Раздел 7
Инновационные технологии в хореографическом искусстве
УДК 793.3:316.354.2
А. В. Седнева
Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
а^вт. tkach94@mail.ru
Научный руководитель: Г. В. Говорухина, кандидат социологических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
govorgv@gmail.com
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Аннотация. Представлен авторский взгляд на содержание понятия «управление хореографическим коллективом». Предложена модель управления современным любительским хореографическим коллективом, включающая в себя ряд блоков: формирование коллектива, организационное развитие хореографического коллектива, взаимодействие участников танцевального ансамбля, повышение эффективности творческой работы хореографического коллектива. Автор характеризует ключевые особенности и принципы эффективного управления любительским хореографическим коллективом.
Ключевые слова: любительский хореографический коллектив, руководство любительским хореографическим коллективом, руководитель любительского хореографического коллектива, управление хореографическим коллективом, модель управления, стратегия, модель стратегического развития.
В течение многих лет от руководителей учреждений культуры требовалось только поддерживать функционирование своего учреждения культуры. Главное, было осуществлять деловой процесс внутри коллектива, контролировать дисциплину и выполнение должностных обязанностей [1, с. 37].
Ранее функционирование учреждения культуры полностью обеспечивалось бюджетными деньгами, а его работники несли культуру и искусство в массы. Сейчас бюджета едва хватает на основную деятельность организации, все чаще говорят о реформировании бюджетной сферы, а, следовательно - урезании и этой части бюджетных средств. Поэтому назрела необходимость изменения модели руководства учреждением. Благополучие традиционных культурных учреждений теперь зависит от того, насколько они готовы активно действовать в современных условиях, понять и определить своё место в обществе, найти своего потребителя. А это возможно только: через проектную деятельность; расширение оказываемых услуг; поиск дополнительных средств; привлечение спонсоров.
Учреждение культуры не может эффективно работать в проектном режиме, так как не имеет для этого модели стратегического развития. Необходимы инструменты перехода от функционирования к стратегическому развитию. Остановимся на ключевых вопросах и проблемах этого процесса. Начнём с определения стратегии [4, с. 79].
Стратегия - это процесс определения и установления связи организации с её окружением, состоящий в попытках достичь желаемого результата посредством эффективного распределения ресурсов; процесс определения и установления связи с окружающей средой. В этом одно из важных отличий стратегического менеджмента от функционирования, направленного на обеспечение деятельности внутри организации. Чаще всего к стратегическому развитию обращаются в сложное для коллектива время, когда необходимо сделать прорыв, сконцентрировать все усилия. Поэтому решения принимаются в зависимости от ситуации как внутри учреждения, так и в его окружении [5, с. 213].
Управление хореографическим коллективом можно рассматривать как совокупность следующих управленческих процессов:
- анализ среды;
- определение целей;
- выбор стратегии;
- выполнение стратегии;
- оценки и контроля выполнения.
Любой хореографический коллектив можно рассматривать как социально - экономическую систему. Обязательными условиями для ее эффективного функционирования являются стабильность и устойчивость [4, с. 30].
Разработка стратегии, по сути, и есть формулирование идеи развития и определение приоритетов действий, средств, методов достижения целей на основе тех условий, в которых коллектив находится. Говоря о развитии и управлении, необходимо также акцентировать, что в этом процессе принимают участие все участники коллектива. Наряду с руководителем в разработке стратегии развития коллектива должна активно участвовать команда единомышленников. Все участники коллектива должны понимать, какие цели перед ними стоят и как их можно достичь в рамках того или иного проекта [3, с. 11].
Модель управления хореографическим коллективом можно представить следующим образом: (см.: схема 1), которая включает в себя 4 этапа: формирование коллектива; развитие коллектива, проходящее в трех стадиях; взаимодействие участников коллектива; повышение эффективности работы коллектива.
Управление коллективом - многоплановая и сложная задача, для решения которой нужны большие временные и организационные затраты. Проблемы управления коллективом возникают из-за вины руководителя, который, в свою очередь, не всегда может грамотно и хорошо руководить. В большинстве случаев, едва ли не самой сложной проблемой управления коллективом является налаживание трудовых отношений и создание хорошего морального климата [3, с. 15].
Трудовые отношения начинаются с момента приёма участника в коллектив, когда взаимоотношения между участником и руководителем устанавливаются с помощью соглашения. В обязанности руководителя входит ознакомление участника с условиями, правами и обязанностями, правилами внутреннего порядка, инструкциями по технике безопасности и другими правилами.
Для предоставления участникам определённой свободы действий используется делегирование полномочий, предполагающее возложение определённых обязанностей, необходимых для выполнения задач. Характер делегирования полномочий зависит от стиля управления хореографическим коллективом, конкретной обстановки, в которой выполняются задачи. Критическим фактором, определяющим эффективность работы коллектива, является поведение каждого из его членов. Роли в коллективе должны распределяться таким образом, чтобы каждый его участник мог вести себя инициативно и ответственно при выполнении поставленных задач, а также способствовать социальному взаимодействию в коллективе [4, с. 117].
В целом можно отметить несколько важнейших подходов к управлению хореографическим коллективом. Особенности каждого подхода показаны в виде совокупности критериев (принципов), используемых при управлении.
1. Ключевой принцип организации:
• эффективность;
• гармония.
Схема. Модель управления хореографическим коллективом
2. Отношение к работе:
• направлено на выполнение задачи и ее реализации;
• направлено на выполнение обязанностей.
3. Конкуренция:
• свободная и явная конкуренция;
• конкуренция выражена достаточно ярко, но проявляется только в определённых условиях.
4. Отношение руководителя к участникам коллектива:
• контактные;
• «семейные», длительные [5, с. 431].
Руководителю коллектива необходимо помнить, что каждый участник коллектива - это личность. Он не просто обучается искусству танца, он реализует себя как личность. И обращаться надо с ним как с личностью: не столько стимулировать, сколько признавать работу, труд, человека, личность.
Руководителю коллектива следует быть внимательным к тому, чтобы привлеченные им к обучению участники хореографического коллектива:
• испытывали удовлетворение от работы, от пребывания в коллективе и от контактов с его участниками;
• чувствовали себя личностями;
• верили в надежность своего коллектива [2, с. 267].
Таким образом, модель управления хореографическим коллективом отражает конкретные приемы и ценностные ориентации управления.
Список литературы
1. Арнольдов, А. И. Введение в культурологию. - Москва : Народ. академия культуры и обще-человеч. ценностей, 1993. - 349 с.
2. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом: теория и практика. - Москва : Юрайт, 2014. - 382 с.
3. Боголюбская, М. С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах : учеб.-метод. пособие. - Москва : Искусство, 1982. - 34 с.
4. Тарасенко, В.В. Концептуальные основы социального управления (методические аспекты) // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 2. - С. 247-259.
5. Шипунов, В. Г. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии : учеб. пособие / В. Г. Шипунов, Е. Н. Кешкель. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Высшая школа, 1999. - 304 с.
Anastasia V. Sedneva
Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) artem. tkach94@mail.ru
Scientific Chief: Galina V. Govorukhina, Ph. D. in Sociology, Associate Professor
Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
govorgv@gmail.com
MANAGEMENT MODEL FOR A CHOREOGRAPHIC GROUP
Abstract. The paper outlines the author's view on a meaning of the "management of a choreographic group" term, describes a model of management of a today's amateur choreographic ensemble that includes the next several blocks: building of a team, organizational development of a choreographic group, interaction between a dance ensemble participants, improvement of the effectiveness of creative work of a choreographic ensemble. The author discloses the key peculiarities and principles of effective management of an amateur choreographic group.
Keywords: an amateur choreographic group, management of an amateur choreographic team, head of the amateur choreographic team, management of a choreographic ensemble, control model, a strategy, a model of strategic development.
УДК 004:793.3
Н. Н. Шаховалов, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
snn_1979@mail.ru
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИА-ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ СЦЕНИЧЕСКИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ)
Аннотация. Охарактеризованы особенности, конструктивный эффект, преимущества и перспективы применения передовых компьютерных мультимедиа-технологий в области сценического оформления хореографической постановки. Автор аргументирует тезис о необходимости режиссуры мультимедиа-проекта, излагает перечень основных требований, предъявляемых к разработке высококачественного мультимедиа-продукта, раскрывает содержание ключевых этапов его разработки, характеризует инструментарий и элементы технологического оснащения процесса создания мультимедиа-проектов.
Ключевые слова: мультимедиа, проектирование, проект мультимедиа, мультимедиа продукт, виртуальная реальность, интерактивность, режиссер мультимедиа, короткий видеоролик для монтажа (футаж), match moving, 3D mapping, виртуальный перформанс.
Стремительное развитие средств информационного проектирования и моделирования на основе компьютерных технологий открывает новые перспективы в использовании мультимедийных средств в различных направлениях художественного творчества.
В современной хореографии компьютерные мультимедиа технологии получили широкое применение. Использование современных технологий дает возможность режиссерам-хореографам создавать постановки, объединенные единой темой, стилем и сюжетом. Высокотехнологичные концерты привлекают публику своей новизной, актуальностью, интерактивностью, виртуальностью.
Зрителю важно увидеть эксклюзивно новые номера, спектакли, шоу-программы, а использование современных компьютерных технологий способствует их заинтересованности.
Для наилучшего восприятия предметов и процессов человек использует все органы чувств, что и создает эффект системного восприятия явлений мира во всем его многообразии. Мультимедийные средства позволяют сочетать текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию, а потому призваны реально воплощать идеи о возможности человека «путешествовать» во времени и пространстве с помощью компьютера, развивать творческие способности, художественное и эстетическое восприятие.
Рассмотрим сущность понятия мультимедиа в современной научной литературе. Определяя термин мультимедиа, О. В. Шлыкова отмечает, что происходит он от соединения английских слов -«multy», «múltiple» (множественный, складной, состоящий из многих частей) и «media» (среда, средство) или, точнее, от латинских слов multum (Много) и media, médium (средоточие, средство, способ). Таким образом, дословно «мультимедиа» означает «многие среды».
Мультимедиа определяется как электронный носитель информации, сочетающий в себе текст, звук, графику, а в последнее время все чаще анимацию и видео [4].
В настоящее время существует широкий арсенал современного программного обеспечения для создания мультимедиа проектов. Это программы для:
- видеомонтажа (Windows Movie Maker, Adobe After Effects, CC Edius Pro, Bolide Movie Creator, ZS4, Adobe Premiere Pro CC и др.);