Раздел 7
Инновационные технологии в хореографическом искусстве
УДК 793.3:316.354.2
А. В. Седнева
Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
а^вт. [email protected]
Научный руководитель: Г. В. Говорухина, кандидат социологических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Аннотация. Представлен авторский взгляд на содержание понятия «управление хореографическим коллективом». Предложена модель управления современным любительским хореографическим коллективом, включающая в себя ряд блоков: формирование коллектива, организационное развитие хореографического коллектива, взаимодействие участников танцевального ансамбля, повышение эффективности творческой работы хореографического коллектива. Автор характеризует ключевые особенности и принципы эффективного управления любительским хореографическим коллективом.
Ключевые слова: любительский хореографический коллектив, руководство любительским хореографическим коллективом, руководитель любительского хореографического коллектива, управление хореографическим коллективом, модель управления, стратегия, модель стратегического развития.
В течение многих лет от руководителей учреждений культуры требовалось только поддерживать функционирование своего учреждения культуры. Главное, было осуществлять деловой процесс внутри коллектива, контролировать дисциплину и выполнение должностных обязанностей [1, с. 37].
Ранее функционирование учреждения культуры полностью обеспечивалось бюджетными деньгами, а его работники несли культуру и искусство в массы. Сейчас бюджета едва хватает на основную деятельность организации, все чаще говорят о реформировании бюджетной сферы, а, следовательно - урезании и этой части бюджетных средств. Поэтому назрела необходимость изменения модели руководства учреждением. Благополучие традиционных культурных учреждений теперь зависит от того, насколько они готовы активно действовать в современных условиях, понять и определить своё место в обществе, найти своего потребителя. А это возможно только: через проектную деятельность; расширение оказываемых услуг; поиск дополнительных средств; привлечение спонсоров.
Учреждение культуры не может эффективно работать в проектном режиме, так как не имеет для этого модели стратегического развития. Необходимы инструменты перехода от функционирования к стратегическому развитию. Остановимся на ключевых вопросах и проблемах этого процесса. Начнём с определения стратегии [4, с. 79].
Стратегия - это процесс определения и установления связи организации с её окружением, состоящий в попытках достичь желаемого результата посредством эффективного распределения ресурсов; процесс определения и установления связи с окружающей средой. В этом одно из важных отличий стратегического менеджмента от функционирования, направленного на обеспечение деятельности внутри организации. Чаще всего к стратегическому развитию обращаются в сложное для коллектива время, когда необходимо сделать прорыв, сконцентрировать все усилия. Поэтому решения принимаются в зависимости от ситуации как внутри учреждения, так и в его окружении [5, с. 213].
Управление хореографическим коллективом можно рассматривать как совокупность следующих управленческих процессов:
- анализ среды;
- определение целей;
- выбор стратегии;
- выполнение стратегии;
- оценки и контроля выполнения.
Любой хореографический коллектив можно рассматривать как социально - экономическую систему. Обязательными условиями для ее эффективного функционирования являются стабильность и устойчивость [4, с. 30].
Разработка стратегии, по сути, и есть формулирование идеи развития и определение приоритетов действий, средств, методов достижения целей на основе тех условий, в которых коллектив находится. Говоря о развитии и управлении, необходимо также акцентировать, что в этом процессе принимают участие все участники коллектива. Наряду с руководителем в разработке стратегии развития коллектива должна активно участвовать команда единомышленников. Все участники коллектива должны понимать, какие цели перед ними стоят и как их можно достичь в рамках того или иного проекта [3, с. 11].
Модель управления хореографическим коллективом можно представить следующим образом: (см.: схема 1), которая включает в себя 4 этапа: формирование коллектива; развитие коллектива, проходящее в трех стадиях; взаимодействие участников коллектива; повышение эффективности работы коллектива.
Управление коллективом - многоплановая и сложная задача, для решения которой нужны большие временные и организационные затраты. Проблемы управления коллективом возникают из-за вины руководителя, который, в свою очередь, не всегда может грамотно и хорошо руководить. В большинстве случаев, едва ли не самой сложной проблемой управления коллективом является налаживание трудовых отношений и создание хорошего морального климата [3, с. 15].
Трудовые отношения начинаются с момента приёма участника в коллектив, когда взаимоотношения между участником и руководителем устанавливаются с помощью соглашения. В обязанности руководителя входит ознакомление участника с условиями, правами и обязанностями, правилами внутреннего порядка, инструкциями по технике безопасности и другими правилами.
Для предоставления участникам определённой свободы действий используется делегирование полномочий, предполагающее возложение определённых обязанностей, необходимых для выполнения задач. Характер делегирования полномочий зависит от стиля управления хореографическим коллективом, конкретной обстановки, в которой выполняются задачи. Критическим фактором, определяющим эффективность работы коллектива, является поведение каждого из его членов. Роли в коллективе должны распределяться таким образом, чтобы каждый его участник мог вести себя инициативно и ответственно при выполнении поставленных задач, а также способствовать социальному взаимодействию в коллективе [4, с. 117].
В целом можно отметить несколько важнейших подходов к управлению хореографическим коллективом. Особенности каждого подхода показаны в виде совокупности критериев (принципов), используемых при управлении.
1. Ключевой принцип организации:
• эффективность;
• гармония.
Схема. Модель управления хореографическим коллективом
2. Отношение к работе:
• направлено на выполнение задачи и ее реализации;
• направлено на выполнение обязанностей.
3. Конкуренция:
• свободная и явная конкуренция;
• конкуренция выражена достаточно ярко, но проявляется только в определённых условиях.
4. Отношение руководителя к участникам коллектива:
• контактные;
• «семейные», длительные [5, с. 431].
Руководителю коллектива необходимо помнить, что каждый участник коллектива - это личность. Он не просто обучается искусству танца, он реализует себя как личность. И обращаться надо с ним как с личностью: не столько стимулировать, сколько признавать работу, труд, человека, личность.
Руководителю коллектива следует быть внимательным к тому, чтобы привлеченные им к обучению участники хореографического коллектива:
• испытывали удовлетворение от работы, от пребывания в коллективе и от контактов с его участниками;
• чувствовали себя личностями;
• верили в надежность своего коллектива [2, с. 267].
Таким образом, модель управления хореографическим коллективом отражает конкретные приемы и ценностные ориентации управления.
Список литературы
1. Арнольдов, А. И. Введение в культурологию. - Москва : Народ. академия культуры и обще-человеч. ценностей, 1993. - 349 с.
2. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом: теория и практика. - Москва : Юрайт, 2014. - 382 с.
3. Боголюбская, М. С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах : учеб.-метод. пособие. - Москва : Искусство, 1982. - 34 с.
4. Тарасенко, В.В. Концептуальные основы социального управления (методические аспекты) // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 2. - С. 247-259.
5. Шипунов, В. Г. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии : учеб. пособие / В. Г. Шипунов, Е. Н. Кешкель. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Высшая школа, 1999. - 304 с.
Anastasia V. Sedneva
Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) artem. [email protected]
Scientific Chief: Galina V. Govorukhina, Ph. D. in Sociology, Associate Professor
Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
MANAGEMENT MODEL FOR A CHOREOGRAPHIC GROUP
Abstract. The paper outlines the author's view on a meaning of the "management of a choreographic group" term, describes a model of management of a today's amateur choreographic ensemble that includes the next several blocks: building of a team, organizational development of a choreographic group, interaction between a dance ensemble participants, improvement of the effectiveness of creative work of a choreographic ensemble. The author discloses the key peculiarities and principles of effective management of an amateur choreographic group.
Keywords: an amateur choreographic group, management of an amateur choreographic team, head of the amateur choreographic team, management of a choreographic ensemble, control model, a strategy, a model of strategic development.
УДК 004:793.3
Н. Н. Шаховалов, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИА-ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ СЦЕНИЧЕСКИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ)
Аннотация. Охарактеризованы особенности, конструктивный эффект, преимущества и перспективы применения передовых компьютерных мультимедиа-технологий в области сценического оформления хореографической постановки. Автор аргументирует тезис о необходимости режиссуры мультимедиа-проекта, излагает перечень основных требований, предъявляемых к разработке высококачественного мультимедиа-продукта, раскрывает содержание ключевых этапов его разработки, характеризует инструментарий и элементы технологического оснащения процесса создания мультимедиа-проектов.
Ключевые слова: мультимедиа, проектирование, проект мультимедиа, мультимедиа продукт, виртуальная реальность, интерактивность, режиссер мультимедиа, короткий видеоролик для монтажа (футаж), match moving, 3D mapping, виртуальный перформанс.
Стремительное развитие средств информационного проектирования и моделирования на основе компьютерных технологий открывает новые перспективы в использовании мультимедийных средств в различных направлениях художественного творчества.
В современной хореографии компьютерные мультимедиа технологии получили широкое применение. Использование современных технологий дает возможность режиссерам-хореографам создавать постановки, объединенные единой темой, стилем и сюжетом. Высокотехнологичные концерты привлекают публику своей новизной, актуальностью, интерактивностью, виртуальностью.
Зрителю важно увидеть эксклюзивно новые номера, спектакли, шоу-программы, а использование современных компьютерных технологий способствует их заинтересованности.
Для наилучшего восприятия предметов и процессов человек использует все органы чувств, что и создает эффект системного восприятия явлений мира во всем его многообразии. Мультимедийные средства позволяют сочетать текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию, а потому призваны реально воплощать идеи о возможности человека «путешествовать» во времени и пространстве с помощью компьютера, развивать творческие способности, художественное и эстетическое восприятие.
Рассмотрим сущность понятия мультимедиа в современной научной литературе. Определяя термин мультимедиа, О. В. Шлыкова отмечает, что происходит он от соединения английских слов -«multy», «múltiple» (множественный, складной, состоящий из многих частей) и «media» (среда, средство) или, точнее, от латинских слов multum (Много) и media, médium (средоточие, средство, способ). Таким образом, дословно «мультимедиа» означает «многие среды».
Мультимедиа определяется как электронный носитель информации, сочетающий в себе текст, звук, графику, а в последнее время все чаще анимацию и видео [4].
В настоящее время существует широкий арсенал современного программного обеспечения для создания мультимедиа проектов. Это программы для:
- видеомонтажа (Windows Movie Maker, Adobe After Effects, CC Edius Pro, Bolide Movie Creator, ZS4, Adobe Premiere Pro CC и др.);