится непродуктивным. Нередко работы представляют собой многократные копии интернет-плагиата, и, к примеру, набор в поисковой системе одной фразы из выполненной «работы» легко приводит к источнику - коллекции готовых рефератов и дипломных работ. Поэтому, если преподаватель заинтересован в написании студентами самостоятельных работ, он должен каждый год предлагать на выбор новые темы, имеющие проблемный характер и звучащие нестандартно. Заранее обсуждая со студентами структуру работ, также следует избегать типовых формулировок. Если игнорировать типичный на сегодня способ подготовки студенческих работ, то интеллектуальный и культурный уровень студентов - будущих учителей будет постоянно снижаться.

Итак, опасность первая - создание глобальной компьютерной сети ведет к концентрации в ней коллективных знаний, которые, будучи распределены на каждого отдельного пользователя, оказываются минимальными (в Интернете - неисчислимо много, в умах-почти ничего). Опасность вторая, возможно, менее острая, но имеющая тактическое значение, - чрезмерное увлечение компьютерными средствами наглядности, в том числе презентациями. Проведенный опрос студентов 1 - 2-х курсов об эффективности применения на уроках презентаций показал, что вначале, в силу новизны, они привлекали внимание, пробуждая в какой-то мере интерес к предмету, но вскоре к ним привыкали, и лучшему усвоению материала они практически не способствовали. Конечно, следует иметь в виду уровень подготовки презентации, уместность ее использования в соответствии с конкретными условиями, а также характер комментариев учителя.

В процессе применения любого нового способа образовательной деятельности главной должна оставаться педагогическая цель. Инновационные образовательные

технологии, дидактические методы, средства должны быть использованы в педагогической деятельности не ради внедрения новшества как такового (к примеру, презентация ради презентации), а для совершенствования учебно-воспитательного процесса. К сожалению, это не всегда так. Поэтому, учитывая сложившиеся реалии, преподаватели должны воспитывать у студентов культуру работы в информационно-образовательной среде,творческий подход к учебно-исследовательской деятельности, демонстрировать и характеризовать продуктивные направления работы с компьютерными технологиями и Интернетом, выявлять назревшие противоречия в учеб-но-воспитательном процессе, взаимодействии с учащимися, стремиться прогнозировать дальнейшее развитие образовательного процесса и в соответствии с выявленными тенденциями принимать глубоко продуманные и зачастую нетривиальные решения.

С. В. ПРОТАСОВА ( Саратов)

ИНДИВИДУАЛЬНОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

Освещен один из аспектов исследования проблемы качества музыкально-инструментальной подготовки специалиста в вузе. Отмечено, что в основе его повышения лежит ряд методологических подходов, среди которых особое значение имеет индивидуально-деятельностный, позволяющий отследить проявления индивидуальности в музыкально-исполнительской деятельности.

В современной социокультурной ситуации, рассматривающей личность педагога как один из решающих факторов, в сфере музыкального образования возникает потребность в новых подходах к качеству профессиональной подготовки специалистов.

© Протасова С.В., 2008

Подготовка квалифицированных специалистов нового поколения, способных адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, находить эффективные нестандартные решения профессиональных задач, является приоритетной задачей сферы высшего профессионального образования и предполагает создание в образовательных учреждениях системы управления качеством подготовки студентов, гарантирующей удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг.

Требования к качеству подготовки специалистов отражены в Законе РФ об образовании, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и государственных образовательных стандартах. Они отображают современные тенденции и направлены на совершенствование процессов педагогического образования, что позволяет рассматривать повышение качества подготовки будущего специалиста как актуальное направление междисциплинарных научных исследований.

При этом качество подготовки специалиста рассматривается как результат деятельности конкретного образовательного учреждения или системы профессионального образования в целом, измеряемый уровнем восстребованности выпускников социальными партнерами [6: 37].

Сегодня можно констатировать существенные достижения в профессиональной подготовке будущих педагогов, в то же время эту тему нельзя считать исчерпанной, поскольку неисчерпаемы объект управления - личность студента и учебный процесс как динамичные и развивающиеся системы.

Особенности музыкально-педагогиче-ского образования и ретроспективный анализ литературы по проблеме позволяют предположить, что повышение качества музыкально-инструментальной подготовки студента-музыканта возможно на основе системного, индивидуально-деятельностно-го, рефлексивного, компетентностного подходов.

Выделение данных подходов в управлении качеством музыкально-инструмен-тальной подготовки обусловлено рядом обстоятельств, среди которых важное значение имеют:

• демократизация и гуманизация образования и подход к нему как к целостной системе;

• утверждение гуманистических ценностей и приоритетные позиции, ценность самой личности, богатство ее духовного мира;

• специфика урока в музыкально-исполнительском классе, заключающаяся в индивидуальной форме обучения, т.е. в условиях дидактического взаимодействия;

• разнородность контингента студентов по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей.

На сегодняшний день в отечественной науке и практике существуют разнообразные подходы к процессу подготовки специалиста, среди которых в контексте данного исследования следует назвать индивидуально-творческий, личностно-деятель-ностный, индивидуальный, деятельностный.

Концепция индивидуально-творческого подхода [3] обеспечивает личностный уровень овладения специальностью, выявление и формирование творческой индивидуальности будущего учителя в вузе, развитие его педагогических взглядов, неповторимой технологии деятельности на основе общего и профессионального образования.

Объединив личностный и деятельностный подходы к обучению, И.А. Зимняя предлагает личностно-деятельностный подход в качестве психологической основы организации обучения иностранному языку [2: 22].

Проблема индивидуального подхода к учащимся и студентам рассмотрена в исследованиях отечественных ученых, посвященных процессу самостоятельной работы учащихся общеобразовательной школы (И.Э. Унт); различным сочетаниям коллективной и индивидуальной работы учащихся (В.И. Загвязинский); в программированном обучении (Ю.Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская).

В музыкальной педагогике под индивидуальным подходом традиционно понимается система работы с конкретным студентом в течение всех лет его обучения на субъект-субъектной основе. Ее основная цель заключается в сохранении и дальнейшем развитии индивидуальности студента, его потенциальных и реальных возможностей.

Деятельностный подход к педагогическому процессу предполагает формирование системы знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств в специально организованной деятельности.

В основу теории деятельностного подхода заложены идеи Л.С. Выготского о том, что личность в активной форме должна присваивать исторический опыт человечества; выводы исследования Н.А. Менчинской, определяющей зависимость особенностей усвоения элементов содержания образования от структуры познавательной деятельности; основы концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, характеризующие процесс получения знаний в результате выполнения учащимся системы действий.

Выделение индивидуально - деятельно -стного подхода в управлении качеством музыкально -инструментальной подготовки аргументировано тем, что оба компонента (индивидуальный и деятельностный) анализируемого подхода неразрывно связаны. Индивидуальность студента выражается в музыкальных способностях (слух, память, мышление и т.д.), характеристиках личностной неповторимости (темперамент, уровень общекультурного развития, характер, музыкальные пристрастия), проявляется в музыкально-исполнительской деятельности и выступает её субъектом. Деятельность, в свою очередь, наряду с другими факторами определяет развитие студента как субъекта.

Данное основание послужило причиной объединения индивидуального и деятельностного подходов в системе музыкально -инструментальной подготовки: первый подход учитывает неповторимый сплав музыкально-исполнительских особенностей студента, второй - ориентирует на усвоение им профессионально необходимых знаний, умений и навыков в музыкально -исполнительской деятельно -сти.

Представляется необходимым более подробно рассмотреть компоненты, которые составляют основу данного подхода: индивидуальность и деятельность.

Педагогический энциклопедический словарь определяет индивидуальность как неповторимое своеобразие отдельного че-

ловека, совокупность только ему присущих особенностей, мотивов. Конкретное сочетание мыслей, чувств, мотивов и желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, способностей и др. особенностей человека образует уникальную целостную структуру переживающей личности [4: 105].

Система занятий в музыкальных классах на основе индивидуального подхода к ученику (студенту) стала основной формой организации процесса исполнительской подготовки со времени возникновения музыкальной педагогики. При этом понятие «индивидуальность» в музыкальной педагогике рассматривают с нескольких позиций: как указание на отличительные особенности данного индивида, его специфичность, неповторимость, которые определяются природными задатками, склонностями, и как неповторимо своеобразный сплав качеств музыканта-испол-нителя [5].

Индивидуальность студента-музыкан-та проявляется в исполнительской деятельности. Являясь одним из видов творческой деятельности, исполнительская деятельность представляет собой процесс воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского мастерства, т.е. его художественную интерпретацию.

В связи с тем, что музыкально-инструментальная подготовка связана с формированием необходимых компетенций студента в деятельностный форме, в ее процессе обнаруживаются все характеристики индивидуальности человека, к которым

Н.М. Борытко относит интересы, склонности, способности человека, особенности его психического склада, памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли, темперамента и самоорганизации, самопонимания [1: 175], т.е. совокупность черт, отличающих и выделяющих данного индивида от других.

Внедрение индивидуально-деятельностного подхода предполагает осуществление ряда преобразований в управлении качеством музыкально -инструментальной подготовки, основанных на следующих принципах:

• использование в процессе подготовки не однотипных, равных для всех, а различных, зависящих от индивидуальных особенностей, опыта и уровня развития студента моделей подготовки;

• ориентация на индивидуальность студента и её всестороннее развитие: индивидуальные особенности, задатки, чувства и эмоции - все подлинно субъективное должно играть первостепенную роль в процессе профессиональной подготовки;

• учет личностных возможностей и имеющихся специфических проблем студента - уровень начальной подготовки и музыкального развития, техническая оснащенность, индивидуальные трудности (состояние игрового аппарата, мышечное напряжение, зажатость, профессиональные заболевания и т.д.);

• установка на возрастающие по степени сложности и объему от курса к курсу исполнительские программы, компенсируя недостатки и подчеркивая достоинства студента в музыкально -исполнительской подготовке;

• устойчивая профессиональная направленность и максимальное приближение всех видов исполнительской деятельности к дальнейшей профессиональной деятельности студента в сфере музыкального искусства;

• организация опыта музыкально-исполнительской деятельности в процессе музыкально-инструментальной подготовки в вузе, позволяющей сформировать необходимые исполнительские компетенции.

Индивидуально -деятельностный подход в полной мере отвечает специфике музыкально-инструментальной подготовки в вузе, создавая необходимые условия для формирования профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта.

Литература

1. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Н.М. Борьггко; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 288 с. (Профессионализм педагога).

2. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. 222 с.

3. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество /В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. 140 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.П. Болотов, JI.C. Глебова

и [др.]. М.: Большая Рос. энцикл., 2003. 528 с.

5. Савшинский, С.И. Детская фортепианная педагогика / С.И. Савшинский // Вопросы фортепианной педагогики. М.: Музыка, 1976. Вып. 4. 272 с.

6. Фролов, Ю.В. Компетентностная мо-

дель как основа оценки качества подготовки специалиста /Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин // Высш. образование сегодня. 2004. №8.

С. 34-41.

Ю.С. ЦЫБУЛИНА (Волгоград)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

Дается определение понятия «культура организации свободного времени», анализируются результаты анкетирования учителей и студентов, выделяются педагогические условия, рассматривается влияние гендерного фактора на воспитание у будущего учителя культуры организации свободного времени.

Происходящий в настоящий момент в России процесс трансформации социальной структуры общества постепенно приводит к смене его социальных ориентиров, а также к переосмыслению и переоценке каждым человеком жизненных норм и ценностей. В связи с этим наблюдается формирование нового, отличного от предыдущего образа жизни и среды обитания, влияющих на организацию человеком своего бюджета времени, в том числе и свободного.

Вопрос времени занимает главнейшие области современной науки и знания, ведь оно пронизывает всю человеческую жизнь, практическую и духовную. В философии время определяется как величина, которой свойственны однородность, одномерность, упорядоченность, непрерывность, однонаправленность и необратимость. Овладение временем является одной из главных среди разумных целей человека, ведь человек сам творит определенные явления

и, таким образом, является властелином их времени [3].

© Цыбулина Ю.С., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.